технологическая карта урока 3 класс математика
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Евстефеева Елена Ивановна

Урок математики по теме "Римские цифры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka_3-zh_matematika.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                    Технологическая карта урока математики.

Тема: «Римские цифры».

Класс: 3

Учитель:  Евстефеева Е..И.

Педагогическая цель

Формировать универсальные учебные действия по теме.

Тип, вид урока

Постановочный.

Планируемые результаты

( предметные)

Учащиеся научатся читать, записывать, решать примеры с использованием римских цифр.

Универсальные учебные действия

( метапредметные)

Личностные: овладевают целостным, социально ориентированным взглядом на мир в его органичном единстве.

Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск её реализации.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, логические: сравнивают, классифицируют по заданным критериям.

Коммуникативные: определяют общую цель и пути её достижения, умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществляют взаимный контроль, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Формы и методы обучения

Фронтальная, групповая.

Словесный, практический, игровой.

Основное содержание темы, понятия и термины

Представление о римских цифрах, чтение, запись.

Образовательные ресурсы

 Индивидуальные карточки с разноуровневыми заданиями, карточки с цифрами, лесенка, учебник.

                                                                                                                   Ход урока.

Этап урока

Методический приём

Деятельность учителя

       Деятельность учащихся

Текущий контроль 

осуществляемые действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

  1. Организационный момент.

Словесный.

Приветствие учителя:

Прозвенел звонок,

 начинается урок.

Приветствуют учителя. Проверяют наличие учебных принадлежностей на парте.

Умение эмоционально настроиться на урок.

Наблюдение учителя.

  2.  Актуализация знаний.

Практич.,

фронтальная.

Ребята, как вы понимаете слова «Век живи — век учись». Хотите сегодня чему-нибудь научиться, узнать что-то новое.

Что записано на доске?  

Давайте найдём  значение этих выражений.

1.243-40  2.457-400    

3.689-89  5.286-6    

4. CL-L       6.VII+X  -  Это тоже числа,  но записаны они особыми цифрами. Вы знаете, как они называются?  

Вы смогли полностью выполнить  задание?  

 Какие выражения не смогли решить? Вывешиваю их отдельно.

Почему не смогли найти значение этих выражений?  

CL-L      VII+X  --  Это тоже числа,  но записаны они особыми цифрами.

 Вы знаете, как они называются?  

Умеем мы решать примеры с римскими цифрами?

Чему мы будем учиться сегодня на уроке ? Назовите тему нашего урока, кто догадался?  

Ответы детей.

Решение примеров.

Учиться  читать, записывать римские цифры, решать примеры с использованием римских цифр.

Умение выполнять работу по заданному

образцу.

Умение различать цифры.

Умение заботиться о других.

Опрос, наблюдение учителя,

письменная работа.

Письменная работа.

Опрос.

3. Самоопределение к деятельности.

Фронтальная,

словесный.

Римские цифры  I, II, III мы с вами умеем записывать.

А как же записать число 5?

Внимательно посмотрите на свою руку. Кто догадался  где прячется цифра 5?

А как же записать число 10? Из чего оно состоит?   Записывается  число 10 так Х.

Как же записать число 4?

Оказывается, запись числа основана на арифметическом  действии вычитании. От пяти отнимали один и ставили перед цифрой пять.

Кто может записать цифру четыре?  (IV)

Цифры 6,7,8 тоже основаны на арифметическом  действии- сложении, приписывание палочек справа.

V прибавить I , получится VI  Запишите цифры 7,8

Подумайте, как запишем число 9? (от 10 отнимем 1)

У нас получился ряд чисел : I II III IV V VI VII VIII  IX X  Давайте их прочитаем.

-Какова же особенность римской записи?

-Если меньшую цифру поставить справа (после) от большей, её надо прибавить, а если поставить слева (перед) – отнять.

 С помощью римских цифр I V X можно записывать и числа, которые больше 10

Какие числа можно составить из данных цифр?

Кроме этих  цифр ,есть ещё и другие римские цифры  L -50  C-100 D-500 M-1000

-Запомнили?

 

Будем учиться применять написание римских цифр.

Умение выделить проблему и наметить пути её решения.

Умение строить речевые умозаключения.

Текущий.

Опрос.

4. Работа по теме урока.

Фронтальная, словесный.

  1. Выдвижение гипотезы.

Где мы в жизни встречаемся с римскими цифрами?

Римские цифры употребляют довольно часто в наши дни. Например, на часовом циферблате иногда делают обозначения римскими цифрами, в книгах они часто обозначают номер тома или главы, исторические даты записываю арабскими цифрами, а век – римскими. При решении задач, составлении краткой записи мы тоже используем римские цифры.

Рассуждение детей.

Умение выдвигать собственные предположения.

Умение слушать и запоминать услышанное.

Опрос.

6. Закрепление изученного материала.

Практическая,

фронтальная, групповая..

1. Представьте, что у вас телефон, на клавиатуре которого римские цифры. Вам нужно позвонить другу по номеру: 8-9-3-7-2-1-5-4-6-9-4.

Как вы наберёте этот номер?

8 9 3 7 2 1 5 4 6 9 4  

2.Запишите числа  используя римскую нумерацию 14, 15, 17, 20. ( 1 РЕБЁНОК У ДОСКИ)

3. № 7 с.47 по вариантам 1 вариант- под цифрой 1, второй под цифрой 2.

Мы научились читать и писать римские цифры? Справились с одной из задач урока?

Кто испытывает затруднения в написании римских цифр?

Ну а теперь будем  чему учиться?

 С.46 № 2  комментированное письмо , по цепочке.

С.46 №  3 (по цепочке у доски )

-А сейчас предлагаю вернуться к выражениям, которые вызвали у нас затруднения в начале урока. Очень надеюсь, что сейчас вы с ними справитесь.

CL-L       VII+X   Теперь хотите проверить , чему научились?

 Самостоятельная работа .

(Ученик выбирает одно из заданий, с которым он, по его мнению может справиться легко, ученик сам оценивает свои возможности)

 Запиши римскими цифрами следующие  числа:  8,  10,  3,  6.

  Запиши арабскими цифрами числа:  VII,   XII,   IV,   IX

 Решите примеры:    

V + II =        IX + I =     VI + III =      X – I =     XII – IV =            

  Решите примеры :

    C + D=      C+LX=       D+L=          DL-L=           C-X=

Читают текст.

Работают по учебнику.

Выполняют задания на подготовленных заранее учителем карточках.

Умение распознавать римские цифры.

Умение записывать римские цифры.

Умение выделить проблему.

Умение применить правило на практике.

Умение выдвинуть собственные предположения.

Умение работать самостоятельно.

Текущий.

Опрос.

Письменная работа.

Письменная работа.

Устный опрос.

Письменная самостоятельная работа.

7. Физминутка.

Игровой.

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов.

Сколько здесь у нас кружков,

Столько сделаем прыжков.

Сколько палочек до точки

Столько встанем на носочки.

Сколько точек будет в круге

Столько раз поднимем руки.

Выполняют упражнения, соответствующие тексту.

Умение выполнять движения синхронно.

Наблюдение учителя.

8. Игровой момент.

Игровая, фронтальная.

Во времена царя Гороха

Под смех и шутки скоморохов

Царь, на нос нацепив очки,

Играл с царицею в стручки.

Выкладывал из них примеры.

Но вот беда, во всех примерах есть ошибки.

Предлагаю поработать в парах. Не забывайте о правилах работы в паре и прислушивайтесь к мнению соседа.

Ваша задача, переложив в каждом примере только один стручок, исправить ошибки.

VI+I=V       IX-I=X      X+III=XI

IV+I=V       XI-I=X      IX+II=XI  правильно!

Распределяют стрючки.

Умение применить полученные знания на практике, видеть общую цель и пути её достижения.

Наблюдение учителя.

9.Подведение итогов.

Словесный.

Чему должны были научиться на уроке?

Мы достигли цели, которую поставили в начале урока?

Где могут пригодиться полученные знания?

Дома выполните №5,6 стр. 46

 Поупражнялись в написании римских цифр, решали примеры с римскими цифрами.

Умение строить речевые умозаключения, подводят итоги .

Опрос учащихся.

10.Рефлексия.

Фронтальная.

У каждого есть листочки с лесенкой из пяти ступенек. С её помощью оцените свою работу на уроке. На какую ступеньку вы себя  поставите?

Спасибо за урок!

Ребята работают с лесенкой.

Умение критично оценить свою работу на уроке.

Наблюдение учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике 3 класс. Тема урока : " Площадь прямоугольника"

Технологическая карта урока математики в 3 классеУМК: «Школа России»Предмет: МатематикаУчебник: «Математика 3 класс» М.И.Моро, М.А.Бантова Тема: «Площадь прямоугольника»Тип: Урок «открытия» новог...

Технологическая карта урока по математике 1 класс.Учебник Г.В.Дорофеев.Т.Н. Миракова « Математика» 1 часть стр. 104-105;

Тип урока- изучение нового материала. Тема урока:  "Задача".План урока.1.Организационный момент.2. Актуализация знаний и пробного учебного действия.3. Изучение нового материала.4. Первичное закре...

Технологическая карта урока по математике на тему: "Класс миллионов и класс миллиардов"

Технологическая карта урока по математике на тему: "Класс миллионов и класс миллиардов"...

Технологическая карта урока по математике в 1 классе «Школа России» Тема урока: Знаки сравнения «больше», «меньше», «равно».

Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить со знаками >, <, =; научить выполнять записи с этими знаками; закреплять знания состава чисел, развивать умение рассуждать.Планиру...

Технологическая карта урока по математике во 2 классе. Тема урока:"Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. Нахождение половины числа. Тип урока: урок открытия новых знаний.

Данная технологическая карта содержит подробное, поэтапное описание хода урока. Данный урок проводится по программе "21 век", но при желании учителя может быть применён в любому другому УМК ...

Технологическая карта урока по математике на тему : "Нумерация. Класс единиц и класс тысяч"

Технологическая карта урока по математике  на тему : "Нумерация. Класс единиц и класс тысяч" 4 класс...