План-конспект урока "Решение задач на движение"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Захарова Мария Николаевна

 

УМК "Школа России"

М.И. Моро, М.А. Бантова и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Решение задач на движение"92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Решение задач на движение.

Цель урока: учить решать задачи на движение, устанавливать взаимосвязи между величинами.

Задачи урока:

Образовательные: 

  • Закрепить знания нахождения скорости, времени, расстояния.
  • Учиться решать задачи с этими величинами по формулам и без них.

Развивающие: 

  • Развивать логическое, комбинаторное мышление, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы.
  • Развивать математическую речь, пространственное воображение, внимание, восприятие.

Воспитательные:

  • Воспитывать патриотические чувства, познавательную активность, умение сотрудничать в группе.
  • Воспитывать самостоятельность в работе, ответственность.

Оборудование: 

  • компьютер, проектор, экран;
  • схемы, таблицы;
  • презентация;
  • клей ПВА;
  • карточки с заданием;
  • карточки для рефлексии;
  • карточки с цифрами;
  • места для работы в группах (постоянные).

Форма проведения урока: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная, дифференцированная.

Методы: рассказ, работа с учебником, частично-поисковый, активные: «мозговой штурм» и практический, наглядный, проблемный.

Принципы: научность, доступность, наглядность, связь с жизнью,  новизны, принцип образа мира, принцип смыслового отношения к миру, деятельностно - ориентированные принципы.

Интеграция: математика, литературное чтение, нижегородская сторона, Правила дорожного движения.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

- Здравствуйте ребята, присаживайтесь!

(Заранее класс разделен на 3 группы по уровню работоспособности.)

- Ну-ка, проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

- Наш урок сегодня пройдет под девизом «Движение – это жизнь!»

- Как вы понимаете этот девиз?

(Слайд 1)

- Правильно, с самого рождения человек не мыслит себя без движений. Без движения вперёд немыслимо развитие: человека, науки, общества, государства.

- Ждут сегодня вас новинки, и задачи.

Всё для вас!

Я желаю всем удачи!

За работу, в добрый час!

Приветствуют учителя.  

Проверяют свою готовность к уроку.

- Спорт, транспорт, разные виды деятельности, научные открытия, и т.д.

II.Проверка домашнего задания

- По Литературному чтению мы читали «Сказку о потерянном времени». (Слайд 2)

- Как звали героя сказки?

- Правильно, Петя Зубов.

- Ребята, а кто автор этой сказки?

- Молодцы!

Я думаю, что в нашем классе нет  учеников, теряющих время понапрасну как герой этой сказки. И все вы выполнили домашнее задание! Давайте проверим.

с. 94 № 474

- Во сколько действий решается задача?

- Что находили 1 действием?

- Что находили 2 действием?

- Что находили 3 действием?

- Так во сколько раз больше в среднем занимало у Васи решение задачи, чем примеров?

с. 94 № 476 (Слайд 3)

- Ребята, сверьте свои ответы выражений с ответами на доске.

- Петя Зубов.

- Евгений Львович Шварц.

- В 3 действия.

- Количество минут, потраченное на решение одной задачи.

- Количество минут, потраченное на решение одного примера.

- Во сколько раз больше в среднем занимало у Васи решение задачи, чем решение примера.

- В 2 раза.

(Дети самостоятельно сверяют свои ответы в тетрадях с ответами, написанными на доске, если есть ошибки – исправляют.)

III. Актуализация знаний.

- Мы сегодня весь урок будем в движении, и не будем терять ни минуты времени. Итак, приступим.

- Ребята, давайте вспомним преобразование именованных чисел. (Слайд 4)

На доске:

5 км = … м

70 км = …м

84000 м =…км

500 мин. = …ч…мин.

3 ч. 20 мин.= …мин.

410 с.=…мин. …с.

(Учитель проверяет при помощи SMART)

- Преобразование каких величин мы повторили?

- Правильно.

- Эти величины нужны нам для решения задач на движение. Этим сегодня мы будем заниматься на уроке. Но нас еще ждет много всего интересного и познавательного.

- Сейчас решите задачи в группах.

(Приложение)

1. Во время экскурсии в один автобус сели 48 человек, а во второй – на 6 человек меньше. Сколько человек должны перейти из первого автобуса во второй, чтобы в них пассажиров стало поровну? (3 человека)

2. Саша выше Коли, но ниже Пети, а Петя ниже Толи. Кто выше всех? (Толя)

3. Петров на 8 лет моложе, чем Светлов, но на 3 года старше, чем Денисов. Кто моложе всех? На сколько лет Светлов старше Денисова? (Денисов моложе всех. На 11 лет Светлов старше Денисова)

- Молодцы ребята!

