Интегрированный урок математики и развития речи "Морское путешествие"
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Попова Ирина Юрьевна

Разработку можно использовать на занятиях в "Школе будущих первоклассников" или на уроках в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_matematiki_i_razvitiya_rechi.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Попова Ирина Юрьевна

Учитель начальных классов МОУ СОШ № 7

 г. Балашова Саратовской области

Занятие в «Школе будущих первоклассников»

Интегрированный урок математики и развития речи

«Морское путешествие»

Цели: 1.Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление.

          2.Учить ориентации на бумаге.

          3. Воспитывать дружбу и товарищество.

Ход занятия

1. Вводная беседа

             -«На свете нет ничего лучше путешествий»,- так воскликнул однажды знаменитый французский писатель Жюль Верн. И я предлагаю вам сегодня совершить путешествие по морю глубокому, по океану широкому. А на чём мы туда поплывём, вам нужно догадаться.

 (На партах у детей предметные картинки с изображением транспорта).

             -Назовите все изображенные предметы. Как назвать одним словом?

( Транспорт). СЛАЙД 3

             - А какой транспорт вы знаете ещё?(Показ наземного, воздушного, водного и подземного транспорта).

              -Послушайте. Знаком вам этот звук? СЛАЙД 4

              - Да, это звук моря.

             -А на чём мы поплывём? (На кораблике). СЛАЙД 5, 6

Матросская шапка верёвка в руке,

Тяну я кораблик по быстрой реке

И скачут лягушки за мной по пятам

И просят меня:«Прокати, капитан»!

           -У меня в руке, ребята, тоже кораблик, но у него есть братья и сёстры. (Показ их на доске). СЛАЙД 8

           -Покажите среди них кораблики плывущие вправо (влево).

           -Посчитайте, в какую сторону корабликов плывёт больше.

2. Правила посадки

           - Но прежде чем отправиться в путешествие, вначале давайте вспомним правила посадки.

1.Ответить хочешь, не шуми…

2.Ты сиди за партой стройно…

3.Парта- это не кровать…

4.На уроках не болтай…

         -А теперь проверим вся ли команда в сборе?

       3. Знакомство. Игра «Как тебя зовут?»

( К доске выходят девочки. Первая, слева направо, называет своё имя, вторая- имя первой девочки и своё, третья- имена первой, второй и своё. И так до конца. Затем выходят мальчики).

         -Какое морское животное самое умное? (дельфин)

Показ игрушки дельфина.

         -Сейчас мы с вами сосчитаем, сколько же нас всего членов экипажа. Передавая этого дельфина друг другу, посчитайте по порядку.

          -Сколько всего вас на корабле?

          -А вместе со мной?

4. Основная часть     

          - Плывёт наш кораблик. Не товары он везёт в страны заморские. А на борту его находимся мы, будущие ученики. И корабль наш не простой, а научный. Хотим мы выпытать тайны у моря-океана. А поможет нам батискаф. А кто знает, что это такое? СЛАЙД 9

( Глубоководный аппарат. У него винты, как у корабля, круглые глаза- окошки из толстого стекла, а руки- клешни стальные).

          -А вот и первый морской житель-камбала. Что вы о ней знаете? Это морской обитатель, который интересуется, умеем ли мы думать, изменять слова? СЛАЙД 10

Задание 1

1) Наташа пошла гулять после того, как сделала уроки. Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или сделала уроки?

Задание 2

2) Измените слова по образцу. Например: лев - львы.

    Лещ, ухо, год, дверь, крыло, дерево, кукла, сестра…

           -Молодцы, с заданием справились! Ребята, впереди опасность. Нас кто-то хочет съесть. Загадка.

Кто из хищников морских

Так опасен для других,

Когда в поисках обеда

Мчится быстро, как торпеда. (Акула). СЛАЙД 11

          -Кто же это?

          -Она нас отпустит, если мы хорошо справимся с заданием

Задание3

(Работа в альбомах. Фломастерами разных цветов обводят силуэт корабля. Штриховка его волнами).

Пальчиковая гимнастика

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю-

Всех я вас приветствую!

(Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками).

 

         -А вот и следующий обитатель морских глубин - морской конёк. СЛАЙД 12 

Он как волшебник может менять окрас тела: сядет на зелёную водоросль - позеленеет, сядет на бурую - станет бурым. Он интересуется, а знаете ли вы, где живут слова? (В предложениях).

Знакомство с предложением

         -Любое предложение состоит из слов. Например: Тишина. Или из нескольких слов: Как вы хорошо сегодня сидите!

(Показ схемы предложения).

          -Что это?

(Это схема предложения. Каждое слово обозначается в схеме чёрточкой. Первое слово в предложении отмечается уголком. Почему? А после последнего слова не забываем поставить точку).  

         -Хочу добавить: бывают совсем короткие слова – и, а, из…Мы их тоже будем считать за отдельные слова. Приготовьте ладошки. Поиграем. Я вам буду придумывать смешные предложения, а вы будете хлопками показывать количество слов в предложении.

1. Заяц гнался за львом. (4)

2. Колобок съел лису. (3)

         -А сейчас приготовьте цветные карандаши.

(Выкладывают слова из предложения цветными карандашами любого цвета).

1.     Я увидела дятла. (3)

2.     Лягушка квакает.(2)

Физкультминутка

       -На палубе мы с вами поиграем.

(Дети встают в круг. Учитель в центре. Он кидает мяч детям и называет взрослое животное, дети, возвращая мяч- детёныша).

Лошадь-…(жеребёнок).

Овца-…(ягнёнок).

Курица-…(цыплёнок).

Волк-…

Корова-…

Медведь-…

Кит-…

Собака-…

Свинья-…

Олень-…

         -Ребята, а кто это выплывает из морских вод?(Чудо–юдо рыба кит)

         -Он спрашивает вас: а чем рыбы отличаются от других животных? (Чешуя, жабры, плавники).

Задание 4

Работа в тетради В тетради нарисован овал. Дорисовывают его до рыбки. Раскрашивание:

                                   хвост – красным 

                                   плавники – оранжевым

                                   голову – коричневым

                                  туловища - жёлтым

        - У нас получилась волшебная рыбка, которую не увидишь в море, но зато в морской глубине живёт много других интересных рыб. Например: электрический скат. СЛАЙД 13 В теле ската спрятано что-то вроде живых батареек. Их много. Своё электрическое оружие скат пускает в ход, если чувствует опасность или во время охоты. Удар получается такой силы, что мигом убивает рыбок, а человека может свалить с ног.

Задание 5. Графический диктант в тетради.

1 клетка вниз,1-влево,1-вниз, 1-влево, 3-вниз,2-вправо,4-вниз, 1-вправо, 4-вверх, 2-вправо, 3-вверх, 1-влево, 1-вверх, 1-влево,1-вверх, 1-влево. (Получается рисунок ската).

         -Дорисуем 2 глазика. Что напоминает? (Электрического ската)

          -Продолжаем наше путешествие! Впереди – рифы! Это подводные скалы, камни, опасные для кораблей. Чтобы наш кораблик не разбился, нам нужно решить задачу.  СЛАЙД 14

Задание 6

 «Стоит в поле дуб, на дубе 4 ветки. На каждой ветке по 2 крупные сладкие сливы. Сколько слив ты сможешь собрать»? (На дубе сливы не растут).

          -Молодцы! Спасли кораблик. А что за странное существо нас встречает? (медуза).

Игра с мячом «Назовите одним словом»

Кот, корова, собака, лошадь… – домашние животные.

Заяц, лев, лиса…- дикие животные.

Кузнечик, бабочка, муравей…

Кукла, мяч, юла, погремушка…

Ромашка, колокольчик, одуванчик…

Кукушка, сова, дятел…

Дуб, берёза, ель…

Земляника, малина…

Груша, яблоко, слива…

Петя, Лена, Наташа…

Иванов, Петров, Кузнецов…

Задание 7. Работа в тетради.

            -Несмотря на то, что вы не умеете писать, сейчас вы запишите несколько слов, но не буквами, а кружками: сколько букв в слове, столько вы нарисуете кружков. Попробуем первое слово записать вместе: рак - о о о. (Он, дом, трава, зима)

           -Один морской обитатель захотел с вами поиграть. Это морская звезда. СЛАЙД 16 . Морские звёзды похожи на цветы, но они не цветы. Шевелят они своими лучами и медленно ползут по дну за добычей. Найдут раковину, обхватят её, приоткроют лучами створки и выедят всё внутри у молюска. А вот навстречу нам плывёт мудрая черепаха. Она хочет вам задать несколько вопросов.

Задание 9

1. Сколько солнышек на небе?

2. Сколько глаз у совы?

3. Сколько пальцев у перчатки?

4. Сколько цветов у радуги?

(Показывают картинки с цифрами 1, 2, 5, 7. Звучат шуточные стихотворения про эти цифры:

1) Вот один, иль единица.

    Очень тонкая как спица!

2) Два похожа на гусёнка

    С длинной шеей, шеей тонкой.

3) А потом пошла плясать по бумаге цифра 5

    Руку в право протянула, ногу круто изогнула.

4) Семь точно острая коса

    Коси коса пока остра

          - Как много морских обитателей мы сегодня с вами повстречали! Но на самом деле их гораздо больше! СЛАЙД 17

- А людей какой профессии называют мастерами подводных дел? (Водолазов) СЛАЙД 18

          -Работа водолаза трудна и опасна. Это редкая профессия. И выбирают её лишь настоящие мужчины, сильные смелые и находчивые. Они строят мосты, укрепляют песчаные берега, обследуют дно рек и морей, спасают людей и корабли…Может кто-то из вас, когда вырастет, станет водолазом, а может учёным, открывающим тайны подводного мира.

5 Работа в тетрадях на печатной основе

6 Итог

        -Где мы сегодня с вами побывали?

        -Кого встретили, с кем познакомились?

       -Поднимите руку, кому сегодня было интересно?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и литературного чтения в 4 классе. Урок –путешествие. Тема: «Задачи на движение".

Урок математики в 4 классе общеобразовательного профиля по программе Моро М.И.Урок разработан в виде игры-путешествия по улице Николаева города Чебоксары с посещением Музея космонавтики в с.Шорш...

Интегрированный урок математики и развития речи во 2 классе ( специальная коррекционная школа 8 вида)

Тема.  Решение простых задач, содержащих отношение «больше на», «меньше на».Подготовка зверей к зиме.Цель: создание условий для формирования у учащихся умения решать задачи....

Технологическая карта Класс: 2. Интегрированный урок математик+ окружающий мир +технология - ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОЙ СТРАНЕ

Класс: 2. Интегрированный  урок математик+ окружающий мир +технологияУчителя МБОУ Тальская СОШ : Светлана Владимировна Гончарова, Ирина Владимировна Зимарева, Любовь Сергеевна ЯковенкоТема:...

Интегрированный урок математики и развития речи «Весна в гостях у математики»

Представлена разработка урока по предмету "Математика" для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тип урока интегрированный.Этот тип урока позволил мне увеличить количество видов деятельнос...