урок-исследование "Жизнь пресного водоёма" 2 класс
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Корякина Марина Александровна

 

Цели: 1. Образовательные

- формирование у школьников представление о пресном водоёме как природном сообществе, познакомить с разнообразием обитателей пресного водоема;

2.Развивающие:

-развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительные операции сравнения, сопоставления,

-развивать психологические процессы: память, воображение, внимание,

-развивать умение работать с дополнительными источниками информации и применять  в работе полученные знания;

-развивать умение работать в малой группе, вести диалог, развивая таким образом

коммуникативные способности детей;

3.Воспитательные:

-учить детей видеть красоту родной природы,

-воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру  природы,

-воспитывать чувство взаимопомощи, толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_presnogo_vodoema_2_klass.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – исследование: «Жизнь пресного водоема» 2 класс,

учебник Виноградовой Н. Ф., школа 21 века.

Цели: 1. Образовательные

- формирование у школьников представление о пресном водоёме как природном сообществе, познакомить с разнообразием обитателей пресного водоема;

2.Развивающие:

-развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительные операции сравнения, сопоставления,

-развивать психологические процессы: память, воображение, внимание,

-развивать умение работать с дополнительными источниками информации и применять  в работе полученные знания;

-развивать умение работать в малой группе, вести диалог, развивая таким образом

коммуникативные способности детей;

3.Воспитательные:

-учить детей видеть красоту родной природы,

-воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру  природы,

-воспитывать чувство взаимопомощи, толерантности.

Ход урока.

I.  Организация урока.

Ну-ка проверь, дружок

Готов ли ты начать урок.

 Все ль на месте, все в порядке?

Все ль внимательно глядят?

 Каждый хочет получать

  Только лишь оценку «5».

II. Актуализация знаний.

- Ребята. Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошедших уроках? (о лесе, о водоёмах).

Индивидуальная работа:

1.Найди лесные растения. Работа с гербарием.

2. Составить как можно больше из набора слов цепей питания. Работа в паре у доски.

Фронтальная работа.

1.Заселим лесных животных. 2 слайд.

Для чего мы изучаем лесное сообщество? Леса украшают наш край, и очень важно оберегать их. Как использует человек лес? Как нужно вести себя в лесу?

2. Тест «Лес – природное сообщество»    3 слайд.     

1.Лес называют природным сообществом, потому что…

а) в лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения;

в) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой;

г) весь лес - от верхушек деревьев до земли- заселён животными. 

  2. В лесу растения образуют ярусы: 

а)верхний- мхи и лишайники, средний- деревья, нижний- кустарники;

е)верхний- деревья, средний- травянистые растения и грибы,  нижний- кустарники;

о)верхний- деревья, средний- кустарники, нижний-  травы, мхи, лишайники и грибы. 

 3. На деревьях обитают… 4 слайд.

д) белки, дятлы, кедровки;

б) мыши, зайцы, медведи;

в) кроты, лоси, черви.

4. Найди травянистые растения…

о) папоротник, фиалка, ромашка;

а) вороний глаз, ландыш, калина;

в) берёза, ландыш, ромашка.

5. К съедобным грибам относятся…

а) мухоморы, опята, желчные грибы;

о) дождевики, поганки, шампиньоны;

ё) лисички, рыжики, маслята.

Что растет и кто живет в лесу?

6. Ядовитые растения. 5 слайд.

л) берёза, липа, брусника;

м) «вороний глаз», ландыш, красавка;

н) крапива, можжевельник, калина.

Проверка. Ребята, что вы видите на экране? (водоём)        

             Посмотрите вот сюда.

              Тихо плещется вода,

              Ряска, лилии, рогоз,

              И кубышка и тростник,

              Есть беззубка, прудовик,

              Водомерка вот бежит.  

              Всюду бурно жизнь кипит.

              Это пресный водоем.

- Мы с вами знаем, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоёмы бывают естественные и искусственные. А ещё - пресные и солёные.) 6 слайд.

 - Какие типы пресных водоёмов вы знаете? (Река, озеро, ручей, пруд, канал, водохранилище) 7 слайд

   - Ребята скажите, а какие типы пресных водоемов есть в нашей местности?  

 

III. Постановка проблемы.

(Звучит музыка «Песенка Водяного» из м/ф).8 слайд.

- Кто это? (Рисунок Водяного)

- Сегодня Водяной у нас в гостях. - Водяной нам предлагает вместе с ним заселить этот водоем животными. 9 слайд.

-Как вы думаете, правильно мы выполнили задание? А как  и где мы можем это узнать?

 ( в учебнике, в энциклопедии, в книгах, в интернете.)

-Ребята, как вы думаете, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

- И так, тема нашего урока «Жизнь пресного водоёма» 10 слайд (тема записана на доске).

А как вы думаете, какова цель нашего урока?

-Наша сегодняшняя цель на уроке – выяснить, для кого пресный водоем является домом. Узнаем, какое сообщество существует в пресных водоёмах, т.е. все ли его обитатели живут совместно и тесно связаны между собой. Какое имеют значение для человека и как должен вести себя человек, чтобы не нарушать жизнь этого сообщества.

      - Ребята, а Водяной пришёл к нам не случайно, он хочет познакомить нас с тем, кто живёт в его пресном водоёме. За вашу активность на уроке он  вам обещает награды-рыбки, которые будут учитываться при выставлении оценок за урок.

IV. Открытие нового знания.

1.И вот наша первая встреча на берегу водоёма. С.90 сценка. Кто ответил правильно на вопрос?

2.-Давайте посмотрим на экран. Что вы видите? (аквариум)

 -Как вы думаете, для чего он нам сегодня нужен? (чтобы понаблюдать за жизнью и движением рыб) Просмотр видео «Рыбы пресного водоёма). 11 слайд.

3. Работа в группах. Исследуйте гипотезу: «Рыбы - это животные, которые приспособлены к жизни в воде».

Работа по плану с.90 учебника.

Правила работы в группе:

 1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.

2. Умей слушать других.

 3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.

 4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками.

Делаем вывод: 12 слайд.

1.Продолговатое, обтекаемое тело, чтобы легче было двигаться в воде.

2.Части тела рыбы: голова, туловище, хвост, плавники.

3.Цвет тела помогает рыбе прятаться от хищников.

4.Тело покрыто блестящей чешуёй.

5.Плывёт с помощью плавников и хвоста.

6.Жабры нужны, чтобы заглатывать воду и дышать.

7.Нет ног, есть плавники, чешуя, жабры, дышат кислородом, растворённом в воде.

8. Рыбы растут, питаются, размножаются, дышат.

Музыкальная физкультминутка.13 слайд.

V.  Первичное закрепление.

 1. Ребята, как вы думаете, чем рыбы отличаются от животных? С.91. Работа в парах. (Плавники-органы движения, чешуя, жабры, икра) Заполнение кластера. 14 слайд.

VI. Включение в систему знаний и повторение.

- А теперь давайте познакомимся с рыбами. Чтение текста о рыбах с.93-94. 15 -18слайды.

Работа по рядам. Помогаем и добавляем ответы друг друга. Чтение вывода с.95.

Дополнительные сообщения детей о пресноводных рыбах. 19-23 слайды.

VII. Самостоятель-ная работа.

1.Работа в печатной тетради. Исправление ошибок (схема строения рыбы) 24 слайд.

2.Работаем парами. Давайте составим цепь питания рыб.

Водоросли, черви, личинки-----карась

Мошки---уклейка

Рыба, лягушки, утки, крысы, раки ---щука

Утята, лягушки, моллюски, рыба—сом

Рачки---судак

раки, моллюски, личинки насекомые, водоросли-- лещ

побеги камыша,  рогоза, икра, насекомые, черви, улитки, кубышки, раки, пиявки---сазан

Планктон, личинки, черви, раки, моллюски---окунь

Рыбёшка, черви, личинки, моллюски, водоросли-- ёрш

Как живут обитатели водоема? (Они живут сообща)

-Какой из этого можно сделать вывод? (Пресный водоем – это природное сообщество)

-Какую роль играют животные в жизни водоема?

Экологическая минутка.

 - Но человек часто вмешивается в жизнь этого сообщества.

Сценка.  

Юля, как здесь хорошо!

Пойдем, поздороваемся с природой.

 Юля: А разве она живая?

Андрей. Конечно. Ещё давно поэт Федор Иванович Тютчев сказал:

В ней есть душа,

 в ней есть свобода

В ней есть любовь,

в ней есть язык.

Юля: Значит, с природой можно разговаривать, и она ответит?

Андрей: Ответит, если сможет. Вот мы и понаблюдаем за природой.

Юля: А что наблюдать?

Андрей. Как человек обращается с природой. Есть такая наука - экология.

Юля: А что это за наука?

Андрей Экология - это наука, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды.

Юля: Как интересно!

Андрей: Давай возьмем удочку! (идут) Юля: Как красиво!

Андрей: А вот и речка,

Давай рыбу половим.

(Закидывает удочку, 1 -й раз - вытаскивает башмак, 2-й раз - банку, 3-й раз - Бабу-Ягу в старом разноцветном платье)

Баба-Яга: Была речка чистая, называлась Прозрачной, да стала грязной - разноцветном. Была многоводной - стала маловодной: уж больно много воды заводы выпивают, а потам грязную опять в речку спускают.

Юля (спрятавшись за Андрея): Бабушка, а Вы кто?

Баба-Яга: Безобразие! Ты что, девочка, сказок не читала? Я - Баба-Яга! А теперь из-за людей, испортивших речку, я - Разноцветная Баба-Яга! Постирала в этой воде платье, видите, на кого я стала похожа. А речка потихоньку погибает. Ее живая вода становится «мертвой» - ни попить, ни искупаться. Мой знакомый Водяной уже убежал из реки. Эх, вы, люди-кочерыжки!

Андрей: Но не все же люди плохо относятся к природе!

Ребята, а вы как думаете, что можно сделать для реки и водоёма?

Баба-Яга: А вы, я вижу, люди ничего.

-А вы знаете, какие редкие виды рыб встречаются в водоёме? И что с ними нужно делать? 

Какие беды принес человек? (Отлов раков привел к увеличению количества больных рыб. Уничтожение моллюсков сделало воду мутной, что поставило под угрозу существование многих растений и животных)

- Что надо делать, что бы экологическое равновесие в сообществе не нарушалось? (Надо охранять редкие растения, не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить головастиков и лягушек – будет много мошек и комаров)

Итог урока. - Молодцы, ребята! Нашему гостью Водяному очень понравился наш чистый и красивый водоем, он решил здесь поселиться, надеясь на вас, что и дальше вы будете поступать правильно: не будете засорять водоемы, ловить мальков рыб и головастиков, убивать лягушек, выбрасывать из водоема ракушек.

- А что важно для любого природного сообщества?

- Могут ли пригодиться сегодняшние знания в жизни? Как?

- Как вы  думаете,  все  ли мы  узнали о жизни пресного водоема? Нужно ли знать обитателей водоемов, которых мало осталось в нашем   районе?

- В пресном водоёме совместно обитают - ……..(растения и животные)

- Все обитатели объединены разнообразными связями, главная из которых -  …….(пищевая)

-Водоём – это……    (природное сообщество)                                                      

VIII. Рефлексия.25 слайд.

Я узнал..

Я научился..

 Мне больше всего удалось ...

Я  могу себя похвалить за…

Я  могу похвалить одноклассников за...

Меня удивило…

Взаимооценка и самооценка

(  разноцветные кружки, выбрать для себя и для соседа по парте)

                       

                               

                                                                                       Отлично                       хорошо                  не очень хорошо

26 слайд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" для 4 класса

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Урок - путешествие "Пресное сообщество - пресный водоём"

Природное сообщество- пресный водоёмдля 4 класса...

Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»Жизнь пресного водоёма.

Цели:1. Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма.              Познакомить с растительным и животным миром пр...

Урок окружающего мира в 1 классе. Тема "Пресная вода"

Цель урока-формирование представления о пресной воде, её значении в жизни всего живого на Земле....