Урок математики 3 класс
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Кашинцева Анастасия Андреевна

Предмет и УМК: УМК «Перспективная начальная школа», математика

Тема учебного занятия: «Прямоугольный треугольник»

Тип урока: комбинированный

Цель и ожидаемый результат: формировать представление о прямоугольном треугольнике как геометрической фигуреу обучающихся

Задачи урока:

1.     Создать условия для формирования представления у обучающихся о прямоугольном треугольнике как геометрической фигуре.

2.     Содействовать закреплению и обобщению имеющихся знаний о треугольнике как геометрической фигуре.

3.     Способствовать развитию внимания, логического мышления,  навыков самоконтроля и контроля.

УУД:

личностные - мотивация к изучению нового материала;

коммуникативные  -  монологические высказывания детей, умение выражать свои мысли;

познавательные -  поиск и выделение необходимой информации, логические

(наблюдение, умозаключение, умение сравнивать, анализировать), анализ, выбор наиболее эффективных способов решения задач, общеучебные - ориентирование в учебнике;

регулятивные -  оценка своей работы, прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив.

Основные понятия: геометрические фигуры, треугольник, прямоугольный треугольник, прямоугольник, линия, отрезок.

Межпредметные связи: литературное чтение, физическая культура.

Оборудование к уроку: мультимедиа проектор, ноутбук, угольник, цветные карандаши, карточки с заданиями, карточки для рефлексии.

Литература:

Чекин А.Л. Математика. 3 класс: учебник в 2 ч. – М.: Академкнига/учебник, 2012 г.

Юдина Е.П. Математика: тетрадь для самостоятельных работ №1 – 3 класс. – М.: Академкнига/учебник, 2012 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_kashintseva_a.a.docx51.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики

3 класс

Учитель: Кашинцева Анастасия Андреевна, МБОУ «Верховажская начальная общеобразовательная школа».

Класс: 3

Предмет и УМК: УМК «Перспективная начальная школа», математика

Тема учебного занятия: «Прямоугольный треугольник»

Тип урока: комбинированный

Цель и ожидаемый результат: формировать представление о прямоугольном треугольнике как геометрической фигуреу обучающихся

Задачи урока:

  1. Создать условия для формирования представления у обучающихся о прямоугольном треугольнике как геометрической фигуре.
  2. Содействовать закреплению и обобщению имеющихся знаний о треугольнике как геометрической фигуре.
  3. Способствовать развитию внимания, логического мышления,  навыков самоконтроля и контроля.

УУД:

личностные - мотивация к изучению нового материала;

коммуникативные  -  монологические высказывания детей, умение выражать свои мысли;

познавательные -  поиск и выделение необходимой информации, логические

(наблюдение, умозаключение, умение сравнивать, анализировать), анализ, выбор наиболее эффективных способов решения задач, общеучебные - ориентирование в учебнике;

регулятивные -  оценка своей работы, прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив.

Основные понятия: геометрические фигуры, треугольник, прямоугольный треугольник, прямоугольник, линия, отрезок.

Межпредметные связи: литературное чтение, физическая культура.

Оборудование к уроку: мультимедиа проектор, ноутбук, угольник, цветные карандаши, карточки с заданиями, карточки для рефлексии.

Литература:

Чекин А.Л. Математика. 3 класс: учебник в 2 ч. – М.: Академкнига/учебник, 2012 г.

Юдина Е.П. Математика: тетрадь для самостоятельных работ №1 – 3 класс. – М.: Академкнига/учебник, 2012 г.


Содержание и технология урока:

Этапы урока;

задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Актуализация целей   изученной темы

      Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в путешествие по любимым сказкам, и узнаем, что даже в них без математики не обойтись.

     Жили-были обычные дети Маша и Миша. Маша верила в сказки, а Миша в сказки не верил, он увлекался наукой. Однажды в одном царстве государстве,  в котором жил богатый купец, у которого было трое сыновей, призвал их к себе и дал наказ – идти искать свою долю, своё счастье. Каждому подал по стреле. Выпустили братья стрелы из луков, у каждого стрела полетела в свою сторону.

