Реализация ФГОС НОО через компетентностно-ориентированную среду школы как условие достижения качества образования
материал на тему

Екимова Наталья Валерьевна

Данное выступление демонстрирует работу РМО учителей начальных классов при реализации ФГОС НОО в Каслинском районе, представляет результаты мониторинга 4-классников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekimova_nv_vystuplenie_27.08.15.doc207 КБ
Файл ekimova_27.08.15.pptx1.8 МБ

Предварительный просмотр:

Реализация ФГОС НОО

через компетентностно-ориентированную среду школы

как условие достижения качества образования

Екимова Наталья Валерьевна,

руководитель РМО учителей начальных классов,

учитель начальных классов

                МОУ «Каслинская СОШ №27»

С 1 сентября 2011 года все первые классы Каслинского муниципального района перешли на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, одной из главных задач которого является достижение нового качества образования.

В связи с этим деятельность РМО учителей начальных классов строилась на работе творческих групп по нескольким направлениям.

Щелчок

1) При реализации ФГОС основа учебной деятельности – системно-деятельностный подход. Педагоги во время учебного занятия создают учебные ситуации. Структура современных уроков  должна быть динамичной. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. Постепенно в уроки начальной школы вводились проектные технологии. Ведь отследить планируемые личностные результаты обучающихся позволяют  технология портфолио и проектная технология.

Защита индивидуального проекта обучающимися является обязательным  условием промежуточной аттестации по итогам учебного года.

Все эти положения учитывали в своей работе учителя творческой группы «Введение ФГОС НОО» (руководитель: Карабашева Ольга Викторовна).

2) Особое место в образовательном процессе стала занимать система универсальных учебных действий (УУД) учащихся (коммуникативные, регулятивные, личностные и познавательные), которые отражены в рабочих программах по каждому предмету.

Формирование общеучебных действий в педагогике всегда рассматривалось как надежный путь повышения качества обучения.

 Творческая группа учителей под руководством Тепляковой Натальи Михайловны работала над темой: «Формирование УУД младших школьников»,  изучая, на что направлены УУД и  какие возможности они дают учащимся. В результате сегодня при подготовке урока учитель четко представляет себе, какие универсальные учебные действия он должен развивать и каких результатов достичь для получения положительных  образовательных результатов.

3) Новое качество образовательных результатов требует новой системы их оценивания. ФГОС регламентирует систему оценки знаний учащихся. Творческая группа учителей начальных классов района, руководитель Екимова Наталья Валерьевна, изучали тему: «Система оценки достижения планируемых результатов НОО», внедряя в свою практику современные формы и механизмы оценки, выработали единые показатели оценивания результатов обучения учащихся начальной школы района.

4) ФГОС ввел в учебный план часы внеурочной деятельности, как органичное продолжение учебных занятий. Их особенность в том, что они имеют практическую направленность, конечный продукт своей деятельности. Творческая группа учителей «Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО», руководитель Деменева Ольга Михайловна, рассматривала Программы курсов внеурочной деятельности, которые также составляются учителем, на основе рекомендованных стандартом направлений внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное, духовно-нравственное и  спортивно-оздоровительное), используя опыт педагогических сообществ и собственные наработки.

Для учителей начальной школы важно сформировать у школьника систему ключевых компетенций, представленных в различных сферах его социального опыта: предметных и надпредметных знаний («Я знаю...»); предметных и общепредметных умений («Я умею...»); в сфере творчества («Я создаю...») и в эмоционально-ценностной сфере («Я стремлюсь...»).

Формирование ключевых компетенций учащихся (ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная) наиболее эффективно происходит в компетентностно - ориентированной среде школы.

С позиций компетентностного подхода уровень достижения образовательных результатов определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, а качество образования представлено через:
- предметные  и метапредметные результаты, позволяющие выпускнику  школы решать как учебные, так и внеучебные задачи, а также продолжить обучение  далее; 
- ключевые компетентности;
- социальный опыт, приобретаемый через общественно-полезные практики.

          Вопрос качества образования в современной начальной школе  – это не успеваемость, а

  •  способность к действию,
  • способность применять знания,
  •  способность реализовывать собственные проекты,
  •  способность социального действия, т.е. компетентность.

Сегодня результатом образования являются изменения в компетентности учащихся, оценка которых входит как составная часть в образовательный процесс. Качество образования может повышаться или понижаться в зависимости от происходящих изменений.  

В работе учителя  можно выделить  несколько путей, позволяющих отследить качество образовательного процесса. Например, проведение и анализ   промежуточных контрольных   работ, образовательный мониторинг.

Условием изучения результатов усвоения обязательного программного материала является поэтапность. А показателем реализации компетентностного подхода: измеримость (диагностичность).

          С целью  проверки  уровня  достижения   индивидуальных метапредметных результатов ООП НОО в апреле 2015 года 4-классники всей Челябинской области, в том числе и 255 учеников   Каслинского  муниципального района, прошли региональный мониторинг.

        Диаграмма 1. Количество участников мониторинга

        

Слайд 9

Диаграмма 2. Успешность выполнения  комплексной работы

        Диаграмма 2

Показатели выполнения комплексной работы учащимися КМР находятся с областными показателями на одном уровне. Выше областного показателя результаты обучающихся – Булзинской ООШ,  Тюбукской СОШ№3, Вишневогорской СОШ №37, Воздвиженской СОШ, Григорьевской ООШ, Каслинской СОШ№27.

