Рабочая программа по математике (факультатив)
материал по математике на тему

Лебедько Галина Петровна

Рабочая программа по математике для 3 класа (факультатив)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_fakultativ.docx51.89 КБ

Предварительный просмотр:

 


        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

Рабочая программа по факультативному курсу «математика» для  3 класса разработана на основе:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7);
  • Концепция модернизации Российского образования;
  • Концепция содержания непрерывного образования;
  • Положение о рабочей программе;
  • Положение о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося.

Данный вариант рабочей программы разработан для факультативного курса « математика» в 3 классе

Программа позволяет учащимся начальных классов ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций, общему интеллектуальному развитию, умению самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию, вводит в мир элементарной математики, расширяет и углубляет математические знания, позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника  в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывает положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

Программа направлена  на развитие у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, созданию условий для развития ребенка, развитию мотивации к познанию и творчеству, обеспечению эмоционального благополучия ребенка, профилактике ассоциативного поведения, интеллектуального и духовного развития личности ребенка, укреплению психического здоровья. Она способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, математической речи, внимания, умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

             Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.

             Программа отражает:

  • принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность);
  • дифференцированное обучение;
  • владение методами контроля.

             Умственная  задача:  составить  фигуру,  видоизменить,  найти  путь  решения,  отгадать  число  -  реализуется  средствами  игры,  в  игровых  действиях.  Развитие  смекалки,  находчивости,  инициативы  осуществляется  в  активной   умственной   деятельности,  основанной  на  непосредственном  интересе.

           Занимательность  математическому  материалу  придают  игровые  элементы,  содержащиеся  в  каждой  задаче,  логическом  упражнении,  развлечении,  будь  то  ребус  или  самая  элементарная  головоломка.  

Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.

Основная цель программы: создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.

Исходя из общей цели, стоящей перед обучением, решаются следующие задачи:

  • формирование мотивации к изучению математики, углубление и расширение математических знаний и способностей в соответствии с возрастными особенностями; 
  • формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок;
  • обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения;
  • расширение,  углубление знаний учащихся и формирование математической компетенции;
  • развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
  • развитие логического мышления и пространственных представлений;
  • формирование начальных элементов конструкторского мышления;
  • воспитание интереса к предмету через занимательные задания;
  • формирование усидчивости и терпения;
  • создание прочной основы для дальнейшего обучения математике;
  • формирование и развитие различных видов памяти, воображения, общеучебных умений и навыков;
  • выявление и поддержка математически одаренных и талантливых детей.

Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Место курса в учебном плане соответствует утвержденному учебному плану образовательного учреждения. На изучение факультативного курса « математика»  во 3 классе выделяется 34 часа   (1 ч в неделю)

Распределение учебного времени прохождения программного материала по факультативному курсу « математика».  

№ п/п

Разделы и темы

3 класс

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

Числа и операции над ними

5

Занимательные задачи

6

Учимся отгадывать ребусы

-

Оформляем школьную математическую газету

1

Олимпиады, конкурсы

3

Наглядная геометрия

3

Жизнь замечательных людей

-

Симметрия фигур.

2

Площадь и объем фигур

4

Арифметические фокусы, игры, головоломки

3

Проектная деятельность

2

Подведение итогов

4

Итого:

34

При организации образовательного процесса  используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением,  комбинированные уроки. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков-игр. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение  в сотрудничестве, исследовательская деятельность.

Предлагаемый курс строится с учетом дидактических принципов, таких как:

  • доступность:  содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся;
  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка;
  • актуальность: создание условий для повышения мотивации к обучению математики,  стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся;
  • научность: математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения;
  • системность: курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач);
  • практическая направленность: содержание занятий факультатива направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и в других математических играх и конкурсах;
  • мотивация: развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике;
  • реалистичность:  усвоение основного содержания программы возможно за 34 занятия.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность;
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы.

     

Содержание курса

3 класс (34 ч.)

