урок математики 4 кл. "Задачи на движение"
методическая разработка по математике (4 класс)

 Иванова Любовь Александровна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka_matem_4_kl.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Учитель: Иванова Любовь Александровна

Школа: МБОУ Сычёвская СОШ №2

Учебный предмет: Математика

Автор УМК: Н.Б. Истомина

Класс: 4 «А»

№ урока: 122

Тема урока: «Повторение и обобщение. Задачи на движение»

Тип урока: Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений .

Цель деятельности учителя:

- создать условия для активного повторения и закрепления темы «Задачи на движение»

Цель урока:  выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме, обобщить материал как систему знаний, создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

Задачи урока:

Предметные:

·        проводить классификацию задач по виду движения (в одном направлении, в разных направлениях);

·        тренироваться в составлении схемы по тексту задачи и задачи по схеме,

·        учиться выбирать более рациональный способ решения задач,

·      формирование общего приёма решения задач как универсального учебного действия;

·        учиться работать с таблицей расписания движения поездов.

Метапредметные:

· формировать умения оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки),  принятие мнения одноклассников, высказывать свои суждения, предложения, аргументы;

·   формировать способности быстро переключаться, корректировать свою деятельность в ходе урока, осуществляя рефлексию;

·   использовать изученный материал для решения жизненных задач в поездках на различных видах транспорта.

Личностные:

·        повышение потребности у учащихся быть активными участниками образовательного процесса;

·     осмысление поступков водителей и пешеходов на примерах писем учащихся (акция «Письмо водителю)

Методическое оснащение урока:

  1. Необходимое оборудование и материалы: ноутбук, интерактивная доска,

интерактивное учебное пособие по математике  «КиМ» 4 класс,

электронное приложение к учебнику М.И. Моро 4 класс;

  1. Дидактическое обеспечение: тетрадь «Учимся решать задачи» Н.Б. Истомина, наглядный материал «Схемы к задачам на движение», карточки-задания, карточка «Самооценка», таблица «Расписание поездов», ксерокопия статьи  «Письмо водителю» из газеты «Сычёвские вести».

Методы и формы обучения:

Методы: частично-поисковый, исследовательский

Форма обучения: урок

Формы работы:

Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

время

предметные

УУД (коммукативные, регулятивные, личностные, познавательные)

I.Мотивация к учебной деятельности.

Цели: создание условий к продуктивной работе на уроке

Проверка рабочих мест. Психологически настраиваются на урок.

Настрой на работу. Начинается урок.
Он вам пойдет, ребята, впрок.
Постарайтесь все понять.
Вывод  делать, рассуждать.

Никого не обижать и друг другу помогать.

Вы друг другу улыбнитесь,

Крепче за руки держитесь!

Выполнение рекомендаций, данных учителем

ЛУУД Личностная саморефлексия

КУУД Слушать и понимать речь других.

1 мин

II. Формулирование темы урока, постановка цели.

Цели: создание условий для формирования УУД

Разгадывание ребусов. (фронтальная работа)

Работа в парах для постановки целей по незаконченным предложениям с предварительным чтением текста на карточке. Обсуждение плана действий.

Предлагает разгадать ребусы и прочитать текст на карточке. (См. пр. 1)

Прочитайте текст, который лежит перед вами.

О чем же мы будем сегодня говорить с вами на уроке?

Скажите, новая ли для вас эта тема? Поставьте цели нашего урока. (цели записываются на доске в виде незаконченных предложений: повторить способы решения задач на движение, достичь   лучшего результата в умении решать эти задачи на практике, добиться хорошего знания безопасного поведения на дорогах. )

Давайте продумаем план по достижению нашей цели.

Разгадать ребусы. Прочитать  текст о движении на дороге. Поставить цели урока.

Рассказать о плане по достижению, поставленной цели.

Предметная рефлексия

ПУУД Находить существенные связи между межпредметными понятиями,  систематизировать и обобщать  понятия.

РУУД Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи, планировать  деятельность на уроке для решения поставленных целей и задач

КУУД Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

ЛУУД

Актуализация мыслительных операций, необходимых для решения задач урока

3 мин

III. Актуализация знаний

1.Математический диктант 

Цели: создание благоприятных условий для систематизации знаний учащихся по теме «Задачи на движение» и формированию УУД

2. Активизация знаний, умений, навыков

3.Самостоятельная работа

Дети расходятся по классу, находя фото млекопитающих, насекомых, птиц. Делятся на группы.

