Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»Жизнь пресного водоёма.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

 

Цели:1. Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма.

              Познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов.

            2. Развивать познавательный интерес учащихся, умение применять в

                 работе ранее полученные знания.

            3.Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, в том

                числе к водоёмам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zebzeeva_i.s._om_4_kl.zhizn_presnogo_vodoyoma.rar3 МБ

Предварительный просмотр:

Зебзеева Инна Станиславовна. Учитель начальных классов МОУ «СОШ №33» п. Яйва г. Александровска Пермского края.

Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России», учебник «Мир вокруг нас» 4 кл. часть 1  А.А. Плешаков.

При составлении урока были использованы материалы:

методическое пособие  «Поурочные разработки по курсу окружающий мир» О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина ;

«Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия» http://www.km.ru/   .

Тема: Жизнь пресного водоёма.

Цели: 1. Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма.

              Познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов.

            2. Развивать познавательный интерес учащихся, умение применять в

                 работе ранее полученные знания.

            3.Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, в том

                числе к водоёмам.

                                           Ход урока:

  1. Организационный момент.

                       Прозвенел весёлый звонок.

                       Мы начинаем наш урок.

                       Любознательные в классе дети

                       Обо всём хотят знать на свете.

  1. Проверка знаний и умений.

Тест «Лес и луг - природные сообщества».( Слайды 2-5, каждый вопрос по щелчку.) Ученики работают на листочках, затем взаимопроверка- ключ дан на 5 слайде.

  1. Работа над новой темой.

Чтение стихотворения со слайда учителем или подготовленным учеником

 ( Слайд 6.)

- Сегодня речь пойдёт о пресных водоёмах. Какие типы пресных водоёмов вы знаете? ( Слайд 7.)

- Какой водоём изображён на плакате? (Слайд 8.) Это пруд или река? (Выслушать ответы детей.) Это не пруд и не река. У реки есть течение, а пруды обычно находятся у населённых пунктов.

- Действительно, это лесное озеро. Давайте понаблюдаем, как протекает жизнь на этом озере.

- Что вы можете сказать о поверхности озера? ( Она покрыта маленькими зелёными листочками.)

- Это  ряска- крошечное растение, плавающее на поверхности воды.(Слайд 9)

- Какие ещё растения вы можете назвать? (Рогоз, тростник, камыш.)

(  Слайд10.) 

- Лилии белые и жёлтые. Это не точные названия. Растения называются кувшинка и кубышка. Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Кубышка растёт не только в озёрах и прудах, но и в реках, её тоже надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоёма, а широкие листья плавают по поверхности. ( Слайды11, 12.)                                                                    

- На берегах водоёма растёт череда. Это лекарственное растение запоминается тем, что его семена- колючки, цепляющиеся за одежду.

- Стрелолист можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра.

( Слайд 13.)

- Как вы думаете, почему растение на следующем слайде называют ежеголовник? (Слайд 14)                                                                      

- В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зелёный оттенок.

- Какую роль выполняют растения в водоёме? (Слайд 15.)

Физминутка

Утром стрекоза проснулась

Улыбнулась, потянулась

Раз - водой она умылась,

Два– изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

- Продолжим наш разговор об обитателях водоёма. Богат и разнообразен его животный мир. Угадаёте о ком идёт речь.

( Загадки сопровождаются показом слайдов16-22.)

- Ползает наоборот, задом наперёд. Всё под водой хватает клешнёй. ( Рак.)

- У родителей и деток вся одежда из монеток. ( Рыбы.) Каких речных рыб вы знаете?

- На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. ( Сом.)

- Хвостом виляет, зубаста, а не лает. ( Щука.) Щука- хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями. (Слайд 19)

- У кого глаза на рогах, а дом на спине? ( Улитка.)

- Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. ( Стрекоза.)

- Пёстрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку-спотыкалочку. (Утка.) Существует много видов утки. Вот некоторые из них. (Слайд 22)

- Каких хищников, обитающих в водоёмах мы ещё не назвали? При ответе воспользуйтесь учебником.

-Давайте вспомним какие животные обитают в пресном водоёме.( Работа по слайду 23.)

Работа в парах по карточкам.

- В пресных водоёмах обитают разнообразные живые организмы. Покажите стрелками, что они связаны между собой.

 Карточка:

Ряска, цапля, карась, лягушка, жук-плавунец, рак, утка, бобр, двустворчатые моллюски, комары, жуки-водомерки, водоросли.

( Например, растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоёма питаются  животные. Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука- карасятами.)

Зачитывание некоторых взаимосвязей.

- Как живут все обитатели водоёма? ( Они живут сообща.)

- Какой из этого можно сделать вывод? (Пресный водоём- это природное сообщество.)

- Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. К чему это приводит?

Прочитайте об этом в учебнике. ( Чтение по цепочке.)

- Какие беды принёс человек водоёму?

 -Отлов рыбы привёл к увеличению количества больных рыб. Уничтожение двустворчатых моллюсков сделало воду мутной, что поставило под угрозу существование многих растений и животных.

- Что надо делать, чтобы экологическое равновесие в сообществе не нарушалось?

-  Надо охранять редкие растения (кубышку и кувшинку), не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить головастиков и лягушек- будет много комаров и мошек.( слайд 24)

4.Закрепление изученного.

- Запишите в тетради две цепи питания, сложившиеся в водоёме.                        ( Взаимопроверка в парах.)

5.Подведение итогов урока.  

-О чём мы говорили на уроке?

Чтение вывода в учебнике :

В пресном водоёме совместно обитают разнообразные растения, животные, микробы. Все они связаны между собой, приспособлены к условиям жизни в водоёме. Водоём- это природное сообщество, которое необходимо охранять.

   Домашнее задание.

  1. приготовить доклад об одном из обитателей пресного водоёма.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России» Тема: «В царстве грибов»

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России»Тема:«В царстве грибов»Цель:дать представление о грибах как отдельном царстве природы.Задачи: Обобщить признаки растений и животных, сформулироват...

Урок окружающего мира 2 класс УМК "Школа России" "Формы земной поверхности"

Комбинированный урок с использованием  ИКТ  Цели урока.: - формировать у учащихся представление о равнинной и гористой поверхности Земли,  дать понятия «холм», «овраг», «гора...

Конспект урока окружающего мира 1 класс, УМК "Школа 2100"

Урок окружающего мира в 1 классе, УМК "Школа 2100", по теме "Осень: природа готовится к зиме".  Конспект урока скачан http://www.school2100.ru/. Презентация подготовлена мною....

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

Урок окружающего мира, 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»

Урок окружающего мира, 3 класс, УМК "Школа России"Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»Тип: комбинированныйЗадачи урока:учащиеся  должны овладеть  понятием &laqu...

Урок окружающего мира. 3 класс. УМК «Школа России». Тема урока : Экологическая безопасность.

Урок окружающего мира. 3 класс. УМК «Школа России».Тема урока : Экологическая безопасность....