     Старшему выпало на войну идти, среднему в город – торговать. А Иван, как ни старался свою стрелу найти, так ничего и не получилось, а счастье своё найти очень хочется, но что ж делать. Маша с Мишей узнали о проблеме Ивана и решили ему помочь.

     Наша с вами помощь тоже понадобится ребятам.

Долго шли ребята с Иваном, пытаясь отыскать стрелу, но вот неожиданно они встретили Бабу Ягу, решили они спросить ее о том, не видела ли она стрелы Ивана, Баба Яга попросила ребят помочь ей решить задачки, поспорили они с Кощеем на новую ступу, давно ей хочется заменить свой летательный аппарат, а потом уже и она поможет ребятам, подскажет местечко, где нужно стрелу искать.

ЗАДАЧИ

  1. Кощей запер Василису Премудрую в своем замке далеко, за тридевять земель. Тридевять земель – это сколько?
  2. В поисках Царевны Лягушки Иван Царевич обследовал 4 болота, в каждом из которых встретил по 10 лягушек. Сколько лягушек встретил Иван Царевич, прежде, чем нашел Царевну?
  3. 1 литр топлива для ступы Бабы Яги стоит 6 рублей. Сколько денег нужно уплатить Бабе Яге за 7 литров топлива?

Оцените свою работу: как вы справились с решением задач Бабы Яги.

( 27) Дети отвечают, а один из учеников находит информацию про «тридевять земель» в интернете, потом сообщает всему классу. http://www.bolshoyvopros.ru

http://my-dictionary.ru

(40)

(42 рубля)

Работа с сигнальными карточками.

Л.: мотивация к изучению нового материала

К.: монологические высказывания детей

П.: поиск и выделение необходимой информации

Р.: оценка своей работы

2. Определение темы урока и целеполагание

  Похвалила Баба Яга ребят, и дала им следующую подсказку, в которой ни Маша, ни Миша, ни сам Иван не могли разобраться. За каждую отгадку задачи, Баба Яга давала какие- то странные фигуры, нам нужно помочь ребятам определить – что же это такое.

  1.           2.                     3.

1.Как называются фигуры?

   2.Какая фигура лишняя и почему?

  3. А что есть общего у треугольника и прямоугольника?

  4. У прямоугольника сколько прямых углов?

  5. А у треугольника?

Как можем проверить и доказать, что у треугольника и прямоугольника углы действительно прямые?

   Обычно четырехугольник, у которого есть прямой угол, называют – прямоугольником.

А как мы можем назвать треугольник, у которого есть прямой угол?

  Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Сегодня действительно, мы с вами подробнее изучим прямоугольный треугольник.

Какую цель мы перед собой поставим?

 Чему должны научиться, что должны постараться узнать?

   Чтобы нам было легче во всем разобраться, давайте наметим план наших действий:

  1. узнать какой треугольник называют прямоугольным (?),
  2. научится чертить прямоугольный треугольник  (карандашик),
  3. понять чем отличается прямоугольный треугольник от других видов треугольников, и как это проверить (?),
  4. оценить свою работу на уроке.

1. Замкнутая ломаная линия, треугольник, прямоугольник.

  2.Ломаная, т.к. у нее нет сторон, а звенья, в ней нет прямых углов.

3. Стороны и прямой угол.

4. 4 угла.

5. 1угол.

Проверить инструментом угольником или линейкой.

Ответы детей, в итоге приходят к выводу – ПРЯМОУГОЛЬНЫМ.

Ответы детей.

Дети при помощи учителя составляют план урока.

К.: умение выражать свои мысли.

П.: логические

(наблюдение, умозаключение, умение сравнивать, анализировать)

Р.: принятие цели и постановка задач урока.

Р.: планирование

К.: участие в коллективном обсуждении, монологические высказывания

3.Выбор формы обобщения и систематизации освоенных знаний и умений

Остались ребята довольны, скоро удастся Ивану помочь найти свое счастье, ведь Баба Яга за ваше старание дала Ивану волшебный клубочек, который и покажет ему дорогу к стреле.