(У каждого ребенка на парте лежат карточки с цифрами. Самостоятельно все дети набирают и показывают правильный  ответ.)

5000 м

70000 м

84 км

8 ч. 20 мин.

200 мин.

6 мин. 50 с.

- Длины и времени.

(Дети в группах коллективно решают задачу. Решив ее, капитаны поднимают руку. Задачи разного уровня сложности. Проверка осуществляется учителем и командами других групп.)

IV. Работа над закреплением материала

- Ребята, вы любите путешествовать? (Слайд 5)

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городам и населенным пунктам на нашем школьном автобусе. Нам будут встречаться разные препятствия, но думаю, что вместе мы с ними справимся. Место отправления – п. Лесогорск.

- Ребята, а что интересного находится в вашем поселке? (Слайд 6)

- Верно. Мемориальный комплекс возведен в честь всех погибших пропавших безвести на Великой Отечественной войне. (Слайд 7)

- ЗАО НПК «Электрические машины» - это предприятие с более чем сорокалетней историей, которое занимает одно из ведущих мест на рынке производства, ремонта, модернизации и реконструкции трансформаторов. (Слайд 8)

- Арзамаское ПМЭС снабжает электроэнергией 1/3 России. Она входит в тройку самых крупных подстанций в России.

- Ребята, чтобы отправиться в путешествие, нам надо вспомнить формулы, которые помогут нам, ведь мы с вами будем в движении!

- Как найти скорость, зная расстояние и время?

- Как найти расстояние, зная скорость и время?

- Как найти время, зная скорость и расстояние?

- Молодцы! Наш автобус тронулся, а мы пока с вами откроем тетради и запишем число и классная работа.

- Мы с вами подъезжаем к р.п. Шатки. Давайте сделаем остановку на берегу живописной реки. (Слайд 9)

- Ребята, а вы знаете, как эта река называется?

- Вблизи посёлка  на протяжении 20 км течения Тёши  знаменитая Шатковская пойма с двумя минеральными источниками и восемью грязевыми озёрами. Минеральная вода из этого сероводородного источника относится к питьевым лечебно - столовым водам. В ней содержатся ионы серебра. Называется этот источник «Кипячий ключ».

- Ребята, а какие еще достопримечательности этого поселка вы знаете? (Слайд 10)

- Верно. Страницы дневника девочки стали известны во всем мире. Дневник – девять страниц записной книжки и на шести из них даты смерти близких людей.

 - Этот мемориал сооружен в память о героях Великой Отечественной войны и детях, погибших в ее дни.

- Мы с вами проехали 20 км. Нам пора отправляться дальше. Чтобы автобус тронулся нам необходимо выполнить задание.

- Открываем учебники на с. 95, найдите №477.

- Каждая группа составляет и решает 1 задачу по таблице (устно). (Учитель осуществляет проверку.)

- Ну вот, наш автобус тронулся, и мы едем с вами в г. Арзамас. А пока мы едем, давайте выполним № 478. 1-я группа решает задачу под цифрой 1, 2-я группа – под цифрой 2, 3-я группа – под цифрой 3.

- Мы проехали еще 30 км и находимся в г. Арзамасе. Выйдем из автобуса и сделаем физкультминутку.

(Ответы детей.)

- На территории посёлка находится Мемориальный комплекс, памятник Ленину, завод, подстанция.

S=V*t

V=S:t

t=S:V

(Дети открывают тетради, записывают число и классная работа.)

- Река Теша.

- В Шатках похоронена

ленинградская школьница Таня Савичева — жертва блокады; сооружен Мемориальный комплекс «Никто не забыт, ничто не забыто».

(Ребята в группах составляют и решают задачу. Выполнив задание капитан поднимает руку.)

(Дети выполняют номер. У каждой группы задача разной сложности.)

IV. Физкультминутка

В путешествие пошли,

(Ходьба на месте)
Сразу карту мы нашли.

(Наклоны вперед)
Посмотрели влево, вправо, (Повороты туловища вправо и влево.)
Где-то ждет нас переправа. (Круговые вращения головы.)
Мы надули все шары (Имитируют надувание шаров.)
И взлетаем, как они.

