Графическое моделирование в работе над задачами
план-конспект занятия по математике (3 класс) на тему

Зуева Лидия Владимировна

Составленные схемы к разным видам задач и показаны способы решения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл graficheskoe_modeliroanie_ispravlennoe.rar1.65 МБ

Подписи к слайдам:

Презентацию выполнилаучитель начальных классовг.Ухты МОУ «СОШ №19»Зуева Лидия Владимировна
Схемы к задачам на увеличение и уменьшение числа1) Мишек 3, белочек на 2 меньше. Сколько было белочек? 2) Мишек 3, а белочек на 2 больше. Сколько было белочек?
1) Алёна прочитала за месяц 6 книг, а Таня – в два раза больше. Сколько книг прочитала Таня?
2) На клумбе расцвело 9 белых роз, а красных – в 3 раза меньше. Сколько красных роз расцвело?
Схемы к задачам на увеличение и уменьшение числа в несколько раз
Сумма цифр двузначного числа равна некоторому двузначному числу, а цифра стоящая в разряде десятков данного числа, в 4 раза меньше цифры в разряде единиц. Найдите это число.
Пусть х – число десятков. Тогда 4х число единиц. Наименьшее двузначное число – 10.Составим уравнение:Х+4х=105х=10Х=2Тогда 2•4=8. Следовательно, число 28 удовлетворяет условию.Аналогично можно составить уравнение для других чисел от 11 до 18 и сделать вывод. Ответ: искомое число - 28
В коробке находятся 24 геометрические фигуры: треугольники, квадраты и круги. Треугольников в 7 раз больше, чем квадратов. Какое возможное число фигур каждой формы лежит в коробке?
Отсюда видно, что сумма треугольников и квадратов должна делиться на 8.Чисел, меньших 24 и делящихся на 8, всего два – это 16 и 8.Проверим каждое из них. Число 161)1+7=8(ч.) количество частей 2) 16:8=2 (ф.) - квадраты 3) 2•7=14 (Ф.) – треугольники 4) 24-16=8 (ф.) - кругиЧисло 81) 8:8=1(ф.) - квадраты2) 1•7=7 (Ф.) – треугольники3) 24-8=16 (ф.) - круги
 Ответ: 2квадрата, 14 треугольников, 8 кругов или 1 квадрат, 7 треугольников, 16 кругов
Прямоугольный лист железа разделили на 2 части так, что первая часть оказалась в 4 раза больше второй. Чему равна площадь всего листа, если площадь первой части на 2 208 кв.см больше площади второй?
Первый способ:1)4-1=3(ч) количество частей с разницей2) 2208:3=736 (кв.см) приходится на 1/4 листа3) 736•4=2 944 (кв.см) площадь первой части4) 2944+736=3 680 (кв.см) площадь всего листа.Второй способ:1) 2208:3=736 (кв.см) приходится на 1/4 листа2) 1+4=5(ч) равных частей2) 736•5=3680 (кв. см)Ответ: 3 680 (кв.см)площадь всего листа
Найди два числа, если их сумма 100, а разность 40
Первый способ:1) 100-40=60 – была бы сумма двух чисел , если бы второе число было как и первое.2)60 :2=30 I число3) 30+40=70II числоВторой способ:1)100-40=60 - была бы сумма двух чисел , если бы второе число было как и первое2) 60 :2=30 I число3) 100-30=70 II число
Третий способ:1)100+40=140 была бы сумма двух чисел , если бы первое число было как и второе2) 140 :2=70 II число3) 70-40=30 I числоЧетвёртый способ :1)100+40=140 была бы сумма двух чисел вместе , если бы первое число было как и второе2)140:2=70 II число3) 100-70=30 I число
Пятый способ: Пусть х – первое число, тогда второе получается х+40, зная что сумма двух чисел равна 100 составим и решим уравнение.х+х+40=1002х+40=1002х=100-402х=60Х=60:2Х=3030 I число30+40=70 II число
Найди 2 числа, если их сумма 20 и одно из чисел больше другого в 4 раза.
Первый способ:1) 1+4=5(ч) количество2) 20:5=4 это I число3) 4•4=16это II числоВторой способ:Пусть х первое число, тогда второе получится 4х,зная что сумма двух чисел равна 20 составим и решим уравнение.х+4х=205х=20Х=20:5Х=4 это I число4•4=16 это II число
Найди 2 числа, если их разность 24 и одно из чисел больше другого в 7 раз.
Первый способ:1)7-1=6(ч) количество2) 24:6=4 - I число2) 4+24=28 - II числоВторой способ:7х-х=246х=24Х=24:6Х=4 это I число4•7=28 это II число
В одном куске 12м ткани, во втором 8м такой же ткани. Первый кусок дороже, чем второй на 320 рублей. Сколько стоит каждый кусок?
Первый способ:1) 12-8=4 (м) на столько больше первый кусок2) 320:4=80 (руб.) цена 1 м3)12•80=960 (руб.) стоит первый кусок4)8•80=640 (руб.) стоит второй кусокВторой способ:1) 12-8=4 (м) на столько больше первый кусок2) 320:4=80 (руб.) цена 1 м3)12•80=960 (руб.) стоит первый кусок4) 960-320=640 (руб.) стоит второй кусокОтвет: 960 рублей стоит первый кусок, 640 рублей второй кусок.
1) Лена старше Тани на 2 года, но младше Оли на 1 год. Кто из девочек старше и на сколько лет?

