"Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей"
план-конспект урока по математике (1 класс)
Технологическая карта урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umenshaemoe._vychitaemoe._raznost._ispolzovanie_etih_terminov_pri_chtenii_zapisey.docx | 89.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учебный предмет: математика
Класс: 1
УМК: Образовательная система «Школа России»
Тема урока | "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей" |
Педагогическая цель | Познакомиться с названиями чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность), использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств, закреплять навыки письменного сложения; развивать внимание и логическое мышление, создать условия для ознакомления с названиями чисел при вычитании; развития умения решать задачи и выражения, навыков устного счёта. |
Тип урока | Усвоения и первичного закрепления новых знаний. Формирование ОУУН. ( Усвоения и первичного закрепления н/з) |
Планируемые результаты (предметные) | Научится использовать математическую терминологию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитание; выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах 10). |
Личностные результаты | Принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике. Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Метапредметные: Регулятивные УУД - учиться определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; проверять и оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Познавательные УУД - уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; выделять существенную информацию из сообщений разных видов; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; устанавливать аналогии; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД - слушать и слышать речь учителя; слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
Основные понятия и термины | Вычитание, уменьшаемое, вычитаемое, разность. |
Методы и формы обучения | Формы: индивидуальная, фронтальная; Методы: словесный, наглядный, практический. |
Педагогические технологии: | - Технология деятельностного метода - личностно – ориентированного обучения; - объяснительно – иллюстративного обучения; - словесной продуктивной и творческой деятельности; - педагогика сотрудничества (учебный диалог) -информационно-коммуникативные (ИКТ). - здоровье сберегающие ( физминутка) |
Оборудование учителя: | Презентация (ИКТ), стакан с водой, деревянное яйцо, 2 резиновых шарика, листы бумаги, разноуровневые карточки, карточки со словами “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”, “ прибавить”, “увеличить”, “плюс”, “сумма”, “вычесть”, “уменьшить”, “минус”, “разность”, |
Оборудования для учеников | Разрезные цифры |
Образовательные ресурсы | Учебник «Математика» 1 класс 2 часть М.И.Моро, М.А.Бантова, м/м презентация, карточки с названиями чисел при вычитании. |
Технологическая карта изучения темы «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.
Использование этих терминов при чтении записей»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД формирующиеся на данном этапе |
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; | Добрый день, уважаемые гости и ребята! Прозвенел уже звонок. Мы гостей сегодня ждали И с волнением встречали: Хорошо ли мы умеем И писать и отвечать? Не судите очень строго, Ведь учились мы немного. Садитесь поудобнее начинаем свой урок математики. | Мы гостей сегодня ждали И с волнением встречали: Хорошо ли мы умеем И писать и отвечать? Не судите очень строго, Ведь учились мы немного. | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
II. Организация познавательной деятельности учащихся. | - Ребята, вы обратили внимание на предметы, которые я принесла на урок (учитель демонстрирует детям стакан с водой, деревянное яйцо, 2 резиновых шарика, марганцовку, листы бумаги). Сейчас мы проделаем с вами небольшие опыты. Опыт 1: - Опустим один шарик в стакан с водой. – Что произошло с шариком? (Он утонул). Опыт 2: - Опустим другой шарик в стакан в водой. Что произошло с ним? (Он плавает, не тонет). - Почему же один шарик тонет, а другой нет? - Как вы думаете, деревянное яйцо утонет? (Ответы детей). – Проверим (опускается деревянное яйцо в стакан с водой. Оно плавает). - Объяснение этому явлению более двух тысяч лет назад дал древнегреческий учёный, математик и химик Архимед. Существует придание, что идея открытия этого закона посетила Архимеда тогда, когда он принимал ванну. С возгласом “ЭВРИКА!”, то есть “ОТКРЫЛ”, он выскочил из ванны и побежал записывать пришедшую к нему научную истину. - Проделаем ещё один опыт: бросим листок бумаги и посмотрим, как он падает, а теперь этот лист сомнём и опять бросим. Как теперь падал лист бумаги? (Быстрей). - Почему так происходит? - Это явление объяснил и доказал великий английский математик, физик и астроном Исаак Ньютон более трёх столетий назад. Он открыл закон всемирного тяготения, который объясняет не только наш опыт, но и движение планет вокруг Солнца и Луны вокруг Земли. Ньютон также объяснил принцип распространения звука: почему меня слышат не только те, кто сидят на первой парте, но и те, кто сидит сзади. Все свои открытия великие учёные смогли сделать в результате наблюдений и опытов, приложив много труда. В старших классах вы подробно изучите эти открытия. Но великие учёные тоже когда-то были детьми. Я думаю, что мы с вами тоже можем попробовать сделать открытие. Хотите? А как вы думаете, что для этого нам нужно? Вот правила для дружной работы - Представьте себе, что мы с вами в научной лаборатории. Но прежде, чем заняться исследованиями, нам необходимо вспомнить всё, что мы знаем, провести разминку |
Быть внимательными, помогать друг другу, уважать мнение товарища, сообща устанавливать, находить и делать выводы, вступать в диалог | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). |
III. Актуализация знаний. | 1. Устный счёт. а) Фронтальная работа. Учитель читает задание, дети поднимают карточку с нужной цифрой.