Вводное занятие «Математика – царица наук» (1ч.). Знакомство с целями, задачами и содержанием факультативного курса «Занимательная математика» в третьем классе.

      Числа и операции над ними (5ч.).  Знакомство с классом миллионов. Числа-великаны. Коллективный счёт. Упражнения с многозначными числами. Работа с таблицей разрядов. Игра «Знай свой разряд». Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах». Познавательная игра «Семь вёрст…».

Арифметические фокусы, игры, головоломки (3ч.). Головоломки с палочками одинаковой длины, магические квадраты, арифметические ребусы.

Олимпиады, конкурсы (3ч.). Участие в школьной олимпиаде в период декады по математике, в районной олимпиаде, в международном конкурсе «Кенгуру».

Наглядная геометрия (3ч.). Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию». Упражнения в построении чертежей на нелинованной бумаге. Игра «Удивительный квадрат». Преобразование фигур на плоскости.

Симметрия фигур (2ч.). Знакомство с симметрическими фигурами, построение симметричных фигур. Соединение и пересечение фигур.

Площадь и объем фигур (4ч.). Знакомство с площадью и объемом фигур. Вычисление площади фигур. Объём фигур. Конструирование предметов из геометрических фигур.

Занимательные задачи (6ч.). Задачи-смекалки, логические задачи, задачи на противоречия. Анализ проблемных ситуаций в многоходовых задачах. Логические игры «Молодцы и хитрецы». Компьютерные математические игры. Решение задач международной игры «Кенгуру». Решение нестандартных задач. Составление схем, диаграмм.

Проектная деятельность (2ч.). Выполнение проектов: «Великие математики», «Зрительный образ квадрата». Оформление презентации.

Оформляем школьную математическую газету (1ч.). Выпуск школьной математической газеты «Пифагор»: подбор материала, оформление.

Подводим итоги (4ч.). Математический КВН, круглый стол «Подведем итоги». Конкурс эрудитов. Конкурс знатоков (отборочный тур,  итоговый тур). Сочинение «Место математики в моей жизни».

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса. 

Должны знать:

  • свойства арифметических действий;
  • способы сравнения и измерения площадей;
  • разрядный состав многозначных чисел в пределах миллиона;
  • названия геометрических фигур;
  • способы решения головоломок, шарад, ребусов.

Должны уметь:

  • устно выполнять вычислительные приемы;
  • использовать знания для решения заданий;
  • узнавать и изображать геометрические фигуры;
  • строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;
  • анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
  • осуществлять самостоятельный поиск решений.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Факультативные занятия  должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике, её ключевые понятия;
  • помочь овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности;
  • успешному выступлению на олимпиадах,  играх, конкурсах. 

Должны знать:

  • свойства арифметических действий;
  • разрядный состав многозначных чисел;
  • названия геометрических фигур;
  • старинные меры измерений;
  • алгоритм выполнения решения головоломок, шарад, ребусов;
  • алгоритм выполнения проектов;
  • дроби: чтение, запись, простейшие приёмы сложения и вычитания дробей;
  • древнерусский способ умножения.

Должны уметь:

  • устно выполнять вычислительные приемы;
  • анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
  • осуществлять самостоятельный поиск решений логических задач и задач повышенного уровня;
  • принимать участие в школьных, районных олимпиадах и международном конкурсе «Кенгуру»;
  • решать задачи разными способами, выбирая наиболее продуктивный способ решения;
  • оформлять презентацию;
  • преобразовывать геометрические фигуры на плоскости по заданной программе и составлять  свои подобные задания;
  • конструировать геометрические фигуры;
  • изображать на плоскости объемные фигуры;
  • составлять развертку и собирать по ней фигуру;
  • выполнять объёмные фигуры конуса, цилиндра, усеченного конуса по их развёртке;
  • пользоваться математической терминологией.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебник, учебное пособие

Дополнительная литература для учителя и учащихся.

  • Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград, «Учитель»,
  • Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.

  • Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы, Волгоград, «Учитель»,
  • Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике
  • Сухин И. Г. Занимательные материалы. Москва, «Вако», 2004
  • Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. Москва, «Грамотей»,
  • Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы, Москва, 2004.
  • Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. Москва «Панорама», 2012
  • «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
  • Лопатина А., Скребцова М. Добрая математика, как подружиться с математикой (для занятий с детьми младшего и среднего возраста).  Москва, « Амрита-Русь», 2012

Наглядный материал

  • макеты геометрических фигур

Оборудование, приборы

  • линейка
  • циркуль
  • таблица разрядов
  • макеты  геометрических фигур
  • палочки

Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников

Интернет ресурсы:


ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 Класс:2

Предмет:  факультативный курс «Занимательная математика»

Программа: рабочая программа по факультативному курсу «Занимательная математика» 2-4 классы

Учебник: нет

Количество часов: 34часа (1 час в неделю)

№п/п

Название темы

количество часов

контрольные работы

практические работы

сопутствующее повторение

сроки окончания работы над темой

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

Числа и операции над ними

8

Занимательные задачи

10

Учимся отгадывать ребусы

3

Оформляем школьную математическую газету

2

2

Олимпиады, конкурсы

3

3

Наглядная геометрия

3

Жизнь замечательных людей

2

Подведение итогов

2

итого:

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Класс: 3

Предмет:  факультативный курс «Математика»

Программа: рабочая программа по факультативному курсу  «математика» 3кл

Учебник: нет

Количество часов: 34 (1 час в неделю )

№п/п

Название темы

Кол-во

часов

практические работы

   дата

план

факт

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

Числа и операции над ними

5

Знакомство с классом миллионом. Числа великаны.

1

Упражнения с многозначными числами

2

Игра «гонка за лидером: меры в пословицах»

1

Познавательная игра «Семь вёрст»

1

Занимательные задачи

6

Задачи – смекалки, логические задачи. задачи на противоречия

1

Анализ проблемных ситуаций в многоходовых задачах. Логические игры.

1

Компьютерные математические игры

1

Решение нестандартных задач.

2

Составление схем , диаграмм.

1

1

Оформляем школьную математическую газету

1

5

Олимпиады, конкурсы

3

3

Участие в школьной олимпиаде в период декады по математике

6

Наглядная геометрия.

3

Геометрические упражнения «Путешествие в страну Геометрию»

1

Упражнения в построении чертежей на нелинованнойой бумаге.

1

Преобразование фигур на плоскости.

1

7

Симметрия фигур

2

Знакомство с симметрическими фигурами, построение симметричных фигур.

1

Соединение и пересечение фигур

1

8

Площадь и объем фигур

4

Знакомство с площадью и объёмом фигур

1

Вычисление площади фигур. Объём фигур

2

Конструирование предметов из геометрических фигур

1

9

Арифметические фокусы, игры, головоломки

3

10

Проектная деятельность

2

2

Проект «Великие математики»

1

Проект «Зрительный образ квадрата»

1

11

Подведение итогов

4

Математический КВН

1

Конкурс эрудитов

1

Конкурс знатоков

1

Сочинение на тему «Место математики в моей жизни»

1

       12

итого:

34

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Класс: 4

Предмет:  факультативный курс «Занимательная математика»

Программа: рабочая программа по факультативному курсу  «Занимательная математика» 2-4 классы 

Учебник: нет

Количество часов: 34ч. (1 час в неделю)

№п/п

Название темы

количество часов

контрольные работы

практические работы

сопутствующее повторение

сроки окончания работы над темой

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

Числа и операции над ними

6

Занимательные задачи

10

Оформляем школьную математическую газету

1

1

Олимпиады, конкурсы

3

3

Наглядная геометрия

5

Арифметические фокусы, игры, головоломки

2

Проектная деятельность

2

2

Подведение итогов

4

итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Занимательная математика" к рабочей программе по математике

Актуальность программы определена тем, что младший школьник должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащем...