Олимпийский урок по математике в 4 классе
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Морковкина Любовь Геннадьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiyskiy_urok.rar1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дуденевская средняя общеобразовательная школа

Муниципальный конкурс «Олимпийский урок»

Конспект урока по теме:

«Олимпийские игры в математике.

Письменное умножение чисел, оканчивающихся нулями»

4 класс

Учитель начальных классов:

Морковкина Любовь Геннадьевна

с. Дуденево, 2013 год


Цели:  1) Расширить представления  о XXII Олимпийских зимних играх; познакомить с письменным приемом умножения чисел, оканчивающихся нулями. 2) Закрепить навыки решения задач на движение. 3) Развивать логическое мышление. 4) Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою страну, свой народ.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Оборудование:

1) ноутбук;
2) интерактивная доска;
3) мультимедийная презентация к уроку;
4) книжки-считалки для устного счета
5) карточки с уравнениями.
6) учебники «Математика»

Ход урока:

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Название используемых ЭОР

Указание, какие УУД формируются

Время, необходимое на реализацию

1

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Организационный момент урока

Устный счет

Постановка темы и целей урока

Изучение нового материала

Физкультминутка

Повторение изученного материала

Самостоятельная работа

Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание.

«Процесс идет, осталось ждать немного,

Олимпиада зимняя в стране.

Для всех спортсменов снежная дорога

Предстать должна в особой крутизне.

Вдохнет Отчизна воздух олимпийский,

Проявятся характер и напор,

И зазвучит над Сочи гимн российский,

И всколыхнется гордый триколор…»

- Какое важное событие грядет в нашей стране?

- Приглашаю всех отправиться вместе с царицей Математикой в город Сочи, где пройдут XXII зимние Олимпийские игры. А вот и наш маршрут (схема)

– С чего обычно начинаем урок математики? 

- Какими качествами должен обладать спортсмен?

-Вот мы сейчас и узнаем, кто из вас может стать настоящим спортсменом.

Дифференцированная работа.

Задание для низкого уровня (карточки)

- Необходимо узнать общую протяженность границ Краснодарского края, на территории которого находится Сочи – место проведения зимней олимпиады.

Решите примеры:

 + 824          _ 87936         _700504

   716              86396            698964

( Ответ: 1540 м)

Задание для высокого уровня (на слайде)

- Рассмотрите олимпийские объекты горного кластера.  Решите задачу на движение

(Проверка: на слайде)

Задание для среднего уровня.

- Рассмотрим олимпийские объекты прибрежного кластера. Для нашего здоровья полезно подышать  морским воздухом. Выполним арифметический диктант.  (Дети показывают ответы на книжках считалках)

1) Конькобежец пробежал 100 метров за 5 секунд. Найди его скорость.  (20 м/с)

2) Фигуристка, стоя на одной ноге, весит 40 кг. Сколько она будет весить, если присядет на одну ногу? (40)

3) Хоккейный период длится 20 минут. Сколько минут идёт весь матч, если в нем 3 периода?  (60)

4) Сколько девушек участвуют в командной лыжной гонке, если всё расстояние 28км, и каждая пробегает по 7 км (4)

5) Скорость полета в слаломе - 140 км/ч, а скорость лыжника - 28 км/ч. На сколько одна скорость больше другой?        (на 112 км/ч)

Проверка.

-Общая протяженность границ Краснодарского края? (1540 км)

- Виды спорта, которые встретились в диктанте

- Продолжим наш маршрут. Что означает модель?

        

- Кто знает, как называется цепочка

из примеров?

-Решим примеры.

-Почему возникло затруднение?        

(Проблемная ситуация)

-Нужно «открыть» решение таких примеров. Назовите тему и цели урока.  

1) - Давайте разберемся в данной проблеме. Что означает модель?

Ваши предложения 

        

-Примените сочетательное свойство умножения?

- Составим памятку:

1. Заменяем множители произведением.

2. Используем сочетательное свойство умножения.

3. Выполняем умножение чисел и добавляем нули.

Объяснение письменной записи:

    7 6 0 0

  *  4 0

2) Чтение правила в учебнике с 11

3) – Спортсмен хорошо бегает на лыжах, отлично считает и стреляет. О каком виде спорта идет речь?

- Давайте и мы покатаемся на лыжах, постреляем точными ответами при решении примеров.

Примеры 55

(2  примера коллективно, остальные самостоятельно)

Проверка (дети сильного уровня проверяют у остальных детей)

- Все мишени точно в цель! Молодцы!

Зарядка для организма всегда полезна! Разомнемся!

- Что означает модель?

- Вспомним о таком красивом виде

 спорта, как фигурное катание.

Глядя на схему, составим задачу.

- Кто знает, как решать задачу? (Дети сильного уровня решают задачу)

- С остальными разбор задачи. Кто сможет решить задачу самостоятельно? (Дети среднего уровня решают задачу)

- Детям низкого уровня предлагаются карточки- помощницы:

Проверка

(Дети комментируют)

- Переходим к …

самостоятельной работе.

