Закрепление пройденного за год (2 класс)
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Урок по программе "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakreplenie_proydennogo_za_god._2_kl.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Конспект    урока  по математике  во 2 классе  

«Волшебное приключение трех поросят»

(закрепление пройденного за год по программе «Начальная школа XXI века»)

учителя начальных классов

  1. Купцовой Ольги Владимировны

Тема урока:   Закрепление пройденного за год.

Цель: систематизация и уточнение полученных детьми знаний по основным  содержательным линиям курса.

Задачи:

  • закрепление и совершенствование формируемых умений;
  • отработка предусмотренных программой навыков;
  • пробуждение  интереса к предмету через дидактическую игру и логические задания.

Тип урока – урок закрепления материала

Форма проведения: урок  - путешествие

Оборудование:  карта путешествия,  аудиозапись для физминутки, карточки для дифференцированной  работы, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Кто с работой дружен,

Нам сегодня  нужен?

-Нужен!

Кто с учебой дружен,

Нам сегодня нужен?

- Нужен!

С математикой кто дружен,

Нам сегодня нужен?

- Нужен!

Таким ребятам хвала и честь!

Такие ребята в классе есть?

- Есть!

  1. Сообщение темы и цели урока.
  • Тема сегодняшнего урока: Закрепление пройденного материала за год.
  • Сегодня урок у нас будет не простой, а волшебный. Мы отправимся

в путешествие и будем помогать сказочным героям. А для того чтобы им помочь, нужно будет выполнить много разных заданий: повторим умножение и деление, решим  составную задачу, а также закрепим порядок действий в выражениях, вспомним геометрический материал, периметр и площадь фигуры…

3. Каллиграфическая минутка.

  • Но сначала откройте тетрадки, запишите число, классная работа.
  • Узнать, каким сказочным героям мы будем сегодня помогать, подскажет эта цифра? (Слайд 2 с цифрой 3).
  •  Обратите внимание на то, как расположена цифра 3 в клетке и откуда нужно начинать её писать.
  •  Пропишите цифру 3 одну строчку, через клетку.
  • А путешествовать мы будем с  известными  вам героями - тремя  поросятами  

из одноименной английской сказки. (На доске изображение трех просят. Слайд 3).  Почему я выбрала этих персонажей? Их приключения  - пример того, что легче жить вместе, а не поодиночке.  Поэтому на уроке  мы должны работать как? (Ответы детей: четко, правильно, вместе).  

  • Итак, наше  сказочное путешествие  начинается!  

 4. Устный счет.

  • Жили-были на  свете три  поросенка.   Звали их …. (ответы детей)  Ниф-Ниф,  

Нуф-Нуф  и  Наф-Наф.  И вот  однажды поросята решили прогуляться  по лесу. Погода была замечательная, и они так увлеклись своей прогулкой, что даже не заметили, как далеко они ушли от своих домиков. К тому же их в лесу встретил злой Волк, и они еле – еле убежали от него.  А когда пришли  в себя, поняли,  что заблудились в лесу. И как вернуться домой,  не знают. Долго блуждали они по лесу.  И встретили, наконец, Старичка –  Лесовичка. ( Слайд 4).  Они попросили его о помощи. Добрый Старичок сказал,  что поросята попали в «Смекалкин» лес,  и выйти из него удастся только самым сообразительным.  Он поможет им, если они выполнят его задания.  

  • Поможем поросятам справиться с ними?

Задание1.  Решение задачи.

На первой березе выросло 25 яблок, а на второй  - на 5 яблок больше. Сколько всего  яблок выросло на двух березах?  (Ни одного).

  • Ребята, мы сказали, что отправились в путешествие по сказке и в ней возможны чудеса.
  • Значит, может быть решение у этой задачи? (Да).  
  • Какое? (25+5=30 (я.), 25+30=55(я.))

Задание2. Разложите  грибы в корзины. (На доске изображение 2-х корзин и «грибов»,  с написанными на них цифрами. Слайд 5).

