Письменный приём сложения для случаев вида 45+23.
материал по математике (2 класс) на тему

Боровец Татьяна Викторовна

Урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mat2.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики во 2 классе (1 – 4)

Тема: Письменный приём сложения для случаев вида 45+23.

Цель урока: Познакомить с письменным приёмом сложения.

Задачи урока: 1. Познакомить детей с письменным приёмом сложения двузначных чисел без  перехода через десяток. Учить детей работе с геометрическим материалом.

                 2. Отрабатывать навык замены числа суммой разрядных слагаемых. Развивать умение анализировать счётный материал. Развивать зрительное внимание.

                 3. Воспитывать любознательность, работоспособность, прививать любовь к математике.

Литература: Методика преподавания математики в начальных классах. Под ред. М. А. Бантовой. М., Просвещение, 1973.                                                                                                                        Школярова Т. В., Картунова Л. И. Справочное пособие для начальных классов, РИИПП,1994.

Оборудование урока: Для учителя: Учебник математики 2 класса (1 – 4), наглядность для устного счёта, абак, палочки, собранные в пучки по 10, отдельные палочки, демонстрационная памятка для показа письменного приёма сложения, оформленная доска.                                                                                                     Для учеников: Учебник математики для 2 класса (1 – 4), рабочие тетради, индивидуальные памятки, ручка, карандаш, линейка, дневник.

Ход урока:

Этапы урока, учебные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Время

1. Организационное начало.

Цель: настроить детей на урок математики.

Учитель настраивает детей на работу на уроке математики.

Учащиеся проверяют готовность к уроку, настраиваются на урок.

30 с.

2. Проверка домашнего задания

(стр. 85 №4, №5)

Цель: выявление степени сформированности навыка счёта; выявление уровня подготовки учащихся.

  • Были ли трудности при выполнении примеров?    
  • Как можно складывать три и более числа?

  • Решая какие примеры из  №5 вы использовали это правило?
  • Были ли трудности при решении задачи?
  • Задача простая или составная?
  • Зная, сколько мешков зерна выгрузили и сколько осталось в машине, смогли ли вы сразу ответить на вопрос задачи? Что для этого нужно было сделать?

                                                                При сложении трёх и более  чисел соседние слагаемые можно заменить их суммой.

                                                  10+29+10= 10+10+29=20+29=49 68+5+25=68+30=98

  • Простая.

                                                             -35+40=75 мешков зерна было в машине первоначально

3 мин.

3. Устный счёт

Цель: отработать изученные ранее вычислительные приёмы.

-     Для чего важно хорошо считать устно?

                                                          1.– Весёлый карандаш написал числа 34 и 43. Чем они похожи и чем различаются?

2.– Сколько десятков и      единиц в числе 73?

  • Назовите число, в котором 2 дес. и 3 ед.
  • 38 – это 3 дес. и сколько единиц?
  • Назовите число, в котором 8. Дес. и 0 ед.
  • Сколько десятков и единиц в числе 70?

3. Игра «Набери 13».

1 3

3    7    3    4

4    5    5    4

5    3    6    2

6    7    2    5

7    8    5   1

4. Задача – шутка.

Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, когда встанет на 1 ногу?

Похожи: оба числа двузначные, в записи чисел использованы одинаковые цифры.                     Различаются: в числе 34 – 3 дес. и 4 ед., а в числе 43 – 4 дес. и 3 ед.  

                                                                                 

7 дес. и 3 ед.

                                                          23

                                                              8                              

                                                          80

                                                                7 дес. 0 ед.

                                                         

                                                3+7+3=13,                  3+4+6=13,

6+7=13,                      4+5+4=13,

6+2+5=13,                 2+2+1+8=13….

                                                                                         

4 кг

               10 мин.

4. Изучение нового материала

Цель: Познакомить детей с письменным приёмом сложения двузначных чисел без  перехода через десяток.

Ознакомление:

Первичное закрепление материала.                            

Цель: формирование вычислительных навыков

   

                                         Цель: формирование вычислительных навыков.

5. Физкультминутка.

6. Работа над  пройденным материалом.

Цель: отрабатывать умение решать задачи и  вычислительные навыки

Постановка учебной задачи:        - Сегодня мы будем учиться приёму сложения    двузначных чисел без  перехода через десяток.        1. Знакомство с новым приёмом сложения (на доске записан пример 46+32, выставлен абак).                            - Сколько десятков и единиц в числе 46? В числе 32?  (Учитель выставляет палочки на абаке)

  десятки               единицы       11 1 1                     111111         (четыре                  (6 палочек)             пучка                                  десятков)                                    111                          11                   (3 пучка                 (2 палочки)                десятков)

(затем вынуть 3 пучка десятков и 2 отдельные палочки).

-Обращаемся к записи примера 46+32. Будем прибавлять 32 по частям (на доске запись 46+32)                          Учитель ставит 3 пучка палочек под десятками. Запись на доске:46+30.

-Сколько ещё нужно прибавить?                              Учитель ставит 2 отдельные палочки под единицами. Запись на доске:(46+30)+2

- Посчитаем чему равна сумма, записанная в скобках. Сколько получиться, если прибавим ещё 2?

Учитель ещё раз показывает на абаке, что при + объединяются десятки с десятками, а единицы с единицами

2. Решение примеров по новой теме (примеры записаны в столбик на доске)  Удобнее записать и решить этот пример в столбик. Записываю числа 46 и 30 одно под другим столбиком так, чтобы дес. были под дес., а ед. под ед. Знак + напишем слева между слагаемыми, подведём черту под числами.                     Запись на доске:                          46                                                    32                                       Запомните: письменное сложение начинаем с единиц!

- Сколько ед. в 1 слагаемом? Во втором слагаемом?            - Складываем  единицы                (6 ед.+2ед.=8ед.) Записываем 8 под единицами.                  Теперь так же складываем десятки.                                     – Сколько десятков в 1 слагаемом? Во 2 слагаемом?                   Складываем десятки            (4дес.+3дес.=7дес.) Записываем 7 под десятками.                          – Читаем, чему равна сумма?

- Для того, чтобы вы лучше запомнили как складываются числа, нам поможет памятка:    1. Пишу…                                      2. Складываю единицы…               3. Складываю десятки…                 4. Читаю ответ.                            

3. Работа с учебником (с. 87) –Прочитайте пример.             – Объясните по памятке как будете его решать

                                                                                           

   

4. стр.87 №1 – решение примеров с устным объяснением.

стр. 87 №2 (задача)                  Разбор задачи.                               - Прочитайте задачу (про себя, вслух).                                             - Понятен ли смысл задачи?        - Прочитайте условие задачи.        – Прочитайте главный  вопрос задачи.

Составление краткой записи.  – Сколько метров ситца отрезали на платье?                                     - Сколько метров ситца отрезали на передник?

- Какой главный вопрос задачи?

                                                                          - Кто может самостоятельно решить эту задачу? Решайте. Остальные – с учителем.       –Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?  

- А можем ли мы это узнать?        - Каким действием?

- После того, как мы найдём, сколько метров ситца отрезали на передник, сможем ли мы ответить на вопрос задачи?                        - Каким действием?

- Ответили ли мы на вопрос задачи?

- Кто может записать эту задачу выражением?

             

4 дес. 6 ед.                                          3 дес. 2 ед.                            

                                                             Записывают в тетрадях.

 2.          

                                                                       Записывают в тетрадях

76

78

Дети записывают пример в тетрадях.

 6 единиц.                                                2 единицы.

Записывают.

                                                                                                                                                                    4 десятка.                                            3 десятка.

Записывают                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Сумма чисел 46 и 32 равна 78.

                                                       45+23                                                Уч-ся объясняют и записывают в тетрадях:                                 Записываю дес. под дес., ед. под ед. Складываю единицы 5ед.+3ед=8ед. Пишу 8 под единицами. Складываю десятки.4дес.+2дес.=6дес. Пишу 6 под десятками Читаю ответ: сумма чисел 45 и 23 равна 68.

                                                                                                                                                 Дети решают примеры и записывают их в тетрадях:                 73        34        56        82      17                        21        45        23        15      32              94        79         79        97     49        

 

         

                                                                                                                                    Читают задачу: От куска ситца отрезали 4м на платье, а на передник на 3м меньше.                   - Сколько всего метров ситца отрезали от куска?

