Конспект урока по математике во 2-м классе УМК «Гармония» на тему: «Геометрические фигуры плоские и объёмные»
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Наумова Светлана Григорьевна

Урок по ФГОС во 2 классе УМК "Гармония". Тема "Геометрические фигуры плоские и объёмные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vo_2_klasse_matematika.docx43.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике во 2-м классе

УМК «Гармония» на тему:

«Геометрические фигуры плоские и объёмные»

Цели урока:

  1. Познавательная: создать условия для ознакомления с понятиями  плоские и объёмные геометрические фигуры, расширить представление о видах объёмных фигур, научить определять вид фигуры, сравнивать фигуры.
  2. Коммуникативная : создать условия для формирования умения работать в парах, группах; воспитание доброжелательного  отношения друг к другу; воспитывать у учащихся взаимопомощь, взаимовыручку.
  3. Регулятивная : создать условия для  формирования планировать учебную задачу, выстраивать  последовательность необходимых  операций, корректировать свою деятельность.
  4. Личностная: создать условия для  развития вычислительных навыков, логического мышления, интереса к математике, формирования познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

                       Планируемые результаты:

- личностные:

формирование познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся; формирование ценностных отношений  друг  к  другу;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений ;

формирование умений воспринимать, перерабатывать полученную информацию, выделять основное содержание.

- метапредметные:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

 организация учебной деятельности, планирования,

 развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты.

- предметные:

 усвоить  понятия плоские и объёмные фигуры, научиться сравнивать фигуры, находить плоские и объёмные фигуры в окружающей действительности, научиться работать с развёрткой.

                  УУД общенаучные:

поиск и выделение необходимой информации;

применение методов информационного поиска,  осознанное  и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

                  УУД личностные:

оценивать свои и чужие поступки;

проявление доверия, внимательности, доброжелательности,

умение  работать в паре,

 выражать  положительное отношение к процессу познания.

                   Оборудование: учебник, интерактивная доска,  смайлики,  модели фигур,  развёртки фигур, светофоры индивидуальные,  прямоугольники-средства обратной связи,  Толковый  словарь.

                    Тип урока: изучение нового материала.

                   Методы:  словесные, исследовательские, наглядные, практические.

                   Формы работы:  фронтальная, групповая,  парная, индивидуальная.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. ОРГ.МОМЕНТ

Закончилась перемена,

Прозвенел звонок

И мы начинаем математики урок.

Но, прежде, чем мы начнём урок. Я хотела бы узнать настроение. Покажите его друг другу. Спасибо ! хочется, чтобы оно осталось таким до конца дня.

 А у кого оно ещё недостачно хорошее- чтобы оно непременно улучшилось.

Дети выбирают из трёх смайликов, которые лежат перед ними  нужный смайлик.

2.УСТНЫЙ   СЧЁТ.

Ученики по цепочке выходят к интерактивной   доске  и находят значения выражений  ( к букве относится число- результат произведения чисел):  

            27

9х3=    и

                     

6х0=  н                         8х3=  а                  9х2=  ф

7х3= в                          8х1=  с                  9х5= у            4х9=  г

6х9= р                          2х7= л                   9х7= ы           2х5=  к

- Внимательно посмотрите на выражения и подумайте,  на какие две группы можно разделить эти выражения,  если смотреть на множители?

- расположите результаты произведения группы  с множителем 9 в порядке возрастания. А теперь прочитайте слово, какое у вас получилось.

-Какие фигуры вы знаете? Где встречается слово  фигура?

- Какие геометрические фигуры вы знаете?

3.АКТУАЛИЗАЦИЯ   ЗНАНИЙ  И ПОДГОТОВКА  К ОТКРЫТИЮ  НОВЫХ  ЗНАНИЙ

А) - На какую геометрическую фигуру походит  сигнал, который  вы подняли?

- Я тоже свой сигнал прикреплю на доску. (переворачиваю смайлик и креплю на доску круг) 

(На доске уже есть фигуры - треугольник, квадрат, прямоугольник. Фигуры одного размера, из одного материала сделаны, все белого цвета. Только на треугольнике  наклеены бугорочки из бумаги)

- Посмотрите на доску и скажите, с чем  мы будем работать на уроке?

(Учитель на доске открывает часть  названия  темы-  ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ   ФИГУРЫ)

Б) - Что это за фигуры, как они называются?

- Что у них общего?

- А есть ли среди них лишняя фигура? Почему она лишняя?

-Давайте проверим. Мне нужен один помощник, чтобы исследовать данные фигуры.

 ( ученик идёт к доске)

- Потрогай, погладь поверхность каждой фигуры. Какая поверхность у лишней фигуры?

- А  теперь скажи, какая поверхность  у оставшихся фигур?

А ещё такую поверхность называют плоской. Что значит плоский, как вы понимаете?

- Что бы проверить, правильно ли мы определили, что означает слово плоский, где можно найти точный ответ?

- Обратимся к словарю .

На группу со множителем 9 и группу , где нет множителя  9.

