Рабочая программа по предмету математика 3 класс
материал по математике (3 класс) по теме

Гусева Анастасия Андреевна

Адаптированная рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_predmetu_matematika_3_klass.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 532

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Математика»

3 КЛАСС

(для учащихся с легкой и умеренной степенью нарушения интеллекта)

Составитель программы:

учитель

Гришина Анастасия Андреевна

Москва

2012 г.

Пояснительная записка

                Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

Программа предназначена для учащихся с легкой и умеренной степенью нарушения интеллекта и предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении. На уроках математики формируются и развиваются количественные и качественные изменения в познавательны с целью дальнейшей интеграции в общество в том объеме, который доступен каждому ребенку индивидуально. Для реализации задачи социальной адаптации содержание программы максимально связывается с жизненным опытом учащихся и  соответствует условиям конкретного ближайшего социума, в котором проживают дети. Одна из главных задач уроков математики в школе - научить детей с нарушением интеллекта узнавать в окружающем социуме ситуации, в которых  необходимо и возможно применить полученные на уроках математические знания. С трудом формируется понимание количества, числа, меры, временные и пространственные представления, операции сравнения, сущность действий сложения и вычитания, математические отношения между числовыми данными простой задачи и т.д.  На уроках математики происходит формирование и развитие мыслительных процессов, памяти, внимания, зрительно-пространственного-восприятия и т. д..  На уроках математики также решаются  задачи воспитания целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности и законченности действия поставленной задачи.

        Рабочая программа по обучению математике реализуется на основании следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII  вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой.

Обучение на уроках математики проходит в соответствии с нормами САНПиНа и с применением ИКТ.

На уроки маематики в 3-ем классе отводится 4 часа в неделю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.  

В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, интерактивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями).

Уровень умений и знаний учащихся по предмету оценивается в зависимости от индивидуальных особенностей потребностей учащегося. Критерии оценки данной категории учащихся ориентированы  на опыт социального продвижения детей, т.е. на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в обществе людей. В программе вместо сформулированных основных требований к знаниям и умениям учащихся в обязательной форме типа: «Учащиеся должны знать», «Учащиеся должны уметь» записаны формулировки: «Учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями».

Основные требования к умениям учащихся по предету:

1 уровень

2 уровень

3 уровень

  • Получать, называть, сравнивать, записывать круглые десятки;
  • Считать круглыми десятками в перелах 100 в прямой и обратной последовательности;
  • получать двузначные числа из десятков и едениц, раскладывать их на десятки и единицы;
  • называть, записывать, откладывать на счетах двузначные числа;
  • считать в прямой и обратной последовательности по единице и равными числовыми группами по 2, 3, 4, 5 в пределах 100;
  • различать однозначные и двузначные, четные и нечетные числа;
  • сравнивать числа в пределах 100;
  • увеличивать и уменьшать количество и число в несколько раз;
  • пользоваться единицами измерения стоимости,  длины, массы, времени;
  • получать числа при измерении длины, массы, времени одной единицей и записывать их;
  • различать числа полученные при счете и измерении;
  • определять порядок месяцев в году, пользоваться календарями;
  • определять время с точностью до 5 минут;
  • употреблять в речи названия компонентов действий сложения и вычитания;
  • складывать и вычитать числа с переходом через десяток в пределах 20;
  • складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд;
  • называть арифметические действия умножения и деления;
  • пользоваться таблицами умножения и деления в пределах 20; использовать переместительное свойство умножения;
  • решать примеры на порядок действий и со скобками;
  • решать простые арифметические задачи на на нахождение произведения, на деление на равные части;
  • находить точку пересечения линий;
  • называть и показывать окружность, круг, дугу, центр, радиус;
  • чертить окружности разных радиусов;
  • называть и показывать элементы многоугольника; чертить его по заданным точкам;
  • измерять стороны многоугольника;
  • называть свойства сторон и углов прямоугольника.
  •  Называть, записывать круглые десятки, считать круглыми десятками до 100 в прямой и обратной последовательности;
  • получать двузначные числа из десятков и едениц; называть, записывать, откладывать их на счетах;
  • считать в прямой и обратной последовательности единицами (с помощью учителя)
  • сравнивать числа в пределах 100;
  • пользоваться единицами измерения стоимости, времени, массы, длины;
  • определять время по часам с точностью до получаса;
  • пользоваться календарем для установления количества суток в месяце в году;
  • решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток;
  • складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд;
  • пользоваться таблицами умножения и деления чисел на 2, 3, 4, 5 в пределах 20;
  • решать простые арифметические задачи на нахождение произведения, на деление на равные части (с опорой на наглядность);
  • показывать окружность, круг, дугу, центр, радиус, называть их (с помощью учителя);
  • чертить окружность заданного радиуса;
  • чертить многоугольник по точкам, измерять его стороны.