  •  А по какому принципу вы их будете распределять, вы догадаетесь сами.

12,5,56,78,3.9, 18, 6,100.

1 вариант: 12, 56, 78, 18.

                  5, 3,9,6.

  • Почему вы распределили  «грибы» именно так? (Числа можно

разделить на две группы: однозначные и двузначные).

  • Почему вы никуда не включили число 100? (Это число

трехзначное).

  • Как еще можно разделить «грибы»? (Четные и нечетные).

2 вариант: 6,2, 56,78, 18, 100.

                  5,3,9.

Задание3.

Лесовичок  предлагает выполнить последнее задание, после которого он даст поросятам карту,  по которой  они смогут вернуться к своим домам.

  • Догадайтесь,  какое число в это ряду лишнее?  (Запись сделана на доске. Слайд 6).  6, 18, 24, 22, 30.
  • Почему вы думаете, что именно это число лишнее? (Потому что все остальные числа делятся на 6, а число 22 не делится).
  • Молодцы!  Вы  помогли поросятам справиться с   заданиями

Лесовичка.  Он сдержал свое обещание. (Вывешивается карта путешествия. Слайд 7). И мы вместе  с ними продолжаем наше путешествие.

5.  Повторение пройденного материала.

  1. Повторение таблицы умножения и деления чисел.
  • Пошли  поросята по дороге. Но на их пути «Математическое болото»,  для

того чтобы   поросята прошли  через него, им и нам нужно вспомнить таблицу умножения и деления чисел.  Идти можно только по отдельным кочкам.  На какие кочки поросятам нужно наступать,  мы узнаем, если решим примеры. (Болото с кочками, на которых написаны цифры – ответы, нарисовано на доске.  Цифр больше, чем примеров. Сами примеры записаны заранее сбоку и закрыты. Слайд 8)

6х8(48)

3х7(21)

9х8(72)

5х6(30)

16:4(4)

18:9(2)

36:6(6)

72:8(9)

8х4(32)

49:7(7)

2х7(14)

45:9(5)

(лишние «кочки» -  22, 33, 1, 15,36)

  • Мы отлично справились с заданием, и поросята прошли через

болото.

  1. Работа в тетради.
  • Но на пути у них следующее препятствие  - высокие

«Геометрические» горы. (Слайд 9).

  • Поросята уже догадались, какое задание поджидает их здесь. А

вы?

  •  Посмотрите на рисунок и скажите, какие фигуры изображены на рисунке? (Многоугольники).
  • Что вы можете сказать о количестве углов, сторон и вершин  в любом многоугольнике? (В любом многоугольнике одно и тоже количество сторон, вершин и углов).
  • Скажите, сколько многоугольников на чертеже? (9)
  • Какая фигура называется треугольником? (Фигура,  у которой 3 угла, стороны и вершины).
  •  Сколько треугольников на рисунке? (7)
  • Назовите их. ( АВМ, АМС, АСК, ЕСК, АСЕ, АВС, ВДЕ).
  • Сколько на чертеже четырехугольников? (3).
  • Назовите их. (АВСК, АМСЕ, АМСК).
  • Какая фигура называется квадратом? (Это прямоугольник, у которого  все стороны имеют одну и ту же длину).
  • Назовите квадрат. (АМСК).
  • Какие  единицы длины вы знаете? (Сантиметр, дециметр, метр)
  • Что такое периметр многоугольника? (Это сумма длин всех сторон многоугольника).
  • Что нужно сделать, чтобы найти  площадь прямоугольника? (Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину).
  • В чем измеряется площадь фигуры? (В см 2, дм2, м2 )
  • Молодцы! Давайте же найдем периметр и площадь квадрата АМСК и после этого продолжим наше путешествие.
  • Что мы знаем о нем из чертежа? (Длина его стороны равна 9 м).
  • 1 вариант находит периметр квадрата, а 2 вариант – его площадь.

Записи делаете у себя в тетрадях. (Проверка правильности выполнения задания учителем)

1 вариант.

Решение.

9+9+9+9=36 (м) или (9•4=36 (м)).

