Открытый урок по математике "Кратное сравнение"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

LopuhovaLP

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratnoe_sravnenie.docx51.72 КБ

Предварительный просмотр:

КРАТНОЕ СРАВНЕНИЕ

Цели: педагогическая: создание условий для освоения способа решения задач на кратное сравнение; ученическая: в результате освоения данного модуля обучающиеся овладеют способом решения задач на кратное сравнение; научится различать задачи на кратное и разностное сравнение, анализировать задачи, находить пути их решения; будут знать правила порядка действий в выражениях со скобками и без.

Тип, вид урока: открытие новых знаний.

Универсальные учебные действия (метапредметные): личностные: самоопределение, смыслообразование; регулятивные: учитывать правила в планировании и контроле способа решения; познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач; коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Приобретённая компетентность: культурно-компетентностный опыт: знаниево-предметный уровень, репродуктивно-деятельностный уровень, креативно-преобразовательный уровень, личностно-диалогический уровень; приобретённая компетенция: предметная.

Объём освоения и уровень владения компетенциями: знание: репродуктивный, продуктивный, исследовательский, творческий; способ действия – способ решения задач на кратное сравнение: репродуктивный, продуктивный, исследовательский, творческий; личностный смысл: предметно-содержательный, личностно-групповой, жизненно-практический.

Образовательные  (цифровые)  ресурсы: мультимедийный проектор, презентация,  схема-опора, набор геометрических фигур, карточки.

Ход урока

  1. Организационное начало.

Добрый  день, солнцу и птицам!

Добрый  день  улыбчивым лицам!

Я рада видеть каждого из вас

И нам весна  теплом в окошко дышит,  

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит!

У нас сегодня гости.

Мне хочется, чтобы гостям с нами тоже было хорошо.

Но это зависит только от вас, ребята!

 Я на вас надеюсь!  Я в вас верю!

У нас все получится!

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения  в пробном учебном действии.

Личностные УУД: смыслообразование, самоопределение; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Предметные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; извлечение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; использование знаково-символических средств; моделирование и преобразование моделей разных типов; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; планирование; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию и преодолению препятствий; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Урок хочу начать со слов: «Самая большая победа придет только к тому, кто умеет одерживать над собой самые маленькие, незаметные для других победы»

- Почему эти слова подходят к нашему уроку?

1. Устные упражнения.

1) Начнем наш урок с устных упражнений.

- Какая фигура  пропущена? (пятиугольник)

2) Ребята, какое словосочетание последнее время мы чаще всего произносим на уроках математики?

- Да, таблица умножения для нас актуальна. Сейчас мы проверим, как вы ее знаете. Будем прыгать с парашюта.

- Найти значение выражения и прочитать выражения по-разному.

4 · 8                6 · 8                  7 · 9                 20 : 4

 

        3 · 9                    5 · 7                    49 : 7              18 : 3

27        48       7      32      63        6       35     5

- На какие группы можно разбить полученные числа?

3) Работа по карточкам.

- Что видите вверху карточки? (числа)

- Что видите внизу карточки? (буквы)

12

30

7

9

15

48

21

28

36

39

49

45

42

35

24

Б

О

М

А

Д

Л

Е

Н

Ь

Т

Ь

К

Ш

Е

Е

- Как можно с ней поработать?

- Угадайте, какое будет задание.

- I варианту обвести в кружок числа, кратные 6, а II варианту –  числа кратные 7.

1 вариант – 12   30   48   36   42   24

2 вариант – 7   21    28   49   42   35

- Какие   слова   расшифровали? (Больше, меньше)

- Когда в математике используются эти слова? (когда сравниваем, при решении задач)

2. Решение задач.

Составьте задачи, в которых используются слова   БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ. (работа в группах)

Задачи от меня про вас.   Решим их устно.

1. 9  учеников  нашего класса  посещают танцевальный кружок,   а  спортивный  в 3 раза больше. Сколько ребят занимается спортом?  (27 ребят)

- Поясните.

Теперь со словом МЕНЬШЕ.

2. Вчера на уроке математики  мы решили  6 задач.  Это в 3 раза меньше, чем     примеров. Сколько примеров решили? (18 примеров)

- Почему  умножили ?  (в косвенной форме)

3. В нашем классе 15 девочек  и 17мальчиков. На сколько  девочек меньше, чем  мальчиков?      (на 2 девочки)

- Как узнали? Как называются такие задачи? (на разностное сравнение)

 

4. На подоконнике 2 цветка,  а на стенке 6  цветов.  Во сколько раз цветов на подоконнике меньше, чем на стенке? (в 3 раза)

- Как узнали?  

Если правильно отвечают, спросить: «Почему  нужно делить?»

Мы ведь знаем, чтобы узнать  на сколько……………………………

Почему затруднились?

- У нас возникла проблема.

Встречались  ли  нам  вопросы  со  словами  ВО   СКОЛЬКО   РАЗ ?

- Хотите узнать?

- Чему будем учиться на уроке? (Узнавать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, и решать новые задачи.)

III. Открытие нового.

Личностные УУД: смыслообразование; нравственно-этическое оценивание  усваиваемого  содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; выдвижение гипотез и их обоснование; поиск необходимой информации; использование знаково-символических средств; моделирование и преобразование моделей разных типов; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные УУД:  познавательная инициатива;  волевая саморегуляция.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; достижение договорённостей и согласование общего решения; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

 

- Предлагаю вам выполнить практическую работу, самостоятельно открыть способ действия для вопросов «Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?»

- Разберемся до конца с задачей про цветы. (Работа в парах)

- Положите на стол столько зеленых кружков, сколько цветов на стенке.

- А теперь  под ними  положите на стол столько  красных   квадратов, сколько  цветов на подоконнике.

На сколько меньше? (Докажите, составляя пары.) (4 кружка остаются лишними)

Как узнать?

В данном случае мы узнаем разницу, находим разность.

Как называются  такие задачи? (на разностное сравнение)

Новый  вопрос!

Во сколько раз больше?

- Сколько раз по 2 квадрата содержится в 6 кружках ? (3 раза)

- Во сколько раз квадратов  меньше, чем кружков? (в 3 раза)

- Какое нужно выполнить действие?

Сделайте вывод.

- А  во сколько раз кружков больше, чем квадратов? (в 3 раза)

- Какое нужно выполнить действие?

Попробуйте самостоятельно сформулировать вывод.

- Как  будут называться задачи на сравнение, в которых спрашивается

«Во сколько раз больше или во сколько раз меньше?» (Разовое сравнение)

Устаревшее слово крата - раз, поэтому задачи этого вида будут называться

«Задачи на кратное сравнение».

Кратное сравнение! Узнаём сколько раз одно содержится в другом и выполняем действие  деление.

Возможно слышали:  неоднократный чемпион олимпийских игр, трехкратный чемпион Европы, многократно повторить.

Озвучьте тему. (Кратное сравнение)

Откройте учебник.

Теперь давайте прочитаем вывод в учебнике на стр.43.

Скажите вывод  без учебника.

Почему так быстро запомнили?

А сейчас нам нужно постараться составить опорную  схему.

Кто хочет попробовать у доски? Дети составляют схему.

ВО ? :

НА ? -

После этого на доску вывешивается опорный сигнал.

  :

 Во сколько раз?      

 

  -

 На сколько?                

Где можем применить то, что сегодня узнали? (Сравнить цену  покупок,  узнать во сколько раз больше прочитали,  меньше решили, проехали…)

 Физкультминутка
Глазами следим за космическими предметами и выполняем движения.

IV. Повторение и закрепление пройденного.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; понимание текстов, извлечение необходимой информации; использование знаково-символических средств; моделирование и преобразование моделей разных типов; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; постановка вопросов.

А сейчас мы будем  решать задачи на кратное сравнение  из учебника.

1. Выполнение №2 с.44 учебника с комментированием в громкой речи.

2. №3 с. 44.

Способ действия и вычисления проговариваются вслух, а решения дети записывают в тетрадь.

- Прочитайте задачу.

- Что известно в задаче?

- Сколько вопросов в задаче?

- Какие?

- Повторите первый вопрос.

- Ответьте на него.

- Запишите решение.

- Повторите второй вопрос.

- Ответьте на него.

- Запишите решение. (Запись на доске)

3.  Впереди «Блиц-турнир».

№5 с. 44 учебника.      

n : d,      a - b,      d  : c    

Проверка на экране.

Обратить внимание на наименование!

4. ДИСК. За 10 минут до конца урока.

- «Тренажер». (Работа в группах за компьютером)

1 Откройте компьютер.

2 Включите.

3 В каталоге найдите тему «Кратное сравнение».

4 Нажмите на крестик около задания.

5 Нажмите на Контроль знаний.

(6 Выберете 5 заданий 5-ти балльная система)

7 Нажмите на стрелочку.

8 Выполняем работу.

- Покажите, какие отметки вы получили, работая на тренажере.

V. Итог. Рефлексия.

Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; планирование учебного сотрудничества.

Поговорим о нашей работе.

– Что нового открыли для себя на уроке?

- Продолжите предложения (2 слайда):

Я сегодня научился …

Я рад …

Мне было …

- С помощью звездочки оцените свою работу.

VI. Домашнее задание:

Выполните на выбор любые 2 задания на с. 45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике 1 класс.УМК "Школа 2100" "Больше, меньше. Сравнение чисел"

Конспект урока по математике, 1 класс, УМК  "Школа 2100" "Больше, меньше. Сравнение чисел"...

Открытый урок по теме "Степени сравнения прилагательных" по УМК "FORWARD"

Урок разработан для обобщения по теме "Степени сравнения прилагательных" . План урока составлен так, чтобы было удобно использовать и презентацию к этому уроку. Презентация содержит яркие и ...

Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс"

Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс". Фрагмент урока был дан на районном семинаре г. Химки Московской обл. "Новейшие ИКТ в начал...

Методическая разработка открытого урока по математике «Сравнение и запись трехзначных чисел»

План открытого урока по математике.Тема: «Сравнение и запись трехзначных чисел»....

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей".

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей"....

Разработка открытого урока математики "Сравнение. Результат сравнения" в соответствии с требованиями ФГОС, презентация, технологическая карта, самоанализ и карточки к уроку.

Схема технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Презетация к уроку. Самоанализ урока и карточки....