б) Задачи в стихах. Ёжик по грибы пошёл, В кружку сорвала Мария Дружно муравьи живут Проверка работы учеников (обмен тетрадями) - Сверьте свои записи с записями на доске (на доске образец чистописания – цифры 2, 4, 6 ). в) - Внимательно посмотрите на данный числовой ряд. Каким числом его можно продолжить? Какое число запишем следующим? (учитель продолжает ряд до 10). Назовите следующее число (дети устно называют числа, которые больше 10). - Что общего у всех чисел? (Они чётные). - Чем они отличаются? (Обозначают разное количество, записываются разными цифрами). - Можно ли продолжить этот числовой ряд влево? (Да) - Какую цифру запишем перед 2? (Цифру 0. Учитель записывает на доске). - Найдите лишнее число. Докажите свою правоту. (Дети аргументируют свои ответы). 2.Каллиграфическая минутка (самостоятельная работа) - Откройте свои рабочие тетради. Запишите дату. - Посмотрите на образец и правильно напишите цифры, продолжая свой числовой ряд в правую и в левую стороны. (Образец написания цифр – на доске). 3. Работа с математическим набором. - Ребята, вы прописали красивые цифры. А для чего нам нужны цифры? (Для записи чисел, примеров). - А зачем нам числа? (Чтобы считать) - Тогда сосчитайте, сколько красных кругов? (2) - Сколько синих кругов? (4) - Сколько всего кругов? (6) - Как записать это математическим языком? (2+4=6 – запись появляется на доске) - Почему записали пример на сложение? (Чтобы узнать, сколько всего, надо объединить части). - Прочитайте пример разными способами. По ходу чтения примера 2 + 4 = 6 разными способами, рядом с примером появляются таблички: 1. прибавить 2. Увеличить 3. Плюс 4. слагаемые, сумма 5. сумма - Молодцы, все четыре способа назвали. Пример вам за это благодарен и сам доволен, посмотрите, как он улыбается. (Слева от табличек крепится улыбающееся лицо). - Какой ещё пример на сложение можно составить с этими слагаемыми и суммой? (Под примером появляется второй пример: 4 + 2 = 6). - Какое свойство использовали для его составления? (Переместительное). - Составьте пример на вычитание с этими числами. ( 6 – 4 = 2 или 6 – 2 = 4). - Каким правилом воспользовались при составлении примера на вычитание? (Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое). - Прочитайте пример разными способами. По ходу чтения примера, рядом с ним появляются таблички: 1. отнять 2. Уменьшить 3. минус | Проверка работы учеников (обмен тетрадями) (Дети аргументируют свои ответы). | - Развивать умения извлекать информацию из текстов. - Обработка информации - На основе анализа делать выводы. (Познавательные УУД) -Уважительное отношение к иному мнению. (Личностные УУД) -Развиваем умение слушать и понимать других. - Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. - Оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД) |
IV. Постановка проблемы. | - Ребята, вы прочитали разными способами пример на вычитание, но он почему-то не доволен, обижен. (Справа от табличек – грустное лицо). Как вы думаете, в чём причина? - Конечно, в записи вычитания каждое число тоже должно иметь своё имя и сегодня мы их определим?. Возникшая проблемная ситуация мотивирует постановку ЦЕЛИ урока: установить название компонентов при вычитании. - Для чего это нужно? Учитель обобщает их ответы: для чтения записей. Поэтому тему урока можно сформулировать так: “Название компонентов действия вычитания и использование этих терминов для чтения записей”. | Учащиеся устанавливают, что пример на сложение можно прочитать четырьмя способами, а на вычитание – только тремя. Нужно найти ещё один способ. (Дети высказывают свои предположения.) | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
V. “Открытие” детьми нового знания. | - Мне кажется, что примеру повезло, ведь он попал в лабораторию к исследователям, кто как не мы ему сможем помочь в беде. - Начнём своё исследование. - Для начала вспомните, что значит “вычесть”? (Взять, отложить, убрать…) - Что обозначает первое число? (Сколько было вначале). - Что показывает второе число? (Сколько взяли). - А третье число? (Сколько осталось). - Какое число из трёх самое большое? (Первое). - Как вы думаете, почему? (Дети выясняют, что это целое, из которого можно взять часть). - Что происходит с первым самым большим числом при вычитании? (Оно уменьшается). Учитель обращает внимание на звучание слова “уменьшается”. - То как может называться это число? (Выясняется, что УМЕНЬШАЕМОЕ). - Что происходит со вторым числом? (Его вычитают). - Значит, как его называют? (По аналогии выясняется, что ВЫЧИТАЕМОЕ). - А третье число (сообщает учитель) показывает разницу между первым числом и вторым. - На сколько 6 больше 4? (На 2). - Вопрос “на сколько” задают при сравнении, чтобы найти разницу. - Как же называется третье число? (Выясняется, что это РАЗНОСТЬ). В ходе “открытия” нового знания на доске появляются подписи чисел: “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”. - Если результат вычитания называется “разность”, то пример на вычитание можно назвать так же? Почему? (Да. Между ними стоит знак “=”). Возле примера появляется табличка : 4 “разность” и вместо грустного лица – весёлое. Проблема разрешена. - Ребята, посмотрите, наше исследование прошло успешно, пример на вычитание тоже улыбается. Все его числа получили имена. - А какой ещё пример на вычитание можно составить с этими числами? (ниже записывается второй пример на вычитание). В результате этой работы на доске образовалась запись: | -Развиваем умение слушать и понимать других. -Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. -Оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД). - Развивать умения извлекать информацию из математического текста.. -На основе анализа делать выводы. (Познавательные УУД) | |
VI. Динамическая пауза. | Первоклашки дружно встали, | Выполнение упражнений по слайдам презентации | Умение применять правила охраны своего здоровья (Личностные УУД). |
VII. Первичное закрепление. Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | 1. Работа с учебником. - Давайте сверим своё открытие с учебником. Откройте с. 27. Прочитайте шёпотом выделенные слова вверху. Рассмотрите рисунок. - Каких птиц видите на рисунке? ( Снегирей) - Сколько было снегирей? (5). - Сколько улетело? (2). - Сколько осталось? (3). - Какой пример составили по рисунку? (5 – 2=3). - Как называется число 5? (Уменьшаемое). - Как называется число 2? (Вычитаемое). - Как называется число 3? (Разность). - Как теперь можно прочитать пример на вычитание? (Разность чисел 5 и 2 равна3). 2. № 1. Записать разность и вычислить её. - Прочитайте задание и приготовьтесь записать его в тетради. - Кто хочет записать разность на доске? (Один ученик записывает на доске, а остальные – в рабочих тетрадях: уменьшаемое рвано 9, вычитаемое – 4. Чему равна разность?). - Правильно выполнено задание? (Дети проверяют запись на доске). Учитель просит прочитать запись, пользуясь новыми терминами: - Прочитайте пример новым способом. 3. (На полях) Какую фигуру вырезали ? (3) Почему? ( её перевернули внизу 3 клетки, вверху 2 клетки) 3. Игра в слова Операция вычитания производится не над совокупностями предметов, а над совокупностями букв – “ словами”. - Из некоторых слов с помощью вычитания получили новые слова. Составьте и решите соответствующие примеры: | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Оценивание значимости добываемых знаний. (Личностные УУД) Проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности. (Регулятивные УУД). Извлечение необходимой информации из прослушанного, понимание и адекватная оценка прослушанной информации (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). | |
Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | 4 . Самостоятельная работа с взаимопроверкой в классе. У каждого в конверте на столе лежит конверт в нём задание, которое записано в таблице. Посмотрите и решить, записав в третью колонку (разность) ответ. Разрезные карточки «Уменьшаемое, вычитаемое, разность» - Что известно? (Уменьшаемое, вычитаемое.) -Что надо найти? ( Разность.) -Как находим разность чисел? ( Действием вычитания) Каждого на столе лежат по 2 карточки, выберите ту какую считаете сможете выполнить (синяя могут решать все, а зелёная карточка с повышенным уровнем.) Проверка работы. | Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | |
VIII. Рефлексия учебной деятельности. (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
- Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была?
- У вас на столах лежат листы со смайликами. Почемучка просит с их помощью оценить вашу работу сегодня на уроке. ☺ - кто все понял, в посторонней помощи не нуждается ☹- понял, но еще нуждается в посторонней помощи. - Подойдите к доске и приклейте смайлик. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Список использованной литературы:
1.Математика Автор: Моро Мария Игнатьевна, Волкова Светлана Ивановна. Учебник. 1 класс. В 2-х частях.
2. Электронное приложение к учебнику «Математика», 1 класс, авт. Моро М. И.
3.Волина В.В. Праздник чисел. М.: Педагогика, 2005г.
4.Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по математике. 1 класс. К учебнику Моро М. И. и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей"
Знакомство в 1 классе с названиями компонентов при вычитании, чтение выражения, используя эти термины....
Урок математики по теме: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей"
Цели урока: Познакомится с названиями компонентов при вычитании, читать выражения, используя эти термины.Личностные УУД.Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.Рег...
Урок математики в 1 классе по теме: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей".
Планируемые результаты:Предметные:учащиеся научатся использовать математическую терминолугию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитаниие, выполнять устно и письменно а...
Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей.
Планируемые результаты:Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; планировать деятельность на уроке под руководством учителя; вк...
Слагаемые. Сумма. Использование этих терминов при чтении записей.
Цель урока: знакомство с терминами «слагаемое», «сумма»; использование этих терминов при чтении записей.Задачи урока:Познакомить с терминами «слагаемое», «сум...
Технологическая карта урока математики в 1 кл( с использованием приемов ТРКМ). Тема "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность"
Технологическая карта урока математики во 1 классе по теме «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность». Тип урока: изучение нового материала с использованием приемов технологии развития...
Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей. Урок математики 1 класс.
Технологическая карта и презентация урока математики в 1 классе по теме "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей." Урок - открытие новых знаний....