Информатика в играх и задачах 2 класс "Школа 2100"
календарно-тематическое планирование по математике (2 класс) на тему

Дорощенко Екатерина Леонидовна

Факультатив 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_v_igrakh_i_zadachakh_2_klass_2100.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Сигаевская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании

школьного методического объединения

Протокол №

«     »                                  2014 г.

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол №

«     »                                  2014 г.

Утверждено руководителем ОУ

                   Л.П.Шеронова

Приказ №               от ___________________2014 г.

Рабочая программа по  факультативному курсу «Информатика в играх и задачах»

2 класс

Составитель:

Дорощенко Екатерина  Леонидовна

Учитель начальных классов

Сигаево,

2014  г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе авторской программы А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах» Образовательная система «Школа 2100» (Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011).

Общая характеристика учебного предмета

Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.

Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики  для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников.

Логико-алгоритмический компонент курса в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Логико-алгоритмический компонент относится к предметной области «Математика и информатика» и предназначен для изучения в часы, определяемые участниками образовательного процесса (региональный или школьный компонент), или на уроках математики.

Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.

Задачи изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:

1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:

  • применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций “если ... то”, “и”, “или”, “не” и их комбинаций (“если ... и ..., то...”);
  • алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  • системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу “из чего состоит и что делает (можно с ним делать)”.

2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией (“начинают и выигрывают”) и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний.

3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Основная задача курса — развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Говоря об общеобразовательных целях курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.

Учебно-методический материал по курсу для начальной шкоды (“Информатика в играх и задачах”, авторский коллектив: А. В. Горячев (руководитель) и др., издательство «Баласс») состоит из трех комплектов. В состав каждого комплекта входят 2 учебные тетради для учеников, методическое пособие для учителя и 8 контрольных работ (по 2 варианта на четверть).

В курсе выделяются следующие разделы:

  • описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
  • описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
  • описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
  • применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу, т.е. изучение материала происходит “по спирали” — ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки.

Преподавание предмета ведется по безотметочной системе. Занятия проходят один раз в неделю. По учебному плану рабочая программа во 2 классе предусматривает организацию процесса обучения в объеме 1 час в неделю (всего 34 часа).

Программой предусмотрено проведение четырех контрольных работ (один раз в конце четверти).

Дидактической основой организации учебного процесса в программе является дидактическая система деятельностного  метода обучения, включающая в себя: проблемно-  диалогическую, здоровье сберегающую, игровую технологии, технологию оценивания достижений.

Формы: урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач; образовательное путешествие; творческая мастерская; познавательная лаборатория; исследование; презентация; диагностика; проектирование; консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника; внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны).

Формы, методы и отчасти содержание обучения информатике зависят от наличия или отсутствия компьютерного класса. Однако ведущие идеи курса могут быть донесены до учащихся и без использования компьютера. Во всяком случае, в младшей школе его использование не обязательно. При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обучения, индивидуально-групповые формы организации обучения, занятия по обобщению и систематизации знаний. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметными результатами изучения курса «Информатика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные УУД:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметными результатами изучения курса «Информатика» во 2-м классе являются формирование следующих умений.

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
  • разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
  • приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
  • точно выполнять действия под диктовку учителя;
  • находить лишний предмет в группе однородных; 
  • находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т. д.);
  • разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
  • называть последовательность простых знакомых действий;
  • находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
  • отличать заведомо ложные фразы;
  • называть противоположные по смыслу слова;
  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Отличительные признаки и составные части предметов

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.

План действий и его описание

Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.

Множества

Высказывания и множества. Вложенные множества. Сравнение множеств. Пересечение множеств.

Логические рассуждения

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Построение отрицания высказываний.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п в году

№ урока в теме

Наименование разделов и тем уроков

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Раздел 1. Отличительные признаки и составные части предметов (8 часов)

1

1

Признаки предметов

Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам

2

2

Способы задания множеств

Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков.

3

3

Описания предметов

Описывать предметы через их признаки, составные части, действия.

4

4

Состав предметов

Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из  одной группы предметам из другой группы.

