Конспект урока математики 3 класс "Измерение ёмкости" (УМК "Планета знаний")
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Бизина Лариса Владимировна

Урок - практика с использованием различных емкостей для измерения объема жидкости. Решает ряд задач, абсолютно новых для младших школьников, таких как преобразование информации из текстовой в графическую и обратно; овладение логическими действиями анализа, сравнения, синтеза и обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yomkost.docx32.29 КБ
Файл k_uroku_emkost.pptx1.87 МБ
Файл prilozhenie11.docx10.36 КБ
Файл slovar.docx12.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Конспект  урока по математике.

                         в 3 классе по учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой УМК «Планета знаний».

Тема урока: Измеряем ёмкости. Единицы измерения ёмкости.

Тип урока: введения нового знания

Цели урока:

Развитие пространственных представлений учащихся.

Знакомство с единицами измерения ёмкости (миллилитр, литр).

Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы измерения ёмкости.

УУД:

Предметные:

совершенствование умений умножать трехзначное число на однозначное;

совершенствование навыков решения составных задач на разностное и кратное сравнение;

уметь измерять объем жидкости в новых единицах измерения – литрах.

Метапредметные:

формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные:

развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач;

формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся в содержании учебного материала, в социальных ролях и межличностных отношениях, формирование личностных универсальных учебных действий.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

оценивать правильность выполнения действия;

адекватно воспринимать предложения сверстников и учителя.

Познавательные:

овладевать логическими действиями анализа, сравнения, синтеза и обобщения;

устанавливать причинно-следственные связи;

осуществлять работу с графической информацией (кроссворд, бланк с заданием в табличной форме, диаграммами);

обнаруживать пробелы в информации;

владеть рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

договариваться о совместной деятельности в группе.

Оборудование: коробка сока - 1 литр, пластиковые стаканы – 12 штук, мензурки – 6 штук, ведро, банка ёмкостью 1  литр.

Оформление доски:

Технологическая карта урока.

Этап урока (цель этапа)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Ι. Самоопределение к деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне.

-Начинаем наш урок математики. Сегодня к нам на урок пришли учителя из других школ города. Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем успешной работы.

Нам предстоит серьезная работа, в ходе которой вы получите много новой информации.

Что такое информация и откуда мы ее можем получить?

Что такое математическая информация?

Часть информации, необходимой нам на уроке, лежит у вас на столах (словари).

У вас на столах лежат листы рефлексии (на каждого). Вы их подпишите и заполните в конце урока.

Также на столе лежит бланк с вашими фамилиями и критериями оценок, по которым вас сегодня будут оценивать модераторы.

Модераторы, озвучьте, по каким критериям будут оцениваться члены ваших групп.

Оценка вам за урок будет выставляться с учетом оценки модератора, вашей самооценки и моей оценки.

Озвучу вам ее позже.

Пожимают друг другу руки и желают успешной работы на уроке.

Информация – это то, что мы слышим, видим, чувствуем. Она к нам приходит с помощью 5 органов чувств. Математическая информация – это новый материал, который мы получаем на уроке математики в виде примеров, задач, схем, чертежей и другого.

Один из модераторов зачитывает вслух критерии оценки.

Коммуникативные УУД

-уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроках и следовать им.

ΙΙ. Актуализация знаний.

Цель: повторение материала, необходимого для «открытия нового знании», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся.

Для работы на уроке нам нужно повторить правило умножения двух и трёхзначного числа на  однозначное.

Поделитесь информацией, как нужно умножить многозначное число на однозначное.

48•6     51•8    435•4    167•5

Устно объясняют правило умножения.

48•6 =288    51•8 =408  

435•4=1740    167•5=835

Познавательные УУД

-обобщение

ΙΙΙ. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который  предстоит ответить.

-У вас на столах стоит сок, попробуйте его, пожалуйста.

-Знаете ли вы, чем полезны соки?

-Как определить, кто, сколько сока выпил?

-Прочитайте название сегодняшнего урока.

-Прочитайте, что обозначает слово ёмкость, объясните, как вы его поняли.

-Сформулируйте цель урока.

-Прочитайте вопрос, на который нам нужно ответить на уроке.

Пьют сок.