Фигуры

-у человека есть фигура , фигура у скульптуры, у шахматной фигуры,  геометрическая фигура.

-прямоугольник , круг, квадрат, прямая, ромб….

-Круг.

-С геометрическими фигурами.

Дети называют фигуры.

-Цвет, размер, материал из которого сделаны фигуры.

-Круг-нет углов.

-Треугольник- его поверхность отличается от других.

- Неровная, негладкая, есть ямки, бугорочки,  пупырышки.

-Ровная, гладкая.

- Ровный, гладкий , без неровностей.

- В словаре,

спросить у взрослых, спросить у учителя, посмотреть в интернете.

(два ученика ищут ответ в словаре)

-Плоский- значит ровный, без возвышенностей и углублений, с прямой и гладкой поверхностью.

4. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

-Ребята, как вы думаете, я случайно попросила вас обратить внимание на поверхность фигур?

-Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока:

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ   ФИГУРЫ

(открываю слово ПЛОСКИЕ  на доске и слово И )

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ    ФИГУРЫ    ПЛОСКИЕ     И

- Какие ещё могут быть фигуры?

-Посмотрите на  геометрические   фигуры у меня на столе.

(куб, пирамида, призма,  параллелепипед)

- Кто сможет назвать их?

-Чем они отличаются от фигур, которые  на доске?

- А что значит объёмные ?

Обратимся к словарю.(в словаре читаем толкование слова объём)

На доске открываем слово-  ОБЪЁМНЫЕ

-Прочитаем название нашей  сегодняшней темы урока.

- Что же мы будем делать, что будем изучать  на этом уроке?

- А как вы думаете, у объёмных  фигур есть плоские поверхности?

- Давайте проверим. Сейчас  наш помощник это проверит.

(ребёнок у доски  осматривает поверхности  фигур)

- А я думаю, что раз  у этих фигур  есть плоские поверхности , то  они могут называться плоскими поверхностями.

-Проведём  ещё одно исследование. Возьмём с доски квадрат. Какая это фигура?

- У какой фигуры на столе тоже есть в поверхности квадрат?

- Положим квадрат на стол и накроем его ладонью. Скажите, есть ли пространство между ладонью и столом?

- А теперь накроем ладонью куб. Есть ли пространство между ладонью и столом?

- Подумайте ,чем  же отличаются плоские фигуры от объёмных? Попробуем сделать вывод: (появляется на интерактивной доске)

Плоские: можно полностью  расположить на одной  плоской поверхности.

Объёмные : занимают определённое   пространство, есть объём, возвышаются над плоской поверхностью.

-Нет.

- Не плоские .

- Куб, пирамида.

 - Они не плоские, они объёмные.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ    ФИГУРЫ    ПЛОСКИЕ     И

ОБЪЁМНЫЕ

- Мы узнаем названия фигур

- Будем учиться их находить

- Будем сравнивать эти фигуры друг с другом

- А,  может, будем учиться строить эти фигуры.

-Да.

-Если проведём рукой , поверхность фигур – плоская, ровная, гладкая.

- Нет. Это не правильно !

-Плоская .

-У куба.

Нет.

Есть пространство, занимается определённое место, есть объём.

5. ПЕРВИЧНОЕ   ЗАКРЕПЛЕНИЕ

- Я думаю, что теперь вы уже сможете находить  плоские  геометрические фигуры  и  объёмные.

Класс делится на 5 групп , а  2 человека идут работать на интерактивной доске.

- Перед тем, как вы станете работать в группе, давайте вспомним , правила работы в группе.

Дети называют:

- говорить спокойно и ясно,

- не говорить всем сразу,

- каждый может высказать  свою версию решения,

- один говорит, а другие слушают,

- говорить только по делу,

- в группе должен быть организатор-капитан, который следит за обсуждением,

-всеми согласуется общее решение,

- представитель группы защищает

  Задание в группах: 1) закрасьте  лишнюю фигуру и

попробуйте ей дать название (можно воспользоваться подсказками под рисунком). 2)предложите свою фигуру в  группу с большим количеством  и изобразите рядом её на листе

3) объясните свой выбор.

 Задание на интерактивной доске: раздели фигуры на две группы, объясни свой выбор.

На доске: шар, круг, цилиндр, пирамида, призма, куб , точка, параллелепипед, треугольник,  конус, ломаная, прямоугольник.

Проверка происходит при помощи  индивидуальных  светофоров.

Представители групп выходят к доске и отвечают за всю группу.

Затем проходит проверка учащихся, которые работали на интерактивной доске.

 

- По какому признаку разделили эти фигуры на две группы?

- Какие признаки плоских геометрических фигур? объёмных геометрических фигур?

1группа.

Изображены: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, куб, шестиугольник.

Даны названия: шар, круг, цилиндр, пирамида, призма, куб , параллелепипед, треугольник,  конус, многоугольник, прямоугольник.

2 группа.

Изображены: конус, квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, четырехугольник.

Даны названия: шар, круг, цилиндр, пирамида, призма, куб , параллелепипед, треугольник,  конус, многоугольник, прямоугольник.

