Математика и конструирование
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Загретдинова Людмила Викторовна

Программа предполагает не только ознакомление учащихся с новыми понятиями, но и формирование мотивации к обучению, учит их работать с разными источниками знаний, прогнозировать результаты, оценивать.

Введение элементов конструирования на уроках математики организует деятельность ученика на уроке и при выполнении домашнего задания. Создаются условия для самореализации каждого ученика.

Эта программа успешно используется учителем во внеурочной деятельности при реализации требований ФГОС для начального общего образования. К программе разработаны методические рекомендации, где наравне с общеизвестными фактами из евклидовой геометрии содержатся авторские приемы знакомства с геометрическими фигурами, формирования пространственного мышления младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_i_konstruirovanie.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тетюшская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза  Ханжина Павла Семеновича»

Тетюшского муниципального района Республики Татарстан

Авторская педагогическая разработка

(комбинаторная)

«Математика и конструирование»

 

                                                     Автор разработки:

                                                    Загретдинова Людмила Викторовна

                                                    учитель начальных классов          

                                              первой квалификационной                          

                                                    категории

   

2014г,

г. Тетюши

Загретдинова Л.В.

Математика и конструирование, 3 класс.  Образовательная  программа для учителей родителей, 2014г.

Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий.

 

                                                                    РАССМОТРЕНО   

                                                                    на МО учителей начальных классов     

                                                                    Протокол № 1   от 29.08.14г.

                                                                   Зам.директора поУР

                                                                   Шайхутдинова Р.Р.                                          

                                                                   Руководитель МО Аввакумова Л.А.

Рецезенты:

 

Кондакова Г.Б., Высшая        квалификационная категория, Кандидат педагогических наук, учитель МБОУ «Тетюшская СОШ №1 им.Ханжина П.С.»

Минкина М.А., Почетный работник СПО РФ, преподаватель ГАОУ СПО «Педагогический колледж»

                           

                                                                                                                                   

Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

Основное содержание        

Календарно – тематическое планирование

по предмету «Математика и конструирование»        

Заключение        

Список используемой литературы        

Приложения        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов доказывают, что ребенку, не научившемуся учиться, не овладевшему приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в дальнейшем очень трудно дается обучение в средних классах. Период обучения в начальной школе – это этап интенсивного психического и познавательного развития ребенка. Поэтому так важно создать в начальных классах условия, обеспечивающие полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков конструктивной мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения математических задач. Я считаю, что именно математика формирует мышление ребенка, развивает логику, способность к анализу, умение делать выводы, тренирует память, воображение. Ведь еще Ломоносов говорил, что «математика ум в порядок приводит». Наша система образования устроена так, что для многих школа дает единственную в жизни возможность приобщиться к математической культуре, овладеть ценностями, заключенными в математике. Тем не менее, имеется много причин для того, чтобы изучать математику. И важнейшая из них та, что математика является единственным школьным предметом, на котором можно научиться думать. Уроки математики в школе призваны научить строить умозаключения, делать выводы, развивать абстрактное мышление.

     
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу этого курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. А вот изучению геометрии современная школа уделяет недостаточное внимание. Анализируя систему изучения геометрических понятий и отношений, как в традиционной, так и в альтернативных системах обучения математике в начальной школе, можно прийти к выводу о том, что геометрические знания рассматриваются как нечто второстепенное, не имеющее самостоятельной ценности и самостоятельного значения, дополнительное к арифметическим знаниям. И, к сожалению, изучается геометрический материал в основном на уровне знания-знакомства. Здесь никакие правила и определения не заучиваются, ученики практически различают геометрические фигуры, сравнивают их, изображают на бумаге, а многие геометрические понятия и вовсе исключены из учебников. 

     
Иными словами, обучение геометрии в начальной школе даётся в небольшом объеме, служит практическим целям арифметики и сводится к измерительной деятельности учащихся, а их пространственные представления остаются неразвитыми. Но развитие пространственных представлений и формирование на их основе пространственного мышления школьников является важнейшей частью их интеллектуального развития в целом, поскольку играет большую роль не только при изучении геометрии, но и других учебных дисциплин.     