Работают в группе.

Работают на индивидуальных карточках.

.

Самооценка.

Фронтальная работа.

Внесение дополнений в таблицу.

Объяснение правильности своих ответов.

Индивидуальное задание  на карточке.

А начнём мы с вами урок необычно. Пройдите, пожалуйста,  по классу и снимите со стен то, чего у нас не было. Каждый снимает только один предмет.

- Подойдите к тому столу, где есть надпись с тем классом животных, которое вы нашли.

           Деление класса на группы.

- Посмотрите, что за надписи вы видите с обратной стороны? (Скорости.)  

- Определите, кого из животных можно назвать победителем по скорости в вашей группе?

Кого из них мы поставим на первое место на пьедестале почёта? Почему?

 А чтобы мы поднялись на свой пьедестал, начнём с математического диктанта. Возьмите лист с заданиями и соедините правильные ответы. Учитель диктует:

1.Уменьшите в 6 раз сумму чисел 80 и 40 (20)

 2. Скорость полета орла 30 м/с, а сокола 23 м/с. На сколько больше пролетит орел, чем сокол, за 1 секунду? (7 м) 3. Определи делимое в записи ? : 5 = 9 (ост.3) (48) 4. Разгадай правило, по которому составлен ряд чисел: 9, 18, 27, 36, 45…Каким числом нужно продолжить этот ряд? (54)   5. Чему равен корень уравнения

 x : 15=4 (60)

6. Сколько километров в 9000м? (9 км) Какая оценка у вас получилась? (5) Давайте все будем стремиться к этой оценке!  (оцените себя в оценочном листе)

Поговорим о величинах, необходимых при решении задач на движение.

Какие величины не используют в задачах на движение?

По какому признаку можно разделить данные величины на 3 группы?

Дополните таблицу. Назовите предметы, объясните, для чего они предназнача-ются?

Выберите лишние. Почему весы и термометр оказались лишними среди остальных предметов?

Вспомните, как связаны между собой величины. Для этого соедините части верных утверждений на карточке.

Отвечают на вопросы, анализируют, рассуждают, делают выводы.

Обсуждение в группе с оказанием поддержки товарищам и доказательством своей точки зрения.

Объяснение своей точки зрения. Выполнение перевода из одних единиц скорости в другие и оказание поддержки испытывающим затруднения.

Учащиеся находят правильные ответы, соединяют их и получают изображение 5

Высказывают свою точку зрения, доказывая её.

Работают самостоятельно с  самопроверкой.

Актуализация знаний учащихся о животном мире. Знакомство с животными-рекордсменами по скорости.

Умение переводить из одних единиц скорости в другие.

Формирование устных вычислительных навыков.

Установление математических взаимосвязей.

Обобщить и систематизировать знания по теме.

ПУУД Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

КУУД Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; работать в группе, слышать и уважать мнение товарищей.

РУУД Планирование,  контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

ПУУД Умение структурировать знания.

8мин

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Цель: создание условий для самоанализа учащимися умения решать задачи на движение.

1.Решение составных задач.

2.Работа над составлением задач по схемам.

Работа с интерактивной доской. (от каждой группы по 1 человеку)

Самостоятельное решение 2 задач на движение в ТПО «Учимся решать задачи»

Самооценка.

На 20 минуте ФИЗМИНУТКА

Составление каждой группой задач по данным им схемам. (См. Прил)

 По одному человеку от группы работают у доски.

Самооценка.

Вспомните план работы. Чтобы достичь поставленной цели мы должны решить задачи. Проверьте и оцените свою работу.

Физкультминутка

Люди с самого рождения
Жить не могут без движения.
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись.
А теперь назад прогнулись,
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче.
Голова устала тоже
Так давайте ей поможем
Вправо-влево, раз и два-
Думай, думай голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Составьте задачи к данным схемам и решите их.

Выполнение заданий на интерактивной доске с фронтальной проверкой.

Самостоятельная работа в тетради с самоанализом умения решать задачи.

Групповая работа. Анализ и обсуждение результатов работы каждой группы.

Сравнивать и решать различные задачи на движение.

Знать и понимать зависимость между: скоростью, временем движения и  длиной  пройденного пути и использовать её при решении текстовых задач.

 Уметь решать задачи разными способами.