5

5

Симметрия

Находить объединение и пересечение наборов предметов

6

6

Координатная сетка

Находить оси симметрии некоторых фигур

7

7

Контрольная работа

Находить предмет на координатной сетке; описывать локализацию предметов на координатной сетке

8

8

Разбор контрольной работы

Контрольная работа

Раздел 2. План действий и его описание (8 часов)

9

1

Действия предметов

Определять результат действия, определять действие, которое привело к данному результату.

10

2

Обратные действия

Определять действие, обратное заданному.

11

3

Последовательность событий

Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках.

12

4

Алгоритм

Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках.

13

5

Ветвление

Составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму.

14

6

Контрольная работа

Составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму.

15

7

Разбор контрольной работы

Составлять алгоритмы с ветвлениями.

16

8

Повторение

Контрольная работа

Раздел 3. Множества (10 часов)

17

1

Множества. Элементы множества

Определять принадлежность элемента множеству. Отличать понятия множество и элементы множества

18

2

Способы задания множеств

Отличать понятия множество и элементы множества. Использовать различные способы

19

3

Сравнение    множеств.    Равенство    множеств. Сравнение множеств по числу элементов

задания множеств: перечислять и задавать общие свойства его элементов.

Сравнивать множества по числу элементов в них. Определять равные множества

20

4

Отображение множеств

Ставить в соответствие элементам одного множества элементы другого множества, отображать множества

21

5

Кодирование

Отличать понятия кодирование и декодирование. Ставить в соответствие предметам или действиям другие предметы или действия.

22

6

Вложенность (включение) множеств

Отличать понятия множество и подмножество. Находить равные множества, как частный случай включения.

23-24

7-8

Пересечение множеств

Определять элементы, принадлежащие пересечению и объединению множеств. Осуществлять классификацию по двум и более свойствам.

25

9

Контрольная работа

Контрольная работа

26

10

Разбор контрольной работы

Сравнивать множества по числу элементов в них. Определять равные множества

Раздел 4. Логические рассуждения (8 часов)

27

1

Высказывание. Понятия «истина» и «ложь»

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

28

2

Отрицание.

Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные.

29

3

Высказывания со связками «И» и «ИЛИ»

Строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ».

30

4

Графы, деревья

Отображать предложенную ситуацию с помощью графов.

31

5

Комбинаторика

Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов. Находить выигрышную стратегию в некоторых играх

32

6

Контрольная работа

Контрольная работа

33

7

Разбор контрольной работы.

Отображать предложенную ситуацию с помощью графов.

34

8

Повторение.

Находить предмет на координатной сетке; описывать локализацию предметов на координатной сетке

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

  1. А. В. Горячев и др. Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. 2 кл. В 2 частях. М.: «Баласс», 2011 г.
  2.  Информатика в играх и задачах. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2012, 240с.
  3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. URL: http://school-collection.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях.

Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях....

Уроки с презентациями по информатике. Горячев "Информатика в играх и задачах", 3 класс

Уроки в 3 классе, по теме: " Множество. Элементы множества. Графы"...

Уроки с презентациями по информатике. Горячев "Информатика в играх и задачах", 3 класс

Уроки в 3 классе, по теме: " Множество. Элементы множества. Графы"...

компьютерный тест по информатике, тема «Аналогия» (А.В. Горячев «информатика в играх и задачах», 3 класс)

тест по информатике, тема «Аналогия» (А.В. Горячев «информатика в играх и задачах», 3 класс), выполненный в программе PowerPoint  по шаблону Д. Иванова и памятка по его использованию...

компьютерный тест по информатике за вторую четверть (А.В. Горячев «информатика в играх и задачах», 3 класс)

Предлагаю вашему вниманию тест по информатике за вторую четверть  (А.В. Горячев «информатика в играх и задачах», 3 класс), выполненный в программе PowerPoint  по шаблону Д. Иванова и памятку...

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" А.В. Горячев. 1 класс. "Школа 2100"

Как правило, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) ассоциируются с передним краем научно-технического прогресса, с высококвалифицированной творческой деятельностью, с современными професс...