КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ЛЕГКО НАУЧИТЬСЯ СЧИТАТЬ В ПРЕДЕЛАХ ДВАДЦАТИ? закономерности при сложении и вычитании с переходом через десяток
презентация к уроку по математике (1 класс) на тему

Анохина Юлия Леонидовна
žНе все взрослые умеют считать без калькулятора, а дети даже считают на пальцах, потому что не знают легких способов счета, но все  хотят быть отличниками. Поэтому нужно  помочь детям учиться на «4 и 5», помочь освоить различные приемы и способы запоминания. Считайте лучше, считайте быстрее! Нужно  помнить наизусть таблицу  сложения  и вычитания  чисел  первого десятка, которую  очень нелегко запомнить. Для этого существует много способов, основанных на взаимосвязи сложения и вычитания. Я считаю, что можно облегчить это нелегкое дело.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semerenko.pptx766.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ЛЕГКО НАУЧИТЬСЯ СЧИТАТЬ В ПРЕДЕЛАХ ДВАДЦАТИ? закономерности при сложении и вычитании с переходом через десяток СЕМЕРЕНКО МАРИЯ 4 класс П.Чернышевский 2011г.

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ: ГИПОТЕЗА: Не все взрослые умеют считать без калькулятора, а дети даже считают на пальцах, потому что не знают легких способов счета, но все хотят быть отличниками. Поэтому нужно помочь детям учиться на «4 и 5», помочь освоить различные приемы и способы запоминания. Считайте лучше, считайте быстрее! Нужно помнить наизусть таблицу сложения и вычитания чисел первого десятка, которую очень нелегко запомнить. Для этого существует много способов, основанных на взаимосвязи сложения и вычитания. Я считаю, что можно облегчить это нелегкое дело.

Слайд 3

ЦЕЛЬ: ЗАДАЧИ: Для облегчения счета систематизировать различные способы и приемы заучивания в виде наглядной таблицы - памятки а)найти информацию о правилах сложения и вычитания б)выявить закономерности запоминания в)составить таблицу-памятку г)освоить способы запоминания по памятке и выяснить ее эффективность у детей и взрослых

Слайд 4

МЕТОДЫ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОЕКТА Поисковые Проблемные Исследовательские Работать с литературой, собирать информацию; анализ и сравнение результатов; делать выводы

Слайд 5

Практическая значимость 1.Связь с жизнью, с решением жизненных вопросов 2.Легкий способ заучивания таблицы сложения и вычитания и способ научиться быстро считать в пределах 20 3.В помощь ученикам, которые не любят или не умеют раскладывать числа на удобные слагаемые, которые так и не выучили состав чисел 6, 7, 8, 9

Слайд 6

Помощники человека при счете ( от древних времен и до наших дней) Считать человечество стало давно. Люди в древности представляли и передавали информацию о числе предметов с помощью пальцев, а также с помощью зарубок на дереве. В средние века торговцы считали с помощью зерен, орехов, бусин, палочек, узелков на веревке и других мелких предметов. Придумали и специальную доску с желобками для камешков – абак. Абак сменили счеты, где «косточки» передвигались влево и вправо по проволочке. В 19 веке в России был создан арифмометр – механическое устройство с зубчатыми колесиками. В 20 веке была изобретена электронно-счетная машина – калькулятор. Но еще быстрее калькулятора выполняет различные математические операции компьютер

Слайд 7

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И ПРИЕМЫ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ ПРАВИЛО 1: чтобы сложить однозначные числа с переходом через десяток, надо сначала дополнить до 10 первое слагаемое, а затем добавить оставшиеся единицы. Это можно делать с помощью: 1.числового отрезка + 3 7 8 9 10 11 12 13 2.графического показа 3.приема сложения «по частям»: ●●● ● ●●●● 7+4=(7+3)+1=10+1=11 ●●●+ ●= ●●●● 3 1 ●●● ● ●●●● 4.таблицы сложения ПРАВИЛО 2: чтобы вычесть число с переходом через разряд, сначала надо вычесть ту часть числа, которая содержится в разряде единиц уменьшаемого, а потом из десятка вычесть оставшуюся часть.

