Урок математики "Решение задач на движение"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Зайцева Светлана Анатольевна

Тема: Решения задач на движение.

Цель: Составление обратных задач при решении задач на движение.

Задачи:

  1. Развивать умение устанавливать взаимосвязь между величинами (v, t, s), показать практическую значимость полученных знаний по теме.
  2. Развивать умение решение задач на движение и составление обратных задач
  3. Тренировать вычислительные навыки
  4. Формировать умение применять формулы для решения задач на движение, способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности
  5. Способствовать умению работы в группе и самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
  6. Уметь применять полученные знания  на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Решение задач на движение11.65 КБ

Предварительный просмотр:

Зайцева С. А.

Тема: Решения задач на движение.

Цель: Составление обратных задач при решении задач на движение.

Задачи:

  1. Развивать умение устанавливать взаимосвязь между величинами (v, t, s), показать практическую значимость полученных знаний по теме.
  2. Развивать умение решение задач на движение и составление обратных задач
  3. Тренировать вычислительные навыки
  4. Формировать умение применять формулы для решения задач на движение, способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности
  5. Способствовать умению работы в группе и самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
  6. Уметь применять полученные знания  на практике.

Ход урока:

I этап: Организационный момент.

Математику, друзья,

не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

очень точная наука,

Интересная наука –

Это математика!

II этап: Актуализация знаний.

  • Посмотрите на доску. Между какими величинами можно установить взаимосвязь? (это возможно только со v, t, s)  S v  t V s
  • Дайте определение v, t, s . (скорость  это - .., время  это -.., расстояние -  это…) В каких единицах измеряем данные величины? скорость время расстояние
  • Установите всевозможные взаимосвязи между данными величинами. (чтобы найти расстояние, надо …) s = v * t        v= s : t                t = s : v
  • Работа в группе. Вспомните,  какими правилами мы пользуемся при работе в группе. (Слушай внимательно, говорит только один, говорит по существу, уважай говорящего)
  • Сейчас вам дается 2 минуты, чтобы вы выполнили задание, написанное на карточке № 1 (начертите схему)
  • Проверим. 1-я группа (это задачи на движение в противоположных направлениях, в данных задачах объекты будут удаляться друг от друга за единицу времени, при решении этих задач нужно вспомнить формулы пути s = v * t, v= s : t, t = s : v)
  • 2-я группа (это задачи на встречное движение, в данных задачах объекты будут сближаться друг от другом за единицу времени, при решении этих задач нужно вспомнить формулы пути s = v * t, v= s : t, t = s : v)
  • 3- я группа. (это задачи на движение вдогонку в данных задачах объекты будут сближаться друг от другом за единицу времени, при решении этих задач нужно вспомнить формулы пути s = v * t, v= s : t, t = s : v)

III этап: Целеполагание.

  • Какова цель урока? (научиться решать задачи на движение)

Тренажер

v = 2 км/ч

t =  6 ч

s - ?

s = 12 км

v =  3 км/ч

t - ?

s = 2 м

t =  2 мин

v - ?

v = 10м/мин

t =  8 мин

s - ?

v = 6 км/ч

t =  3 ч

s - ?

s = 8 км

t =  2 ч

v - ?

v = 20 км/ч

t =  4 ч

s - ?

s = 12 м

t =  6 ч

v - ?

v = 12 км/ч

t =  5 ч

s - ?

v = 6 м/мин

t =  15мин

s - ?

s = 60 см

v =  15 см/с

t - ?

s = 90 км

t =  6 ч

v - ?

v = 5 м/мин

t =  16 мин

s - ?

s = 70 км

v =  14 км/ч

t - ?

v = 25 км/ч

t =  4 ч

s - ?

s = 60 км

t =  12 мин

v - ?

                                             Самопроверка

v = 6 км/ч

t =  3 ч

s - ?

18 км

s = 8 км

t =  2 ч

v - ?

4 км\ч

v = 20 км/ч

t =  4 ч

s - ?

80 км

s = 12 м

t =  6 ч

v - ?

2 м\ч

 v = 12 км/ч

t =  5 ч

s - ?

60 км

v = 6 м/мин

t =  15мин

s - ?

 90 м

s = 60 см

v =  15 см/с

t - ?

4 с

s = 90 км

t =  9 ч

v - ?

10 км\ч

v = 5 м/мин

t =  16 мин

s - ?

80 м

s = 70 км

v =  14 км/ч

t - ?

5 ч

v = 25 км/ч

t =  4 ч

s - ?

100 км

s = 60 км

t =  12 мин

v - ?

5 км\мин

IV этап: Выявление проблемы.

-Давайте прочитаем задачи на стр. 28.  Все ли они одинаковые? (нет) Почему?

-Давайте выясним

Чертёж и запись выполняются на доске и индивидуальных карточках. В ходе решения дети подметят, что менялось в этих задачах, и сами сделают вывод об их взаимообратности.

V этап: Введение нового материала

Решение задач в тетрадях и на доске

-Чтобы решить задачу нам нужно вспомнить алгоритм решения этих задач

  • Определить вид движения.
  • Выбрать схему.
  • Вспомнить формулы скорости сближения, удаления, одновременного движения.

