Пояснительная записка
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

                     Пояснительная записка по математике 4 класс  по программе " Школа 21 века" .Пояснительная записка содержит следующие разделы: учебно-тематическое планирование,содержание курса, требования к уровню подготовки учащихся. перечень учебно-методического обеспечения, средства и формы контроля, планируемые результаты, список литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Математика» в 4 классе разработана на основе авторской программы В.Н.Рудницкой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» М.: Вентана-Граф).

Преподавание  осуществляется в соответствии с:

* Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).

*Программой начального  общего образования по математике.

*Федеральным базисным учебным планом для начального общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).

Математика – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для полноценного интеллектуального развития, формирования мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок, а также математическую подготовку учащихся к дальнейшему обучению Нужна для  формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся.

Важнейшими целями обученияявляются создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.

Реализация в процессе обучения первой цели связана прежде всего с организацией работы по развитию мышления ребёнка, формированием его творческой деятельности.

В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определенным объемом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах. Однако постановка  цели — подготовка к дальнейшему обучению — не  означает, что курс является пропедевтическим. Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что именно на  этой ступени у учащихся должно начаться формирование  элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникает теоретическое сознание и  мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности  и мотивов учения.

В связи с этим в основу отбора содержания обучения  положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки  зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение  преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средне школе; обогащение математического опыта младших школьников за счет включения в курс новых вопросов,  ранее не изучавшихся в начальной школе; развитие интерес к занятиям математикой.

Сформулированные принципы потребовали конструирования такой программы, которая содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; элементы алгебры; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развёртывается всё содержание обучения. Понятийный  аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура.

В соответствии с Образовательной программой школы на 2013 – 2014 учебный год рабочая программа рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю.

II. Учебно – тематический план

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Множество целых неотрицательных чисел.

9

Арифметические  действия с многозначными числами.

89

Величины и их измерение.

6

Алгебраическая пропедевтика.

5

Высказывания.

9

Геометрические понятия.

16

Треугольники и их виды.  

2

Итого

III.Содержание курса.

Элементы арифметики

 Множество целых неотрицательных чисел.

      Многозначное число;  классы и разряды многозначного числа. Десятичная система записи чисел. Чтение и запись многозначных чисел.

Сведения из истории математики. Римские цифры:  I, V, X, L, C, D, М; запись дат римскими цифрам; примеры записи чисел римскими цифрами.

    Свойства арифметических действий.

Арифметические действия с многозначными числами.

Устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел.

Умножение и деление на однозначное число, на двузначное и трёхзначное число.

Простейшие устные вычисления.

Решение арифметических задач разных видов, требующих выполнения 3-4 вычислений.

Величины и их измерение.

    Единицы массы: тонна и центнер. Обозначение: т, ц. Соотношение: 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг. Скорость равномерного прямолинейного движения и её единицы. Обозначения: км/ч, м/с, м/мин. Решение задач на движение.

Точные и приближённые значения величины (с недостатком, с избытком). Измерения длины, массы, времени, площади с заданной точностью.

Алгебраическая пропедевтика.

Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы. Таблицы.

Равенства с буквой. Нахождение неизвестного числа, обозначенного буквой.

Логические понятия.

Высказывания.

Высказывание и его значение (истина, ложь).  Составление высказываний и нахождение их значений.

Решение задач на перебор вариантов.  

Геометрические понятия.

Многогранник. Вершина, ребра и грани многогранника.

Построение прямоугольников. Взаимное расположение точек, отрезков, лучей, прямых, многоугольников, окружностей.

Треугольники и их виды.  

Виды углов. Виды треугольников в зависимости от вида углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные).        

Виды треугольников в зависимости от длины сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние).    

 Практические работы.

Ознакомление с моделями многогранников: показ и пересчитывание вершин, ребер и граней многогранника. Склеивание моделей многогранников по их разверткам. Сопоставление фигур и разверток: выбор фигуры, имеющей соответствующую развертку, проверка правильности выбора. Сравнение углов наложением.