Ответ: периметр квадрата равен 36м.

2 вариант.

Решение.

9•9=81 (м 2).  

Ответ: площадь квадрата равна 81 м 2

  • Наши поросята благодаря нам стали  еще на один шаг ближе к своим домам.

6. Физкультминутка. (Слайд 10)

  • Вот наши поросята вышли на чудесную полянку, на которой было

много цветов. Им стало так весело, что они решили отдохнуть. Они предлагают сделать это и нам.  (Тихо включается аудиозапись песни из мультфильма «Три поросенка» «Нам не страшен серый волк» и проводится физминутка).  

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг! На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг! И снова стой!

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу!

(дети выполняют движения за учителем по содержанию текста).

7. Повторение пройденного материала (продолжение).

  • Отдохнули поросята  на полянке, и пошли дальше. Совсем недалеко

осталось им до их домиков. Но на пути новое препятствие – речка «Задачка».

  • Что нужно будет  сделать здесь поросятам, чтобы пройти по мосту на

другой берег? (Решить задачу). (Слайд 11).

  • Поможем поросятам? Итак, задача. (№44стр. 103). 

В саду  у речки «Задачки» растет 30 яблонь и вишен. Сколько в саду

вишен, если яблони составляют пять шестых всех деревьев?

  • Является ли этот текст задачей? (Да, так как в ней содержится условие и

задан вопрос).

  • Что известно в задаче?  (В саду растет 30 деревьев, пять шестых

составляют яблони).

  • Составьте к данной задаче схему и решите ее.

Запись:

          : 6           • 5

30 •      •        •  ?

   Решение:

1) Сколько деревьев составляют шестую часть?

30:6=5 (д.)

2) Сколько яблонь  в саду?

5•5=25 (я.)

3) Сколько вишен  саду?

30-25=5 (в.)

Ответ: 5 вишен.

  • Кто сможет решить задачу другим способом?  
  • Сколько всего  шестых частей в числе 30? (шесть).
  • Пять шестых  - это яблони, а сколько тогда шестых частей приходится

на вишни? (6-5=1 (д.), то есть одна шестая часть).

  • Решите задачу другим способом.

          : 6           • 1

30 •       •       •  ?

Решение:

1) Сколько деревьев составляют шестую часть?

30:6=5 (д.)

2) Сколько шестых частей приходится на вишни?

6-5=1 (д.)

3) Сколько вишен  саду?

5 • 1=5 (в.)

Ответ: 5 вишен.

8. Дифференцированная работа.

  • Поросята перешли по мосту на другой берег. Казалось бы, их

путешествие закончено, но опять неприятность: вышли они  на развилку трех  дорог. И куда кому идти  не знают. Без нашей помощи им просто не обойтись. Но для этого нам нужно распределиться на три группы. Каждая группа отвечает за одного из трех поросят.

  • Выбирайте себе подопечного. (Каждая группа называет имя

поросенка   (Ниф-Ниф,  Нуф-Нуф  и  Наф-Наф), которого она  поведет  домой. В зависимости от имени  поросенка,  каждая группа получает карточку с различным по уровню сложности заданием и выполняет его самостоятельно).

«Ниф –Ниф». Вычислите.

90 -64  (26)

61 -19 (42)

 91-39 (52)

 59+18  (77)

 

«Нуф –Нуф». Вычислите значение выражений.

(4х7)-19 (9)

42+ (54:6) (51)

(27:9):3 (1)

8х (40:5) (64)

 

«Наф – Наф»  Вычислите значение выражений.

(42:7)+(36:6) (12)

(9х8)-(6х7) (30)

(56-18)+(28:7) (42)

(64:8) – (24:3)  (0)

Индивидуальная проверка правильности выполнения заданий.

  • Молодцы! Хорошо справились с заданиями и, наконец – то,  привели  

наших поросят к  их домикам. (Иллюстрации поросят размещаются у соответствующего домика).

  • Вы помогли поросятам. Поросята благодарят всех участников путешествия за оказанную помощь. Без нас они никогда бы не вернулись домой.