Слайд 8

ЗАКОНОМЕРНОСТИ СЛОЖЕНИЯ : 1 При сложении добавляются десятки - 1 9+ 2 =1 1 9+ 3 =1 2 9+ 4 =1 3 9+ 5 =1 4 9+ 6 =1 5 9+ 7 =1 6 9+ 8 =1 7 9+ 9 =1 8 Девяти не хватает до 10 одного: убираем из второго слагаемого один -2 8+ 3 =1 1 8+ 4 =1 2 8+ 5 =1 3 8+ 6 =1 4 8+ 7 =1 5 8+ 8 =1 6 8+ 9 =1 7 Восьми не хватает до 10 двух: вычитаем из второго слагаемого два - 3 7+ 4 =1 1 7+ 5 =1 2 7+ 6 =1 3 7+ 7 =1 4 7+ 8 =1 5 7+ 9 =1 6 Семи не хватает до 10 трех: вычитаем из второго слагаемого число три - 4 6+ 5 =1 1 6+ 6 =1 2 6+ 7 =1 3 6+ 8 =1 4 6+ 9 =1 5 Шести не хватает до 10 четырех: вычитает из второго слагаемого число четыре

Слайд 9

Закономерности вычитания: 1 При вычитании убираются десятки -1 + 1 1 8- 9 =9 1 7- 9 =8 1 6- 9 =7 1 5- 9 =6 1 4- 9 =5 1 3- 9 =4 1 2- 9 =3 1 1- 9 =2 Девяти не хватает одного до 10: к единицам уменьшаемо-го прибавим одино -1 +2 1 7- 8 =9 1 6- 8 =8 1 5- 8 =7 1 4- 8 =6 1 3- 8 =5 1 2- 8 =4 1 1- 8 =3 Восьми не хватает до 10 двух: к единицам уменьшае - мого прибавим два -1 +3 1 6- 7 =9 1 5- 7 =8 1 4- 7 =7 1 3- 7 =6 1 2- 7 =5 1 1- 7 =4 Семи не хватает до 10 трех: к единицам уменьшае - мого прибавим три -1 +4 1 5- 6 =9 1 4- 6 =8 1 3- 6 =7 1 2- 6 =6 1 1- 6 =5 Шести не хватает до 10 четырех: к единицам уменьшае - мого прибавим четыре

Слайд 10

Короткий способ счета: 1.Сложить два числа, значит 1 слагаемое удесятерить и вычесть от 2 слагаемого недостающее до 10 число: 6+7=16 –3 =13 2.Вычесть число, значит уменьшаемое лишить 10 и прибавить к вычитаемому недостающее до 10 число: 16-7=6+3=9 26+7=(20+6)+7=20+(6 +4 )+(7 -4 )=20+10+3=33 3 2 – 8 = (30 - 10 ) + ( 2 + 2 ) = 20 + 4 = 24

Слайд 11

Проектный продукт - памятка При убираем недостающее до 10 число: 9 +ЧИСЛО=1дес.+(ЧИСЛО 1 ) 8 +ЧИСЛО=1дес.+(ЧИСЛО 2 ) 7 +ЧИСЛО=1дес.+(ЧИСЛО 3 ) 6 +ЧИСЛО=1дес.+(ЧИСЛО 4 ) При добавляем недостающее до 10 число: ЧИСЛО- 9 = дес.+ (ЕД. 1 ) ЧИСЛО- 8 = дес.+ (ЕД. 2) ЧИСЛО- 7 = дес.+ (ЕД. 3) ЧИСЛО- 6 = дес.+ (ЕД. 4)

Слайд 12

Зашифрованные примеры: А Б В Г Д Е Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 26 27 28 29 30 31 32 33 14 – 6 = 10 + 3 = 20 – 9 = 11 – 3 = 19 + 6 = 13 – 3 = 13 – 7 = 7 + 9 = 18 + 3 = 12 – 2 = 11 + 7 = 29 – 2 = 14 – 9 = 18 – 6 = 13 – 5 = 14 – 2 = 16 – 12 = 9 + 9 = 9 + 9 = 19 + 2 = 10 + 8 = 7 + 9 = 8 + 8 = 11 + 8 = 12 – 11 = 10 + 9 = 18 – 9 = 17 + 3 = 10 + 15 = 10 – 9 = 9 – 8 =

Слайд 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Я решила проблему своего проекта, так как в ходе работы была создана интересная таблица-памятка, которая позволяет не «зубрить» таблицу сложения и вычитания в пределах 20, а легко находить и вычислять ее результаты, опираясь на разные способы и приемы запоминания, опираясь на взаимосвязь сложения и вычитания. Моим друзьям такая памятка помогла учиться лучше, также ее одобрили учителя начальных классов нашей школы. Эту памятку можно использовать на уроках математики в 1 классе. Ее можно подарить всем желающим детям и взрослым, чтобы облегчить счет в пределах 20.

Слайд 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1.Е.Арутюнян, Г.Левитас . «Занимательная математика», Аст-Пресс , Москва, 1999г. 2.Интернет 3.Я.И.Перельман. «Занимательная арифметика», Триада-Литера, Москва, 1994г. 4.Л.Петерсон. Математика-1.Балласс, Москва, 2011г

Слайд 15

Благодарим ЗА ВНИМАНИЕ !