УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В 4 КЛАССЕ
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Францева Светлана Васильевна
Цель урока: познакомить с новым видом задач. Задачи: Образовательные: • формировать умение самостоятельно решать задачи, уравнения; • отрабатывать вычислительные навыки Развивающие: • развивать познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение. • продолжить работу с учащимися по формированию организации своей деятельности, самопроверки и самоконтроля. Воспитательные: • воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В 4 КЛАССЕ

ТЕМА: «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»


Цель урока: познакомить с новым видом задач.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать  умение самостоятельно решать задачи, уравнения;
  • отрабатывать вычислительные навыки

 Развивающие:

  • развивать познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.
  • продолжить работу с учащимися по формированию организации своей деятельности, самопроверки и самоконтроля.

  Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес. 

Оборудование: медиа проектор, презентация к уроку, раздаточный материал, карточки-помощницы, учебник « Математика»  4 класс, карточка со словом «Исследователи»

                                                               

Ход урока

 І.Орг.момент.             

-Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами побываем в роли исследователей.

-Кто такие исследователи? (Исследователи — лица, занимающиеся научными исследованиями, способствующие получению новых знаний.)

- Математика – это тоже наука и предметом наших математических исследований на уроке будут задачи. (Слайд 1)

-Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.

ІІ.Актуализация знаний.
1.Устный счёт «Закодированное слово» (Слайд № 2)

- Сегодня у нас на уроке будут еще гости, а откуда, мы сейчас узнаем.
- Раскодируйте слово, решив примеры устно. Вспомним приём деления круглых чисел.

360:40           9     г             (повторяем прием деления круглых чисел)

1200:200      6     а

4900:700      7     л

4200:700      6     а

400:200        2     к

350:70           5     т

280:70           4     и

180:90           2     к

5400:900       6     а


- Что такое Галактика?  
(Слайд № 3)
- Космический корабль, прибывший из центра Галактики, вышел на околоземную орбиту. Для установления контактов с землянами были направлены летательные аппараты с разными учёными. Сегодня они вместе с нашими гостями будут наблюдать за тем, как мы работаем на уроке.
(Слайд № 4)

-Готовы! Приступим.


2.Применение  ранее полученных ЗУН. 


а)решение уравнений (Слайд № 5)
-Перед вами два уравнения, выберите и решите то, с которым вы легко справитесь.

30·х=1500          320:х=560-480

(Проверка с комментированием на местах.)

-Кто выбрал первое уравнение?

-Что неизвестно в  уравнении? (Второй множитель.) Как найти неизвестный множитель? (Нужно произведение разделить на известный множитель) Чему равен Х?

-Кто выбрал второе уравнение?

-Что неизвестно в уравнении? (Делитель.) Как найти делитель? (Нужно делимое разделить на частное.) Чему равно частное?(560-480=80) Чему равен Х?

- Молодцы! Находить неизвестные компоненты в уравнениях вы умеете. Напоминаю, что мы сегодня исследователи, и в данный момент наша помощь необходима в космическом ателье.


б)решение задачи

 (Слайд № 6)

-В ателье в из 400 метров ткани сшили 50 скафандров. Сколько метров ткани при той же норме расхода потребуется для 15 скафандров?  Решаем задачу по вариантам (1 в.- по действиям и составляют выражение,2 в.- по действиям с пояснениями,3 в.- по действиям с пояснениями с использованием карточки-помощницы, один человек у доски)

ФИЗМИНУТКА   В небе ясном солнце светит,

                                  (потянуться, руки вверх)

                         Космонавт летит в ракете

                                  (соединить руки вверху)

              А внизу леса, поля-

                                       (наклониться, посмотреть )

               Расстилается земля.

                                    (руки развести в стороны)

ІІІ. Постановка проблемы. Открытие детьми нового знания.

( Слайд № 7)
- Перед вами конверты с раздаточным материалом, достаньте его. Расположите фигуры как на слайде. Послушайте, пожалуйста, задачу.

-Для заправки 2 летающих тарелок необходимо 3 бака топлива. У пришельцев возник вопрос, сколько баков топлива понадобится для 4 таких тарелок? Давайте поможем нашим друзьям. Итак, подумайте, каким способом мы можем решить эту задачу? Минуту на размышление. Работаем парами.

- Кто уже может ответить на вопрос задачи? (Ответы учащихся.)

-Сколько получилось баков с топливом? Как нашли?(Объяснения уч-ся.)

- Почему  вы не смогли решить задачу известным способом?