   Привел клубочек детей и Ивана к пеньку, несколько раз обернулся клубок вокруг пенька, да и запутался, пытался Миша его распутать, да ничего не получилось, а Маша заметила, что на пеньке лежит учебник математики. Клубочек получится распутать тогда, когда выполним задания из него.

    По содержанию учебника найдите, на какой странице будем работать. И почему?

Оцените ваши знания на данный момент о прямоугольном треугольнике.

Выполняем задание – стр. 126 № 416

(проверте с помощью треугольника какие треугольники имеют прямой угол).

  Сделаем вывод - какой треугольник называется прямоугольным?

    Обратимся к нашему плану, что мы должны были узнать? Мы с этим справились?

Ответы детей, работа с учебником.

Ответы детей.

П.: общеучебные: ориентирование в учебнике

Р.: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

П.: логические

(наблюдение, умозаключение, умение сравнивать, анализировать, удержание плана)

Р.: коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив

3. Выявление общего способа достижения задач темы (или существенных вопросов) и его обсуждение

Переходим ко 2 пункту плана.

Снова оцените ваши знания на данный момент о прямоугольном треугольнике.

Задание из учебника стр. 126, №417 (построй прямой угол, отметь на каждой стороне угла по одной точке. Соедини эти точки отрезком. Закрась получившийся треугольник. В паре проверте задание и оцените друг друга, если необходимо помогите, исправьте ошибки.

  Какой треугольник у  вас получился?

Почему прямоугольный, докажите?

ФИЗМИНУТКА

http://www.youtube.com

 Распутался волшебный клубок Ивана с вашей помощью, покатился он дальше. Привел он ребят к волшебному камню, который стоит на перекрестке дорог, какой путь выбрать никто не знает, нужно снова помочь детям.

     5

3                    4    Задание из учебника, стр. 127      

                        №419, начерти прямоугольный треугольник, у которого одна сторона равна 3 см, а другая 4 см. Измерь длину его третьей стороны.

    Ответ в вашем задании и будет верным путем для Ивана.

   Как вы строили прямоугольный треугольник?

   Чем прямоугольный треугольник отличается от других треугольников?

Итак, какую цель мы перед собой ставили, что должны были выполнить во 2 пункте плана? Нам удалось?

    Что из нашего плана еще осталось выполнить?

Самооценивание

Выполнение задания из учебника, оценивание  и проверка друг друга.

ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ

Ответы детей.

Выполняют задание из учебника.

Ответы детей.

П.: логические

(наблюдение, умозаключение, умение сравнивать, анализировать, удержание плана)

Р.: коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив

П. общеучебные: ориентирование в учебнике

Р.: удержание цели и задач

4Определение критериев оценки достижений по данной теме и прогностическая самооценка

Привела тропинка детей к большому красивому зданию, долго смотрел Иван, все налюбоваться не мог, решился зайти внутрь и посмотреть, что же там и кто живет, но на двери весит большой замок, на три ключа он закрыт. Миша и Маша догадались, чтобы получить ключи нужно выполнить три задания, за каждое дается 1 ключик, но если самим выполнять все задания – это займет очень много времени, поэтому нужно разделиться на группы – так будет быстрее.

Но прежде, чем выбирать задание и приступать к его выполнению, Снова оцените ваши знания на данный момент о прямоугольном треугольнике.

   Я вам предлагаю три задания: самое легкое – желтая карточка, немного потруднее – розовая и самое трудное – оранжевая.

Попробуйте перед выполнением задания оценить, как вы с ним справитесь.

  Оранжевая карточка – с. 80 р.т. № 171

  Розовая – с. 80 р.т. № 172

  Желтая – с. 79 р.т. № 169

Как только вы справитесь с заданием проверте правильность его выполнения, для этого на столах у вас лежат конверты, где сможете посмотреть решение задания.

А сейчас снова оцените  это задание.

   - Поднимите руку те, у кого первая оценка совпала со второй.

