«РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
статья по математике (2 класс) на тему

Потапова Светлана Владимировна

В статье раскрывается смысл компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе. Приводятся примеры заданий, которые позволяют формировать ключевые компетентности учащихся начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

                                                                           

 Выполнила

Потапова Светлана Владимировна,

учитель начальных классов,

 МБОУ СОШ № 86 г.о. Самара

Самара, 2014г.


Оглавление

I. Вводная часть

1. Актуальность

2. Цель и задачи                                                                  

3. Ожидаемые результаты                                            

II. Основная часть                                                                                    

1. Теоретическое описание модели

2. Описание изменений в образовательном процессе:

2.1. Содержательно-технологический блок                                                          

2.2. Контрольно-оценочный блок                                                                          

3. Ресурсный блок (условия)                                                                                  

III. Заключение.                                                                                           

          IV. Библиография

«Если ученик в школе не научился сам

ничего творить, то и в жизни он всегда

будет только подражать, копировать,

так как мало таких, которые бы,

научившись копировать, умели сделать

самостоятельное приложение этих сведений»
Л.Н. Толстой                                      

  1. Вводная часть.

  1. Актуальность.

            Формирование компетентности учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход  рассматривается как своеобразный ответ на проблемную ситуацию в образовании, возникшую вследствие противоречия между необходимостью обеспечить современное качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению.

        В современных условиях формирование знаний не является главной целью образования (знания ради знаний). Знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе. Еще лет 20 назад, отечественная школа выполняла заказ единого заказчика - государства. Сводился он к достижению выпускником определенного уровня обученности.

Сегодня необходимо сказать о наличии множества запросов, на которые школа должна отвечать. Реальными заказчиками школы стали ученик, его семья, работодатели, общество, профессиональные элиты, тоже государство. Для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной деятельности. При таком подходе знания являются познавательной базой компетентности человека.

          Согласно «Концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области в контексте ФГОС общего образования
нового поколения» (утверждённая Постановлением Правительства Самарской области 19.05.2004 года №24), формирование компетенции и компетентности обучающегося означает формирование его внутренних ресурсов и сопровождение становления его субъективности. Для системы образования Самарской области обобщённые (универсальные) способы деятельности не являются принципиально новым образовательным результатом, потому что приоритетом развития системы образования Самарской области остаётся «формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые являются ответом системы образования на требования работодателей». Там же  ключевые компетентности определены как «результат общего образования», означающих «готовность эффективно соорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели» и определяет «приоритетность достижения региональной системой общего образования нового результата – формирования ключевых компетентностей учащихся».

Таким образом, модернизация образования предусматривает в качестве одного из путей обновления содержания общего образования - внедрение компетентностного подхода в процесс обучения.

  1. Цель: создание оптимальных условий  при реализации компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе как одного из способов достижения качества образования.

Задачи:

- описать требования к уровню сформированности ключевых компетентностей;

- определить способы и приёмы реализации компетентностного подхода для успешной самореализации личности ученика;

- охарактеризовать эффективность предложенных методик на практике.

- обосновать необходимость использования на практике современных образовательных технологий, показать значимость творческого подхода учителя к разработке и проведению уроков.

  1. Ожидаемый результат:

-  сформировать у учащихся интерес к обучению, на творческое начало в учебной деятельности;

- повысить возможности достижения качества образования через реализацию компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе.

  1. Основная часть.

 Теоретическое описание модели.  

Большинство авторов (А.М. Аронов, В.С. Безрукова, А.Н. Дахин,  В.А. Демин, Н.А. Переломова, П.В. Симонов, В.М. Шепель и др.) понятие «компетентностный подход», «компетенция» склонны считать компетенцией абстрактный набор знаний, умений, навыков, личностных качеств, опыта в определенной сфере деятельности, связанный с качественным освоением содержания образования.

Компетенция - круг делигированных полномочий и знаний, необходимые для их реализации.

