Урок математики в 1 классе. Тема: Многоугольник.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Урок математики в 1 классе. Тема: Многоугольник. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs_moy_luchshiy_urok_kashitsyna_if.docx37.49 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (Региональный этап в ХМАО-Югре)

Учитель: Кашицына Ирина Феофановна, МБОУ «СОШ №5»

Класс: 1 «В»

Предмет: математика

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока: Многоугольник.

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с различными многоугольниками; повторения состава чисел 2–5; развития мышления; привития аккуратности.

Задачи:

Образовательные: учить различать и называть геометрические фигуры – треугольник, четырехугольник, пятиугольник, многоугольник; учить показывать углы, вершины и стороны многоугольников; закреплять вычислительный навык;

Развивающие: развивать математическую речь; развивать умение устанавливать закономерности; развивать внимание; развивать логическое мышление; развивать пространственное мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению математики; воспитывать самостоятельность; воспитывать аккуратность в ведении тетради; воспитывать желание преодолевать трудности.

Здоровьесберегающие: снятие общего утомления; снятие утомления глаз.

Планируемые результаты (предметные): различать виды многоугольников, воспроизводить последовательность натуральных чисел от 1 до 10.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии; владеть общим приёмом решения учебных задач.

Личностные: проявлять интерес к математике; осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке, взаимодействия с учителем и одноклассниками; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний.

Демонстрационный материал: числовые веера, презентация к уроку, домики, осенние листья, снежинка, три квадрата, ватман с изображением вазы из геометрических фигур.

Деятельность детей на уроке: фронтальные ответы на вопросы учителя, практическая работа, работа в паре, работа у доски, работа в рабочей тетради, анализ ошибок при выполнении заданий, физические упражнения, рефлексия.

Оборудование: тетрадь, цветные карандаши, проволока, презентация, медиа-проэктор.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.   Организационный этап. (2 мин.)

Цель:

мотивация  учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

– Ребята, сегодня у нас необычный урок, потому что к нам пришли гости, для того чтобы посмотреть как вы подросли.

- Может кто-то узнал свою воспитательницу, поднимите ручки, кто узнал. Поприветствуйте гостей своими  улыбками. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши улыбки, и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

Пожелаем друг другу успехов в учении.

Прозвенел для всех звонок

Начинаем мы урок.

Поудобнее садитесь,

Не шумите, не вертитесь.

Все внимательно считайте,

На вопросы отвечайте.

Вам условие понятно?

Это слышать мне приятно.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

Приветствуют гостей. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

- Да.

Р: Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Л: Принятие образца «хорошего ученика»; формирование интереса (мотивации) к учению.

II. Актуализация знаний и

фиксация индивидуального затруднения

в  пробном действии.(4 мин.)

Цель:

1) повторить

 изученный материал;

2) предъявить задания, близкие жизненному опыту детей.

- Отгадайте загадку.

Пришла без красок,
И без кисти,
И перекрасила все листья.

- Я приглашаю вас на осеннюю прогулку, где вы поможете мне собрать осенние листочки. В дороге вам понадобятся знания, приобретённые на уроках: умение вычислять устно.

1. Повторение состава  чисел 2-5. (домики) 

На доске осенние листья и одна снежинка.

- Ребята, откуда здесь взялась снежинка? Как вы думаете, почему она к нам прилетела?

Прямой и обратный счет в пределах 10.

- Сосчитайте от 3 до 7, от 6 до 2, от 5 до 9, от 8 до 3.

2. Повторение понятий «предшествующий», «последующий», «между», «следует за». (Работа с числовыми веерами.)

 - Назовите число предшествующее числу 5, 2.

- Назовите число, которое следует за числом 1, 3, 4.

- Назовите число, которое стоит между числами 1 и 3, 4 и 6.

- Назовите "соседей" числа 8, 4.

3. Подготовка к решению задач.

- Ответьте на вопрос.

(Слайд 2)

У нашей кошки пять котят,

В лукошке рядышком сидят.

А у соседской кошки – три!

Такие милые, смотри! Помогите сосчитать,

Сколько будет три и пять?

(Слайд 3)

- Семь гусей пустились в путь.

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте дети сами.

(Слайд 4)

-  На блюдце у Андрюши

Четыре жёлтых груши.

Есть мальчик захотел,

Одну он грушу съел.

Теперь считайте груши

На блюдце у Андрюши.

4.Логическое задание.

(Слайд 5)

Индюк тяжелее петуха, а петух тяжелее курицы. Какой из отрезков изображает массу петуха, а какой массу курицы.

- Осень.

- Потому что по календарю ещё осень, а в нашем городе уже наступила зима.

