Урок по математике. Число 9
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Кожанова Елена Юрьевна

Тема Урока: ЧИСЛО И ЦИФРА 9.

Цели урока:

Деятельностная цель : формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за  счет включения в  нее новых элементов

- сформировать представления о числе 9 с опорой на числовой отрезок, умение писать цифру 9

- формировать способность к сложению и вычитанию в пределах 9

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chislo_9.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

                      «Реализация технологии деятельностного метода

                            на уроках математики в начальной школе»

                                       Урок открытия нового знания

                  По УМК «Школа 2100» по учебнику Л. Г. Петерсон 1 класс.

Учитель: Кожанова Елена Юрьевна, школа № 300

Тема Урока: ЧИСЛО И ЦИФРА 9.

Цели урока:

Деятельностная цель : формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за  счет включения в  нее новых элементов

- сформировать представления о числе 9 с опорой на числовой отрезок, умение писать цифру 9

- формировать способность к сложению и вычитанию в пределах 9

ХОД УРОКА

 

  1. ЭТАП МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- Сегодня  у нас  в гостях Смайлик. Он тоже в  этом году пошел в  школу и хочет всему-всему научиться. Но почему-то сегодня  он не улыбается. Смайлик задумался над вопросом: «Что значит, уметь учиться?» Давайте ему поможем. Вспомните, когда  вы чему-то учитесь (кататься на велосипеде или писать буквы), кто-то за вас всё делает, или  вы  делаете сами? (Чтобы  чему-то научиться, ты должен всё делать сам.)

- Когда вы чему-то учитесь, сразу ли всё получается? (Нет.) Что надо  в этот момент понять?

Во-первых, ПОНЯТЬ, чего ты не заешь, чему надо научиться.

Во-вторых, самому НАЙТИ нужный способ, нужные знания.

И СДЕЛАТЬ то, что раньше не получалось.

Давайте и на этом уроке мы  Смайлику покажем, как мы   учимся учиться.

  1. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ

- А чему  мы уже научились на уроках математики? Сколько чисел мы уже изучили? (8). Чему  мы учились, когда изучали  эти числа? (Что подсказывают картинки  на столе?)

1. С помощью числового отрезка мы  научились:

- определять место числа в  числовом ряду

- сравнивать числа

- решать примеры, складывать и вычитать

2. Мы учились писать числа

3. Мы изучали состав числа

а) - Давайте вспомним, как мы работали  с числовым отрезком. Кто хочет задать классу вопрос о любом числе? (Дети задают  друг другу вопросы  со словами: ПОСЛЕ, МЕЖДУ, СОСЕДИ, БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ).

- Попроси ребят решить какой-нибудь пример, пользуясь отрезком.

б) – Давайте повторим состав одного из изученных чисел. А какого, вы узнаете, если  сосчитаете квадратики на кругах у вас на партах.

- Какой пример можно составить? (Начнем с 1. Здесь желтые и красные квадратики)

- 6 – это 1 и 5, или 6 это 5 и 1

- Если  из 6 вычесть 5, сколько останется? (Закройте 5 квадратиков). Останется 1.

- Как еще можно представить число 6? ( 2 и 4, 3 и 3)

- Какие еще примеры  можно составить?

  1. ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ  И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

(В данном случае изучение нового числа)

- Мы поработали с  числовым отрезком, повторили состав числа. Это наши знания с предыдущих уроков. А  какая тема сегодняшнего урока, вы узнаете, если найдете лишнюю картинку. (Предметные картинки: 8 яблок, 8 шариков, 8 домиков, 9 корабликов). Какое же число придет  к  нам  сегодня  в гости? (9)

- Значит, какая ТЕМА урока? (ЧИСЛО И ЦИФРА 9)

  1. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ – выбор способа реализации целей учебной деятельности

- Что мы должны узнать о числе 9? (Ответы  по картинному  плану  на доске)

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА И РЕШЕНИЕ ИСХОДНОЙ ЗАДАЧИ

а) - Посмотрите на  верх страницы № 18. (Место числа 9 в  числовом ряду)

- После какого числа при счете мы называем 9?

- Что показывает красная стрелочка? Как получить 9? (8 + 1). Значит, 9 больше или меньше, чем 8 и на сколько?

Итак, мы узнали, какое место занимает число 9 в  числовом ряду? (Да)

б) - Что еще можно узнать? (Как пишется  цифра 9). Учитель выставляет на доску письменную цифру 9.

- На что похожа цифра ?

- Эта цифра умеет показывать фокусы.

                «Цифра 9 иль девятка – цирковая акробатка,

                 Если на голову встанет, цифрой 6 девятка станет.»

- Давайте выложим цифру девять на парте из НИТОЧКИ. Из каких элементов она состоит? ( Цифра 6 – дверной замочек. А у цифры 9 все наоборот – снизу  крюк, вверху  кружочек).

- Узнайте из учебника, откуда нужно начинать писать цифру 9. Поставьте на доске точку (магнитик), показывающую, откуда начнем писать. Показ учителем написания цифры 9.

- Кто хочет сам написать цифру 9 на доске? (Ученики  пмишут). Кому  понравилось такое написание, чтобы  вы посоветовали?

- Напишите строчку цифры 9 в  тетрадях. Под  самой красивой поставьте точку.

Итак, НАУЧИЛИСЬ  МЫ ПИСАТЬ ЦИФРУ 9?  Как? (Посмотрели объяснения  в  учебнике и показ на доске).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С КОММЕНТИРОВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

- Что еще нужно узнать о числе? (Состав)

- Выберите те картинки на доске, на которых представлено число 9 ( Домино, треугольники и квадраты, отрезок, лишние картинки).

- Давайте ПРОВЕРИМ. Сколько точек? (4 и 5). А всего? (9). Сколько полосок? (2 и 7), Сколько треугольников и квадратов ( 3 и 6).

- Значит 9 – это.. ( 2 + 7, 3 + 6, 4 + 5) . Какого примера не хватает? (1 + 8). Давайте представим его с помощью кружков. Достаньте кружки и положите в первый «мешок» 1 кружок, а во второй – 8 кружков. (Один ученик выполняет такое же задание на доске).

а) - Давайте запишем примеры, основанные на знании состава числа. Найдите в  учебнике № 2. Первый столбик будем решать с помощью наших кружков. Сколько их в  первом «мешке»? Сколько во втором? Запишем пример – как найти, сколько всего. Два ученика решают с  комментированием на доске. Обведите кружочком целое, подчеркните части. Как найти целое? (Надо сложить части)

- Составим примеры на вычитание. Закройте ладонью первый «мешок». Сколько осталось? (8). Как найти часть? (Надо из целого вычесть другую часть).

- ПРОВЕРЬТЕ. У кого все так же, поднимите карточку с «плюсом». Уберите кружки в  пенал.

1+8=9     2+7=9     3+6=9    4+5=9

8+1=9

9-1=8

9-8=1

б)  - 2-й столбик предлагаю решить с помощью полоски.

- 2 ученика решают с  комментированием. Вы слушаете объяснение и поднимаете карточку: «+» или «?».

- Расскажи, сколько белых отрезков? (7), сколько красных (2). Сколько всего? (9). Запишем примеры.  Кто согласен?

  1. ЭТАП САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

в) 3-й столбик нам поможет решить домино. Сколько точек слева? (6). Справа? ( 3). Всего ? (9). Поиграем  в молчанку. Учитель показывает уунужное количество точек, дети записывают  примеры. ПРОВЕРЬТЕ по образцу на доске. Если  у  вас так же, поднимите каточку с «+».

г) 4-й столбик постарайтесь записать сами. Кому трудно, можно посмотреть на картинку  с треугольниками (4 и 5). Кто сможет на доске записать примеры  сам? ПРОВЕРКА. У кого нет ошибок, поставьте себе «+».

Итак, УЗНАЛИ МЫ СОСТАВ ЧИСЛА 9? (Да)

  1. ЭТАП ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ

- Потренируемся решать примеры  в пределах 9.

Учитель читает примеры. Дети показывают ответ с помощью ВЕЕРА ЦИФР. (При решении можно пользоваться примерами, картинками. Ошибки  проверим с помощью отрезка).

- Теперь вам легко будет выполнить задание № 3. Нужно помочь Айболиту определить, кто из зверей нуждается в лечении. Решите любые два примера.

- Проверка. Кто же должен пойти к Айболиту на прием?

  1. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ

- В начале урока мы объясняли Смайлику, что значит УМЕТЬ учиться. Давайте докажем, что мы  сегодня  учились.

- Мы САМИ всё делали или  кто-то делал за нас?

- Мы определили, что чего-то не знали? (Да). Что мы не знали? (Ничего не знали о числе 9).

- Что же мы делали  САМИ?

- Определили, где стоит число в числовом ряду, и как его получить.

- Не умели  сравнивать – научились сравнивать 9 с другим числами.

- Не знали, как пишется цифра 9 – научились ее писать.

- Не умели решать примеры с числом 9 – узнали состав числа и смогли решить примеры.

Значит, мы учились? (Да). Как вы думаете, Смайлик понял теперь, ччто значит уметь учиться? Он очень доволен вашей работой и заулыбался снова. Я тоже вас благодарю.

- Кто считает, что работал сам, нарисуйте в  учебнике зелёную звездочку. А кто работал пока с чьей-то помощью – синюю. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике "Число «восемь» и соответствующая ему цифра 8."

                     Открытый урок математики       на городском семинаре воспитателей и методистов ...

Урок по математике "Число и цифра 1".

Урок по математике для 1 класса по программе "Перспектива", автор учебника Л.Г.Петерсон....

Технологическая карта урока по математике "Числа от 0 до 10" (урок-закрепление)

Данный конспект "Числа от 0 до 10" для 1 класса. Проводится в виде игры-путешествия....

Конспект урока по Математике Числа от 1 до 10 и число 0».Урок-путешествие в космос.

В основе урока-путешествия лежит познавательная дидактическая игра, состоящая в воображаемом путешествии. Она напоминает те игры с фишками, в которые каждый из нас играл в детстве. Ученики при таком п...

Конспект урока по математике. Число . Состав числа .

Урок предназначен для обучающихся 1 класса по программе "Школа России"...

Технологическая карта урока по математике "Число 10. Состав числа 10" (УМК "Перспектива"), 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с числом 10.Задачи урока: Дидактические:1. познакомиться с составом числа 10;2. тренировать умения выполнять действия сложени...