Урок по теме "Цена, Количество. Стоимость" 2 класс
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Гусева Галина Александровна

Представлена методическая разработка урока по теме "Цена.Количество.Стоимость" во 2 классе. Программа "2100" Использована проблемно - диалогоческая технология. Урок - знакомсто с новым материалом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_po_teme_tsena_kolichestvo_stoimost.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Формы работы

Средства

Деятельность учителя

Деятельность учащихся и предполагаемый результат

УУД

1.Организация класса.

1-2 мин.

Фронтальная

Слайд 1

Девиз урока

Сегодня, дети, у нас очень сложный и интересный урок. А девизом нашего урока будет пословица «Знание собирается по капле».

Как вы её понимаете? (Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не все сразу).

Итак, не будем терять время, начинаем работать.  Работать сегодня будем на листочках. Напишите на них свою фамилию.

Объясняют смысл  фразы.

К, Л

2.Актуализация знаний.

3-5 мин

Самооценка 1 мин

Подводящий диалог. Выполнение подготовительных заданий.

5- 7  мин

Фронтальная

Слайд 2.  Ключ к шифру

Слайд 3  

табличка и картинки с изображением магазина.

Начнём свою работу с устного счёта. Вам надо будет расшифровать слово, которое поможет нам определить тему урока. Найдите табличку  в задании № 1. Ответы будем писать в  клеточках первого  ряда.

 Первый множитель 4, Второй множитель 6. Чему равно произведение? (24-Н ) Как считали?

40 разделить на 8? (5 -А) Как считали?

Запишите однозначное нечётное число, которое делится на 3 (9 - А)

Произведение двух чисел 30 . Один из множителей равен 3 . Чему равен второй множитель ( 10-З ) Как  найти неизвестный множитель?

Когда произведение двух чисел разделили на множитель 3, то получили множитель 7. Чему было равно произведение ?  (21- И) Как считали?

Первый множитель неизвестен. Второй множитель 4. Произведение 32. Запишите. Чему равен первый множитель. (8- Г) Как считали?

Найти неизвестный множитель, если произведение 27, а первый множитель равен 9 ( 3- М). Как считали?  

Расположите получившиеся ответы в порядке возрастания  и запишите слово, которое  сегодня будет для нас важным.

24

5

9

10

21

8

3

Н

А

А

З

И

Г

М

- Какие знания помогли вам быстро выполнить эти задания?

Оцените себя на этом этапе

Раскрась смайлик рядом с каждым пунктом: ( синий цвет – очень хорошо, зелёный – хорошо. красный – не очень хорошо)

- Я знаю таблицу умножения.

-Я знаю названия компонентов и результата действия умножения.

- Я знаю,  как найти неизвестный множитель, если известно произведение и другой множитель.

Итак, сегодня на уроке нам предстоит отправиться в магазин.

Скажите, а что делают в магазине?

 Кто из вас самостоятельно совершал покупки в магазине?

Если вам нужно что-то купить, что вы должны знать,  когда идёте  в магазин?

Знания таблицы умножения и деления.

В магазине совершают покупки.

Что нужно купить, сколько это стоит и сколько надо заплатить на кассе денег.)

П, Л

Р, П

Р, Л

К

Самооценка 1 мин

Ситуация затруднения. В целях определения нового знания.

Определение темы урока, постановка целей. 2 мин.

Уточнение и закрепление нового знания. знаний. 2 мин

Самооценка 1 мин

Физкультминутка 1 мин

Фронтальная

Фронтальная работа.

Работа в парах

Индивидуальная

Слайд 4 На  слайде слова: длина, масса, объём, периметр, площадь.

Слайд5 с вопросом

Слайд 6 Картинка с ценниками. И предметами.

На слайде 7 слова: килограмм. Литр, штука, рубль. Копейка, метр

Слайд8.

- Посмотрите следующее задание. Прочитайте слова и подумайте, почему данные слова я объединила в одну группу?  Рядом запишите общее слово.

Длина, масса, объём, периметр, площадь – величины . Проверьте по слайду.

Оцените себя. Раскрасьте смайлик  (синий цвет – очень хорошо, зелёный – хорошо. красный – не очень хорошо).

-Я знаю величины.  

-Подумайте,  как связаны слова величина и магазин.  Какой же  возникает вопрос?.

Ну, что ж, я тоже задала себе этот вопрос.( На доске появляется вопрос  «Какие величины интересуют нас в магазине?»)

 Чтобы ответить на него, давайте представим себе, что мы оказались в магазине, где можно купить разные школьные принадлежности. Помогут нам в этом ребята Даша и Тимофей

Скажите, о чём говорила Даша, сообщая нам, что есть тетради по 3 рубля, 15 рублей и по 24 рубля?