Записывают:                                Платье – 4м                                    Неизвестно, но сказано, что на 3 метра меньше, чем на платье. Запись: Платье – 4м             Передник - ?, на 3м м.  

 

- Сколько всего метров ситца отрезали от куска?                    Запись: Платье – 4м                  Передник - ?, на 3м м.      

                                                                 - Нет, потому, что мы не знаем, сколько метров ситца отрезали на передник.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    - Да.                                                    –Вычитанием. Из того ситца, который отрезали на платье, вычтем 3.  

- Да.    

                                                                                         - Сложением.  4м ситца, который отрезали на платье и 1м ситца, который отрезали на передник.

                                                                    - Да. Запись:                                       1) 4-3=1(м)- отрезали на передник.                                    2) 4+1=5(м) – всего отрезали от куска.                                        Ответ: 5 метров.

                                                                            (4-3)+4=5(м)

12 мин.

2 мин.

10 мин.

Если останется время:

Цель: Закреплять вычислительные навыки, умение сравнивать полученные при решении выражений результаты.

Задние: поставить вместо * знаки  >,<, =.

81+9 * 9+80                            68+5 *5+68                                                                        37+4 *57+4                                   60+3 *30+6

                                                                                                 81+9 <  9+80                                     68+5 =5+68                                     37+4 < 57+4                                     60+3 >30+6

7. Итог урока.                Цель: синтез знаний, полученных на уроке, выявление доступности для учащихся темы урока

-Чему учились на уроке?

                                                          -Были ли трудности на уроке?     - Чем мы будем пользоваться при сложении чисел в столбик, чтобы не ошибиться в записи и решении примеров.

Выставление отметок за работу на уроке.

-Приёму письменного сложения двузначных чисел без перехода через десяток.

- Плакатом-памяткой.

1 мин.

8. Домашнее задание.       Цель: закрепление письменного приёма сложения, умения решать задачи.

                                                    стр. 85 №4 (задача)                      стр. 87 №3(начертить ломаную и найти её длину).                       –Как будем искать длину ломаной линии?

-Отложим на прямой циркулем отрезок, длина которого равна длине первого звена ломаной. От его конца отложим второй   отрезок, равный  второму звену ломаной и от его конца в том же направлении – отрезок, равный последнему звену.                          Длина полученного отрезка и будет длиной этой ломаной.            Или:                                            Измерить все три звена ломаной линейкой и сложить их.    

1 мин.

9. Органзов.  конец урока.

30 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики во 2 классе на тему: "Письменный приём вычитания в случаях вида: 40 - 8" УМК "Школа России".

Урок формирования новых знаний с использованием электронной презентации, игровых моментов, различных форм работ....

Презентация к уроку математики во 2 классе на тему: "Письменный приём вычитания в случаях вида: 40 - 8", УМК "Школа России".

Электронная презентация поможет занимательно и интересно познакомить учащихся с новым приёмом письменных вычислений....

Презентация к уроку математика "Приёмы сложения для случаев вида 26+7"

Презетация поможет создать детям проблемную ситуацию при выводе темы урока....

Урок математики «Письменный приём вычитания в случаях вида 50-24»

Обучающая: Формирование навыка письменного приёма вычитания двузначных чисел столбиком с переходом через десяток.Развивающая: Развитие мыслительных операций, умения анализировать, сравнивать, делать в...

Технологическая карта к уроку математики 2 класс "Письменный приём вычитания в случае вида 52=24"

Знакомство с приемом вычитания двузначных чисел с переходом через десяток....

Конспект урока по математике, УМК "Школа России" , 2 класс, тема:Письменный приём вычитания в случаях вида 50 – 24

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся выполнять письменно действие вычитания из круглых чисел двузначные числа с использованием алгоритма.Планируемые результатыПредметные: дать возможн...

Конспект урока математики «Письменный приём вычитания в случаях вида 50 – 24»

Тип: урок изучения новых знанийЦель: организовать учащихся к разъяснению операций входящих в алгоритм приемов вычислений вида 50 – 24Планируемые результаты:Личностные: освоение личностного ...