РУУД Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя или самостоятельно

ЛУУД  Формировать положительное отношение и интерес к изучению математики;

    чувство ответствен-ности за выполнение своей части работы при работе в группе,

       умение оценивать трудность предлагаемого задания;

       самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности

ПУУД Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ

15 мин

+2мин

Физми-нутка

V. Применение знаний в новой ситуации

Цель: создание условий для применения знаний в жизненной сиуации

Решение практических задач на движение.

 Работа в группах с последующим коллективным обсуждением различных способов решения задачи и выбором наиболее рационального способа решения.

Запись учащимся решения задачи на доске.

Работа с расписанием. (См. приложение)

Придумывают вопросы для других групп.

Самооценка

Ребята, представьте, что вы на каникулах отправляетесь в путешествие на поезде. Где вы сможете узнать во сколько отправляется поезд? Решение задачи: «Поезд Вязьма – Москва находится в пути 4ч 40мин. 40 минут у него уходит на остановки. С какой скоростью движется поезд, если расстояние между городами 240 км?»

 Найдите в расписании номер поезда, если известно, что он оправляется от станции Вязьма в 6.00.  (работа с Расписанием поездов)
Что произойдет, если скорость поезда снизится на 20 км/ч?  Во сколько он прибудет на станцию?

Подумать над задачей, порассуждать, определить способ решения.

Изучают расписание поездов и работают с ним.

Придумывают и отвечают на вопросы.

Формирование общего приёма решения задач как универсального учебного действия для решения практических жизненных задач.

Умение работать с таблицей расписания движения поездов.

ПУУД  Умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям,  точкам зрения.

Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.

Умение оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной задачи.

РУУД  Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата.

КУУД Умение аргументировать свою точку зрения Умение задавать вопросы для получения от партнера по  коммуникации необходимые сведения

8мин

VI Контролирующее задание.

Цель: создание условий для самооценки учащимися собственного умения решать задачи

Выполнение на карточках тестовой работы. (См.прил)

Самооценка

А сейчас, ребята, пришло время проверить, как хорошо вы умеете решать задачи на движение. Раздаются карточки с проверочной работой.

Проверьте себя, глядя на образец, и оцените себя. Подумайте, что у вас получилось или не получилось и почему?

Учащиеся выполняют индивидуальное проверочное задание.

Проверка умения решать задачи на движение.

Формирование общего приёма решения задач как универсального учебного действия

ПУУД Умение осуществлять логическое действие

РУУД Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху

3 мин + 1 на проверку

VII

Подведение итога

Домашнее задание

Оценивание.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели: создание условий для учащихся к самоанализу собственной деятельности на уроке

Отвечают на вопросы, продолжая неоконченные предложения.

Записывают д/з

Учащиеся проводят  самооценку и взаимооценку.

 Приклеивают наклейки к пьедесталу.

Какие цели мы поставили вначале урока? Удалось ли нам их выполнить?

д/з Придумайте задачу на движение для своего товарища.

Оцените свою работу на уроке и работу своих товарищей в группе.  Я оцениваю вашу работу…

Оцените свою работу , приклеив цветную наклейку на пьедестал почета.

Отвечают. (фронтальная работа)

Обобщение и подведение итога

КУУД Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

РУУД Планирование,  контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

ПУУД Умение структурировать знания:

самостоятельное выделение познавательной цели

ЛУУД

Смыслообразование;

-проведение самооценки учениками работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности.

2 мин

1 мин

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Решение задач на движение"

Тема: Решения задач на движение.Цель: Составление обратных задач при решении задач на движение.Задачи:Развивать умение устанавливать взаимосвязь между величинами (v, t, s), показать практическую значи...

Урок математики. Решение задач на движение. Презентация.

Тема. Решение задач на движение в противоположных направлениях.Цели: ·        познакомить учащихся с новым видом задач на движение в противоположных направлениях;·...

Разработка урока математики "Решение задач на движение"

Разработка урока с использованием технологии модульного обучения....

Презентация к уроку математики "Решение задач на движение"

Презентация к уроку математики "Решение задач на движение"...

Урок математики "Решение задач на движение" (технологическая карта)

На уроке закрепляется умение решать задач на движение, используется проблемная технология, работа с текстом и т.п....

презентация к уроку математики "Решение задач на движение"

Решение задач на движениеБлицтурнирВзаимосвязь скорости, времени и расстояния...