Главные вкладки

    Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»Жизнь пресного водоёма.
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

     

    Цели:1. Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма.

                  Познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов.

                2. Развивать познавательный интерес учащихся, умение применять в

                     работе ранее полученные знания.

                3.Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, в том

                    числе к водоёмам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zebzeeva_i.s._om_4_kl.zhizn_presnogo_vodoyoma.rar3 МБ

    Предварительный просмотр:

    Зебзеева Инна Станиславовна. Учитель начальных классов МОУ «СОШ №33» п. Яйва г. Александровска Пермского края.

    Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России», учебник «Мир вокруг нас» 4 кл. часть 1  А.А. Плешаков.

    При составлении урока были использованы материалы:

    методическое пособие  «Поурочные разработки по курсу окружающий мир» О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина ;

    «Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия» http://www.km.ru/   .

    Тема: Жизнь пресного водоёма.

    Цели: 1. Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма.

                  Познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов.

                2. Развивать познавательный интерес учащихся, умение применять в

                     работе ранее полученные знания.

                3.Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, в том

                    числе к водоёмам.

                                               Ход урока:

    1. Организационный момент.

                           Прозвенел весёлый звонок.

                           Мы начинаем наш урок.

                           Любознательные в классе дети

                           Обо всём хотят знать на свете.

    1. Проверка знаний и умений.

    Тест «Лес и луг - природные сообщества».( Слайды 2-5, каждый вопрос по щелчку.) Ученики работают на листочках, затем взаимопроверка- ключ дан на 5 слайде.

    1. Работа над новой темой.

    Чтение стихотворения со слайда учителем или подготовленным учеником

     ( Слайд 6.)

    - Сегодня речь пойдёт о пресных водоёмах. Какие типы пресных водоёмов вы знаете? ( Слайд 7.)

    - Какой водоём изображён на плакате? (Слайд 8.) Это пруд или река? (Выслушать ответы детей.) Это не пруд и не река. У реки есть течение, а пруды обычно находятся у населённых пунктов.

    - Действительно, это лесное озеро. Давайте понаблюдаем, как протекает жизнь на этом озере.

    - Что вы можете сказать о поверхности озера? ( Она покрыта маленькими зелёными листочками.)

    - Это  ряска- крошечное растение, плавающее на поверхности воды.(Слайд 9)

    - Какие ещё растения вы можете назвать? (Рогоз, тростник, камыш.)

    (  Слайд10.) 

    - Лилии белые и жёлтые. Это не точные названия. Растения называются кувшинка и кубышка. Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Кубышка растёт не только в озёрах и прудах, но и в реках, её тоже надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоёма, а широкие листья плавают по поверхности. ( Слайды11, 12.)                                                                    

    - На берегах водоёма растёт череда. Это лекарственное растение запоминается тем, что его семена- колючки, цепляющиеся за одежду.

    - Стрелолист можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра.

    ( Слайд 13.)

    - Как вы думаете, почему растение на следующем слайде называют ежеголовник? (Слайд 14)                                                                      

    - В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зелёный оттенок.

    - Какую роль выполняют растения в водоёме? (Слайд 15.)

    Физминутка

    Утром стрекоза проснулась

    Улыбнулась, потянулась

    Раз - водой она умылась,

    Два– изящно покружилась,

    Три - нагнулась и присела,

    На четыре - улетела.

    - Продолжим наш разговор об обитателях водоёма. Богат и разнообразен его животный мир. Угадаёте о ком идёт речь.

    ( Загадки сопровождаются показом слайдов16-22.)

    - Ползает наоборот, задом наперёд. Всё под водой хватает клешнёй. ( Рак.)

    - У родителей и деток вся одежда из монеток. ( Рыбы.) Каких речных рыб вы знаете?

    - На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. ( Сом.)

    - Хвостом виляет, зубаста, а не лает. ( Щука.) Щука- хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями. (Слайд 19)

    - У кого глаза на рогах, а дом на спине? ( Улитка.)

    - Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. ( Стрекоза.)

    - Пёстрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку-спотыкалочку. (Утка.) Существует много видов утки. Вот некоторые из них. (Слайд 22)

    - Каких хищников, обитающих в водоёмах мы ещё не назвали? При ответе воспользуйтесь учебником.

    -Давайте вспомним какие животные обитают в пресном водоёме.( Работа по слайду 23.)

    Работа в парах по карточкам.

    - В пресных водоёмах обитают разнообразные живые организмы. Покажите стрелками, что они связаны между собой.

     Карточка:

    Ряска, цапля, карась, лягушка, жук-плавунец, рак, утка, бобр, двустворчатые моллюски, комары, жуки-водомерки, водоросли.

    ( Например, растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоёма питаются  животные. Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука- карасятами.)

    Зачитывание некоторых взаимосвязей.

    - Как живут все обитатели водоёма? ( Они живут сообща.)

    - Какой из этого можно сделать вывод? (Пресный водоём- это природное сообщество.)

    - Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. К чему это приводит?

    Прочитайте об этом в учебнике. ( Чтение по цепочке.)

    - Какие беды принёс человек водоёму?

     -Отлов рыбы привёл к увеличению количества больных рыб. Уничтожение двустворчатых моллюсков сделало воду мутной, что поставило под угрозу существование многих растений и животных.

    - Что надо делать, чтобы экологическое равновесие в сообществе не нарушалось?

    -  Надо охранять редкие растения (кубышку и кувшинку), не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить головастиков и лягушек- будет много комаров и мошек.( слайд 24)

    4.Закрепление изученного.

    - Запишите в тетради две цепи питания, сложившиеся в водоёме.                        ( Взаимопроверка в парах.)

    5.Подведение итогов урока.  

    -О чём мы говорили на уроке?

    Чтение вывода в учебнике :

    В пресном водоёме совместно обитают разнообразные растения, животные, микробы. Все они связаны между собой, приспособлены к условиям жизни в водоёме. Водоём- это природное сообщество, которое необходимо охранять.

       Домашнее задание.

    1. приготовить доклад об одном из обитателей пресного водоёма.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России» Тема: «В царстве грибов»

    Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России»Тема:«В царстве грибов»Цель:дать представление о грибах как отдельном царстве природы.Задачи: Обобщить признаки растений и животных, сформулироват...

    Урок окружающего мира 2 класс УМК "Школа России" "Формы земной поверхности"

    Комбинированный урок с использованием  ИКТ  Цели урока.: - формировать у учащихся представление о равнинной и гористой поверхности Земли,  дать понятия «холм», «овраг», «гора...

    Конспект урока окружающего мира 1 класс, УМК "Школа 2100"

    Урок окружающего мира в 1 классе, УМК "Школа 2100", по теме "Осень: природа готовится к зиме".  Конспект урока скачан http://www.school2100.ru/. Презентация подготовлена мною....

    Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

    Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

    Урок окружающего мира, 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»

    Урок окружающего мира, 3 класс, УМК "Школа России"Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»Тип: комбинированныйЗадачи урока:учащиеся  должны овладеть  понятием &laqu...

    Урок окружающего мира. 3 класс. УМК «Школа России». Тема урока : Экологическая безопасность.

    Урок окружающего мира. 3 класс. УМК «Школа России».Тема урока : Экологическая безопасность....