Булат и Жангир одновременно вышли из своих домов и направились на стадион. Расстояние между домами мальчиков- 200 м. Булат живёт дальше, скорость его движения 175 м/мин, а Жангир шёл со скоростью 75 м /мин. Через какое время Булат догонит Жангира?

-Определите вид задачи  (задача на движение вдогонку)

Булат и Жангир одновременно вышли из своих домов и направились на стадион. Расстояние между домами мальчиков- 200 м. Булат живёт дальше, скорость дальше, скорость его движения 175 м/мин. С какой скоростью шёл Жангир, если Булат догнал его через 2 мин?

Булат и Жангир вышли из своих домов и направились на стадион. Булат живёт дальше, скорость его движения 175 м/мин. Жангир шёл соскоростью 75 м/мин. Булат догнал его через 2 мин. Каково расстояние между домами мальчиков?

А)175 – 75 = 100 (м/мин)- скорость сближения

200 : 100 = 2 (мин)- время, через которое Булат догонит Жангира

200 : (175- 75)= 2

Б) 175 * 2 = 350 (м)- прошёл Булат за 2 мин

350 – 200 = 150 (м)- прошёл Жангир

150 : 2 + 75 (м/мин)- скорость Жангира

В) 175 – 75 = 100 (м/мин)- скорость сближения

100 * 2 = 200 (м)- расстояние между домами

Проанализируйте, что меняется при решении этих задач? (искомое). Сделайте вывод (это обратные задачи)

VI этап: Первичное закрепление.

Разноуровневые  задания:

-Из данных выражений выписать те, которые будут являться решением к данной задаче. Написать пояснения.

1.Миша начал догонять Борю, когда расстояние между ними было 100 м. Миша идёт со скоростью 80 м/мин, а Боря- со скоростью 60 м/мин. Через сколько времени Миша догонит Борю?

80 – 60 = 20                140 – 100 = 40

80 + 60 = 140                100 : 20 = 5

-Составить обратную задачу и решить её

2.Расстояние между посёлками А и Б- 120 км Из посёлка А выехал легковой автомобиль со скоростью 90 км/ч, а из посёлка Б- одновременно грузовой со скоростью 60 км/ч. Через сколько часов легковая машина догонит грузовую?

 

Из посёлка А выехал легковой автомобиль со скоростью 90 км/ч, а из посёлка Б- одновременно грузовой со скоростью 60 км/ч. Через 4 часа легковая машина догнала грузовую. Какое расстояние между посёлками?

Расстояние между посёлками А и Б- 120 км Из посёлка А выехал легковой автомобиль со скоростью 90 км/ч, а из посёлка Б- одновременно грузовой автомобиль. С какой скоростью двигался грузовой автомобиль, если через 4 часа его догнал легковой автомобиль?

-Решить задачу

3.Из одного посёлка одновременно в противоположных направлениях выехали мотоцикл и автобус. Скорость мотоцикла 76 км/ч, автобуса-  44 км/ч. Какой путь проделала каждый, когда расстояние между ними стало 600 км?

76 + 44 = 120                600 : 120 = 5         76 * 5 = 380         44 * 5 = 220

•        Поставьте отметку те, кто решил задачи верно. Критерии указаны под таблицей.

•        Все ли решили задачи одинаково? В решении какой задачи есть (возникли) разногласия?

•        Объясните свое решение (1 способ – дублируется на доске), попробуйте объяснить 2 способ решения. Будет ли он верен? Проблема?

•        Что нам необходимо для достижения цели урока (можно проговорить) нам необходимы новые знания, новые понятия?

•        Откуда мы можем получить интересующую нас информацию? (из учебника).

VII этап: Рефлексия.

  • Какую цель ставили на урок?
  • Достигли цели?
  • Д\З: с. 29 № 3, 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики."Задачи на движение"

Задачи на движение. Зависимость между величинами. 4 класс "Школа России" Цели и задачи урока:1.     Формировать умение решать задачи на движение;учить применять на практике ЗУ...

Урок математики. Задачи на движение.

Данный урок проведен по аналогии с республиканским конкурсом "Бастау". Форма его проведения предложена детьми....

Урок математики " Задачи на движение.Закрепление". 4 класс

В данном уроке предложены задания по теме " Решение задач на движение" , , ,  для  развития  у обучающихся навыков мышления :  анализа и синтеза  информации, установления...

Конспект урока по математике для 4 класса по программе "Школа России". Тема урока "Решение задач на движение. Повторение."

Данный урок является обучающим, развивающим, воспитывающим. Структура урока, содержание, применение различных методов и приёмов, форм работы смена одного вида деятельности другим отвечают поставленной...

Открытый урок математики "Задачи на движение"

Урок математики 4 класс "Встречное движение" Школа России под руководством Плешакова. Данный урок проводится в 4 класе (обучение по традиционной системе). На уроке применяется индивидуальная работа, ф...

План-конспект урока "Решение задач на движение"

УМК "Школа России"М.И. Моро, М.А. Бантова и др....

Конспект урока "Решение задач на движение в одном направлении"

Конспект урока "Решение задач на движение в одном направлении" составлен в соответствии с программой УМК "Школа России"...