Урок математики. 2 класс. "Переместительное свойство умножения".
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Разработка урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики.  2 класс.

Тема: « Переместительное свойство  умножения».

Цель:  познакомить  с переместительным свойством умножения.

Задачи:  

- закреплять понятие «умножение»  как сумму одинаковых слагаемых,  знание компонентов и результата умножения, навыки устных вычислений;

- развивать  внимание, память, логическое мышление посредством решения задач, анализа  выражений;

- воспитывать уважительное отношение к своим товарищам, чувство взаимовыручки.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Проверка готовности к уроку.              Начинается урок  

Он пойдёт ребятам впрок.

 Постарайтесь всё понять,

 Чтобы многое узнать.

  1. Актуализация знаний.

У детей наборы цифр. На доске записаны  выражения. Дети показывают ответы, учитель записывает их на доске.

(в это время 3 ученика работают на индивидуальных карточках).

Ж  43+4=                                           Е   60 – 5=

И   43 - 4=                                         М  60 – 50=

Н   30-16=                                         У   60 – 55=      

О   36 - 10=                                      

- Что мы повторили, выполняя это задание?  (устные приёмы сложения и вычитания).

Три ученика получают оценки за устный счёт.

- Какое равенство лишнее и почему? (43+ 4 =39, это сложение, а все остальные – вычитание).

- Как можно записать это выражение по-другому? (43+ 4 = 4+43)                                

- Как называется это  свойство сложения? (переместительное).

Это свойство сложения нам поможет при изучении новой темы.

- На карточке белого цвета впишите в пустые клетки соответствующие буквы.

5

10

14

26

47

55

14

39

55

- Какое слово получилось? (УМНОЖЕНИЕ).

2. Формулирование темы урока и постановка цели урока.

- Кто догадался, о чём будем говорить на уроке? (про умножение).

- Что такое умножение? (это сложение одинаковых слагаемых); (таблица).

- Как называются компоненты и результата умножения?(множитель, множитель,   произведение); (таблица).  

- Значит, мы знаем, что такое умножение и компоненты этого действия мы знаем.

- Почему тогда продолжаем изучать умножение? (узнаем что-то новое).

- Начнём работу  на  зелёных карточках. Работать будем в парах.  Замените сложение умножением, где это возможно. Составьте верные равенства и  найдите значение выражений. Работа в парах.

(у детей на партах  разрезные карточки: 5 + 5 + 5 + 5 =     4 + 44 + 4 =         3 + 3 =

9 + 9 + 90 + 9 =          5   4 =                4   5 =            4   2 =                  7    3 =            3      7 =

3     9 =                       3     2 =              2    3 =

Самопроверка.

На доску учитель выставляет карточки:      5     4 = 20             7     3 = 21             3     2 = 6  

- У кого так же?   Поставьте  +.  (+, ). У кого +?   Молодцы.

- С какой целью выполняли это задание? (доказали, что умножение это сложение одинаковых слагаемых). (таблица).

- Что обозначает в этой записи числа 5?  7?   3? (какое слагаемое складывали).

- Что обозначает в этой записи числа  4?  3?  2? (сколько раз это слагаемое взяли).

- Прочитайте  данные записи разными способами.

5      4 (пять умножить на четыре получится 20);

7      3 (первый множитель семь, второй множитель три, произведение 21);

3      2 (произведение чисел три и два равно шести).

- Что повторили в этом задании? (название компонентов и результата действия ).

Все эти знания нам помогут, сделать новое открытие в умножении.

  1. Постановка  проблемы.

- Для чего мы изучаем умножение? (чтобы коротко записывать сложение, если есть одинаковые слагаемые, находить периметр прямоугольника, решать задачи и выполнять  другие задания).

- Сделать новое открытие в умножении нам помогут герои произведения Н. Н. Носова.

- Поможем Незнайке и Знайке  сосчитать конфеты в коробке. (на доске  рисунок).

4. Открытие нового знания.

- Сколько конфет в каждом ряду? (4).

- Сколько таких рядов в коробке? (3).

- Как это записать? (4   3). (Учитель пишет на доске и проговаривает: по 4 взять 3 раза).

- Сколько конфет в коробке получилось у  Знайки? (12).

- Как Знайка считал конфеты? ( по строчкам).

- Сколько конфет в каждом столбике? (3).

- Сколько в коробке таких столбиков? (4).

- Как это записать? (3   4). (Учитель пишет на доске и проговаривает: по 3 взять 4 раза).

- Сколько конфет в коробке получилось у   Незнайки? (12).

- Какой вывод можно сделать? (Оба героя правы. Конфеты можно посчитать по строчкам, а можно посчитать по столбикам).

- Какое равенство можно записать? (4    3 =  3    4).

- Сравните это равенство с равенством, которое мы составили в начале урока и сформулируйте свойство умножения. (от перестановки множителей произведение не изменяется); (таблица с правилом).

- Сравним наш вывод с правилом в учебнике.

- Откроем учебник на странице 56. Прочитайте правило.

 - Как называется результат умножения?  (произведение).

Значит, по-другому можно сказать:  от перестановки множителей произведение не изменяется.

Физкультминутка. 

5. Первичное закрепление в громкой речи.

- Какое открытие мы сделали? (узнали, переместительное свойство  умножения).

- Где мы его будем использовать? (при выполнении заданий).

- Выполним задание в учебнике № 1. (первый столбик на доске выполняет учитель, второй и третий  дети, объясняя так же).

4   5 = 20, от перестановки множителей произведение не изменяется, значит,

5   4 = 20

Для кого это задание было лёгким? (хорошо).

- предлагаю решить задачу № 2 на доске и в тетради.

- Прочитайте задачу самостоятельно.  Вслух читает … (Ф. И. ученика).

-  О чём говорится в задаче? (о кустах смородины в школьном саду).

- Как росли кусты в саду? (рядами).

- Сколько было рядов? (3); (учитель на доске, дети в тетрадях ставят цифры1,2,3).

- Сколько кустов в одном ряду? (5).

- Выполните рисунок в тетради.

- Проверьте. У кого так же? (учитель на доске показывает рисунок).  Поставьте  +.

- Как запишем решение задачи? (учитель проговаривает: по 5 кустов взять 3 раза и записывает):

       5  3 = 15(к.) в школьном саду всего.

Ответ:  15 кустов.

- Можно ли записать решение этой задачи, использовав переместительное свойство умножения? (нет).

- Почему? (в задаче сказано по 5 кустов, значит первый множитель  5).

Значит, при решении таких задач нельзя использовать переместительное свойство умножения. Надо быть очень внимательными, когда читаем задачу, чтобы чётко определить для себя, какой множитель будет первым, а какой вторым.

6. Самостоятельная работа с проверкой  по образцу.

- Выполним задание на голубой карточке. (дети читают задачу на карточке).

- Кто знает как решить задачу?

- Решите задачу самостоятельно в тетради.

Взаимопроверка.  (решение задачи записано на доске). Поставьте +,  +   или    .

7. включение в систему ранее изученных знаний.

- Следующее задание выполним на жёлтой  карточке. Положите карточку перед собой. Здесь два номера. №1 попроще. №2 посложнее. Выберите для себя № задания. Прочитайте задание.

- Кто понял, что нужно сделать? (по необходимости дать инструктаж по выполнению задания).

№1:     Вставь пропущенные числа так, чтобы равенства стали верными.

7   2 = 2                                    6 = 6    10

3   5 =     3                            13   5 =     13

9    = 7    9                               18 = 18    2

№2:  Сравни и поставь знаки  >, <, =.

10    3 … 3    10                       7    4 … 4    6      

 6      1 … 6     0                       9    3 … 3    9

 5      5 … 5     1                       8    2 ….2 + 8

Самопроверка. Учитель открывает выполненные задания на доске.

- У кого так же? Поставьте себе +, если ошибок нет; если есть ошибки  + ; если задание выполнено неверно  поставьте себе .

- Кто поставил себе +?   +?   ?

8.  Рефлексия.

- Что нового  про умножение узнали на уроке?

- Какие задания вам были интересны?

- Что было трудным на уроке?

- Посчитайте свои +,   и оцените свою работу на уроке с помощью таблицы.

Кто оценил свою работу красным квадратом? Молодцы, значит, вы на уроке были очень внимательны. Кто  зелёным квадратом? Вы были недостаточно внимательны. У вас будет возможность исправить свои ошибки на следующем уроке. Весь урок мне помогали …  и получили оценку 5.  … получают оценку 4. ( не всегда мне помогали). Всем спасибо за урок.

Урок окончен.

9. Запись домашнего задания. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока на тему "Сочетательное свойство умножения"

Конспект фрагмента открытого урока по математике...

Открытый урок по теме "Переместительное свойство умножения"

Конспект урока изучения нового материала...

Открытый урок по теме "Переместительное свойство умножения". Математика. 2 класс. УМК "Школа России"

Данный материал содержит конспект урока , презентацию и приложение для работы в парах....

Открытый урок по теме: "Переместительное свойство умножения"

Тип урока: ОНЗ.Тема: «Переместительное свойство умножения».Основные цели:1) сформировать умение вычислять площадь прямоугольника по формуле, ввести в речевую практику термин «формула...

Конспект урока по теме: Переместительное свойство умножения (2 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя: закрепить умения применять переместительное свойство умножения, решать задачи на нахождение произведения; совершенствовать вычислительные навыки; развивать внимание и логиче...

Технологическая карта урока математики на тему "Свойства умножения" 4 класс УМК "Планета знаний"

Технологическая карта урока математики на тему "Свойства умножения" 4 класс УМК "Планета знаний"...

Презентация к уроку 3 класса " Сочетательное свойство умножения"

Данная презентация позволяет кратко, дохдчиво обьяснить тему...