  - А теперь поднимите руки те, у кого оценка оказалась выше, чем вы предполагали.

Итак, какую цель мы перед собой ставили, что должны были выполнить в 3 пункте нашего плана? Нам удалось?

Ну вот, у Ивана есть три ключа, помогли ему Маша и Миша вставить их в замок, повернули ключи и дверь отворилась. И  увидел Иван красоту неописуемую – перед ним распахнулись двери молочного завода, где производят различные лакомства из молока: сгущенку, сырки, сметану, кефир, творог и многое другое. Работают здесь добрые и отзывчивые люди, но вот среди различных аппаратов увидел Иван свою стрелу – нашел он свою долю, свое счастье – предложили ему на этом заводе работать, а он и согласился – все ему здесь нравилось. А Миша с Машей  так были рады за Ивана, Миша даже признался Маше, что он все таки верит в сказки, а после этого путешествия убедился, что чудеса и мечты сбываются.

http://enc-dic.com

  Благодарен Иван и вам ребята.

Оценка своих знаний о прямоугольном треугольнике.

Прогнозируемая оценка  по заданию

Выполнение задания

Проверка правильности выполнения задания

Оценивание

Ответы детей

Р.: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

П.:  анализ,выбор наиболее эффективных способов решения задач

Р.: оценка своей работы

Р.: удержание цели и задач

5.Рефлексия

Сейчас я предлагаю вам проанализировать свою работу на уроке.

Но для начала вспомним, над какой темой работали и чему мы должны были научиться на уроке?

На протяжении всего урока вы оценивали свои знания о прямоугольном треугольнике, поднимите руки те, у кого оценка по уровню знаний на протяжении всего урока росла?

 У кого оценка осталась на том же уровне?

   На партах у вас лежат карточки, вам нужно закончить предложения, которые сформулированы там.

Кто желает зачитать:

Я сегодня узнал(а)…

Я теперь умею…

Мне еще нужно поработать над ….

Ответы детей.

Рефлексия

Ответы детей

Р.: удержание цели и задач.

Р.: самооценка

Л.: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

6. Выбор домашнего задания для подготовки к контрольной работе (тесту)

Иван доволен оказанной ему помощью сегодня, и решил вас отблагодарить. Как вы думаете чем?

Конечно же молоком – вкусным и полезным, и желает вам удачи и успехов в учении!  Коробочки с молоком не простые, а с интересным заданием, которое Иван предлагает вам выполнить дома – с. 79 р.т. № 170

Ответы детей


Оценка качества ИКТ-составляющей урока

Критерии

Максимальный балл

Экспертиза

Примечание*

Самооценка конспекта урока слушателем

Оценка конспекта урока

муниципальным тьютором

Оценка конспекта урока

региональным тьютором

Блок I Формирование информационно-коммуникационных компетентностей

8 баллов по блоку

1.1

Организация деятельности обучающихся

4 балла по разделу

1.1.1

- по поиску информации

1 б.

1

1.1.2

- по отбору информации

1 б.

1

1.1.3

- оценки информации

1 б.

1

1.1.4

- систематизации информации

1 б.

1

1.2.

Формирование навыков обучающихся

4 балла по разделу

1.2.1

- работы с большими блоками информации

1 б.

1

1.2.2

- критического осмысления информации

1 б.

1

1.2.3

- интерпретации информации

1 б.

1

1.2.4

- хранения и использования в обучении и повседневной жизни информации, полученных из сетевых ресурсов

1 б.

1

Блок II Эффективность использования ИКТ

16 баллов по блоку

2.1

ИКТ на уроке обеспечили:

7 баллов по разделу

2.1.1

- мотивацию учащихся

1 б.

1

2.1.2

- активацию познавательной деятельности

1 б.

1

2.1.3

- активную совместную деятельность учащихся и сотрудничество

1 б.

1

2.1.4

- работоспособность обучающихся на различных этапах урока

1 б.

1

2.1.5

- способ самоорганизации труда и самообразования обучающихся

1 б.

1

2.1.6

- способ расширения зоны индивидуальной активности обучающихся

1 б.