- Немного поиграем. Сейчас мы узнаем, в каких зимних видах спорта россияне могут претендовать на самые высокие места.
Каждая группа должна правильно решить  уравнения и расшифровать ключевые слова.

Итак, мы получили слова:

  • Бобслей
  • Скелетон
  • Керлинг

И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как  он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и многие другие качества. Я надеюсь,  что кто – то из вас в будущем станет участником  Олимпийских игр и в очередной раз прославит нашу страну.

 А пока наши достижения это успешная учеба в школе, получение прочных знаний. Это мы сегодня на уроке доказали.

– Какая тема урока была?

- Какую цель поставили?

– Достигли цели? (Да)
– Какие математические термины вы сегодня повторили,  узнали? 
– Для чего нужно знать математику?

Оцените свою работу на уроке. На какую ступеньку вы себя поставили?

«золотая медаль»  _____  «5»

«серебряная медаль»  ______  «4»

«бронзовая медаль»  _______  «3»

Назовите зимний олимпийский вид спорта. Посмотрите фрагмент мультфильма.  

Составить математическую задачу, связанную с этим видом спорта.

Высокий уровень:

не менее 3 математических действий

Средний и низкий уровень: 

2 математических действия

- Назвать зимние олимпийские виды спорта, о которых мы сегодня на уроке не успели поговорить.

Олимпийские игры  -  это всемирные спортивные соревнования, в которых принимают участие около 200 стран и которые проводятся раз в четыре года. В Сочи пройдут и зимние паралимпийские игры – соревнования для спортсменов-инвалидов.

С 7 по 24 февраля 2014 года в нашей стране, в городе Сочи пройдет зимняя Олимпиада.

-Урок математики начинается с устного счета

-Спортсмен должен быть не только сильным, ловким, но и  внимательным, сообразительным!

-Мы должны назвать тему и цели урока.

- 5 колец - символ Олимпиады.

Пять колец представляют пять частей света: Америка, Европа, Азия, Африка и Австралия. Такой символ, указывает на то, что в олимпийских играх могут принимать участие спортсмены любых стран земного шара.

-Не можем решить последние 2 примера.

-Еще не решали таких примеров.

- Тема урока «Умножение чисел, оканчивающихся нулями»

Цели урока: познакомиться с приемом умножения чисел, оканчивающихся нулями; использовать новый прием при решении примеров, задач, уравнений.

- Будем изучать новый материал.

- Заменим множители произведением:

 (300*40=3*100*4*10)

3*4*100*10=12*1000=12000

Используя памятку, решают пример: 700*300

Чтение и проговаривание.

О биатлоне.

- Займемся повторением.

«Из одной и той же точки одновременно в противоположных направлениях выехали 2 фигуриста. Через 3 с расстояние между ними стало 21м. Найди скорость второго фигуриста, если скорость первого 4 м/ с?

Самостоятельная работа.

Математические задачи  встречаются в жизни постоянно. Мы решаем задачи, когда варим суп, едем на машине, занимаемся спортом и т.д.

Олимпийский вид спорта – хоккей.

Презентация (слайд 2)

Презентация (слайд 3)

Презентация (слайд 4)

Единая коллекция ЦОР

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4996b837-9e71-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf

Презентация (слайд 5)

Презентация (слайд 6)

Презентация (слайд 7)

Презентация (слайд 8)

Презентация (слайд 9)

Презентация (слайд 10)

Презентация (слайд 11)

Презентация (слайд 12)

Презентация (слайд 13,14)

Презентация (слайд 15)

Презентация (слайд 16)

ЭОР  мультфильм

Презентация (слайд 17)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (регулятивные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел столбиком

(Предметные УУД)

Знать правило оформления решения задачи на движение в тетради

(Предметные УУД)

Знать формулы нахождения величин движения:
скорость, время, расстояние.

(Предметные УУД)

Проговаривать последовательность действий на уроке;

(Регулятивные УУД)

Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя;

(Познавательные УУД)

Уметь анализировать

(Познавательные УУД)

Уметь обобщать (Познавательные УУД)

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)

Совместно договариваться о правилах  общения и следовать им.

(Коммуникативные УУД)

Знать структуру текстовой задачи; уметь различать условие задачи, вопрос; уметь правильно оформлять решение задачи.

(Предметные  УУД)

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. (Познавательные УУД)

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

2 мин.

10 мин.

3 мин.

10 мин.

2 мин.

7 мин.

6 мин.

3 мин.

2 мин.


Литература

  1. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы/ авт.-сост.И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. – 2 –е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/ Под редакцией Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013.
  3. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики: Методическое пособие для учителей начальных классов. – М., 2005.
  4. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. – М., 2006
  5. htth://www.noudo.ru.
  6. htth://www. zavuch.info.
  7. htth://www.uroki.net.