2+1=3(г) Ответ: Оля старше Тани на 3 года.
На первой полке на 20 книг больше, чем на второй, а на второй в 3 раза меньше, чем на первой. Сколько книг на каждой полке?
Первый способ:1) 20:2=10(к.) на II полке2) 10+20=30(к.) на I полкеВторой способ:1)20:2=10(к.) на II полке2)10• 3=30(к.) на первой полкеТретий способ:1)3+1=4(ч) столько частей2) 40:4=10(к.) на II полке3) 10+20 =30(к.) на I полкеЧетвёртый способ:1)3+1=4 (ч) столько частей2) 40:4=10(к.) на II полке3)10+20=30(к.) на I полкеОтвет: 30книг на I полке,10 книг на II полке
В трёх мотках 96м проволоки. Если от первого мотка отрезать 12м, от второго мотка 20м, а от третьего 40м, то во всех трёх мотках останется проволоки поровну. Сколько метров проволоки в каждом мотке?
1) 12+20+40=72(м) столько бы отрезали2) 96-72=24(м) осталось бы3) 24:3=8(м) было бы в каждом куске4) 8+12=20(м) в I куске5) 8+20=28(м) во II куске6) 8+40=48(м) в III кускеОтвет: 20 м в I куске, 28 м во II куске, 48 м в III куске.
Задача из "Арифметики" известного среднеазиатского математика IX в. Мухаммеда ибн-Мусы ал-Хорезми. "Найди число, зная, что если отнять от него одну треть и одну четверть, то получится 10". (Ч. 2, № 2, с. 64).Поиск решения. Обозначим число отрезком, длина которого делится на 3 и на 4, это может быть 12, или 24, или 36 и т.д.  
Возьмем наименьшее из них – 12, нарисуем 12 равных отрезков или мерок.
Найдем одну треть отрезка. [12 : 3 = 4 (ч.).]
Найдем одну четверть отрезка. [12 : 4 = 3 (ч.).]
Сколько частей вычли? [4 + 3 = 7 (ч.).] Сколько частей осталось? [12 – 7 = 5 (ч.).] 10 приходится на сколько частей? [На 5.] Сколько приходится на одну часть? [10 : 5 = 2.] Число 2 приходится на одну часть, а сколько всего частей? [12.] Как найти число? [2 х 12 = 24.]
Решение. 1) 12 : 3 = 4 (ч.) – треть числа.2)12 : 4 = 3 (ч.) – четверть числа.3) 3 + 4 = 7 (ч.) – вычли.4)12 – 7 = 5 (ч.) – осталось.5) 10 : 5 = 2 – приходится на одну часть.6) 2 • 12 = 24 – число.Ответ: Это число 24. 
1.Журнал «Начальная школа» 2009г №52.Журнал «Начальная школа» 2007г №73.Учебник .Математика 3 класс,часть№3.Издательство,«Ювента»,2011год .4.Учебник .Математика 4 класс,часть№2.Издательство,«Ювента»,2011год .5.Математика.1-4 классы: обучение решению текстовых задач. Автор: И.Л.Кустова.-Волгоград: Учитель,2009г.6. http://festival.1september.ru – схемы к задачам7. http://vio.uchim.info/Vio_75/cd_site/articles/art_3_5.htm

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Объем. Площадь. Длина. Графическое моделирование"

Цель:задания направлены на выделение новой для детей характеристики — свойства объекта — объема.Примерное время проведения:20-30 минут.Материалы и оборудование:Коробки, крупа, нитки (д...

графическое моделирование на уроках литературного чтения как средство формирования знаково-символической компетенции

Педагогический проект ·Моделирование – это действие,  которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития....

Решение задач методом графического моделирования

Для того чтобы решить задачу, необходимо построить ее математическую модель, а затем применить известные методы для нахождения числового значения искомых величин.Условное изображение предметов, взаимо...

Графическое моделирование отношений равенства и неравенства.

Урок математики в 1 классе по системе Д,Б. Давыдова-В.В.Эльконина, учебник С.Ф.Горбов...

«Работа над текстовыми задачами в начальной школе. Графическое моделирование»

В своей деятельности стремлюсь к сотворчеству учителя и ребенка, направленное на развитие познавательной активности, творческого потенциала, раскрытие и реализацию индивидуальных возможностей....

Графическое моделирование текстовых задач как одно из средств формирования универсальных учебных действий

Важной особенностью содержания современного начального образования является формирование «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Особое место от...

Графическое моделирование как основное средство умения решать математические задачи

Глубина и значимость открытий, которые делает младший школьник, решая задачи, определяется характером осуществляемой им деятельности и мерой ее освоения, тем, какими средствами этой деятельности он вл...