Отвечают на вопрос

-В них есть витамины. А витамины нужны для того, чтобы наш организм был здоров.

-Нужно измерить и сравнить.

-Измеряем ёмкости.

Читают на доске значение слова(ёмкость-вместимость), объясняют.

- Сегодня на уроке, я буду учиться измерять ёмкости.

-Что значит «измерить ёмкость»

Личностные УУД

- проявить учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Регулятивные УУД

-уметь высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД

-участие в коллективном обсуждении проблемы;

-умение оформлять свои мысли в устной форме.

ΙV. «Открытие нового знания»

Цель: знакомство с новыми знаниям: со способами и единицами измерения ёмкости, обучение выполнению практической работы, развитие коммуникативных компетенций.

Рассмотрите емкости у вас на столах. Как вы думаете, в каких единицах измерения дана шкала на них?

-Чтобы определить количество жидкости в стакане нужно измерить её с помощью мерного стакана или мензурки. На таком стакане есть чёрточки, они отмеряют количество жидкости в миллилитрах.

Практическая работа: «Измерение  ёмкость пластикового стакана». Выполните эту работу в парах.

-Удобно ли измерять таким стаканом ёмкость ведра?

-Прочитайте правило на странице 78.

- Назовите единицу измерения больших ёмкостей.

Презентация (слайд 2)

- Ёмкость 1 литр вы можете увидеть в этой коробке сока или в банке 1 литр. (демонстрация предметов)

         В миллилитрах. Записывается - мл

                       1 л – 1000 мл

-Выполняют практическую работу в парах.

Записывают вывод: в данном стакане ___ миллилитров воды.

            -Нет. Оно слишком большое.

-Читают правило. Называют единицу измерения «литр». 

-Смотрят на предметы.

Познавательные УУД

- анализировать, синтезировать, сравнивать информацию.

Регулятивные УУД

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания -  учить сравнивать ёмкость различных сосудов.

-Рассмотрите рисунок к №1 на странице 78. Какие сосуды вы видите и каков объём каждого из них?

Презентация (слайды 3 - 8)

-Ответьте на следующие вопросы:

*На сколько больше литров воды умещается в канистру, чем в ведро?

*Во сколько раз больше воды умещается в бочке, чем в банке?

*Где уместится больше воды: в ведре или в 4 банках?

*Сколько литров воды можно налить в:

3 ведра?

2 банки?

*Сколько банок надо налить, чтобы наполнить канистру?

Работа в группах:

Вы рассажены в 4 группы. Каждой группе я дала задание на измерение количества определенной жидкости: воды, лекарства, мёда, подсолнечного масла.

1 гр. Два ведра вмещают 5 л и 7 л. Как с помощью этих вёдер отмерить ровно 2 л воды, наливая ее из-под крана? Как отмерить 3 литра? 4 литра?

2 гр. В 1 л 1000 миллилитров. Чайная ложечка вмещает примерно … (кто скажет сколько?)  6 мл лекарства. Больному коту днем и ночью вливали в рот лекарство: каждый час по чайной ложке. За четверо суток он выздоровел. Сколько лекарства он выпил?

3 гр.В 1 л 1000 миллилитров. В старину гостю подносили чарку с мёдом (что такое чарка?). Ковш вмещает 6 чарок, а ведро – 11 ковшей. Объем чарки 123 мл. Каков объем ковша? Ведра?

4 гр.Литр чистой воды весит 1 кг. Мед вдвое тяжелее воды. Подсолнечное масло легче воды: 1 литр масла весит 900 гр. Что тяжелее: 4 литра масла или 2 литра меда?

Руководители групп – оцените каждого члена вашей группы на листочке с фамилиями,который лежит у вас на столе.

-Ведро-9 литров, канистра-15 литров, банка-3 литра, бочка-45 литров.

*Надо из 15 вычесть 9. Получится 6. Значит в канистру вмещается на 6 литров воды больше, чем в ведро.

*Надо 45 разделить на 3. Получится 15. Значит в бочке умещается в 15 раз воды больше, чем в банку.

*В ведре 9 литров, а в чтобы узнать сколько в банках надо 4•3=12 литров, это больше, чем в ведре.

-9•3=27 литров

-3•2=6 литров

-15:3=5 литров

         

Налить 7 л и перелить в 5-литровое ведро часть воды до края. Останется 2 л.