(Поднять на носки. Руки вверх.)
Будем в небе мы кружиться (Кружимся.)
Как прекрасная Жар-птица. (Дыхательные упражнения.)

(Дети встают со своих мест, повторяют движения за учителем.)

V. Продолжение работы над закреплением материала

(Слайд 11)

- Вот сколько достопримечательностей

в г. Арзамас. Наше путешествие еще не окончено, и мы едем дальше. (Слайд 12)

- Ребята, посмотрите, что мы проезжаем?

- А как расшифровывается ДПС?

- Чем занимается дорожно-патрульная служба?

- Ребята, а какие правила дорожного движения вы знаете?

- Ребята, скажите мне честно, все ли вы соблюдаете правила дорожного движения?

- Чтобы сохранить свою жизнь, необходимо всегда соблюдать правила дорожного движения.

- Проехав еще несколько км, мы оказались в другом городе.

- Посмотрите и скажите, что это за город? (Слайд 13) 

- Молодцы, узнали. Это административный центр Нижегородской области.

- Вспомните из курса Нижегородской стороны, какую протяженность имеет стена Кремля?

- Сколько башен подкрепляют ее?

- Еще какие достопримечательности этого города вы знаете?

- Все верно.

- К достопримечательностям относятся еще: Нижегородская Ярмарка, Музей детства А.М. Горького "Домик Каширина", Дом Петра Первого, Нижегородский государственный академический театр драмы им. Горького, Нижегородский государственный художественный музей, Речной вокзал, Нижегородский цирк, Нижегородский планетарий, Стрелка - самое воспеваемое место, Зелёный Город и мн. др.

- В нашем путешествии это был последний город.

- Вам понравилось наше путешествие?

- Мы с вами сделали очень долгий путь, он составил 160 км!

- Кто был на уроке внимателен, какое расстояние от п. Лесогорск до р.п. Шатки?

- А от р.п. Шатки до г. Арзамас?

- А от г. Арзамас до г. Н.Новгород?

- Сколько км составляет весь наш путь?

- Можем мы узнать какое расстояние между этими двумя городами?

- Кто уже нашел расстояние между г. Арзамас и г. Н.Новгород? Поднимите руку.

- А теперь давайте решим задачи о нашем с вами движении! Эта работа будет выполняться в парах. Решение записываем в тетрадь.

(Каждым двум учащимся учитель раздает схему задачи, учащиеся должны по схеме решить задачу в парах. Схемы разного уровня сложности. После выполнения задания, в каждой группе выполняется взаимопроверка.)

(Рассказ подготовленного ученика.)

- Город Арзамас представляет собой удивительное место, где старейшие архитектурные памятники соседствуют с индустриальными сооружениями, а также развивающимися промышленными предприятиями, продукция которых распространяется по всему миру. Многие живущие здесь арзамассцы настолько привыкли к своему городу, что не видят ничего необычного в том, что рядом с ними располагаются древнейшие памятники архитектуры, возраст которых исчисляется ни одним столетием.

  Главная достопримечательность города великолепные храмы и монастыри семнадцатого-девятнадцатого веков.

     В этом городе множество музеев, соборов, церквей. В этом городе провел свое детство и юность знаменитый детский писатель А. Гайдар.

     Вот станция "Арзамас-1", на которой  4 июня 1988 г произошел взрыв. В память погибших в трагедии недалеко от станции на возвышенности построили монумент. Он сделан из останков поезда и часов станции. За ним - список всех погибших.

    Центральная соборная площадь, Воскресенский собор. Прямо около соборной площади находится Ленинский садик.

Парк Гайдара - самый большой парк в Арзамасе, парк победы. Стенды, посвященные победе в Великой Отечественной Войне, памятник Жукову. Памятник-паравоз.

- Пост ДПС.

- Дорожно-патрульная служба.

- Следят за порядком на дороге, проверяют документы у водителей.

(Ответы детей.)

(Ответы детей.)

- Нижний Новгород.

(Рассказ подготовленного ученика.)

Нижний Новгород – удивительный город, расположенный на месте слияния двух великих рек – Волги и Оки. Основанный в 13 веке, он и в наши дни сохранил дух старины. Каждый, кому доводится прогуляться по улицам Нижнего, словно переносится на столетия назад. Нижегородцы сберегли немало исторических и культурных памятников.

Среди главных достопримечательностей города Нижний Новгород – удивительной красоты монастыри, церкви и соборы. Местные жители глубоко чтят свою историю и гордятся своими соотечественниками, поэтому в городе находится множество музеев и памятников выдающимся нижегородцам.

