Замкнутые и незамкнутые линии
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Позновательный урок "Замкнутые и незамкнутые линии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zamknutye_i_nezamknutye_linii.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

Замкнутые и незамкнутые линии, 1 класс

 

Предметные  результаты

Знакомство с понятиями «замкнутая линия» и «незамкнутая линия». Распознавание замкнутых и незамкнутых линий на чертежах.

Овладение умением прибавлять числа с помощью натурального ряда чисел. Выполнение классификации по разным основаниям.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;

-иметь общее представление о моральных нормах поведения;

-осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

  • -понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • -в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
  • Познавательные универсальные учебные действия
  • кодировать информацию в знаковосимволической форме в простейших случаях (с использованием 2-5 знаков или символов, 1-2 операций);
  • на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций;
  • строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме (2-3 предложения);
  • осуществлять анализ объекта (с выделением 2-3 существенных признаков);
  • - проводить сравнение (последовательно по 2-3 основаниям, наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление);
  • под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);
  • самостоятельно проводить сериацию объектов;
  • под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);
  • давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
  • Коммуникативные универсальные учебные действия
  • -воспринимать мнение других людей о математических явлениях;
  • -понимать задаваемые вопросы;
  • -выражать свою точку зрения;
  • -адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию.
  • Тип урока: урок «открытия» нового знания
  • Методы обучения: проблемные, частично-поисковые.
  • Формы организации познавательной деятельности учащихся:
  • индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
  • Оборудование:
  • Для учителя:   карточки с цифрами от 1 до 9, предметные картинки с изображением животных (медведя, белки, ежа, лисицы, зайца, коровы, волка),  аудиозапись  для физкультминутки, электронная физминутка «Цыплёнок», компьютерное приложение «Проверь себя»
  • Для учащихся:   счётные палочки, линейки, цветные карандаши, простой карандаш, игра «Геометрик», наждачная бумага, нитки.
  • 1.  Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
  • Организационный момент.
  •  
  • - Всем известно, что у нас самый лучший в школе класс!
  • - Мальчики здесь?
  • - Здесь!
  • - Девочки здесь?
  • - Здесь!
  • - Готовы к путешествию по стране Геометрии?
  • - Да
  •         
  • 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
  • а)  Задание на логику. Работа с предметными картинками.
  • -  Назовите, кто пришел к нам в гости (медведь, белка, лисица, корова, ежик, волк, заяц)
  •  -  Сколько всего гостей? (7)
  • -  Как их назвать одним словом? (животные)
  • -  На какие группы можно разбить животных? (дикие и домашние)
  • -  Какое животное можно назвать лишним?
  •                    (корова – домашнее животное, а остальные дикие)
  •                    (у коровы есть копыта)
  •                    (еж – с иголками, а остальные животные покрыты шерстью)
  •                    (белочка скачет по деревьям)
  •                    (медведь спит зимой)
  • Гости – животные приготовили для вас «математические» загадки.
  • 7 > 1,    7 < 9,    7 = 7,     5 < 8,    7 + 3
  • -Какая математическая запись лишняя? Почему?
  • (7=7, т.к. это равенство, 5< 8, т. к в этой математической записи нет числа 7 и т.д.)
  • б) Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы).
  •  «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
  • Понятие о замкнутых и незамкнутых линиях.
  • -  Мы уже знакомы с жительницей страны Геометрии – Точкой. Однажды с ней произошла невероятная история. Точка отправилась к своим друзьям – геометрическим фигурам – в гости на день рождения. Она несла много великолепных подарков. И вдруг – неудача! Ее путь преградила большая река. «Что же мне делать? Неужели возвращаться?» - подумала Точка. И тут на помощь пришли ее друзья – отрезки. Соединились они вместе, и получился отличный мостик:                            
  • -  Посмотрела Точка на этот мостик и говорит: «Вот какая интересная линия получилась!»
  • -  Какая линия получилась? (ломаная линия) Если я соединю концы ломаной, что получится?  Как ее теперь можно назвать? (замкнутая ломаная линия)
  • -  А если не соединять концы ломаной линии? (незамкнутая ломаная линия)
  • -  Теперь выпрямим планку, на какую геометрическую фигуру она похожа?
  • -  Сколько концов у планки?
  • -  Изменилось ли что-нибудь после того, как она стала ломаной линией?
  • (теперь она состоит из нескольких отрезков, а не из одного, значит, теперь у нее не два конца, так как каждый отрезок ломаной линии имеет по два конца)
  • -  Каждый отрезок ломаной называется ее звеном.
  • 3. Постановка учебной задачи. Этап выявления места и причины затруднения
  • Детям раздаются карточки с изображением линий
  • -Что изображено на рисунке? (Линии.)
  • - На какие группы можно разбить эти линии?
  • - Разложите карточки с изображениями этих линий на группы (несколько вариантов выполнения задания)
  • 4. Построение проекта выхода из затруднения
  • (Дети пытаются выполнить задание учителя самостоятельно, работая в группах.  Все, безусловно, смогут произвести классификацию по цвету. Возможно, кто-то догадается, что линии можно разбить на прямые и кривые.)
  • Учитель просит детей выйти к доске и показать, что у них получилось.
  • Если дети нашли разбиение на кривые и прямые линии, то учитель обращает на него внимание детей как на что-то новое, не встречавшееся раньше, если нет, то предлагает такую классификацию сам.
  • -Как вы думаете, можно так разбить на группы эти линии? (Да, потому что они разные, отличаются друг от друга.)
  • -Как бы вы назвали эти линии? (Предположения детей.)
    -Назовите тему урока.
  • Физминутка «Дотянись до звезды» (под музыку)
  • Расслабляет и дает набраться оптимизма, укрепляет уверенность детей в том, что они способны достичь цели.
  • -Встаньте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.
  • Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь звезду, которая ассоциируется с мечтой – желанием что-то иметь или кем-то стать.
  • Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой в красивую просторную корзину.
  • Опустите руки и закройте глаза. Выберите прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает вам о другой вашей мечте. (10с)
  • Теперь откройте глаза, потянитесь обеими руками как можно выше и достаньте до неба. Сорвите эту звездочку с неба и положите в корзину к первой звезде.
  • Сорвите еще несколько звездочек. Дышите так: глубокий вдох, когда тянетесь за звездой, и выдох, когда достаете ее и кладете в корзину.
  • Доп-но: Звезда - замкнутая линия или незамкнутая? Почему? Докажите.                                
  • 5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
  • Практическая работа.
  • 1 вариант
  • -         Используя, наждачную бумагу и нитки выложите фигуру, которая написана у вас на карточках (квадрат, ломаная, треугольник, кривая) (работа в парах)
  • - Выйдите, кто выкладывал квадрат
  •                                               ломаную
  •                                               треугольник
  •                                               кривую.
  • 2 вариант
  • -Приготовьте верёвочки. Выполним с помощью верёвочки: а) замкнутую линию; б) незамкнутую линию.
  • 3 вариант
  • -  Возьмите 5 палочек и составьте из них ломаную линию незамкнутую.
  • -  Сколько звеньев у получившейся ломаной?
  • -  Сколько концов у ломаной линии?
  • -  Преобразуйте ее в замкнутую линию. Что получилось?
  •    (пятиугольник)
  • Этап реализации построенного проекта. Работа в тетради.
  • Физминутка электронная «Цыплёнок»
  • 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  • 1 группа (8 чел)
  • 2 группа (3-4 группы по 4 человека)
  • Работа за компьютерами
  • Работа в группах
  • Тренировка (12 заданий)
  • Тема  6: Прямая, луч, отрезок, ломаная
  • Игра «Геометрик» (см. приложение 2)
  • Этап включения в систему знаний и повторения
  • После окончания работы в группах, дети возвращаются на свои места + те, кто уже выполнил задание на компьютере. Проводится игра «Угадай фигуру» (см. приложение 1)
  • 7. Рефлексия деятельности
  •  -  С каким понятием познакомились?
  • -  Какие  ломаные бывают?
  • (замкнутые и незамкнутые)
  • -  Как называется отрезок ломаной?
  • (звено)
  • -  Как по–другому можно назвать многоугольник?
  • (замкнутая ломаная линия)
  • -За что ты можешь себя похвалить?
  • -За что ты можешь похвалить одноклассников?
  • - Кто из вас на уроке работал активно?
  •  - А кому из вас помогали справиться с заданием соседи по парте?
  • - Только настоящие друзья придут на быстро на помощь. Давайте всегда помогать друг другу и своим близким.
  • Приложение 1
  • Игра «Угадай фигуру»
  • Для отработки умения определять форму предмета на данном и последующем уроках используются специальные задания на осязание. С этой целью учитель может легко приготовить 5—6 пособий на угадывание формы по контуру фигуры. Каждое такое пособие представляет собой кусок картона размером 15 × 15 см с наклеенными на него зернышками пшена (горошинами, бисером или бусинами) в виде квадрата, круга, прямоугольника, треугольника или овала 2. Важно, чтобы расстояние между зернышками было не больше 2—3 мм, а угадываемая фигура могла быть полностью накрыта ладошкой первоклассника.
  •    Например, дети закрывают глаза, нащупывают зернышки и, обводя их пальцем, а при необходимости и ощупывая ладонью, определяют, какую форму они образуют.
  • Приложение 2
  • Развивающая игра  "Геометрик".
  •        Вы помните,  как встретились предметы из дерева, пластмассы и резины и заспорили, кто всех полезней? А потом подружились и решили работать вместе - дощечка, кнопочки и резиночки. И вот тут-то начали у них получаться просто-таки удивительные изображения: снежинки, птица, ракета, даже человечек... Попробуйте выполнить предложенные изображения используя игру «Геометрик».
  •  
  •    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. Замкнутые и незамкнутые линии.

Конспект урока  математики. Тема -"Замкнутые и незамкнутые линии", 1 класс, система Л. В. Занкова Предметные  результатыЗнакомство с понятиями «замкнутая линия» и «не­замкнутая линия». ...

Математика Замкнутые и незамкнутые линии, 1 класс (учебник И. И. Аргинской, методика Л. В. Занкова)

МатематикаЗамкнутые и незамкнутые линии, 1 класс (учебник И. И. Аргинской, методика Л. В. Занкова)...

Урок- конспект с презентацией по математике " Замкнутые и незамкнутые линии"

Урок математики с презентацией по учебнику Аргинской 1 класс ( система Занкова) на тему : Замкнутые и незамкнутые линии", соотвествует ФГОС второго поколения...

Открытый урок.Тема: Замкнутые и незамкнутые линии.

Цель: Развитие УУД с опорой на новые понятия замкнутых и незамкнутых линий....

Разработка урока Математика 1 класс. Замкнутые и незамкнутые линии.

Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Внеурочное занятие по математике «Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая».1 класс.

Внеурочное занятие по математике для  1 класса разработано в соответствии с требованиями ФГОС и соответствует возрастным особенностям обучающихся.   Материал представлени в виде конспек...