3 группа.

Изображены: цилиндр, квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, пятиугольник.

Даны названия: шар, круг, цилиндр, пирамида, призма, куб , параллелепипед, треугольник,  конус, многоугольник, прямоугольник.

4 группа.

Изображены: параллелепипед, квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник, четырехугольник.

Даны названия: шар, круг, цилиндр, пирамида, призма, куб , параллелепипед, треугольник,  конус, многоугольник, прямоугольник.

5 группа.

Изображены: конус, цилиндр, прямоугольник, куб, призма, пирамида.

Даны названия: шар, круг, цилиндр, пирамида, призма, куб , параллелепипед, треугольник,  конус, многоугольник, прямоугольник.

- Объёмные и плоские геометрические фигуры.

6.ФИЗПАУЗА

Закройте глаза,  расслабьтесь. Представьте  , что вы в стране, где всё похоже на геометрические фигуры.

Вот перед нами дерево. Оно похоже на острый  конус. Потрогайте его вершину. Станьте на носочки, до вершины еле-еле достаём! Ой, вы укололись! На дереве  висит большое яблоко-шар. Сорвите его. Возьмите его в руки. Погладьте его поверхность. Она гладкая, приятная . С силой укусите это яблочко! Вкусно?  Погладьте свой животик.  А дома в городе- большие  цилиндры. Это чтобы  деток в углы не ставить. Вы уже внутри цилиндра. Потрогайте его верхнюю стенку, нижнюю, и стороны боковые. Крепкий дом! А вот вы нашли куб на дороге . Нагнитесь,  поднимите его. Положите на ладонь. Это подарок. А вот вы внутри подарка-кубика. Присядьте. Теперь вы – сюрприз.  И как только я дам вам команду,  вы выпрыгните из кубика-коробочки.

Раз, два, три- что там внутри?

( дети прыгают и кричат:   «Сюрприз!») 

7. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

А)  - Спасибо , чудесные сюрпризы подняли настроение всем окружающим.

- А какие геометрические фигуры встретились в  физминутке?

- Откройте учебник на стр.96  и узнайте,  как учёные ещё называют объёмные геометрические тела. Прочитайте правило в синей рамке.

-  № 296  с.96 – Какие названия  геометрических тел вам знакомы, а какие вы слышите впервые?

Постарайтесь запомнить это слово.

 Какие  предметы вокруг вас имеют форму куба, конуса,  пирамиды, шара? Параллелепипеда?

-   № 297  с.97-  Выберите предметы,   которые  имеют форму : шара, конуса, цилиндра, параллелепипеда.(из   представленных   на рисунке)

Б)  Работа в парах

Перед вами на столе фигура. Что в ней интересного?

Из скольких квадратов состоит фигура?

- Эта фигура плоская или объёмная?

Подумайте, как путём сгибания из нескольких плоских фигур квадратов сделать объёмную геометрическую фигуру?

(дети сгибают и получают - куб)

- Какая геометрическая фигура у вас получилась?

- Что вы  теперь сможете рассказать о фигуре,  которую  называют кубом ?

Шар, конус, цилиндр, куб

Объёмные геометрические фигуры называют геометрическими телами.

Параллелепипед

Она состоит из квадратов

Из 6.

Плоская.

Куб

Куб- объёмная геометрическая  фигура  или геометрическое  тело , состоит из  6 квадратов, соединённых между собой.

8. ИТОГ УРОКА. ЗАДАВАНИЕ НА ДОМ.

- Прежде, чем мы пойдёт на перемену, давайте вспомним, с чем мы познакомились на уроке?

-Над какой темой работали?

- Приведите пример объёмных фигур.

- Какие фигуры называют объёмными?

- Приведите пример плоских фигур.

- Какие фигуры называют объёмными?

- Какое бы вы хотели получить домашнее задание, чтобы ещё поработать над нашей темой  урока?

- Выполнить объёмные геометрические фигуры.

- Нарисовать плоские геометрические фигуры.

-Найти стихи, загадки о геометрических фигурах.

- Выучить название геометрической фигуры - параллелепипед.

- Выполнить аппликацию, поделку из геометрических фигур   и т.д.

9. САМООЦЕНКА.

А теперь каждый из вас оценит свою работу на уроке. У вас на парте  3 полоски: красная, жёлтая, зелёная. На одной из них вы сейчас запишите своё имя.

Вы выберете  зелёную полоску , если всё было понятно, всё получалось, задания выполнял без ошибок, активно работал.

Жёлтую, если не  всё было понятно, не всё получалось, в задании были ошибки, которые потом сумел исправить;  не всегда активно работал.

Красную, если не всё было понятно, не всё получалось, задания выполнял с ошибками; не доволен своей работой и просит помощи.

Выбранные полоски  с вашим именем  положите после урока  в конверт на столе.

- В конце урока я хочу ,  чтобы вы ещё раз показали смайлик со своим настроением.

- Я тоже покажу вам свой смайлик  :

Спасибо за урок! Над этой темой мы продолжим работу    завтра.