IV. Требования к уровню подготовки учащихся

К концу  обучения в 4 классе учащиеся должны:

называть:

классы  и разряды многозначных чисел;

сравнивать:

многозначные числа;

воспроизводить по памяти:

формулировки свойств арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительные свойства умножения относительно сложения и вычитания);

соотношения между единицами массы: 1 т=1000 кг, 1 ц=100 кг, 1 т=10 ц;

применять:

правила порядка выполнения действий при вычислении значений выражений со скобками и без них, содержащих  3-4 арифметических действия;

правила поразрядного сложения и вычитания, а также алгоритмы умножения и деления при выполнении письменных расчётов с многозначными числами;

знание зависимости между скоростью, путём и временем движения для решения арифметических задач;

решать учебные и практические задачи:

читать и записывать многозначные числа в пределах миллиона;

выполнять несложные устные вычисления в пределах сотни, вычислять с большими числами, легко сводимыми к действиям в пределах 100;

выполнять четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление) с многозначными числами в пределах миллиона ( в том числе умножение  и деление на однозначное, на двузначное число);

решать арифметические текстовые задачи разных видов.

№ п/п

Название раздела

Контр работа

Самост работа

Матем диктант

Тест

Практ работа

1

Множество целых неотрицательных чисел.

1

2

Арифметические  действия с многозначными числами.

6

2

2

1

3

Величины и их измерение.

1

1

4

Алгебраическая пропедевтика.

1

2

5

Высказывания.

6

Геометрические понятия.

2

7

Треугольники и их виды.  

2

V.Перечень учебно-методического обеспечения.

классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;

магнитная доска;

интерактивная доска;

персональный компьютер;

мультимедийный проектор;

объекты, предназначенные для демонстрации счета: от 1 до 10, от 1 до 20, от

демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и  неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки);

демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.;

демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел;

демонстрационные таблицы сложения и умножения

видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса математики;

Математика: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2/ В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – 5 изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2010. – (Начальная школа XXI века).

Математика: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2/ В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – 3 изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2010. – (Начальная школа XXI века).

Дружим с математикой: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е. Э. Кочурова. – 2 изд., перераб. - М.: Вентана – Граф, 200. – (Начальная школа XXI века).

Математика: 4 класс: дидактические материалы: в 2 ч. . Ч. 1, 2/ В. Н. Рудницкая,  – 2 изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2010. – (Начальная школа XXI века).

VI.Средства и формы контроля, планируемые проекты

 Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.

 Контрольные работы и проверочные работы могут выполняться на отдельных листах или в специальных тетрадях. Самостоятельные работы выполняются в рабочих тетрадях. Работа над ошибками проводится в той тетради, которой выполнялась  контрольная работ

               Тесты.

           Тестирование используется в начальной школе  для педагогической диагностики  и дифференцированного  подхода. Тесты могут применяться и в качестве своеобразных тренажеров. С их помощью можно осуществлять тренировку, совершенствование способностей, находящихся пока на недостаточно высоком уровне.

   Тесты проводятся как отдельные контрольные работы или как вариант текущих. На проведение теста отводится один урок.

VII.Список литературы

Математика в начальной школе: устные вычисления: методическое пособие /  В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. –  М.: Вентана – Граф, 2009. – (Начальная школа XXI века).

Математика в начальной школе: проверочные и контрольные работы: методическое пособие /  В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. –  М.: Вентана – Граф, 2010. – (Оценка знаний).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к превентивной программе "Полезные привычки" (1-4 кл.)

Целью внедрения программы является снижение вероятности приобщения младших школьников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ и ориентирование детей на здоровый образ жизни....

Пояснительные записки 1 класс, Л.В. Занков

Материал для рабочей программы педагога, работающего по системе Л.З. Занкова...

Пояснительная записка к календарно -тематическому планированию по системе Л.В.Занкову

Календарно -  тематическое планирование составлено по литературным источникам:1.Жиренко О. Е. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 1 класс, М.: ВАКО, 2008.2.Нечаев...

Пояснительная записка к программе дополнительного образования детей «Музыкальная гостиная»

В основу положена авторская программа учителя-педагога дополнительного образования – Довбенко О.И. Модифицированной её делают мои изменения, которые я вношу в исходную программу с учётом особенносте...

Пояснительная записка к ООП

Пояснительная записка к ООП...

Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии( труд) УМК"Гармония" 1 класс с учетом ФГОС...

Пояснительная записка к КТП по технологии.

Содержит развёрнутое пояснение к КТП по технологии для 3 класса по программе "Школа России"....