9. Самоконтроль с самопроверкой.

  • А теперь давайте мы проверим, какие же знания мы приобрели из сегодняшнего урока.

Если верно говорю,

Ставишь «плюс» в тетрадь свою.

А не верно – так и знай,

«Минус» ставь и не зевай!

  • Элементы многоугольника это – стороны, вершины и углы. (+)
  • Площадь прямоугольника  - это сумма длин всех его сторон. (-).
  • В 1 метре  100 сантиметров. (+)
  • Умножать числа можно в любом порядке. (+).
  • В выражениях со скобками действия можно выполнять в любом порядке. (-)
  •  Вычитаемое, уменьшаемое и разность  это компоненты сложения. (-)
  • В прямоугольнике длины противоположных сторон равны. (+)
  • Проверьте теперь себя.  (На доске ответ. Слайд 12).

 Ответ: + - + + - - +

10. Подведение итога урока. Рефлексия.

  • Что вам понравилось на уроке?
  • Вы хорошо поработали? Правильно и быстро отвечали? Внимательно слушали? Молодцы!
  • Трем поросятам   сегодня тоже очень понравилось у нас на уроке. Они благодарят и хвалят вас за хорошую работу.  
  • Большое спасибо они хотят сказать…(имена учеников, работавших лучше всех на уроке и оценки).
  • Они сказали, что еще обязательно придут к нам в гости.
  • А теперь оцените себя, каким был для вас урок (Дети поднимают карточки, лежащие у них на столах).  

J Зеленый  - удачный урок, все получилось;  

K Желтый  – урок прошел хорошо, но были ошибки;  

L Красный – испытывал трудности.

  • Спасибо за урок. (Слайд 13)

Список использованной литературы:

  1. Сборник программ к УМК «Начальная школа XXI век». М., Вентана – Граф, 2008
  2. Учебник «Математика » для 2 класса  под редакцией В.Н. Рудницкой., Т.В. Юдачевой в 2-х частях. М., Вентана – Граф, 2008.Ч. 2.
  3. Методическое пособие «Математика» 2  класс  под редакцией В.Н. Рудницкой, Т.В. Юдачевой, М., Вентана – Граф, 2007
  4. Дружим с математикой. Рабочая тетрадь для 2 класса под редакцией  Кочуровой Е.Э. - М., Вентана – Граф, 2008.  
  5. «Математика». Дидактические материалы. №1, 2 для 2 класса, под редакцией Рудницкой В.Н. - М., Вентана –Граф, 2008.
  6. Поурочные планы по математике. 2 класс (2 часть). Составитель Н.В. Лободина.
  7. В.И. Ковалько. Школа физминуток. – М., Вако, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб

Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...

Конспект урока математики по учебнику Л.Г. Петерсон. 2 класс. Урок №18, часть2. Тема: "Закрепление пройденного"

Предлагаются задания, доводящие до уровня автоматизированного навыка умение решать задачи ("блиц", "ловушки", геометрические задачи) и примеры основных видов.Структура урока: разминка, устный счёт, ре...

Математика "Закрепление пройденного материала" 1 класс

Присутствие любимых сказочных героев   помогают оживить и разнообразить урок....

Урок закрепления пройденного материала в 5 классе по теме:«Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого».

Данный  урок позволяет закрепить знания, умения и навыки в нахождении неизвестных слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; отрабатывать вычислительные навыки, навыки устного счёта...

Интегрированный урок математики и окружающего мира по теме: «Закрепление пройденного. Появление книгопечатания». (4 класс)

Интегрированный урок математики и окружающего мира по теме: «Закрепление пройденного. Появление книгопечатания». (УМК "Школа России")...

Закрепление пройденного в конце 1 класса

Презентация к уроку математики, стилизованная под сказку "Гуси-лебеди"...

презентация к уроку математики "Закрепление пройденного. Решение задач" 1 класс

quot;Закрепление пройденного. Решение задач" 2 полугодие 1 класс...