Ребята, Даша сообщала нам цену предмета, то есть она сказала, сколько стоит одна тетрадь ( выставить карточку со словом на доску)

 А можно ли цену узнать без продавца? Где она обозначена?  Что показывает ценник? (Сколько стоит 1 такой предмет.). Посмотрите  на слайд. Что написано на ценниках .А Кого вы видите  на фотографии слева .Почему президент страны так внимательно рассматривает витрины магазина?

Торговля – важная отрасль экономики. Правительство любой страны стремится не допускать роста цен, так как люди не смогут обеспечить себя продуктами питания, необходимыми товарами .

А  что имел ввиду Тимофей, когда сообщил, что ему нужно 5 тетрадей?

( Карточка со словом выставляется на доске).

- Что же показывает количество?

Да, когда мы идём в магазин, нам обязательно нужно знать, сколько  предметов нужно купить.

А теперь объясним, о чём говорила Даша, когда произнесла фразу «С вас 15 рублей»

Ребята, Даша назвала стоимость, то есть то, что мы заплатили за всю покупку.    ( Карточка со словом на доске).

Посмотрите на доску. Какова же тема нашего урока? Что бы вы хотели узнать про эти величины?

Чтобы всё хорошо запомнить , давайте  ещё раз повторим, что такое цена, количество и стоимость.?

Чем цена отличается от стоимости?

Но  если перед нами величины, то их можно измерить.

Посмотрите на следующее задание на листочках.  Прочитайте слова. Обсудите в паре, какие единицы измерения нужны для каждой величины.  Соедините линией слово – название величины и единицы  его измерения  

-Проверьте по слайду.

-Что в магазине измеряется в литрах, килограммах, метрах.                                                          -                         Приведите примеры.

- Выберите единицы измерения цены.

- В чем же измеряется стоимость?

Килограмм, рубль, литр, штука,  копейка, метр

Цена                     Количество                      Стоимость

 

Оцените себя на этом этапе раскрасьте смайлик(синий цвет – очень хорошо, зелёный – хорошо. красный – не очень хорошо).

-Я знаю единицы измерения цены, количества и стоимости

-Я умею работать в паре.

  Игра в мяч: учитель бросает мяч и называет товар, ученики приседают, если товар измеряют в килограммах, хлопают в ладоши – если в литрах,  подпрыгнуть, если в метрах, подмигнуть соседу, если в штуках.

Конфеты, молоко, ткань, карандаши,    картошка,  лимонад,  арбузы, учебники, клубника, нитки( в катушках),   яйца,  

Тихонько сели и продолжаем работать.

Эти слова называют величины, которые мы учили.    

Может быть, какие величины могут быть в магазине

Два подготовленных ребёнка разыгрывают сценку «В магазине»

Даша говорила о том. Сколько стоит одна тетрадь.

Цена обозначена на ценнике. Дети рассказывают о ценовой политике

Количество. Количество показывает сколько предметов мы купили.

Она просила заплатить за всю покупку.

Дети повторяют и объясняют величины

Дети выбирают нужные карточки

Дети определили тему.  Определяют цели урока.

К, П

Р, Л, П

П

П, К

К, П

П, Р

Первичное закрепление.  2- 3 мин.

3-4 мин.

Самооценка 1 мин

Создание проблемной ситуации. Уточнение целей урока. 2 мин

Открытие нового знания.  5-7 мин

Формулирование выводов. 2 мин

 Работа в парах.

Индивидуальная.Фронтальная.

Слайд9

Слайд 10 вопросы

слайд11 предметныйрисунок таблица

Cлайд 12 предметный рисунок таблица

Слайд 13 предм. Рис. и табл.

Слайд 14

Посмотрите следующее задание у вас на листочках

Поработай в паре. Прочитай задачи и найди в них величины. (Выдели то, что говориться о цене красным,  о количестве – синим, о стоимости – зелёным)

Задача 1.Купили 4 тетради по 5 рублей. Сколько денег заплатили?

Задача 2. Пять одинаковых открыток стоят 30 рублей. Сколько стоит одна открытка?

Задача 3. Один пирожок стоит 7 рублей. Сколько пирожков может купить Саша, если у него есть 28 рублей?

Проверка.

 На  слайде тексты задач с нужными выделениями.

Что надо  известно в первой задаче? (цена 5 рублей и количество 4 теради). А что надо узнать? (стоимость)

Что известно во второй задаче?( количество-5 открыток и стоимость – 30 рублей) Что надо узнать?( цену).

Что известно в третьей задаче? (цена 7 рублей  и стоимость 28 рублей) Что надо узнать( количество).

 Оцените свою работу. Раскрасьте смайлик рядом с каждым пунктом(синий цвет – очень хорошо, зелёный – хорошо. красный – не очень хорошо).

- Я смог найти в задаче то, что говорится о  цене

-Я смог найти в задаче то, что говорится о  стоимости

-Я смог найти в задаче то, что говорится о  количестве

Ребята, а встречались ли нам раньше задачи с такими величинами?( нет)

 Можем ли мы сразу решить эти задачи? (нет)

Каких знаний нам не хватает? Какая проблема возникает? ( Как найти количество, если известны цена и стоимость.  Как найти стоимость, если известны цена и количество.  Как найти цену, если известны стоимость и количество).

- Итак, чему мы должны научиться ? ( Находить стоимость. Цену и количество)

 Как мы можем представить задачу, чтобы решить её? ( В виде рисунка или схемы).

 Будем рассматривать рисунки к задаче и решать задачи.

Рассмотрим  первую задачу. Посмотрите на слайд.  Как можно узнать стоимость 4терадок, если одна тетрадь стоит 5 рублей? (По 5 взять 4 раза). Запишите решение. Используя действие сложения. ( 5+5+5+5=20 руб)  1 чел на доске.

Цена

Количество

Стоимость

5 руб.

4 тетр.

? руб.

Но мы знаем умножение. Как записать решение задачи умножением? ( 5 * 4 =20 руб)

 Запишите решение умножением (1 чел на доске).

  Скажите словами, что мы сделали? ( цену умножили на количество и получили стоимость) Составьте буквенную запись( 1 чел на доске двигает карточки с буквами). Появляется запись Ц * К = С

Посмотрите на следующий слайд. Что нам во второй задаче известно? Что надо узнать? Какое выполним действие, чтобы узнать, сколько стоит одна открытка? Почему выполняем деление ( 30 рублей разделим на 5 равных частей и узнаем, таким образом, сколько стоит 1 предмет

(30 : 5 =6 руб.) Запишите решение.   1 чел на доске.

Скажите словами, что мы сделали. (Чтобы найти, сколько стоит один предмет, нужно стоимость разделить на количество.)

Составьте буквенную запись 1 чел на доске. (На доске карточка С : К = Ц)

Рассмотрим задачу по буквой в. Что нам известно? Что надо узнать? Итак, на 28 рублей купили пирожки по 7 рублей за пирожок.  Какое действие надо выполнить, чтобы узнать количествопирожков. Почему?  (Будем отдавать по 7 рублей за пирожок, пока не закончатся деньги, т.е.выполним деление(28: 7=4пир.) 1 чел на доске

 Запишите решение.  Скажите словами, что мы сделали. Составьте буквенную запись 1 чел на доске.

На доске карточка С:Ц =К

 Рассмотрите карточки.  Сравните  примеры. Записанные слева  и наши формулы. Что замечаете? Как называются компоненты при умножении?  Что является множителями у нас?  А что будет произведением? Как найти неизвестный множитель? Что мы можем сказать про цену, количество, стоимость. Давайте сформулируем ещё раз,  как найти стоимость покупки, как найти цену, как узнать количество купленных предметов.

7 * 3 = 21

21 : 3 = 7

21 : 7 = 3

Проверим по учебнику наши выводы. Стр/ 13 правило

Подведём небольшой итог нашей работе. Скажите, что мы хотели сделать?   Задание выполнено?     Какие знания  нам помогли?( знания таблицы умножения, взимосвязи умножения и деления)

Дети работают с текстами задач.

Дети называют величины. Определяют известно и неизвестное

Ситуация затруднения

Дети рассматривают рисунки. Таблицы, пробуют объяснить решение задач.

Дети сравнивают столбики выявляют общее

К, П,

Л, Р

Р, П,

К

П, Р

П, К, Р

Р

П, Р

П, Р, л

Л

Применение новых знаний. 2 мин.

Взаимооценка 1 мин

Дидактическая игра.

Работа в парах

Учебник

Фронтальная Слайды 16

 А теперь попробуем применить наши новые знания. Прочитайте следующее задание. Рассмотрите таблицы. Поработаем в парах. Придумайте задачи по таблице. По первой строке составляет первый вариант. По второй строке составляет второй вариант. Свои задачи проговорите шёпотом друг другу и обсудите правильность составления.

Проверка. Дети рассказывают свои задачи.

Как будем решать первую задачу? Расскажите словами.  Почему выбираем такое действие?

Запишите решение задачи  на своём листочке. 1 чел на доске.