- Дети считают хором.

Дети показывают числа с помощью числового веера.

- 4, 1.

- 2, 4, 5.

- 2, 5.

- Дети отвечают: 7 и 9, 3 и 5.

Дети поднимают карточку с соответствующим числом.

- 8 котят.

- 5 гусей.

- 3 груши на блюдце у Андрюши.

- Красный – индюк, синий – курица, зелёный – петух.

П: Воспроизводят знания прямого и обратного счета; умения уменьшать и увеличивать число на несколько единиц; повторение понятий «предшествующий», «последующий», «между», «следует за»; построение логической цепи рассуждений.

Р: Контроль, прогнозирование перед выполнением действий, волевая саморегуляция.

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками.

III. Выявление места и причины затруднения, постановка учебной задачи. (5 мин.)

 Цель:

построить

план действий

и зафиксировать его во внешней речи

Работа в парах. (Повторение правил работы в паре).

- Ребята, посмотрите внимательно, что у меня в руках.

- Ребята, давайте построим ломаную линию, с  помощью проволоки. Давайте переломим наш отрезок?

- Получилось ли у вас?

- Что представляют собой звенья ломаной линии?

- Что представляют собой вершины ломаной линии?

- Ребята у ломаной линии есть секрет. Соедините начало и конец ломаной линии?

- Что получилось? Каким способом мы её получили?

- Как можно назвать эту геометрическую фигуру?

- Ребята, как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся на уроке?

- Верно, ребята, сегодня мы познакомимся с новым понятием многоугольник и виды многоугольников.

- Проволока, отрезок... 

Дети строят ломаную линию.

Мнения разделились, у кого-то да, у кого-то нет.

- Звенья- части, маленькие отрезки...

- Точки, углы…

- Замкнутая ломаная линия или геометрическая фигура. Способом замыкания или смыкания.

- На уроке мы будем знакомиться с понятием многоугольник, который образуется способом замыкания  ломаной линии.

П: Постановка формулирования проблемы, формулирование познавательной цели умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Р: Целеполагание, планирование, прогнозирование.

К: Умение выражать свои мысли.

Физминутка. (1 мин.)

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

IV. Реализация построенного проекта. (4 мин.)

Цель: организовать  «открытие» детьми  способа.

(Слайд 6)

На слайде расположены геометрические фигуры.

– Рассмотрите фигуры и разделите их на группы по характерным особенностям.

– По какому признаку вы объединили фигуры в группы?

– Как бы вы назвали фигуры первой группы?

– Как бы вы назвали фигуры другой группы?

- К какой группе относятся квадрат и прямоугольник?

(Слайд 7)

– Как ещё можно назвать замкнутые ломаные линии?

- Ребята, треугольники, четырёхугольники, пятиугольники, и шестиугольники – это многоугольники или геометрические фигуры.

В результате на доске появляются 2 большие группы: треугольники           четырёхугольники.

- Замкнутые ломаные линии и незамкнутые ломаные линии.

- Замкнутые ломаные линии.

- Незамкнутые ломаные линии.

- Четырёхугольники.

- Многоугольники или геометрические фигуры..

П: Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований  и критериев для сравнения, классификации объектов; использование индуктивного умозаключения.

Р: Целеполагание, планирование, прогнозирование.

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

V. Первичное закрепление

с проговариванием во внешней речи. (5 мин.)

Цель: зафиксировать

во внешней

речи

понятие многоугольник.

(Слайд 8)

Сказка про треугольник и квадрат.

Жили-были два брата: Треугольник с Квадратом. Старший квадратный, добродушный, приятный. Младший- треугольник, вечно недовольный. Стал спрашивать Квадрат: «Почему ты злишься брат?». Тот кричит ему: смотри, ты полней меня и шире, у меня углов лишь три, у тебя же их четыре.  Но Квадрат ответил: Брат, я же старше, я – Квадрат. И сказал еще нежней: «неизвестно кто важней!».

 (Слайд 9)

 Но настала ночь и к брату, натыкаясь на столы, младший лезет воровато, срезать старшему углы.

(Слайд 10)

Уходя, сказал: «приятных я тебе желаю снов! Спать ложился ты квадратным, а проснешься без углов!»

- Ребята, как вы думаете, как треугольник мог отрезать углы своему брату? Нарисуйте.

- Меньше или больше углов  могло получиться?

(Слайд 11)

- Но наутро младший брат страшной мести был не рад. Поглядел он, нет квадрата, онемел, стоял без слов…. Вот так месть! Теперь у брата восемь новеньких углов!

- Сколько сторон у фигуры?

- