Конспект урока математики во 2 классе на тему: "Письменный приём вычитания в случаях вида: 40 - 8" УМК "Школа России".
план-конспект урока математики (2 класс) на тему

Кристина Николаевна Якушенко

Урок формирования новых знаний с использованием электронной презентации, игровых моментов, различных форм работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok_10.02.2012.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

 по математике во 2б классе

МОУ «Тумская СОШ №3»

на тему:

«Письменный приём вычитания

 в случаях вида: 40-8».

Учитель: Якушенко Кристина Николаевна.

Тип урока: формирование новых знаний.

Цель урока: формирование у учащихся  умения выполнять письменно действие вычитания из круглых чисел однозначных чисел с использованием алгоритма.

Задачи:

Образовательные:

-  усвоить математическое действие «вычитание из круглого числа»;

- сформировать умение использовать алгоритм вычитания из круглого числа однозначного числа  столбиком;

- формировать  общеучебные  и коммуникативные универсальные  учебные действия.

Развивающие: развивать  мышление, внимание, память.

Воспитательные: воспитывать любовь к предмету, чувство сотрудничества, аккуратность.

Оборудование: компьютерная презентация, карточки с числами, раздаточный материал, пучки счётных палочек, наборные полотна, сказочные герои, смайлики.

Ход урока:

I.Организационный момент: (2 слайд)

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо многое уметь.

И при этом, и при этом,

Вы заметьте-ка,

Очень важная наука –

Ма-те-ма-ти-ка!

2. Улыбнитесь друг другу. Пожелайте друг другу успехов на уроке.

II.Устный счёт: (3 слайд)

Ну-ка, в сторону карандаши.

Ни костяшек, ни ручек, ни мела.

Устный счёт! Мы творим это дело

Только силой ума и души.

1.Счёт через 2 с хлопками.

2.Игра «Не ошибись!» (ученики работают на наборных полотнах). 

+

1

=

18

15

-

=

14

-

1

=

12

16

-

=

10

19

-

=

9

-

10

=

5

-Разделите выражения на 2 группы.

-По каким признакам возможно разделение? (по знаку выражения, по месту пропущенного числа, по значению пропущенного числа.)                                                                                                                                                                                                                                      

2.Найди лишнее и восстанови последовательность .

-Что можно сделать с числами? (3слайд).

-Разделите числа на две группы.

-Назовите эти группы (однозначные и двузначные числа.)

-Чем они отличаются друг от друга?

-Восстановите последовательность чисел и узнаете, чему мы уже научились во 2 классе.(4 слайд)

  1                 6                 1 0             13                   15                17          

  Р                  е                   б                у                  с                    ы

3.Работа с ребусами (с.16 учебника)

-Что это за ребусы? Чем они необычны? (в виде письменной записи вычислений с двузначными числами)

-Мы уже умеем это выполнять? (да)

  1. *   6                  *   4

+                      _

     3   *                  2    *

_______                ______

    8      9                 6     4

IV.Физминутка для глаз (5слайд   ).

Руки за спинку, головки назад.

Глазки пускай в потолок поглядят.

Головки опустим – на парту гляди.

И снова наверх –где там муха летит?

Глазами повертим, поищем её.

И снова решаем. Немного ещё.

-А как дружно мы всё умеем делать: и работать, и отдыхать.

III.Актуализация знаний.  Постановка проблемы.

Задания:

-Укажите лишнее выражение

15+5        40-8

23+7

31+9

-Найдём значение  выражений  на сложение.

-Как мы это будем делать?( единицы складываем с единицами, десятки с десятками).

- Что вы заметили? (получается в ответе круглое число).

-Найдём значение выражения на вычитание.

-Как мы это будем делать?

-В чём затруднение?(из единиц нельзя вычесть единицы)

-У нас появилась проблема. Будем её решать.

-Кто сможет назвать тему нашего урока?

-Чему вы можете сегодня научиться?

-Чему вы хотите научиться?

V.Открытие нового знания (6слайд).

1.Работа со счётными палочками.

-Отложим на счётных палочках число 40 (это 4 пучка по 10 палочек)

-Как из них забрать 8 палочек? ( развязать 1 пучок и забрать из него, получится 3 пучка по 10 палочек и 2 отдельные палочки).

Запись на доске: 40 – 8 = 30+2 =32

                           30+10  

2.Ознакомление с письменным алгоритмом вычислительного приёма 40-8:

Пишу  единицы под единицами, десятки под десятками.

Вычитаю единицы. Из 0 нельзя вычесть 8. Беру 1 десяток из 4 десятков.(Чтобы не забыть, ставлю точку над цифрой 4)

1 десяток – это 10 единиц, из 10 вычитаю 8 , получаю 2, пишу под единицами.

Вычитаю десятки. Было 4 десятка, но 1 десяток взяли, осталось  3 десятка, пишу их под десятками.

Читаю ответ: разность равна 32.

VI.Первичное закрепление.

1.Коллективная работа:

-Приступим к выполнению  в  учебнике №1 на с.16 (работа  на доске и в тетрадях:  по 1 человеку с проговариванием алгоритма письменных вычислений).

2.Самостоятельная работа:

-Решите 2 примера в парах

30-5        50-7

-Вспомним правила работы в парах:

  1. Обсуждаем, высказывая свои мнения.
  2. Не ссоримся, приводим доказательства своей правоты.

Проверка: дан образец.(7 слайд)

VII.Физминутка (8слайд  ).

Мы трудились очень  много,

Отправляемся в дорогу.

Побываем тут и там,

Поглядим по сторонам.

Нам навстречу скачет зайка,

В небе кружат птицы.

Но пора вернуться в школу,

Надо нам учиться.

VIII.Повторение изученного.

1.Решение задачи (с.16 №3)(9 слайд)

В розовом домике живёт девочка Катя. С ней произошла очень интересная история.

-Прочитаем условие задачи.

-Можем ли мы решить задачу сразу? Почему? (Не знаем, сколько денег было у Кати).

Было – (10 р. и  50 р.)  ? р.

Истратила – 8 р.

Осталось - ? р.

-Что нужно узнать сначала?

-Потом?

-Решим задачу самостоятельно. (1 ученик на обратной стороне доски.)

-Проверим решение задачи. Назовём ответ.(10 слайд)

1 способ:

1)10+50=60(р.) всего было.

2)60-8=52(р.) осталось.

Ответ: 52 рубля.

-А как можно решить задачу по-другому? Кто догадался?

2 способ:

1)10-8=2(р.) осталось

2)2+50=52(р.) осталось всего.

3 способ:

1)50-8=42(р.) осталось.

2)42+10=52(р.) осталось всего.

-Что заметили? (Решения разные, ответы одинаковые).

-Какой вывод можно сделать? (Задачу можно решать разными способами).

2.Решение уравнений (учебник с.16№5) 

В голубом домике живёт друг Кати – Максим, он очень любит придумывать выражения с неизвестными числами, которые заменяет буквой х.

-Как называются такие выражения? (уравнения)

-Решите уравнения по вариантам, 2 человека на обратной стороне доски, затем проверка.

Х-9=4         у+7=15

-Что находили?  Как?

IX.Повторение изученного. Рефлексия.

- Какая была тема сегодняшнего урока?

-Что нового вы узнали?  (дети называют то, что явилось новым для них)

- Что вам понравилось?

- С какими трудностями вы столкнулись?

- А как вы думаете, мы уже научились всем письменным приёмам сложения и вычитания чисел?

- Конечно же,  нет. В дальнейшем на уроках математики  мы узнаем много нового об этих вычислениях.  Но это будет позже.

- Мне  очень понравилось, как  вы сегодня работали на уроке.  

- С каким настроением вы заканчиваете урок? Нарисуйте своё настроение на смайлике. Наши гости тоже пусть нарисуют своё настроение  (11слайд  ).

- Огромное спасибо вам за сотрудничество. (12слайд  ).

X. Домашнее задание: с.16 №2, №6.

Использованная литература:

1.Г.А.Зайцева «Поурочные планы по учебнику М.И.Моро «Математика. 2 класс»», Волгоград, 2002, изд. «Учитель-АСТ»

2.В.И.Ковалько «Школа физминуток» (1 -4 классы). –М.: ВАКО, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 1 класс по теме "Сложение и вычитание отрезков"

Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание отрезков" по программе "Школа 2100"...

Конспект урока математики по теме "Ознакомление с письменным приёмом вычитания двузначных чисел с переходом через десяток. Примеры вида 52 – 24".

Данный материал содержит конспект урока математики  по новой теме "Примеры вида 52-24" в форме деловой игры "Строители"....

Конспект урока математики 2 класс по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд"

Конспект урока математики 2 класс по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд"...

Открытый урок математики 2 класс по теме: Письменные приемы сложения и вычитания. Закрепление изученного.

Данный урок проведен в форме путешествия по зимним станциям. Урок закрепления приемов сложения и вычитания без перехода через разряд. УМК "Школа России"...

технологическая карта урока математики 3 класс по теме "Письменные приёмы сложения и вычитания. Работа над задачей в два действия. "

Технологическая карта урока математики 3 класс. Раздел "Повторение изученного во 2 классе" Тема: Письменные приёмы сложения и вычитания. Работа над задачей в два действия. Цели: • повторить устны...