Перелить 2 л в 5-литровое, налить до края 7-литровое ведро. Отлить часть в 5-литровое до края. В 7 – литровом останется 4 л, т.к. долили 3 л.

Наполнить до края 5-литровое ведро, перелить в 7-литровое. Снова наполнить 5-литровое, отлить часть воды в 7-литровое до края. В 5-литровом останется 3 л.

Чайная ложка вмещает примерно 6 мл. Кот выпил 576 мл лекарства. Т.к. надо 24 (часов в сутках) х на 6мл =144 мл в сутки. Болел 4 суток. Поэтому 144 х 4=576(мл)

Работают со словарем. (Старинная ёмкость, рюмка, стаканчик).

123х 6=738 (мл) – объем ковша

738 х 11= 738 х (10 + 1)= 7380 + 738 = 8118 (мл)

1 л меда весит 2 кг. 2 л меда будут весить 4 кг.

4 л масла будут весить 900 х 4 = 3600 (кг) 2 л меда тяжелее.

Руководители групп оценивают участие каждого члена и выставляют оценки на листочке.

Познавательные УУД

-самостоятельное создание способов решения проблемных задач.

Регулятивные УУД

- саморегуляция

Коммуникативные УУД

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

-контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений с последующей коррекцией

VΙ. Включение нового в систему знаний.

Цель: учить применять полученные знания о мерах ёмкости при решении текстовых задач.

-Прочитайте задание №5 стр. 79.

В каком виде представлена нам информация?

Что указано по

горизонтальной оси

по вертикальной оси

-Ответьте на вопросы этого номера

Презентация (слайд 10-11)

-Письменно вычислите сколько нефти поставлено в Германию, Польшу, Венгрию

-В международной торговле нефть измеряют в баррелях. Прочитайте как пишется это слово и чему равен 1 баррель.

Презентация (слайд 12 – 13)

(сообщение ученика о барреле)

-Выполните задание к №6 стр.79.

-Сколько литров в одном барреле?

-Как узнать сколько литров в 4 баррелях?

Проверьте по образцу, записанному на доске

-Составим алгоритм ответа на второй вопрос:

Сколько в бочке?

Сколько в 6 баррелях?

-Выполните вычисления и ответьте на вопрос.

Читают задание.

- В виде диаграммы.

-название стран

-тонны нефти

* в Венгрию

* в Польшу

* в Германию

Один ученик выполняет работу на доске, остальные в тетради

282•2=564(тысяч тонн) в Венгрию

564•2=1128(тысяч тонн) в Польшу

564•3=1692(тысячи тонн) в Германию

-Читают информацию на доске.

  • 159 литров
  • Надо 159 умножить на 4 =636

                             1000 литров

Надо 159•6 =954

Выполняют вычисления самостоятельно. Проверяют по образцу.

Самопроверка

159 •4 =636

159•6=954

1000 > 954

В бочку поместится 6 баррелей нефти.

Презентация (слайд 14)

VΙΙ. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей и всего класса деятельности

-На какой вопрос мы планировали ответить в начале урока?

-Удалось ли нам ответить на этот вопрос? Как?

-Где мы можем применить новые знания?

-Оцените работу всего класса на уроке.

-Поставьте каждый себе оценку на уроке.

Заполните листы рефлексии. Которые лежать у вас на столе.

Запишите домашнее задание

Спасибо за урок. Урок окончен.

(слайд 17)

*Что значит измерить ёмкость?

* Измерить ёмкость, это значит, определить сколько литров или миллилитров жидкости поместилось в сосуде.

Презентация (слайд 15)

*Приводят примеры.

Поднимают карточки с оценками

Поднимают карточки с оценками

Д.З. стр.78 №3 (слайд 16)

Познавательные УУД

-контроль и оценка результатов деятельности: способность к самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики в 3 классе УМК «Планета знаний» Измерение ёмкости (вместимости)

Слайд 2

метрическая единица измерения ёмкости ( вместимости ) 1 литр – 1 л 1 л = 1000мл

Слайд 3

Виды емкостей. Ведро

Слайд 4

Виды емкостей.

Слайд 5

Виды емкостей. Банка

Слайд 6

Виды емкостей Бутылка (бутыль)

Слайд 7

Виды емкостей. Канистра

Слайд 8

Виды ёмкостей Бочка

Слайд 9

1 гр. Два ведра вмещают 5 л и 7 л. Как с помощью этих вёдер отмерить ровно 2 л воды, наливая ее из-под крана? Как отмерить 3 литра? 4 литра? 2 гр. В 1 л 1000 миллилитров. Чайная ложечка вмещает примерно 6 мл лекарства. Больному коту днем и ночью вливали в рот лекарство: каждый час по чайной ложке. За четверо суток он выздоровел. Сколько лекарства он выпил? 3 гр. В 1 л 1000 миллилитров. В старину гостю подносили чарку с мёдом. Ковш вмещает 6 чарок, а ведро – 11 ковшей. Объем чарки 123 мл. Каков объем ковша? Ведра? 4 гр. Литр чистой воды весит 1 кг. Мед вдвое тяжелее воды. Подсолнечное масло легче воды: 1 литр масла весит 900 гр. Что тяжелее: 4 литра масла или 2 литра меда? Задачи:

Слайд 10

Нефть

Слайд 11

Экспорт нефти из России

Слайд 12

Виды ёмкостей Цистерна

Слайд 13

Баррель = 159 литров

Слайд 14

159 •4 = 636(л) 159•6=954(л) 1000л > 954л В бочку поместится 6 баррелей нефти. Самопроверка:

Слайд 15

И змерить ёмкость, это значит, определить сколько литров или миллилитров жидкости поместилось в сосуде. Вывод:

Слайд 16

Стр.78 № 4; Узнать, в каких еще единицах можно измерить ёмкость (вместимость). Домашнее задание:

Слайд 17

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

1 гр. Два ведра вмещают 5 л и 7 л. Как с помощью этих вёдер отмерить ровно 2 л воды, наливая ее из-под крана? Как отмерить 3 литра? 4 литра?

2 гр. В 1 л 1000 миллилитров. Чайная ложечка вмещает примерно 6 мл лекарства. Больному коту днем и ночью вливали в рот лекарство: каждый час по чайной ложке. За четверо суток он выздоровел. Сколько лекарства он выпил?

3 гр. В 1 л 1000 миллилитров. В старину гостю подносили чарку с мёдом. Ковш вмещает 6 чарок, а ведро – 11 ковшей. Объем чарки 123 мл. Каков объем ковша? Ведра?

4 гр. Литр чистой воды весит 1 кг. Мед вдвое тяжелее воды. Подсолнечное масло легче воды: 1 литр масла весит 900 гр. Что тяжелее: 4 литра масла или 2 литра меда?



Предварительный просмотр:

Словарь терминов и понятий:

  1. ЧАРКА, русская мера объема жидкости. Одна чарка = 0,123 л или 123 мл. Сосуд для питья.
  2. Ковш, русская мера объема жидкости, равен 6 чаркам. Сосуд для питья.
  3. Баррель - (американский нефтяной) стандартная единица измерения объёма нефти в международной торговле, равная 42 галлонам, или примерно 159 л. Слово «баррель» в переводе с английского означает «бочонок» - старинная мера измерения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики тема «Обобщение знаний о геометрических фигурах» 2класс

Урок математики во 2 классе по УМК "Планета знаний" содержит презинтацию....

Конспект урока математики «Закрепление знаний таблицы сложения в пределах 20»

Конспект урока математики в 1 классе на тему: «Закрепление знания таблицы сложения в пределах 20» с использованием дидактических игр....

Конспект урока математики по теме "Выбираем способ сложения." 2 класс Планета знаний

Подробный конспект урока по математике по теме "Выбираем способ сложения",2 класс, Планета знаний. Урок построен по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева", содержит педагогические рекомендации, метод...

Конспект урока математики по УМК "Планета знаний" 3 класс "Делим сумму"

Урок посвещён олимпийским играм в Сочи в 2014 году....

Конспект урока математики с презентацией по теме "Периметр" 4 класс УМК "Планета Знаний"

Класс - 4Тема урока "Периметр многоугольника"Тип урока: комбинированныйФорма проведения: Урок - сказкаТип урока:урок усвоения новых знаний...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...