1

2.1.7

- возможности реализации личностно-ориентированного подхода

1 б.

1

2.2

Целесообразность использования мультимедийного сопровождения

(выбирается только один вариант ответа)

3 балла по разделу

2.2.1

Используемые средства ИКТ неуместны в данной теме, их использование никак не влияет на процесс изучения материала.

0 б.

0

Используемые средства ИКТ помогают в усвоении материала, но незначительно

1 б.

1

Используемые средства ИКТ существенно облегчают усвоение материала, но используются только их основные функции

2 б.

1

Используемые средства ИКТ существенно облегчают усвоение материала, преподаватель грамотно использует оборудование и программное обеспечение

3 б.

1

2.3

Обоснованность и правильность отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала

3 балла по разделу

2.3.1

Соответствие методов, приемов, средств обучения содержанию учебного материала

1 б.

1

2.3.2

Соответствие методов, приемов, средств обучения содержанию учебного материала, целям урока

1 б.

1

2.3.3

Соответствие методов, приемов, средств обучения учебным возможностям класса

1 б.

1

2.4

Методика использования ИКТ

3 балла по разделу

2.4.1

Использование методики ИКТ на этапах урока

(выбирается только один вариант ответа)

- адаптированная

1 б.

- авторская

1 б.

- в качестве дополнительной информации

1 б.

1

2.4.2

Наличие алгоритмов (инструкций) для работы обучающегося с цифровым оборудованием и программным обеспечением
(выбирается только один вариант ответа)

- описание алгоритмов (инструкций) для работы обучающегося по использованию ИКТ отсутствует

0 б.

- частично описаны алгоритмы (инструкции) для работы обучающегося по использованию ИКТ

1 б.

1

- имеется полное описание алгоритмов (инструкций) для работы обучающегося  по использованию ИКТ

2 б.

Блок III Качество мультимедийного сопровождения

5 баллов по блоку

3.1.

Целесообразность визуальных и звуковых эффектов, визуального ряда представленных материалов

1 б.

1

3.2.

Обоснованность стилистических решений

1 б.

1

3.3.

Качество интерфейса и навигации

1 б.

1

3.4.

Эффективность использования различных форм предоставления информации средствами офисных приложений

1 б.

0

3.5.

Целесообразность использования интерактивных моделей, таблиц, рисунков, анимаций, обеспечивающих комфортность в обучении

1 б.

0

Блок IV Применение методов интерактивного обучения

2 балла по блоку

4.1.

Обеспечение индивидуальной, групповой, фронтальной работы учащихся различными видами компьютерной поддержки

1 б.

1

4.2.

Организация среды активного вовлечения обучающихся в познавательный процесс средствами мультимедиа

1 б.

1

Блок V Соблюдение здоровьесберегающих условий использования ИКТ

3 балла по блоку

5.1.

Соблюдение технических норм безопасности

1 б.

1

5.2.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм

1 б.

1

5.3.

Соблюдение эргономических норм

1 б.

1

Блок VI Результативность использования ИКТ

4 балла по блоку

6.1.

- способствуют решению дидактических задач

1 б.

1

6.2.

- способствовали достижения цели урока

1 б.

1

6.3.

- эффективное усвоение обучающимися учебного материала

1 б.

1

6.4.

- способствовали оперативному контролю и самоконтролю знаний учащихся и повышению качества обучения

1 б.

1

ИТОГО:

38 баллов

35

*- Графа «Примечание» может заполняться слушателями, муниципальным и региональным тьютором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока математики ; класс

"Решение  задач на нахождение неизвестных по двум разностям"...

Технологическая карта урока математики Класс 1

Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...

Конспект урока математики. Класс: 3 Тема: Периметр квадрата.

Вашему вниманию представлен конспект урока математики для 3 класс. Тема: Периметр квадрата. УМК "Перспектива"....

Конспект урока математики Класс: 2

Тип урока : закрепление новых знанийВид урока: урок – путешествиеЦель: закрепление навыка сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел с переходом через десяток.Задачи:Созд...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...