Урок математики в 1 классе «Ломаная линия. Многоугольник. Состав числа 7».
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Баранова Нина Владимировна

Цели: познакомить с понятиями ломаная линия и многоугольник, умение их различать и изображать; закрепить состав числа 7 и взаимосвязи между частью и целым, а также навыки счёта в пределах 7; тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematika_1_kl.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе

УМК «Перспектива»

Тема урока: «Ломаная линия. Многоугольник. Состав числа 7».

Цели: познакомить с понятиями ломаная линия и многоугольник, умение их различать и изображать; закрепить состав числа 7 и взаимосвязи между частью и целым,  а также навыки счёта в пределах 7; тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, игровой, частично-поисковый, ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальный, фронтальный.

Оборудование:

У учащихся: карточки  с числами от ё до 7; 5 одинаковых бумажных полосок; зелёные и жёлтые листочки.

Презентация

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Вспомните правила поведения на уроке.

Слушай внимательно,

Объясняй обстоятельно.

Ответить захочешь – не шуми.

А только руку подними.

- Будьте внимательными и любознательными, ведь знания сегодня вы  будете добывать сами, хотя мы не сможем обойтись без повторения того, что вам знакомо.

  1. Актуализация знаний.

      Звучит песня «Винни-Пух и его друзья» (сл. Б.Заходера, муз. М. Вайнберга) (Слайд 1)

- Какой сказочный герой поёт эту песню?  (Винни-Пух)

Он и его друзья помогут нам сегодня на уроке. Вместе с Винни-Пухом  мы отправляемся к мудрой Сове за темой нашего урока. По дороге вас ждут задания. Приготовьте карточки для устного счёта.

Учитель открывает доску, на которой изображён маршрут (в виде разных линий), по которому будут двигаться ученики, выполняя задания. На доске также написана тема урока, но она закрыта от учеников.

- Сначала Винни-Пух пошёл по дорожке.   (Слайд  2)

   Учащиеся вычисляют значения выражений и показывают карточки с числами 5, 1, 7 и 6

- Винни-Пух пришёл к озеру.   (Слайд  3)

- Ослик смотрел в озеро и вспоминал состав числа 7.

Ученики вспоминают состав числа 7.

(Слайд 3)

- Винни-Пух пошёл дальше и навестил своего друга Пятачка, который придумывал задачи в стихах. Решите их и покажите ответы карточками.

(Слайд 4)

Дружно муравьи живут

И без дела не снуют

Два несут травинку,

Два несут былинку,

Три несут иголки.

Сколько всех под ёлкой?

- Что в задаче неизвестно: целое или часть?   (целое.)

- Как найти целое?   (Надо сложить части.)

- Сколько в задаче частей? Назовите первую часть. Назовите вторую часть. Назовите третью часть. Чему равно целое?  (7).

В хоре семь кузнечиков

Песни распевали.

Вскоре пять кузнечиков

Голос потеряли.

Сосчитай-ка без лишних слов-

Сколько петь осталось голосов?

- Что в задаче неизвестно? Как найти часть? Что является целым? Назовите известную часть. Какую часть получили?

   Винни-Пух дошёл по дорожке до домика Совы. Она спит, но во сне что-то говорит. Может быть, она считает в уме? (Слайд 5)

Игра «День-ночь»

- Я говорю примеры, вы их решаете и говорите окончательный ответ: 7-5+4 – 3 + 2-1 – 2 + 4.

   Покажите правильный ответ. Сова проснулась и предлагает вам сделать зарядку вместе с ней.

  1. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все мы можем посчитать.

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим,

Потянулись на носочках столько раз

Сколько пальцев на руке у вас.

Раз, два, три, четыре. Пять!

Ходим мы на месте.

Прибавляем, вычитаем,

Математику мы знаем.

  1. Постановка проблемы и поиск выхода из неё.

- Сова просит вас обратить внимание на дорожки, по которым шёл Винни-Пух.   (Слайд 6)

- Знакомы ли они вам? (Первая дорожка похожа на незамкнутую линию, вторая дорожка – это замкнутая линия, третья дорожка тоже, наверное, незамкнутая линия.)

-Почему вы та решили про третью дорожку?

-На какую линию она похожа? (На первую линию.)

-Чем похожа?  (Она незамкнутая.)

- Чем отличается? (Имеет углы, прямые стороны.)

- Как бы вы назвали эту линию? Такую линию принято называть ломаной незамкнутой.

  1. Открытие нового знания. Формулировка темы.

– У вас на столах лежат 5 полосок – моделей отрезков. Постройте из них ступеньки, по которым Винни-Пух смог бы подниматься к Сове.

   Дети строят ступеньки на партах. Один  ребёнок может с учителем выполнять задание на доске. (Слайд 7)

- На какую линию похожи ступеньки?  (На незамкнутую ломаную.)

- Из чего мы её строили? (Из отрезков.)

- Можно  ли из этих отрезков построить замкнутую линию?  (Да.). Постройте. Какая фигура получилась?  (Многоугольник.) Сколько у него углов? (5). Предположите, как называется тема нашего урока. (Ломаные линии.)

  1. Физкультминутка.

Поднимает руки класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперёд смотри – это три.

Руки в стороны пошире развернули на четыре.

Самого себя обнять – это пять.

Всем ребятам дружно сесть – это шесть.

Громко крикнуть «А» надо всем – это семь.

А когда мы скажем восемь – значит, тишины попросим.

  1. Первичное закрепление.

Работа по учебнику: № 1, с.4

- Какие линии мы видим? (ломаные.)

- Чем ломаная линия  в учебнике отличается от тех, которые строили мы? (Здесь есть буквы.  Они называют каждый отрезок.)

-Попробуйте назвать первую ломаную линию, перечисляя буквы поочередно. Посмотрите на вторую линию.  Что о ней можно сказать?  (Это тоже ломаная линия) и т. д.

Учащиеся выполняют задание № 2, с. 4с комментированием.

  1. Самостоятельная работа  самопроверкой.

- Что вы видите в задании № 3 на с. 4?  (незаконченные выражения и ломаные линии.)

- Из чего состоят ломаные?  (Из отрезков.)

- Чем отличаются ломаные? (Цветом.)

- Сколько  отрезков в красной ломаной?  (4)

- Сколько отрезков в синей ломаной?

(3)

- Что показывает цифра 3, записанная с этими ломаными?  (Количество отрезков синей ломаной.)

- Кто догадался, что надо сделать?  (Надо дописать выражение – это сумма отрезков красной и синей ломаных.)

-Состав какого числа будем повторять?  (7)

 Ученики выполняют задание самостоятельно. Для проверки учитель вывешивает эталон – правильно выполненное задание.

  1. Рефлексия.

- С какими линиями мы сегодня познакомились? Какие бывают линии? Из чего состоят ломаные линии? Какие фигуры получаются из замкнутых линий?

Мне очень понравился урок, вы хорошо работали, правильно отвечали, внимательно слушали. Вам было интересно на уроке, вы поняли новую тему?

На парте у вас лежат листки (Слайд 8).

Если  вы всё поняли, чувствовали себя на уроке комфортно и спокойно, то прикрепите к дереву зелёный листок, а если вы волновались, не поняли тему – то жёлтый листок.