  •  Называть, записывать круглые десятки, считать круглыми десятками до 20 в прямой и обратной последовательности;
  • получать двузначные числа из десятков и едениц; называть, записывать, откладывать их на счетах (с помощью учителя);
  • считать в прямой и обратной последовательности единицами в пределах 20 (с помощью учителя)
  • сравнивать числа в пределах 20;
  • пользоваться единицами измерения стоимости, времени, массы, длины (с помощью учителя);
  • определять время по часам с точностью до часа (с помощью учителя);
  • решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток (с использованием счетного материала);
  • складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд;
  • решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности(с опорой на наглядность);
  • показывать окружность, круг,  называть их (с помощью учителя);
  • чертить окружность;
  • чертить многоугольник по точкам, измерять его стороны (с помощью учителя)

При прохождении программы организуется   контроль  индивидуального усвоения знаний и умений каждым учащимся.

Проводятся текущие контрольные работы и итоговые контрольные работы за каждую четверть и учебный год. Оценка знаний производится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3», «н/а» (не аттестован). Оценка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований. Оценка «н/а» (не аттестован) обозначает, что обучающийся по каким-либо причинам длительное время отсутствовал в школе. Назначение оценки – вознаграждать трудолюбие, отражать успех, то есть на первый план выдвигается этическая  и стимулирующая  функции оценки.

Обучение осуществляется по учебнику В.В. Эк, Математика,  учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,  М., «Просвещение», 2012.

В основу содержания программы положены три основные принципа: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость  тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся.

Учебный материал максимально  приближен к социальной среде, в которой находится ребенок в данный период его жизни. Принцип доступности лежит в основе учебного материала каждого урока: объем, последовательность прохождения тем, виды работ, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той же теме, как для всего класса в целом, так и для каждого ребенка в отдельности. Такой подход позволяет эффективнее осуществлять дифференцированную работу на уроке.      

Организация процесса обучения базируется на практической и наглядной основе. В качестве наглядной основы используются натуральные объекты и предметы (или их имитация) в натуральную величину (например, купюры, монеты и т. п.), а также использование ИКТ.

При отборе учебного материала учитываются разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений применять их практически . В связи с тем, что учебный материал усваивается учащимися на различном уровне, программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении.

Содержание рабочей программы по предмету «Математика».

Раздел

Содержание

раздела

Задачи

раздела

Цели (характеристика деятельности учащихся)

Способ проверки достижений учащихся

Ожидаемые результаты (учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Повторене

Сложение и вычитание в пределах 20, состав чисел первого и второго десятков, простые задачи на нахождение суммы и остатка. Счет в прямой и обратной последовательности в пределах 20. сравнение чисел. Измерение и построение отрезков.

Повторить и уточнить знания детей о составе чисел первого и второго десятков, умения детей складывать и вычитать эти числа.

Закрепить навыки счета в прямой и обратной последовательности в пределах 20. Закрепить навык измерения и построения отрезков

Учащиеся должны уточнить и повторить числа первого и второго десятков, а также уметь выполнять действия с ними.

Проверочная работа «срез знаний», текущие и итоговые контрольные работы.

Складывать, вычитать, сравнивать числа второго десятка. Решать простые задачи на нахождение суммы и остатка. Измерять и строить отрезки.

Складывать, вычитать, сравнивать числа второго десятка с помощью учителя. Решать простые задачи на нахождение суммы и остатка с помощью учителя.

Складывать, вычитать числа первого и второго десятков с помощью учителя на конкретном материале.

Нумерация

Нумерация чисел в пределах 100. Получение и запись круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц, их запись. Разложение полых двузначных чисел на десятки и единицы. Умение откладывать числа на счетах. Числовой ряд 1-100, счет в пределах 100. Присчитывание и отсчитывание по единице, 2, 3, 4, 5. Сравниение чисел. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков и едениц. Четные и нечетные числа

Дать учащимся понятие о числах первой сотни. Формировать умение получать и записывать круглые десятки; получать и записывать полные двузначные числа из десятков и единиц. Продолжать учить откладывать числа на счетах. Формировать умение присчитывать и отсчитывать по 2, 3, 4, 5 единиц.