Компетентность – свойство личности, проявляющееся в её осведомлённости, желании и готовности действовать в определённой области, в наличии необходимого опыта.

Структурными компонентами компетентности являются:

  • знания;
  • ценностные отношения к знаниям;
  • готовность к применению знаний;
  • позитивный опыт применения знаний.

Ключевые компетентности:

  • образовательная;
  • коммуникативная;
  • информационная;
  • социальная;
  • толерантность.

Описание изменений в образовательном процессе.

Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного

Традиционный подход

Компетентностный подход

Цель обучения        

  • Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования

Цель обучения

  • Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)

Формула результата образования

  • «Знаю, что»

Формула результата образования

  • «Знаю, как»

Характер образовательного процесса

  • Репродуктивный

Характер образовательного процесса

  • Продуктивный

Доминирующий компонент процесса

  • Контроль

Доминирующий компонент процесса

  • Практика и самостоятельная работа

Характер контрольных процессов

  • Статистические методы оценки учебных достижений

Характер контрольных процессов

  • Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)

       

В государственном образовательном стандарте начального общего образования определено, что важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предполагает успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования.

Сегодня, входя в компетентное образование, начальная школа продолжает инновационную деятельность. Трудно выделить виды работ, формирующие какую-либо определённую компетентность, так как обучение-процесс многогранный и целостный.

Содержательно-технологический блок.

Сегодня на уроках любого учебного предмета мы формируем у обучающихся умение самостоятельно искать, анализировать, подбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию. Особенно это проявляется на уроках математики. В процессе обучения математике дети учатся думать: абстрагировать, обобщать, аргументировать свою точку зрения и связано, последовательно её излагать; они учатся учиться, развиваются и самосовершенствуются.

     Организация образовательного процесса в нашей школе происходит на базе учебного комплекса  "Школа  2100". Содержание учебников соответствует требованиям государственного стандарта. Оно взаимосвязано и построено в единой концепции, реализуются единые психологические принципы, единый подход к отбору образовательных технологий деятельностного типа (проблемно-диалогическая технология, технология формирования типа правильной читательской деятельности, технология оценивания), принцип минимакса, решающий проблему разноуровнего обучения. Авторы ОС «Школа 2100» выделяют следующие ключевые компетенции:

  1. Организационные;
  2. Интеллектуальные;
  3. Коммуникативные;
  4. Оценочные.

    Образовательная программа «Школа 2100» позволяет  формировать ключевые компетентности средствами учебных заданий.

С первого класса я включаю в свои уроки  задания компетентностного характера: задания, предполагающие от ученика способности к творческой деятельности, задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности, многооперационные задания.

Покажу это на примере уроков математики в своём классе.

Задание.  Вова наблюдал за жизнью муравьев. Помоги ему ответить на вопросы, которые у него появились.

А) Два муравья выбежали из муравейника в противоположных направлениях. Через некоторое время расстояние между ними было 14 дм. На каком расстоянии от муравейника в это время находился первый муравей, если второй отбежал от муравейника на 8 дм?

                                                                   

                                     дм                                 дм

                                                        дм

         

б)Первый муравей принёс в муравейник 12 травинок. Это на 5 травинок больше, чем принёс второй. Сколько травинок принёс второй муравей?

Анализ задания:

  1. задание комплексное, т.к. состоит из двух простых задач, их решение - это многооперационная деятельность;
  2. задание продуктивное, т.к. наличие сюжета создаёт новую ситуацию для учащихся;
  3. Предметные компетенции: а) развитие умений решать текстовые задачи; в) усвоение приёма вычитания из чисел с переходом через разряд в пределах 20; в) вычисления с именованными числами; г) работа со вспомогательной моделью (схематический чертёж) текстовой задачи.
  4. межпредметная компетентность - связь сюжета задач с предметной областью «Окружающий мир»
  5. Ключевые компетентности: а) интеллектуальная (преобразование текста условия задачи в схему и её дополнение; аналитико-синтетические умения, необходимые для поиска решения); б) коммуникативная (анализ условий задач в устной форме; обоснование своего мнения); в) оценочная (самооценка выполненной деятельности выражается в проверке решения).

      На уроках математики я использую «открытые» задания.

Начерти прямую линию. Поставь на ней точку А. Отложи на этой прямой отрезок АБ длиной 4 см и отрезок АК длиной 7 см. Найди длину отрезка БК. Подсказка: ответов больше, чем один.

         - продуктивные задания

1. Преврати, если возможно, записи Юли в верные равенства и неравенства.

           1* <  *6                  14 > *                     1* < *

          12 < **                    1* = *3                     *0 =  **

2.   Продолжи ряд чисел:  410, 515, 620. Подсказка: решений больше, чем одно.

3.   Попытайся решить уравнение. 

                                            37 - х = 50

Если уравнение не имеет решений, постарайся выполнить такое преобразование, чтобы его можно было решить. Постарайся найти больше одного варианта преобразований.

          Начиная с первого класса у младших школьников формируются задатки компетентности, которые носят характер оценивания собственных возможностей и самооценки после выполнения задания:

- Сможешь ли ты выполнить …, назвать …, начертить …, нарисовать …? проверь себя. Сравни свой ответ с ответами других ребят. Таким образом, я мотивирую учащихся для выполнения заданий.

         Задание на развитие оценочных умений. Ученикам выдаётся 3 листа с верно и неверно решенными математическими выражениями. В равенствах специально сделано пять ошибок, часто встречающихся у младших школьников. Например, для первоклассников могут быть такие ошибки: на «единицу», на замену знака действия, на замену действия вычитания действием сложения при вычитании «второй» части вычитаемого в случаях вычитания с переходом через разряд. К каждому листу последовательно даются следующие инструкции:

1 лист:

-Найди и исправь ошибки.

2 лист:

-В решенных выражениях допущено 5 ошибок, найди и исправь их.

3 лист:

-В решенных выражениях допущено 10 ошибок. Найди и исправь их.

          В данном задании проявляется формирование контролирующих и оценочных умений в выявлении и исправлении ошибок, а также в выявлении нарушения инструкции и ее переоценке.

          Для формирования ключевых компетенций необходимы механизмы. Авторский коллектив Образовательной системы "Школа 2100" предлагает в качестве такого механизма регулярную проектную деятельность школьников. Уже с 1 класса начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования. Мини-проекты по математике «Весёлые цифры», «Составляем задачки» и другие. Почти все работы носят сначала  коллективный характер, тематика определяется   в основном учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Со 2 класса  уже многие ученики  знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Позже применяем  этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.

        Реализация учебно-познавательной компетенции не вызывает особых трудностей, так как для ее становления способствуют различные практические приемы организации работы учеников.

   Одним из способов реализации данной компетенции является проведение диагностических работ. Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностого подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки.

     Не менее важно формировать у учащихся компетентность в решении проблем, т.е. способность ставить и решить определённые типы рациональных задач. На это направлена исследовательская деятельность младших школьников. Специфика исследовательской   работы в начальной школе заключается в систематической  направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

   Исследовательская деятельность приучает детей работать с книгой, энциклопедиями, дополнительным материалом, что в наше время очень важно. В результате исследовательской работы дети учатся работать с научным материалом, учатся правильно оформлять и представлять  свою работу. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на одном из уроков. Для активизации интереса учащихся к различным сферам знаний и, несмотря на юный возраст,  младшие школьники активно участвуют в работе ежегодной научно-практической конференции «Первые шаги в науку».  

    Таким образом, учебный материал создаёт широкие возможности для формирования ключевых компетентностей младших школьников.

     В процессе выполнения приведенных выше заданий формируются ключевые компетенции младших школьников, зачастую не одна, а две или даже три, причем подобные задания направлены на формирование интеллектуальной компетентности, которая выражается в умениях осуществлять сравнение, анализ через синтез, классификацию, обобщение, выявление закономерностей, преобразование информации средствами моделирования.

        Выпускник начальной школы – это личность, которая обладает определенным уровнем ценностно-ориентационной, учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, общекультурной компетентности; он готов решать проблемы, актуальные для его этапа возрастного развития; способен к успешной адаптации в образовательных учреждениях города (общеобразовательные школы, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования); ориентирован на дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование.

Контрольно-оценочный блок.

В нашей школе 3 раза в год проводятся диагностические исследования, с помощью которых выявляется уровень сформированности предметных умений и познавательных (логических) универсальных учебных действий, которые лежат в основе ключевых компетенций, влияющих на дальнейшее успешное обучение в начальной школе.

Ресурсный блок (условия)

        Достижению новых образовательных результатов способствуют новые условия:

Кадровые

- Повышение квалификации педагогов по проблеме реализации компетентностного подхода на уроках русского языка в начальной школе как одной из возможностей достижения нового качества образования;

- Совместная работа учителя со специалистами (учитель информатики, библиотекарь) в плане обновления представлений о компетентностном подходе на уроках русского языка в начальной школе.

Психолого-педагогические

- Изучение учителями и использование в своей работе методических пособий:

  • Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. // Д.А.Иванов, К.Г.Митрофанов, О.В.Соколова ACADEMIA АПК и ППРО, М. 2005.
  •  И.С.Якиманская. Технология личностно-ориентированного образования. М.2000 г.
  •   Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов// А.Э.Симановский. – Ярославль: Гринго,1996.- 192 с.
  • Методических разработок (в журналах «Начальная школа», «Библиотека в школе»).

Материально-технические

- проектор;

- компбютер;

- DVD, телевизор;

- интерактивная доска.

Информационные

- подборка информационно-методической литературы для родителей;

- мультимедийные презентации для детей.

Организационные

- консультации для родителей.

  1. Заключение.

Итак, чтобы решить  проблему качества образования при реализации компетентностного подхода в образовательном процессе, необходимо:

1. Пересмотреть взгляды на возможности каждого ребенка, так как все учащиеся могут стать компетентными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий; соответственно учителю нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успеха в той или иной специальной области;
2. Переформулировать цели образования; на первый план выходит задача развития личности с помощью индивидуализации обучения;

3. Отказаться от традиционных процедур оценивания учащихся и образовательных программ;
4. Изменить методы обучения, методы должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов.

  1. Библиография.
  1. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. // Д.А.Иванов, К.Г.Митрофанов, О.В.Соколова ACADEMIA АПК и ППРО, М. 2005.
  2.  И.С.Якиманская. Технология личностно-ориентированного образования. М.2000 г.
  3. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов// А.Э.Симановский. – Ярославль: Гринго,1996.- 192 с.
  4. Молокова А.В.  Реализация компетентностного подхода в условиях  информатизации образования. – СМ. – Н., 2007.
  5. Ряписов Н.А. Компетентностный подход и реалии российского образования. – СМ. – Н., 2007.
  6. Чуракова Р.Г.     Формируем общие учебные навыки и способы    работы   с  учебником // Методист. – 2005.-  №4.- С. 13-16.
  7. «Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации».М.А. Бочарникова.  Журнал «Начальная школа» №3 2009 С.86


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование тестирования в начальной школе, как способ повышения качества образования.

Использование тестирования в начальной школе, как способ повышения качества образования....

Выступление на педагогическом совете по теме: « Реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования».

Цель данного выступления: осмысление основных концептуальных идей модернизации педагогического образования;   использование современных образовательных технологий, проблем построения образователь...

«РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДНА ИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Основной задачей развития школьного образования в настоящее время заключается - обновление его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.В настоящее врем...

Реализация ФГОС НОО через компетентностно-ориентированную среду школы как условие достижения качества образования

Данное выступление демонстрирует работу РМО учителей начальных классов при реализации ФГОС НОО в Каслинском районе, представляет результаты мониторинга 4-классников....