 Поэтому я считаю, что интегрированный курс “Математика и конструирование” представляет собой один из возможных вариантов геометрического образования, направленного на качественное улучшение обучения и развития учащихся уже на первом и важнейшем этапе обучения – в начальной школе. Он представляет собой объединение в одном предмете двух разноплановых по способу овладения ими предметов: математики, изучение которой носит теоретический характер и не всегда одинаково полно в процессе изучения удается реализовать ее прикладной и практический аспект, и трудовое обучение, которое носит практический характер, не всегда одинаково глубоко подкрепленный теоретическим осмыслением. В предлагаемом курсе кроме традиционных сведений даются сведения о линиях: кривой, ломаной, замкнутой, о круге и окружности, центре и радиусе окружности. Расширяется представление об углах, знакомятся с объемными геометрическими фигурами: параллелепипедом, цилиндром, кубом, конусом, пирамидой и их моделированием. Предусмотрены различные виды конструктивной деятельности детей: конструирование из палочек; плоскостное конструирование из вырезанных готовых фигур: треугольника, квадрата, круга, прямоугольника; объемное конструирование с помощью технических рисунков, эскизов и чертежей, конструирование по образу, по представлению, по описанию и др.

       Что же послужило предпосылками для введения этого курса?  

 1.Несоответствие между уровнем подачи геометрического материала в учебниках математики и теми знаниями, умениями, навыкам, которые требовались от учащихся на уроках технологии, как в начальной школе, так и в среднем звене.
2.Отсутствие должной преемственности курса математики начальной школы с курсом математики средней школы в изучении геометрического материала.
3.Традиционный для нашей школы курс геометрии (изучающийся с 7 класса) носит дедуктивный характер. Следовательно, очевидные, непосредственно рассматриваемые факты или свойства геометрических фигур должны быть знакомы детям задолго до изучения систематического курса геометрии.

     
Основные задачи изучения геометрического материала в 1-4 классах заключаются в том, чтобы создать у детей четкие и правильные геометрические образы, развить пространственные представления, вооружить их навыками черчения и измерения, имеющими большое жизненно – практическое значение, и тем самым подготовить учеников к успешному изучению систематического курса геометрии. 

     
Поэтому, организацию  учебной деятельности учащихся я строю на основе системно-деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

Место факультатива в учебном плане

По учебному плану на изучение математики и конструирования во 1-4 классе

отводится 34 часа (1 час в неделю), что совпадает с программой.
1 класс 34 часа ( 1 час в неделю)

2 класс 34 часа ( 1 час в неделю)

3 класс 34 часа ( 1 час в неделю)

4 класс 34 часа ( 1 час в неделю)

Цели факультативного курса: 

 а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

в) формирование картины мира

Задачи факультатива:

  • Отрабатывать арифметический и геометрический навык.
  • Развивать интеллектуальные способности ребёнка.
  • Формировать универсальные учебные действия: планирование, целеполагание, контроль, оценка результатов.
  • Воспитывать самостоятельность и усидчивость.

Формы проведения занятий:

- беседы;

- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с различными словарями;

- составление мини-проектов;

- работа в мобильном классе с нетбуками.

Мероприятия для контроля знаний учащихся и проверки результативности обучения:

- соревнования;

- праздники;

- интеллектуальные игры;

- оформление школьных газет, выставок, мини-проектов;

- участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах.

Структура занятия

1. Организационный момент.

2 Устный счет.

3.Теоретический материал (повторение или расширение знаний в занимательной форме).

4. Практическая часть.

5. Итоги занятия.

Используемые педагогические технологии:

- технология личностно-ориентированного обучения;

- развивающие технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- технология  обучения в сотрудничестве;

- коммуникативные технологии;

- игровые технологии;

- информационно-коммуникационные технологии.

Место предмета в учебном плане

По учебному плану на изучение математики и конструирования во 1-4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю), что совпадает с программой.

1-4 класс 34 часа ( 1 час в неделю)


Планируемые личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

 самостоятельно определяет и высказывает самые

простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве;

 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делает выбор, какой поступок совершить.