Учащиеся должны усвоить понятие  о числах первой сотни; уметь получать и записывать круглые десятки, полные двузначные числа из десятков и едениц. Уметь откладывать числа на счетах,  присчитывать и отсчитывать по 2, 3, 4, 5 единиц.

Проверочная работа «срез знаний», текущие и итоговые контрольные работы.

 Знать числа первой сотни и способы их получения. Уметь записывать круглые десятки и откладывать на счетах числа первой сотни. Уметь присчитывать и отсчитывать по 2, 3, 4, 5 единиц.

Видеть и различать числа  первой сотни с помощью учителя. Записывать круглые десятки и откладывать их на счетах. Присчитывать и отсчитывать по 2, 3, 4, 5 единиц (с помощью учителя).

Читать и записывать  числа в пределах 20, откладывать их на счетах. Присчитывать и отсчитывать по 2, 3, 4, 5, в пределах 20.

Единицы измерения и их соотношения

Единицы измерения длины:  дециметр, метр. Обозначения: 1м., 1 дм. Соотношение 1м =10 дм. Единицы измерения времени: минута, год, их обозначения. Отрывной календарь, порядок месяцев.

Единица Измерения массы: килограмм, обозначение. Единица измерения емкости: литр, обозначение.

Монета 50 к., бумажные купюры 50 и 100р., операции с монетами.

Чтение и запись чисел, выраженных одной единицей измерения. Определение времени.

Изучить единицы измерения длины: метр, дециметр; научиться записывать их обозначения. Изучить единицы измерения врмени: год, месяц; измерения массы: килограмм, обозначение; Единица измерения емкости: литр, обозначение.

 Научить записывать  числа, выраженные одной единицей измерения. Изучить монету 50 к., бумажные купюры 50 и 100р., операции с монетами.

Учащиеся должны знать единицы измерения длины: метр, дециметр; уметь записывать их обозначения. Знать диницы измерения врмени: год, месяц; измерения массы: килограмм, уметь их обозначать; единицу измерения емкости: литр. Уметь записывть числа, выраженные одной единицей измерения. Знать монеты и купюры достоинством в 50 едениц.

Проверочная работа «срез знаний», текущие и итоговые контрольные работы.

Знать единицы измерения длины: метр, дециметр; уметь записывать их обозначения.  Знать единицы измерения врмени: час, год, месяц. Уметь определять время. Уметь записывать  числа, выраженные одной единицей измерения.

Знать единицы измерения длины: метр, дециметр; уметь записывать их обозначения.  Знать единицы измерения врмени: час, месяц. Уметь определять время.

Знать единицы измерения длины:  дециметр.  Знать единицы измерения врмени: час, месяц.

Арифметические действия

Называние компонентов и результатов сложения и вычитания. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд. Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.

Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых.  Запись и чтение действия умножения. Деление на две равные части, пополам. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей, запись деления.  Знак деления. Чтение действия деления.

Учить различать компотненты сложения и вычитания; умножения и деления. Учить складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд, в пределах 20 с переходом через разряд. Учить записывать и читать действия умножения и деления. Учить выполнять в правильном порядке  действия в примерах со скобками.

Учащиеся должны уметь выделять и называть компоненты сложения и вычитания. Уметь складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд, в пределах 20 с переходом через разряд. Уметь записывать и читать действия умножения и деления. Уметь выполнять в правильном порядке  действия в примерах со скобками.

Проверочная работа «срез знаний», текущие и итоговые контрольные работы.

Различать названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания; умножения и деления

Складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд, в пределах 20 с переходом через разряд. Решать и записывать примеры на умножение и деление. Решать примеры со скобками.

Различать названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания; умножения и деления ( с помощью учителя)

Складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд, в пределах 20 с переходом через разряд( с использованием наглядного материала). Записывать примеры на умножение и деление.

Различать названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания;

Складывать и вычитать числа  в пределах 20 с переходом через разряд (с помощью учителя). Знать и записывать знак умножния и деления.

Арифметические задачи

Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного; увеличение в несколько раз; уменьшение в несколько раз. Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой и количеством. Задачи в два действия.

Учить решать простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного; увеличение в несколько раз; уменьшение в несколько раз. Учить  вычислять стоимость на основе зависимости между ценой и количеством. Учить решать задачи в два действия.

Учащиеся должны уметь решать простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного; увеличение в несколько раз; уменьшение в несколько раз. Уметь вычислять стоимость на основе зависимости между ценой и количеством; решать задачи в два действия.

Проверочная работа, контрольные работы.

Решать простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного; увеличение в несколько раз; уменьшение в несколько раз ( помощью учителя и с использованием наглядности). Вычислять стоимость на основе зависимости между ценой и количеством; решать задачи в два действия.

Решать простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного ( с помощью учителя). Вычислять стоимость на основе зависимости между ценой и количеством (с помощью учителя).

Решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности( с помощью учителя).

Геометрический материал.

Построение отрезка больше (меньше) данного, равного данному. Пересечение линий, точка пересечения (ее обозначение). Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус.

Многоугольник: вершины, стороны, углы. Измерение сторон, вычерчивание по данным вершинам.

Прямоугольник. Противоположные стороны. Свойства сторон прямоугольника.

Учить строить отрезок  больше (меньше) данного, равный данному. Учить находить и обозначать точку пересечения линий. Учить измерять стороны многоугольника и вычерчивать его по данным вершинам. Дать понятие и свойствах сторон прямоугольника.

Учащиеся должны уметь строить отрезок  больше (меньше) данного, равный данному;  находить и обозначать точку пересечения линий. Уметь измерять стороны многоугольника и вычерчивать его по данным вершинам. Знать свойства сторон прямоугольника.

Проверочные работы, контрольные и итоговые работы.

Строить отрезок  больше (меньше) данного, равный данному;  находить и обозначать точку пересечения линий. Измерять самостоятельно стороны многоугольника и вычерчивать его по данным вершинам. Знать и применять свойства сторон прямоугольника.

Строить отрезок  больше (меньше) данного, равный данному;  находить и обозначать точку пересечения линий (с помощью учителя). Измерять  (с помощью учителя) стороны многоугольника и вычерчивать его по данным вершинам. Знать и применять свойства сторон прямоугольника.

Строить отрезок  больше (меньше) данного, равный данному (с помощью учителя). Измерять  (с помощью учителя) стороны многоугольника.


Учебно-тематический план по предмету «Математика»

Название раздела в программе

Количество часов (68 ч)

теория

Контрольные мероприятия

I

Нумерация

34 ч

4

II

Единицы измерения и их соотношения

16 ч

4

III

Арифметические действия

60 ч

4

IV

Арифметические задачи

16 ч

4

V

Геометрический материал

20 ч

4

Для составления рабочей программы была использована следующая методическая и учебная литература:

  1. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
  2. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий для работы с детьми 5 – 6 лет. Изд. Мозаика-Синтез, М.: 2008.
  3. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Рабочие тетради к книге «Развитие элементарных математических представлений» детского сада.
  4. Хилько А.А. Тетрадь по математике, часть 2, часть 3. ВЛАДОС, 2006.
  5. Алышева Т.В.Математика. Учебник для 1 класса школ 8 вида. Часть 1. Просвещение, 2010.
  6. Алышева Т.В.Математика. Учебник для 1 класса школ 8 вида. Часть 2. Просвещение, 2010.

Для проведения уроков математики используется следующие методические пособия: материалы для фронтальной и индивидуальной работы, иллюстрированные схемы, объемный демонстрационный материал (карточки с цифрами, счетный материал, карточки с различным количеством предметов, кубики с цифрами, калькуляторы, счетные палочки, трафареты геометрических фигур, схемы решения задач, муляжи часов) и технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, видеоплейер, магнитофон, компьютер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова»,  Самара: Издательство «Учебная...

Рабочая программа учебного предмета математика Образовательная область: математика для _I ступени 2 класс

Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 2 класс, по программе "Школа России", с учетом ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, требованиями основ...

Рабочая программа учебного предмета « Математика» предметной области «Математика и информатика» для 1-4 классов по программе ПетерсонЛ.Г

Рабочая программа предмета «Математика» предметной области «Математика и информатика» разработана на основе нормативных документов....

Рабочая программа по предмету "Математика" 3 класс по программе "Школа России"

В данном разделе представлена рабочая программа по прдмету "Школа России"...

Рабочая программа по предмету Математика (базовый уровень) 3 класс (УМК «Школа России» ФГОС) М.И. Моро Математика 136 часов

Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального го­сударственного стандарта начального общего образования , Примерной про­граммы на...