Урок математики в 1 классе "Число и цифра 0"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Татаринова Оксана Викторовна

План-конспект урока математики с презентацией в 1 классе. Тема урока "Число и цифра 0" УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon chislo_i_tsifra_o.zip2 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

УРОКА  МАТЕМАТИКИ

в 1 классе

тема урока: «Число и цифра 0»

ЧИСЛО и ЦИФРА 0

  1. Счёт : мальчики от 1-10, девочки – от 10 до1

  1. Счётный веер

- Какое число стоит за числом 4, 6, 9?

- Какое число стоит перед числом 3, 7, 9

- Какое число стоит между числами 2 и 4, 7 и 9

- Назовите соседей числа 6

  1. Задачи в стихах:  

Барсучиха-бабушка испекла оладушков:

Угостила двух внучат – двух драчливых барсучат.

А внучата не наелись, с рёвом блюдцами стучат.

Ну-ка, сколько барсучат ждут добавки и молчат? (нисколько, все кричат)

По дороге два мальчика шли
И по два рубля нашли.
За ними еще четыре идут.
Сколько они рублей найдут? (
Нисколько.)

На озере плавала стая уток. Охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось? (Нисколько, так как все остальные улетели.)

Шел Кондрат в Ленинград,
А навстречу двенадцать ребят.
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке – кошка,
У каждой кошки – двенадцать котят,
У каждого котенка –
В зубах по четыре мышонка.
И задумался старый Кондрат:
Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград? (
Нисколько.)

Глупый, глупый Кондрат!
Он один шагал в Ленинград.
А ребята с лукошками, с мышами и кошками
Шли навстречу ему – в Кострому.

-Что заметили ? (в ответах число 0)

- Как вы думаете, с каким числом  мы сегодня познакомимся?

  1. Отгадайте загадку:

 

Друзья, вы знаете его – сам по себе он – «ничего»

Добавьте слева единицу – и он в десятку превратится.

Суть объяснения поймите и цифру эту назовите. (нуль)

Напрасно думают, что ноль играет маленькую роль

Нуль – очень важная цифра. Любое число она увеличивает во много раз. Даже в крылатых выражениях встречается.

  • - Ноль без палочки -  Ничего не стоящий, не значащий человек.
  • Ноль внимания - Полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо к кому-либо или чему-либо.
  • Круглый ноль - Человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле.
  • Сводить к нулю, свести к нулю - Лишать всякого смысла, значения. (сравн. "сводить на нет").
  • Начинать с нуля – на пустом месте, когда ничего ещё нет.

В Венгрии нулю был поставлен памятник. В центре Будапешта, неподалеку от одного из красивейших мостов, установлено каменное изваяние нуля. Цифра "0" и две буквы на пьедестале "КМ" означают начало всех дорог, нулевой километр, от которого ведется отсчет километров. "Нуль", как это сооружение иногда называют будапештцы, стал одной из достопримечательностей столицы Венгрии.

- Один испанский писатель сказал: Нуль – это яйцо. Из которого вылупились цифры.

- Вот такое интересное число 0.

- А когда при счете мы называем число 0? (перед числом 1)

- Назовите соседей числа 0.

– Назовите числа, которые больше 0.

Физкультминутка.  (изображаем действия)

В понедельник я купался, (плывём)
А во вторник – рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я бегал, прыгал,
Очень долго танцевал. (покружились)
А в субботу, воскресенье (похлопаем)
Целый день я отдыхал. (садитесь)

- На что похожа цифра 0 ?

Написание ц.0

- А теперь будем учиться писать  цифру 7.

 – Из каких элементов состоит ц.0? (овал)

Демонстрация написания цифры 0: Слайд

  • - Откуда надо начинать писать цифру 0? (обводим правый верхний угол, оставляем уголок, доводим до середины, закругляем, ведём руку к началу письма)
  • Напишем в воздухе.

– Откройте ТПО стр.20. –Найдите цифру 0. Пропишите 1 строку

2 строка – цифра 1 и 0 чередуем.

ТПО стр.22  №35,36

Физминутка для глаз

Учебник    №117, №118,

Физкультминутка

  • А теперь, ребята, встали! Быстро руки вверх подняли,
  • В стороны, вперёд, назад, повернулись вправо, влево,
  • Тихо сели. Вновь за дело!

     Учебник    №119,120    

 Гимнастика для пальчиков.

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй,  Небо голубое! Здравствуй,  Вольный ветерок! Здравствуй,   Маленький дубок!  Мы живём в одном краю – всех я вас приветствую!

 Итог урока.

– С каким числом познакомились на уроке? Что расскажете дома о нём?

–Похлопайте в ладоши те ребята, если вы думаете, что:

+У меня все получилось.

+Я хорошо отвечал.

+Я правильно выполнил все задания.

приложение

Математическая сказка

ПОЯВЛЕНИЕ НОЛЯ

Шестерка поливала цветы и так была поглощена этим занятием, что вздрогнула, услышав незнакомый голос: «Скажите, пожалуйста, где живут цифры»?

Цифра Шесть повернулась и увидела симпатичное овальное существо.

— Меня послала к вам царица Математики, — объяснило овальное существо. — Ведь это вы написали ей письмо с просьбой о помощи?

— Да, мы просили ее научить нас считать большие числа. В прошлом году, к примеру, у меня расцвело множество астр, но я не смогла посчитать их. Мы все грустим, когда не можем что-то посчитать, — объяснила Шестерка.

— Не волнуйтесь, я вам помогу! — утешило Шестерку овальное существо.

— Скорее сюда. К нам прибыла самая большая цифра на свете! — закричала взволнованная Шестерка.

Все сразу собрались вокруг гостя.

— Меня зовут Ноль, — вежливо представился он цифрам.

— О, какой круглый! — восхитилась Троечка.

— А какие числа ты, можешь считать? — спросила Девятка, которую больше всего волновал этот вопрос.

— Я вообще ничего посчитать не могу, — со вздохом ответил гость.

— Даже одно дерево не можешь посчитать? — растерянно спросила Единица.

— Ничего не могу, — еще раз подтвердил Ноль.

Цифры не знали, что и думать. Наконец, мудрая Девятка решила:

— Тут скрыта какая-то тайна. Не зря же царица Математики послала его к нам. Давайте построим ему домик в нашем городе, а пока пусть живет у всех по очереди. Начнем с тебя. Единица. Веди гостя отдохнуть с дороги.

— Ой, воробьи прилетели, — воскликнула Пятерка, — надо скорее их считать.

— Сегодня их ровно десять, — хором сказали Единица с Ноликом, которые в это время проходили мимо стайки воробьев.

— Как вам удалось так быстро посчитать всех птиц? — удивилась Пятерка.

— Не знаем, как это получилось, — снова хором заговорили Единица и Нолик. — Но как только мы встали рядом, мы стали десяткой.

Все цифры оглянулись, услышав такую поразительную новость.

— Удивительно, — проговорила Девятка, — если Ноль встает рядом с цифрой, он увеличивает ее в десять раз. Это надо проверить.

В этот момент Пятерка прошептала что-то Единичке, та послушно отпустила Ноль. Пятерка тут же пристроилась рядом с ним и весело рассмеялась:

— Вот я и проверила! Какая я стала большая: не просто Пять, а целых пять десятков, ровно пятьдесят. Вот это да!!!

Цифры разволновались, каждой хотелось постоять рядом с Ноликом и узнать свои новые возможности. Двойка подняла Нолика под облака и превратилась в двадцать. Тройка угостила его печеньем и превратилась в число тридцать. Четверка обсудила с Ноликом, какой ему построить домик. Конечно, при этом она стала числом сорок. Но Девятка, увидев, что Нолик чуть не падает от усталости, сказала строгим голосом:

— Веди, Единичка, гостя домой, он уже еле живой. Единичка гордо удалилась под руку с гостем. Все остальные цифры тоже разошлись по домам, завидуя счастливице Единице.

:::

Вопросы и задания к сказке:

• Чем характер Ноля отличается от характера остальных цифр?

• Как меняется характер Ноля, когда он образует десятки с другими цифрами?

• Как вы думаете, какой домик цифры построят для Ноля?

• В какое время года на улице чаще всего бывает ноль градусов?

• Когда говорят «ноль часов», и почему этот час не обозначен на часах?

• Что значит выражение «полный ноль»? Может ли кто-то быть полным нолем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Тема. Число и цифра 7

Урок математики в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа". Изучение нового материала....

Урок математики 3 класс "Римские цифры" "Школа России"

ЦЕЛЬ УРОКА:Познакомить учащихся с римскими цифрами.Обобщить и применить знания и умения учеников для решения конкретных задач с римскими цифрами. Проконтролировать уровень усвоения учащимися нов...

Урок математики. Тема:"Число девять. Цифра 9".

Тема урока "Число девять. Цифра 9" . Образовательная система "Школа 2100"...

Урок математики "Путешествие Колобка" (Числа, цифры от 1 до 7. Обобщение и повторение пройденного)

Конспект открытого урока по математике по теме «Числа, цифры от 1 до 7. Обобщение и повторение пройденного.»...

Презентация к уроку математики по теме: "Число3, цифра 3". 1 класс

Презентация к уроку математики по теме: "Число3, цифра 3". 1 класс...

Презентация к уроку математики ПНШ "Число и цифра 5"

Презентация  по  УМК ПНШ  математика 1 класс...