(Потому что не можем узнать, сколько топлива идет на одну тарелку.)

- Да, поэтому здесь нужно применить другой способ решения.(Раб. со слайдом № 7)

- Сколько было тарелок? (2) Сколько стало? (4) Во сколько раз тарелок стало больше? (в 2 раза). Значит первым действием мы находим, сколько раз по 2 тарелки находится в 4.Как мы это найдём?

- Мы выяснили, что тарелок стало в 2 раза больше, значит и топлива понадобится в 2 раза больше. Поэтому во втором действии количество топлива надо увеличить в 2 раза.

-Назовите 2 действие.

-Сколько баков с топливом понадобится для 4 тарелок?(6)

ІV. Первичное закрепление

Работа в учебнике на странице 22 № 103.

Читаем вслух задачу. Краткая запись на доске.(Один у доски)

-Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, не известно, сколько метров идёт на 1 наволочку.)

-Можем это узнать? (Нет, число 2 не делится на три).

Внимательно посмотрите на рисунок к этой задаче. Что мы можем узнать? (Сколько раз по 2 содержится в 42 метрах). Запишите первое действие. (Один у доски)

42:2=21(раз)

-Сколько же раз по 3 наволочки будут шить? (21 раз)

-Теперь мы можем узнать, сколько таких наволочек получится из 42 м ткани? Как? Запишите второе действие (Один у доски)

3·21=63 (н.)

-Верно,  63 наволочки получается из 42 м ткани. Запишите ответ самостоятельно.

Гимнастика для глаз (Слайд № 8)

V. Самостоятельная работа. Решение типовой задачи.

-  № 104, (слайд №9)

-Прочитайте задачу про себя. Какую краткую запись мы составим? (1 ученик устно отвечает)

- Самостоятельно решите задачу.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность решения. ( Слайд № 9)

- Поднимите руку, кто правильно решил задачу? Молодцы!

VІ. Повторение изученного ранее (резерв).

-Пришельцы-учёные никак не могут поверить в то, что человек-это разумное существо. Давайте в очередной раз докажем это. Необходимо выполнить деление с остатком и проверить решение, № 108.( Первый пример с комментированием у доски, остальные самостоятельно в тетрадях.)

-Интеллект земных жителей, то есть наш с вами, покорил инопланетян. Сделав вывод о том, что Земля–планета разумных людей, довольные, они улетели в Галактику (Слайд№10)

 -А мы – жители этой планеты должны беречь и охранять её, ибо Земля – это ещё и наш общий дом.(Слайд № 11)

VІІ. Итог урока.

  1. Рефлексия.

– Кем сегодня мы были на уроке?

- Какое исследование мы проводили?

  1. Самооценка детьми собственной деятельности (Слайд № 12)

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое – что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да трудно всё- таки учиться!

-Выберите для себя предложение, оцените свою деятельность на сегодняшнем уроке.

( Уч-ся вкладывают предложения в тетрадь и сдают учителю.)

Оценки за урок.

  1. Домашнее задание: с.22, №105,1 вариант – обратная задача, № 109.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Недостающие данные" Математика 3 класс ПНШ "Недостающие данные"

Формирование исследовательских способностей ребенка можно рассматривать как важнейший образовательный ресурс здоровьесбережения. Главные задачи исследовательского обучения: активизировать учебную рабо...

Интегрированный урок-исследование в 3 и 7 классах по теме: «Удивительное вещество – вода». Копёнкина Л.П., Сапрыкина Е.И., Смолина И.А.

Интеграция (дети разновозрастных групп + межпредметные связи) позволяет наиболее глубоко и интересно, доступно и наглядно преподнести учебный материал, показать уникальность и неповторимость удивитель...

урок-исследование "Жизнь пресного водоёма" 2 класс

Цели: 1. Образовательные- формирование у школьников представление о пресном водоёме как природном сообществе, познакомить с разнообразием обитателей пресного водоема;2.Развивающие:-развивать поз...

урок-исследование по технологии в 1 классе. ФГОС.

Урок-исследование по технологии. Изготовление одуванчиков из различной бумаги....

Математика. Урок – исследование. Деление и дроби. 4 класс. Л.Г. Петерсон

Урок построен в форме исследования. Формы организации учебной деятельности на уроке способствуют развитию умений у учащихся вести исследовательскую деятельность, находить пути и средства для её достиж...

Урок-исследование по окружающему миру 1 класс

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследование Урок содержит: технологическую карту урока, игру "Пазлы", сценку, памятки для учащихся....