Урок математики в 1 классе по теме: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей".
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Малахова Галина Григорьевна

Планируемые результаты:

Предметные:

учащиеся научатся использовать математическую терминолугию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитаниие,  

выполнять устно и письменно арифметические действия с числами.

Личностные:

принятие образа хорошего ученика, развитие интереса к уроку математика,

контролировать и оценивать свою работу и её результат,

учиться проводить самоооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

учиться определеть цель на уроке с помощью учителя,

слушать и слышать речь учителя,

слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_po_teme_umenshaemoe.docx586.98 КБ

Предварительный просмотр:

1 «Б» класс.

Урок математики по теме: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей"

Цели урока: Образовательные: Познакомить с названиями компонентов при вычитании.

Способствовать развитию математической речи, умения читать, составлять и записывать выражения, используя термины «уменьшаемое, вычитаемое, разность», умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе, самостоятельной работе

Планируемые результаты:

Предметные:

Учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитание;

 выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах 10).

Личностные:

Принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике.

Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Учиться определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; проверять и оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. (Регулятивные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний;  отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания;  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;  

выделять существенную информацию из сообщений разных видов; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;  устанавливать аналогии; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. (Познавательные УУД).

Слушать и слышать речь учителя; слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.  (Коммуникативные УУД).

Ход урока.

  1. Организационный момент .

Эмоциональный настрой. 

Внимание! Проверь дружок!
                  Готов ли ты начать урок?
                  Всё ль на месте, всё ль в порядке?
                  Книга, ручка и тетрадка?
                  И цветные карандаши
                  Ты на парту положи.
                  И линейку не забудь!
                  В математику держишь путь!!!

                  А сейчас ребята, поудобнее садитесь!
                  Не шумите, не вертитесь.
                  Внимательно считайте,
                  Я спрошу Вас – отвечайте.
                  Вам условие понятно?

Дети: Да!

Учитель: Это слышать мне приятно!
                  Путешествие зовёт –
                  Первоклашек на урок!

Учитель: Давайте посчитаем до 20 через число начиная с 2. (Дети вслух произносят) Какие числа мы назвали? (чётные).  А теперь посчитаем в обратном порядке  начиная с 20  через число. Цель: подготовка к счёту парами, тройками.

Учитель:А вы знаете, ребята, что это был волшебный счёт: пробежав по числовой лесенке, вы очутились в стране Математики. В этой стране всё чётко, точно и определённо. Всё здесь  подчинено законам математики. Любые отношения, понятия  имеют свои точные названия – термины.

- Вас встречает Фея страны  Математики!  Она надеется, что вы полюбите эту точную науку и будете ей добрыми помощниками.  (На доску прикрепляется рисунок Феи).

- Добро пожаловать!

Актуализация знаний.

Фее нужна помощь Определите какая фигура здесь лишняя?        Слайд 2

- По какому признаку  вы определили? ( по цвету, размеру, форме)

Слайд 3.  

Учитель: Рассмотрите запись на экране. Что можете сказать?

На экране:      1  2  3  4  6  7  8  9 …

                        1  2  3  4  5  6  7  8  9  …

(Это числовые ряды. Это натуральные числовые ряды.

первый ряд не натуральный – там нет числа 5, а в натуральном ряду все числа идут по порядку. А ещё мы говорили, что каждое число увеличивается на 1.

-Что показывают точки? ( точки показывают, что этот ряд можно продолжать бесконечно.)

Слайд 3 пустой

Учитель. Замечательно. Продолжим работу. Работа с веером цифр

- Покажите  число, которое больше 15 и меньше 17. (16)

-  Покажите сумму чисел 10 и 8 .(18)

  - Покажите число предшествующее числу 14.(13)

   -  Покажите  число на 1 меньше 13.(12)

Все показанные  числа  появляются на доске.

На доске  запись:  16      18  

                                13       12 

- Какое задание вы можете предложить с этими числами?

Дети :  Мы можем поиграть  в игру «Я больше тебя» или  «Я меньше тебя»!

Поставьте  нужные знаки.

16<18                

13>12

Учитель: Молодцы, ребята!

А сейчас внимательно послушайте веселые задачи и решите их устно

  1.   40 шишек у сосны было только до весны.

    Ветерок  весной подул, 10 шишек он смахнул.

    Сколько шишек на сосне улыбается тебе?       40-10=30

-Объясните, как считали?

Три гуся летят над нами,
Три других за облаками.
Два спустились на ручей.
Сколько было всех гусей? 3+3+2 =8

Создание проблемной ситуации. Слайд 4

У: Рассмотрите рисунки.  По какому признаку их можно распределить на  две группы ?

птички

девочка и цветы

олени

лягушки на бревне

(Рисунки, в которых предметы  увеличиваются (объединяются) и вторая группа – в которых предметы уменьшаются , вычитаются.)

Учитель: Подберите выражение подходящее к первому рисунку. (3+2=5)

Подберите выражение подходящее ко второму рисунку (4+2=6)

Подберите выражение подходящее к третьему  рисунку (4-1=3)

Подберите выражение подходящее к четвертому рисунку (5-3=2)

4 + 2 =6       3 + 2 =5       5 + 2 = 7

4 – 1 = 3       6-1=5         5 – 3 = 2  

Молодцы!

Слайд 5

Учитель:  Что можете сказать о выражениях первой группы?  Что вы знаете о них? Как они называются?

  ( Мы знаем, что если числа складываем, то это равенство можно назвать суммой, результат при сложении называется значением суммы, числа при сложении можно называть слагаемыми.) как математически грамотно можно прочесть первое  выражение? ( 1 слагаемое 3 ,2 слагаемое 2, сумма 5. Сумма чисел 2 и 3 равна5. 2 увеличить на3 равно5.

-Как их назовём одним словом? (сумма)

Учитель: Молодцы! А какое правило о слагаемых вы знаете? ( от перестановки слагаемых сумма не меняется)

Слайд 6

Учитель:  Как можно назвать выражения  во второй группе? ( Мы ещё не знаем!)

 Учитель: Так что же мы должны узнать сегодня?  (Как называются выражения  второй группы, как называем выражения со знаком минус)

Открытие нового материала.

Слайд 7  

Учитель: Рассмотрите  рисунок на экране. Составьте рассказ с названиями чисел. ( На болоте было 7 цапель, улетели 2  цапли.  Осталось 5 цапель.)

- Какие из данных равенств могут подойти к рисунку?

7 = 7                   5 = 5                   2 + 7 = 9

7 – 2 = 5             5 + 2 = 7              7 – 5 = 2

2 щелчка

Слайд 8  (Учителем даётся необходимая информация: названия компонентов при вычитании).

7 – 2 = 5

7 – 2 – разность чисел 7 и 2.         число 5 – значение разности 7 и 2

Число 7 – уменьшаемое,      2 – вычитаемое.

Учитель: Как вы думаете, почему 7 в записи 7 – 2  называют уменьшаемым (потому что его уменьшали, цапли улетали и их стало меньше чем было, значит число уменьшается поэтому назвали уменьшаемым Это самое большое число из всех)  Табличку на доску -уменьшаемое

- А почему  2 назвали  вычитаемым? (потому что его вычитали) Табличку на доску

Учитель: Молодцы! Чаще вслушивайтесь в слова. Они вам часто будут помогать.

Учитель: Фея Математики восхищена вашей наблюдательностью, но все, же надо убедиться в верности этого вывода.

Давайте немного отдохнем

Музыкальная физминутка.

Работа над новым материалом. Расширение и закрепление новых понятий

Работа по учебнику.

Откройте учебник с 8. №10,11

-Прочтите задание 1   вслух. 1 точка  Расставь знаки так чтобы получилась сумма.

- Какое равенство у вас получилось?

-В тетради запишем  равенство .     1 ученик у доски 

-2 точка читаем  задание, а теперь как расставим знаки чтобы получилась разность?( 8-3=5)

В тетради ниже запишем это равенство         ученик у доски        

 3 точка  читаем в первом равенстве подчеркните слагаемые одной чертой, а значение суммы двумя. Ученик у доски

-Во втором равенстве подчеркните уменьшаемое красным цветом, вычитаемое синим, а значение разности – зелёным.

Учитель:  - Какое число  во втором  равенстве самое большое? (уменьшаемое)  

Да, ребята, уменьшаемое больше, чем вычитаемое и  значение разности

Решение задачи №12 (1)

 Найдите в учебнике №13 ,

Самостоятельная работа. (выполняется в ТПО)

Сейчас вы будете работать самостоятельно

Найдите задание №1-4 ТПО.  

Итог

- Давайте вернёмся к началу нашего  урока , и вы дадите название равенствам второй группы. Как они называются?

Дети: Это разности.

Как называются компоненты при вычитании?

Какой самый большой?

Давайте прочитаем и попробуем закончить предложения:

 Незаконченное предложение.   Слайд №14

Я узнал ...

Я научился…

Я вспомнил…

Рефлексия:

          Достаньте смайлики и покажите, кому понравился урок?   Кто понял тему урока?    Желтый смайлик веселый

           Кто не понял тему?  Голубой смайлик грустный

Урок  окончен спасибо  Скажем Фее  и нашим гостям до свидания!

В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей"

Знакомство в 1 классе с названиями компонентов при вычитании, чтение выражения, используя эти термины....

Урок математики в 1 классе по теме "Уменьшаемое и вычитаемое"

Конспект урока по математике в 1 классе по теме "Уменьшаемое и вычитаемое" по УМК "Песпективная начальная школа". Конспект составлен согласно требованиям ФГОС  с системой  заданий, направлен...

Урок математики по теме: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей"

Цели урока: Познакомится с названиями компонентов при вычитании, читать выражения, используя эти термины.Личностные УУД.Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.Рег...

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей.

Планируемые результаты:Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; планировать деятельность на уроке под руководством учителя; вк...

Слагаемые. Сумма. Использование этих терминов при чтении записей.

Цель урока: знакомство с терминами «слагаемое», «сумма»; использование этих терминов при чтении записей.Задачи урока:Познакомить с терминами «слагаемое», «сум...

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей. Урок математики 1 класс.

Технологическая карта и презентация урока математики в 1 классе по теме "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей." Урок - открытие новых знаний....