Коммуникативные результаты:

 доносит свою позицию до других: оформляет свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

 слушает и понимает речь других;

 выразительно читает и пересказывает текст;

 совместно договаривается о правилах общения и поведения в школе и следует им;

 учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Познавательные результаты:

 ориентируется в своей системе знаний: понимает, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;

 делает предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

 добывает новые знания: находит необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;

 добывает новые знания: извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

 перерабатывает полученную информацию: наблюдает и делает самостоятельные выводы.

Регулятивные результаты:

 определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

 учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

 учится планировать учебную деятельность на уроке;

 высказывает свою версию, пытается предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);

 работая по предложенному плану, использует необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

 определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

Предметные результаты:

 знает основные понятия курса: противоположные стороны прямоугольника, диагонали прямоугольника, стороны, углы и вершины многоугольника, окружность, круг, центр окружности (круга), радиус, диаметр окружность (круга), вписанный прямоугольник, описанная окружность;

 знает свойства диагоналей прямоугольника (квадрата);

 использует правила безопасной работы ручным и чертежным инструментом;

 умеет чертить окружности, чертить и изготавливать модели: треугольника, прямоугольника (квадрата), круга;

 изготавливает несложные изделия по технологической карте и по технологическому рисунку;

 читает чертеж и изготавливает по чертежу несложные изделия;

 делит фигуры на части по заданным условиям и составляет фигуру из частей.

Методы и формы контроля планируемых предметных результатов

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

 Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

 Текущий:

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Основное содержание

1 класс (34 часа)

1. Пространственные, линейные и плоскостные представления. (3ч)

Пространственные представления. Расположение объектов: вверху, внизу, справа, слева, перед, за, между, рядом. Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Получение прямой линии путем перегибания листа бумаги. Вычерчивание прямой. Изучение свойств прямой линии. Отрезок прямой. Луч. Рассмотрение и изготовление моделей отрезков путем перегибания листа бумаги, вырезание полосок бумаги, сгибание кусков проволоки (складывание стрелы, оригами: бабочка, птица). Отыскивание моделей отрезков в окружающих предметах. Сравнение отрезков «на глаз», наложением. Вычеркивание отрезков разной длины, размещение их в порядке возрастания, убывания.

2. Ломаная линия.(8ч)

Отрезок. Конструирование линейных и плоскостных объектов из отрезков одинаковой длины (счетных палочек) и отрезков разной длины (куски проволоки) - геометрических фигур, букв, цифр, различных предметов: елочки, домики, лодочки с парусом.

Представление о плоском угле. Конструирование моделей угла из палочек, проволоки, бумаги или картона.

Сравнение углов «на глаз» и путем наложения. Выделение равных углов. Отыскивание углов в окружающих предметах. Построение углов. Знакомство с прямым углом.

Ломаная линия. Изготовление модели ломаной линии из палочек, проволоки: геометрические фигуры, каркасы космических объектов. Рисование ломаной линии.

3. Простейшие геометрические фигуры. Многоугольник. (13ч)

Простейшие геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат. Получение этих фигур путём перегибания листа бумаги, путём сгибания куска проволоки, выкладывания палочек, по шаблону, трафарету.

Многоугольник. Изготовление многоугольника на плоскости из палочек (одинаковой и разной длины), из кусков проволоки.

Построение многоугольника из простейших геометрических фигур: прямоугольников, квадратов, треугольников. Разбиение многоугольника на прямоугольники, квадраты, треугольники.

Конструирование различных композиций, бордюров из геометрических фигур на плоскости. Составление плоских предметов из заданных частей геометрической формы. Выполнение заданий на видоизменение данной или построенной фигуры. Используем Математический набор для первоклассника, бумагу, лёгкий картон.

4. Величины геометрических фигур. (6ч) 

Измерение длины и ширины прямоугольника. Понятие площади прямоугольника. Определение размеров заготовки прямоугольной (квадратной) формы. Разметка и вырезание прямоугольника заданных размеров по краю бумаги прямоугольной формы. Изделия: закладки, открытки, игрушки, аппликации, тематические композиции из геометрических фигур по образцу, по описанию, по замыслу, по указанию их назначения.

5. Компьютер. (2ч) 

Экскурсия в компьютерный класс лицея. Знакомство с персональным компьютером.

6. Систематизация и обобщение знаний.(2ч)

Повторение пройденного. Подведение итогов. Выставка лучших работ. Награждение учащихся.(Отметок нет.)

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 1 класса.

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: термины — точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная линия, многоугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник; название и назначение материалов (бумага, ткань, проволока);название и назначение инструментов и приспособлений (линейка, ножницы, шаблон, трафарет);правила техники безопасности при работе с названными инструментами; иметь представление и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры; правилаличной гигиены.

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: собрать фигуру из заданных геометрических фигур или частей; преобразовать, видоизменить фигуру по условию и заданному конечному результату; сгибать бумагу, размечатьфигуры прямоугольной формы на прямоугольном листе бумаги, изготавливать несложные аппликации из бумаги; соблюдать порядок на рабочем месте. 

2 класс (34 часа)

1. Простейшие геометрические фигуры (12 ч)

Представление о геометрической фигуре угол. Угольник. Построение прямоугольного угла на нелинованной бумаге. Получение моделей простейших геометрических фигур путем перегибания листа бумаги неправильной формы. Вычерчивание прямоугольника, квадрата на клетчатой бумаге. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге по кромке листа бумаги, картона. Получение квадрата из бумаги прямоугольной формы. Деление прямоугольника (квадрата) с помощью линейки и угольника на другие геометрические фигуры меньших размеров (прямоугольники, квадраты, треугольники) Деление квадрата на прямоугольники, квадраты, треугольники. Вырезание из бумаги и картона полученных фигур. Построение прямоугольника (квадрата) из простейших геометрических фигур.

Конструирование фигур, объектов, сюжетов из отрезков, из отрезков и геометрических фигур, из геометрических фигур (космические объекты).

Построение бордюров из прямоугольников, квадратов, отрезков по заданным условиям, по замыслу учащихся (панно, аппликации).

2. Окружность. Круг. (9 ч)

Замкнутая кривая линия. Окружность и овал. Сходство и различие.

Центр окружности, радиус, диаметр. Изображение окружности с помощью циркуля. Концентрические окружности. Вычерчивание «розеток». Изготовление модели окружности из проволоки, ниток. Взаимное расположение окружностей. Вписанные и описанные окружности.

Круг. Изготовление модели круга из бумаги. Сходство и различие между кругом и окружностью. Деление круга на части. Сектор. Сегмент. Изготовление модели часов, выпуклой звезды.

Изготовление плоскостных сюжетных картин по заданной теме (Звёзды, в гости ждите нас!) с использованием кругов, овалов, их элементов. Изготовление предметов технической направленности (трактор, экскаватор, автомобиль, ракета, самолет) в виде аппликаций из моделей изученных геометрических фигур.

Графическое изображение на бумаге изготавливаемых изделий. Знакомство со схематическим чертежом, техническим рисунком, их чтение и конструирование изделий по ним, применяя творческий подход и фантазию.

3. Конструктор и техническое моделирование. (7 ч)

Конструктор и его виды. Назначение. Знакомство с деталями конструктора, монтажными инструментами. Приёмы работы с конструктором. Правила техники безопасности и личной гигиены при работе с конструктором и монтажными инструментами. Изучение правил. Организация рабочего места. Виды соединения деталей в конструкторе: обычное, шарнирное, жесткое, внахлестку. Подвижные и неподвижные механизмы. Изготовление изделий: садовая тележка, вертолёт, дорожный знак, бульдозер, водный транспорт, детская площадка.

4. Компьютер.(4ч)

Знакомство с графическими возможностями компьютера. Координаты точки на плоскости. Движение точки на экране монитора: вверх, вниз, вправо, влево. Рисование отрезков, углов, простейших геометрических фигур (квадратов, (прямоугольников, треугольников, кругов, овалов). Составление композиций.

5. Систематизация и обобщение знаний.(2ч) 

Подведение итогов по изучению теоретического материала. Выставка практических работ учащихся. Награждение учащихся (отметок нет).

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 2 класса.

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: термины - кривая линия, окружность, круг, овал, радиус, диаметр, центр окружности, круга. Правила техники безопасности, личной гигиены при работе с инструментами и деталями конструктора. Название и назначение различных инструментов, приспособлений, соединений.

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: начертить и изготовить модель: отрезка, угла, круга, треугольника, квадрата, прямоугольника. Самостоятельно изготавливать несложные изделия по образцу и по описанию, проводить анализ образца изготовленного изделия, вносить в изготовленный объект изменения по заданным условиям; узнавать и выполнять простейшие соединения деталей конструктора: обычное, жесткое, шарнирное, внахлестку. Выполнять простейшие построения на персональном компьютере.

3 класс (34 часа)

1. Простейшие геометрические фигуры (7 ч)

Закрепление и углубление знаний и умений при выполнении простейших геометрических построений. Конструирование из линейных и плоскостных геометрических фигур. Преобразование, видоизменение отдельных элементов фигур, фигур и объектов, их построение. Взаимное расположение двух фигур. Построение объектов из геометрических фигур. Танграм. Ось симметрии. Конструирование объектов с использованием оси симметрии (ребристые игрушки).

2. Техническое моделирование и конструирование (19 ч)

Технический рисунок, эскиз. Правила чтения технического рисунка, эскиза, чтение и изготовление по ним изделий с предварительным составлением плана выполнения этапов работы.

Примерный перечень изделий: коробки, конверты, сотовый телефон. Игры: лото, театр зверей.

Техническое моделирование и конструирование. Технические сведения о транспортирующих устройствах и машинах: принцип действия, назначения, применения. Сбор и изготовление машин: катамаран, пароход, подъемный кран, легковой автомобиль.

Совершенствование изготовленных моделей, расширение их функций в области применения. Изготовление действующих игрушек, их совершенствование, улучшение внешнего вида (колодец с воротом, калейдоскоп).

Электрический конструктор. Электрическая цепь и её элементы: провода, выключатель, реостат, лампочка, батарейка. Проводники и изоляторы. Последовательное, параллельное и смешанное соединения. Чертеж схемы электрической цепи. Сборка простейших электрических цепей из конструктора.

3. Компьютер. (6 ч)

Рисование простейших геометрических фигур. Решение простейших геометрических задач. Перенесение технического рисунка на компьютер. Способы изменения технического рисунка на экране компьютера. 

4. Систематизеция и обобщение знаний.(2ч)

Повторение пройденного в течение года. Тестирование учебного материала. Подведение итогов учебного года. Объявление качества знаний учащихся по предмету. Организация выставки работ учеников. Награждение активно участвующих детей в конкурсах, олимпиадах по предмету.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в 3 классе.

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: правила безопасности труда и личной гигиены при работе различными инструментами, при сборке деталей конструктора; название элементов электрической цепи, назначение и способы крепления деталей конструктора, способы контроля точности построения деталей (с помощью линейки, шаблона, угольника, циркуля); технические сведения о транспортных машинах, особенности их устройства, назначения, применения; правила работы на персональном компьютере.

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: соблюдать правила личной безопасности и личной гигиены во всех видах технического труда; рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;выполнять технический рисунок и изготавливать по нему несложное изделие; вносить в технический рисунок и изготовленное изделие изменения по заданным условиям; выполнять простейшие функции при работе на персональном компьютере.

4 класс (34часа)

1. Пространственные тела и пространственное конструирование. (6 ч)

Элементы пространства (длина, ширина, высота объектов). Три проекции тела. Параллелепипед. Развертка параллелепипеда. Графическое изображение параллелепипеда на бумаге (рисунок, три проекции). Изготовление из бумаги моделей параллелепипеда и изготовление каркаса из проволоки. Знакомство с вершинами, ребрами, гранями параллелепипеда. Примеры тел, объектов, имеющих форму параллелепипеда.

Куб. Развертка куба. Изготовление из бумаги модели куба.

Изготовление объектов из параллелепипедов и кубов (робот, карандашница «Ёжик», комбинированные подвески).

2. Шар (9ч)

Изготовление модели шара из пластилина и изделий, имеющих форму шара. Отыскивание в окружающих предметах шара или его частей. Знакомство с другими объемными телами. Демонстрация моделей цилиндра (стакан), конуса (сыпучий материал принимает форму конуса, когда его высыпают на плоскость), пирамиды (рисунки египетских пирамид). Изготовление пирамиды путем перегибания листа бумаги, имеющего форму равностороннего треугольника, по его средним линиям; цилиндра, конуса по техническому рисунку. Изготовление объектов из объёмных тел (летающая тарелка, пингвин, игрушки-кувыркайки).

3. Техническое моделирование и конструирование (11ч)

Усечённые многоугольники. Платоновы тела (сочетание одинаковых геометрических фигур). Архимедовы тела (сочетание различных геометрических фигур). Чтение несложных чертежей и конструирование по чертежу. Анализ готовой конструкции. Изменения в чертеже и их реализация в конструкции. Определение размеров изделия по чертежу и взаимного расположения частей конструкции.

Изготовление объектов, конструкций из всех видов изученных тел (клубничка, зверюшки, игрушки по замыслу, вертолёт, коттедж) и их оформление.

4. Компьютер. (4ч)

Составляем простейшие геометрические чертежи. Рисуем проекции объемных геометрических тел, изображаем модели геометрических фигур, тел (плоскостных, объемных). Конструируем тематические композиции, панно.

5. Систематизация и обобщение знаний (4 ч)

Обобщение закономерностей выполнения конструкций и их моделей; обобщение основных этапов работы над изделием. Творчество. Изготовление модели по замыслу. Составление эскиза коллективного объекта и его изготовление. Выставка работ как итог полученных знаний, умений и навыков по курсу «Математика и конструирование».

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 4 класса.

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: названия объёмных тел и их элементов, узнавать их по трём проекциям, по графическому изображению, изготавливать по чертежу, соединять части конструкции в одно целое,различать Архимедовы и Платоновы тела, использовать творческий подход к работе.

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: читать чертеж; видеть проекции; конструировать модели объёмных геометрических тел и составлять из них объекты по заданию или замыслу; зарисовывать их на бумаге; анализировать и расчленять на части простейшие объекты; называть составляющие их части; сконструировать объект по схематическому рисунку, по техническому чертежу, видоизменитьего и усовершенствовать по заданному условию; контролировать правильность изготовления деталей конструкции и всей конструкции; применять простейшие навыки пользователя персональным компьютером.

Календарно – тематическое планирование

по предмету «Математика и конструирование»

34 часа (1 час в неделю)

занятия

Тема

Содержание

1

2

Многоугольники.

Повторение пройденного. Отрезок. Построение отрезка, равного заданному, с использованием циркуля. Многоугольники.

3

Треугольник. Виды треугольника

Треугольник. Виды треугольника по сторонам: равносторонний и разносторонний, равнобедренный

4

Конструирование из линейных и плоскостных геометрических фигур.

Построение треугольника по трём сторонам, заданным отрезками. Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный

5

Площадь фигуры

Площадь фигуры. Сравнение площадей. Единицы площадей. Площадь прямоугольника

6

Преобразование, видоизменение отдельных элементов фигур, фигур и объектов, их построение

Практическая работа № 2

Изготовление по технологической карте композицию “Яхты в море”

7

Технический рисунок, эскиз.

Представление о развертке правильной треугольной пирамиды

8

Правила чтения технического рисунка, эскиза

Вычерчивание прямоугольника (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.

9

10

Изготовление коробки

Чтение и изготовление по чертежу изделие с предварительным составлением плана выполнения этапов работы.

11

Ось симметрии. Взаимное расположение двух фигур.

Практическая работа № 3

Конструирование объектов с использованием оси симметрии (ребристые игрушки).

12

13

Изготовление игры лото

Завершение работы. Лото

Периметр многоугольника(квадрат)

Свойства диагоналей прямоугольника. Составление прямоугольников из данных частей

14

Изготовление действующих игрушек

История  грушки-дергунчик, Способ соединения-шорнирное

15

Изготовление действующих игрушек

Практическая работа № 4. Завершение работы

16

Тестирование.Конструктор.

Закрепление пройденного

17

Электрическая цепь и её элементы: провода, выключатель, реостат, лампочка, батарейка.

Электрическая цепь и её элементы: провода, выключатель, реостат, лампочка, батарейка.

18

Проводники и изоляторы.

Практическая работа №5. Проводники и изоляторы.

19

Последовательное, параллельное и смешанное соединения.

Повторение      Последовательное, параллельное и смешанное соединения.

                                 

20

Чертеж схемы электрической цепи.

Практическая работа № 6. чтение чертежей.

21

Электрические цепи

Сборка простейших электрических цепей из конструктора.

22

Человек и информация

Работа на компьютере. Рисование простейших геометрических фигур.

23

Решение простейших геометрических задач.

Работа на компьютере. Рисование простейших геометрических фигур.

24

Перенесение технического рисунка на компьютер

 Работа на компьютере. Перенесение технического рисунка на компьютер

25

Способы изменения технического рисунка на экране компьютера. 

Работа на компьютере. Способы изменения технического рисунка на экране компьютера. 

26

Рисунки на экране            

Работа на компьютере

27

Модель часов Циферблат

Практическая работа № 7

Изготовление модели часов с круглым циферблатом с использованием умений учащихся делить круг на 12 частей

28

Завершение работы. Модель часов.

Деление отрезка пополам с помощью циркуля и линейки без делений

29

Изготовление аппликации “Паровоз”

Практическая работа № 8

Изготовление аппликации “Паровоз” с предварительным изготовлением чертежа по рисунку

30

Танграм.

Изготовление набора для геометрической игры “Танграм”.

31

Технические сведения о транспортирующих устройствах и машинах

Техническое моделирование. Знакомство с транспортирующими машинами: их назначение, особенности, устройства, использование

32

Сбор и изготовление

Изготовление из модели действующего подъёмного крана.

33

34

Сбор и изготовление

Мониторинг ЗУН

Изготовление модели действующего транспорта

 Проверочные задания на сформированности геометрических понятий.нспортера.

Заключение

   Образовательная программа факультатива «Математика и конструирование» была успешно апробирована в 2013-2014 учебном году.

   Занятия способствовали углублению и расширению приобретаемых знаний на уроках математики, формированию у детей позитивного эмоционально-ценностного отношения.

   Занятия строились на основе материала, изучаемого в данное время в классе на уроках математике. В интересной, увлекательной форме рассматривались вопросы, связанные с  полноценным умственным развитием детей, с формированием устойчивых познавательных интересов умений, навыков конструктивной

мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения математических задач. Ребята увлеченно работали с

дополнительной литературой осуществляли самостоятельную поисковую деятельность.

   Использование информационно-коммуникационных технологий, ярких презентаций делали занятия эмоционально и личностно значимыми, способствовали повышению познавательной активности учащихся. С большим удовольствием ребята работали на нетбуках в программах «Отличник», «Академия младшего школьника», «SMART Notebook».

    На занятиях использовались здоровьесберегающие технологии. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика способствовали не только сохранению и укреплению здоровья, но помогали естественно переключаться с одного вида деятельности на другой.

   Занятия оказывали влияние на раскрытие индивидуальных особенностей каждого ученика в изучении и владении элементами геометрии. Об этом свидетельствуют участия в олимпиадах, конкурсах различного уровня. Например, районная  олимпиада  по математике Призер школьного этапа по математике, Аношина Татьяна заняла  2 место. Большую активность проявили учащиеся, участвуя в Международной игре-конкурсе «Человек и природа». Призер школьного этапа  конкурса по естествознанию. Замалетдинова Разиля, 1 место. Призер школьного этапа конкурса по естествознанию «Человек и природа», 2  место. Назмеева Регина. Призер школьного этапа конкурса по естествознанию «Человек и природа»,  3  место Мингалиев Ильназ, Всего в этом конкурсе участвовало 8 учащихся, посещающих факультатив.