Как будем решать вторую задачу? Какое выберем действие7 Почему? Запишите решение в тетрадь.  1 чел на доске

Поменяйтесь листочками.

 Проверьте решение по слайду и исправьте ошибки. Оцените работу своего товарища. Раскрасьте смайлик.

- Вы готовы поиграть в игру « Совершим покупку»?

У вас у каждого 50 рублей. На этой полке всё по 10 рублей .Цена одинаковая. Сколько вещей вы можете купить, истратив все деньги? (5 )

Сколько вещей купили, если осталась сдача 10 рублей? (4)

Сколько вы получите сдачи, если купите только 3 вещи? ( 20 рублей)

Цена упала до 5 рублей. Больше или меньше вы сможете купить вещей? ( больше) Сколько? (10 )

Цена выросла до 25 рублей. Больше или меньше вы теперь можете купить вещей? (меньше) Сколько? (2)

Обсуждают в парах задачи, записывают решения.. проводят взаимооценку

К, П

Л, К

Рефлексия1 мин

Самооценка1 мин

Д. з. 1 мин

Слайд 17:

Слайд 18

Наш урок подходит к концу. Давайте посмотрим, чему мы научились.

Продолжите предложения по слайду……..

Сегодня на уроке я познакомился …

Я узнал, что…

Я научился…                                                                                                                                              Полученные знания я смогу применить, когда…

Раскрасьте смайлики

Я теперь знаю, что такое цена,  что такое количество, что такое стоимость.

Я умею находить стоимость покупки, зная количество и цену товара.

Я смогу применить полученные знания в жизни.

Посмотрите ещё раз на свою работу и поставьте себе отметку за урок.

Домашнее задание  У. стр 12- 13 правила. стр 13 № 3 Слайд 15

Дети выполняют самооценку

Р, Л

Открытый урок по математике

Учитель Гусева Г.А.  2 класс. Программа «Школа 2100».

Тема урока      «Цена. Количество Стоимость»

Цель: - знакомство с величинами «цена», «количество», « стоимость»

-выявление общего способа решения задач с данными величинами.

-развитие эмоциональной сферы, творческого мышления; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.     

-формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.    

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: дети познакомятся с понятиями цены, стоимости товара, научатся решать задачи, связанные с данными величинами.

Метапредметные:

-Познавательные: формирование умения осуществлять логические операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения;  формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстрации; формирование умения интерпретировать информацию, заданную таблицей.

-Регулятивные: формирование умения отделять известное от  неизвестного, формулировать цели своей работы, выполнять самоконтроль и самопроверку.

-Коммуникативные:  формирование умения точно отвечать на поставленный вопрос; выступать перед коллективом; доказывать свою точку зрения, работать в паре.

-  Личностные: формирование умения критически подойти к своему ответу, самоанализу при выставлении отметок, осуществление оценки работ и ответов одноклассников на основе критериев учебной деятельности,               

 Методы и приёмы:                                                                                                                                                                                                           -Подводящий диалог, создание проблемной ситуации, побуждающий диалог.                                                                                                           --Работа в парах                                                                                                                                                                                                         -Индивидуальные задания                                                                                                                                                                                                                                                                                                            -Фронтальная  работа

Используемая технология: проблемно- диалогическая.

Оборудование: рабочие листы у детей, карточки со словами «цена», « количество», «стоимость», карточки « Ц*К=С», «С : К =Ц», «С : Ц = К», презентация к уроку.. компьютер, проектор, учебник Т.Е. Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких «Математика» 2 класс часть 3.

Тип урока:  урок – открытие нового знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Цена, количество, стоимость",3 класс

План-конспект открытого урока математики "Цена, количество, стоимость", 3 класс....

Технологическая карта урока «Литературное чтение» в 3 классе по теме «Сказка – ложь, да в ней намек…» (Русская сказка «Кот и лиса») Количество уроков в теме – 2 часа.

1.      Предметная: Знакомство с жанром « сказка», признаками сказки. Умение искать скрытый смысл. Работа с архаизмами. Уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, поль...

Конспект урока математики "Цена, количество, стоимость" (2 класс, Школа России)

Конспект урока математикиТема: Цена, количество, стоимостьЦели деятельности учителя: формирование умения решать задачи с величинами "цена", "количество", "стоимость"...

Презентация к уроку математики для 3-го класса "Цена. Количество. Стоимость. Работа с таблицей".

В презентации размещены материалы, способствующие лучшему усвоению данной темы, интересные интерактивные задания....

Урок математики "Цена. Количество. Стоимость." 3 класс

Урок метематики в 3 классе. Тема урока "Цена. Количество. Стоимость". Открытие новых знаний....