Нижегородский Кремль.

Изначально кремль был построен земляным. За всю историю своего существования получил еще 3 перерождения. Он становился деревянным, белокаменным и, наконец, предстал перед нами в кирпичном обличии.

- 2 км.

- 14 башен. У каждой башни свое название и своя история.

- Площадь Минина и Пожарского, Чкаловская лестница, улица Большая Покровская, Дятловы горы.

(Ответы детей.)

- 20 км.

- 30 км.

- Вы не говорили.

- 160 км.

- Можем.

(Ответ ребенка, который нашел расстояние быстрей всех.)

VI. Подведе-ние итогов урока.

- Ребята, чем мы занимались на уроке?

- Было для вас сегодня что-то новым?

- А что мы вспомнили?

- Считали, решали, путешествовали.

- Мы узнали интересные факты о городах и населенных пунктах, которые находятся недалеко от нас.

- «Сказку о потерянном времени», Правила дородного движения, формулы для нахождения скорости, времени и расстояния.

VII. Домашнее задание

- Ребята, откройте дневники, давайте запишем домашнее задание. (Слайд 14)

с. 95 № 480, 483.

- Прочитайте каждый про себя домашнюю задачу.

- Что известно в задаче?

- Что в задаче нужно узнать?

- Можем мы это узнать сразу?

- Почему?

- Что нужно узнать в первую очередь?

- Что мы можем узнать потом?

- Сколько действий в задаче?

- Молодцы!

(Ребята записывают домашнее задание в дневниках, дневники закрывают.)

(Дети читают задачу в учебниках.)

- Машина вышла из поселка в 7 ч и прибыла в город в 13 ч того же дня.

- За это время она прошла 240 км.

- С какой скоростью шла машина.

- Нет.

- Мы не знаем время, которое машина была в пути. Мы знаем время отъезда машины из поселка и время приезда машины в город.

- Время, которое машина была в пути.

- Среднюю скорость этой машины.

- Два действия.

VIII. Рефлексия

- Ребята, у вас у каждого на парте лежит карточка с изображением лесенки. Каждая ступенька обозначает следующее:

Нижняя ступенька – у меня ничего не получилось, средняя ступенька – у меня были проблемы, верхняя ступенька – мне все удалось. Нарисуйте человечка на той ступеньке, на которую вы себя поставите, оценив свою работу на уроке.

- Ребята, на эту же карточку приклейте смайлик с настроением, которое было у вас в течение урока, если даже у вас что-то и не получалось.

(Дети рисуют человечка на одной из ступенек лесенки.)

(Дети приклеивают один из двух смайликов на карточку.)

IX. Организа-ционный момент.

(Слайд 15)

- Вы сегодня так старались
Эти трудности пройти.
Вы считали и мечтали
Поскорее клад найти.
Вот конец всех испытаний
И волненье позади.
С математикой всегда мы
Будем только впереди!

- Урок окончен. Молодцы!

(Дети встают и готовятся к следующему уроку.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспекта урока "Решаем задачи"

План коспекта урока математики с использованием современных образовательных технологий: создание проблемной ситуации с имитационным моделированием в 1 классе по УМК "Начальная школа 21 век"...

План-конспект урока математики в 4 классе на тему: "Задачи на движение" (УМК "Развивающая система Л.В. Занкова")

Урок содержит интересные задачи, составленные мною лично, большое количество интересных заданий. Во время урока учащиеся успевают сменить несколько видов деятельности....

План-конспект урока математики на тему "Решение задач на движение"

Формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию практических навыков работы с величинами, обеспечить условия для  развития у школьников умений применять  формулы д...

План - конспект урока математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение в противоположных направлениях"

На уроке ребята отправятся в увлекательное путешествие в страну Скоростей вместе с Вовкой и юными Василисами, где и познакомятся с задачами на движение в противоположных направлениях. Презентацию к ур...

план-конспект урока " Составная задача"

Создание условий для умения решать составные задачи...

План - конспект урока математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение. Закрепление"

Цель урока: Сформировать у обучающихся алгоритм решения задач на все виды движения.Образовательные задачи:-закрепить умение решать задачи на встречное движение, учить использовать рациональные способы...

План-конспект урока " Решение задач с помощью уравнений"

Данный урок был проведен в рамках Городского семинара "Организация предпрофильного и профильного обучения в рамках ФГОС" Цель:  совершенствовать навыки решения уравнений и задач с помощ...