 Во Всероссийской предметной олимпиаде, проводимой Центром для младших школьников, участвовали 9 учащихся.  – Диплом II степени – Загретдинов Булат.

   На занятиях факультатива использовались разнообразные формы работы: КВНы, викторины, интеллектуальные игры, проводились дни открытых дверей,  экскурсии в краеведческий музей, детскую библиотеку. Было проведено родительское собрание «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников через введение в математику элементов конструирования». Выспупление на семинаре «Организация производственной практики в условиях перехода к ФГОС СПО нового поколения, Семинар директоров ГАОУ СПО «Тетюшский педагогический колледж»  с презентацией « Развитие дивергентного творческого мышления и воображения через курс «Математика и конструирование»

   Работая в парах, группах,  дети учились различать возможности и потребности каждого, помогали друг другу, учитывали, что только совместный труд будет плодотворен и оценен в достаточной степени.

   Повысился интерес к творчеству: ребята придумывали загадки, составляли кроссворды, ребусы.  Учащиеся овладели некоторыми основами  геометрии.  Улучшилось качество выполняемых контрольных работ по математике.

    Анализируя работу факультатива, хочется отметить большое значение внеурочной деятельности по курсу «Математика и конструирование» для воспитания устойчивого интереса к предмету математика. Наличие интереса является важным стимулом для организации учащихся на плодотворную работу. Факультативные занятия позволяют решать задачи обучения и развития детей, несут в себе большой воспитательный потенциал: формирование у детей потребности в познании и изучении, его исторических корней, многообразия, установленных норм и правил, выражении личного интереса и понимании математики как явления национальной культуры.

Список используемой литературы

Литература для учителя.

В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994

Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2013

Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.

Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990

Шадрина И.В. Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М. «Школьная Пресса». 2013

Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2013

Рекомендуемая литература для ученика.

Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 2 класс.- М. «Просвещение», 2013

Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 3 класс.- М. «Просвещение», 2013

Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 4 класс.- М. «Просвещение», 2013

Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 1 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2013

Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 2 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2013

Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 3 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2013

Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 4 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2013

Использованные источники:

Сайт «Солнечный»http://nachalkanosova.ucoz.ru/index/geometrija_vokrug_nas/0-46

http://nsc.lsep-tember.ru  

http://www.solnet.ee  

- www.festival.ru;

-Про Школу.ру

http://www.nachalka.c

Литература:

Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003

Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП-Математика и конструирование-4 класс

МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ (34ч) Программы общеобразовательных учреждений.  Начальные  классы(1-4) 2ч. М.: Просвещение,  2002 г.  Учебно-методический  комплект:С.И.Волк...

Урок математики и конструирования в 1 классе.Тема: "Окружность, круг. Деление круга на 2,4 равные части сгибанием. Аппликация на основе круга."

1 класс Тема: Окружность, круг. Деление круга на 2,4 равные части сгибанием. Аппликация на основе круга.Цель: - учить детей распознавать геометрические фигуры по их признакам...

Интеллектуальная игра" Поиски секретного оружия" по математике и конструированию в 1 классе

Урок разработан по типу спортивной игры, используются задания на актуализацию знаний, обобщение изученного материала. К уроку прилагается презентация....

Факультатив "Математика и конструирование" " Объемные и плоские фигуры. Веселые игрушки"

В ходе данного занятия учащиеся  реализуют учебный  кратковременный моно - прект.    Дети работают по группам,  создавая обьемные и плоскостные игрушки из геометрических фигур...

Презентация "Математика и конструирование".

Презентация к уроку математики в 3 классе....

Математика и конструирование.

Урок закрепления пройденного по теме "Математика и конструирование" для 3 класса. Может быть использован в различных УМК....

Урок по математике и конструированию в 3 классе по теме "Окружность. Радиус окружности. Диаметр. Круг."

Интегрированный курс «Математика и конструирование» представляет большой простор для творческой инициативы и фантазии учителя.Познавательные возможности детей младшего школьного возраста значительно в...