Далее предлагаю Вашему вниманию результаты независимого  мониторинга индивидуальных достижениях обучающихся по математике и русскому языку.

Диаграмма 3. Успешность выполнения работы по математике.

                                                                               

        

Выше областного показателя успешность выполнения работы по математике в Булзинской ООШ, Тюбукской СОШ№3, Каслинской ООШ№25, Вишневогорской СОШ№37, Береговской СОШ.

           Слайд 11  

Диаграмма 4. Успешность выполнения работы по русскому языку.

Отрадно  вновь отметить примерное  равенство показателей обучающихся КМР и среднеобластного  показателя при выполнении работы по русскому языку. Выше областного показателя результаты учеников – Каслинской СОШ№ 27, Вишневогорской СОШ№37, Булзинской ООШ, Каслинской ООШ№25, Тюбукской СОШ№3.

                Сегодня, по прошествии четырех лет реализации ФГОС НОО, можно отметить следующие результаты:
- положительная динамика использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты  нового поколения (тесты, дидактические материалы, электронные ресурсы) и современные образовательные технологии;
- возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами;
- положительное отношение родителей к реализации внеурочной деятельности;

- наблюдения за младшими школьниками при посещении уроков показывают, что дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке;
- наблюдения за работой учителя на уроках свидетельствуют о том, что учитель обладает определенным уровнем методической подготовки, выстраивает учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ- средствами. 
          Для повышения качества образования обучающихся начальной школы необходимо:

  1. Продолжать работу над повышением профессиональной компетенции учителя как ресурса развития качества образовательного процесса в соответствии с ФГОС НОО;
  2. Активизировать применение педагогических технологий, обеспечивающих повышение образовательных результатов обучающихся.

Уважаемые коллеги! Главное не отступать, идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и современное оборудование не дадут результата, если не изменить себя.

           Удачи в новом учебном году!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация ФГОС НОО через компетентностно -ориентированную среду школы как условие достижения качества образования Екимова Наталья Валерьевна, руководитель РМО учителей начальных классов, учитель начальных классов МОУ « Каслинская СОШ №27»

Слайд 2

Направления деятельности РМО учителей начальных классов: «Введение ФГОС НОО» (руководитель: Карабашева Ольга Викторовна ); «Формирование УУД младших школьников » (руководитель: Теплякова Наталья Михайловна ); «Система оценки достижения планируемых результатов НОО » ( руководитель: Екимова Наталья Валерьевна ); «Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО» ( руководитель: Деменева Ольга Михайловна ).

Слайд 3

Сферы социального опыта младших школьников

Слайд 4

Ключевые компетенции учащихся: ценностно-смысловая, общекультурная , учебно-познавательная , информационная , коммуникативная, социально-трудовая, личностная

Слайд 5

Компетентностно - ориентированная среда школы формирует качества личности: инициативность, инновационность , мобильность , гибкость , динамизм, конструктивность. обеспечивает: реализацию стандартизированного базового начального образования; углубление и расширение имеющегося стандартного набора в соответствии с запросами родителей, возможностями имеющегося педагогического ресурса с учетом возрастных возможностей детей и уровня их индивидуального развития; образовательную среду.

Слайд 6

Качество образования представлено предметными и метапредметными результатами; ключевыми компетентностями; социальным опытом.

Слайд 7

Вопрос качества образования в современной начальной школе – это не успеваемость, а способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е. компетентность

Слайд 8

Условие изучения результатов усвоения обязательного программного материала - ПОЭТАПНОСТЬ Показатель реализации компетентностного подхода - ИЗМЕРИМОСТЬ ( диагностичность )

Слайд 9

Количество участников мониторинга

Слайд 10

Успешность выполнения комплексной работы

Слайд 11

Успешность выполнения работы по математике

Слайд 12

Успешность выполнения работы по русскому языку

Слайд 13

Результаты реализации ФГОС НОО положительная динамика использования учебно-методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты нового поколения; возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами ; положительное отношение родителей к реализации внеурочной деятельности; улучшение результатов обучающихся; учитель обладает определенным уровнем методической подготовки, владеет мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ- средствами.

Слайд 14

Предложения: Продолжать работу над повышением профессиональной компетенции учителя как ресурса развития качества образовательного процесса в соответствии с ФГОС НОО; Активизировать применение педагогических технологий, обеспечивающих повышение образовательных результатов обучающихся.

Слайд 15

Необходимо изменить себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образователь­ное пространство. Актуальность умения учиться для современного человека...

«РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

В статье раскрывается смысл компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе. Приводятся примеры заданий, которые позволяют формировать ключевые компетентности учащихся начальных класс...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, ба...

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие повышения качества образования».

В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками....

Современные технологии начального общего образования как условие достижения качества образования в условиях ФГОС НОО

Каждому человеку, живущему в современном мире, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватну...

Современные технологии начального общего образования как условие достижения качества образования в условиях ФГОС НОО

Что же такое технология обучения и почему именно образовательные технологии мы выбираем как лучшее условие достижения качества образования в условиях ФГОС НОО?...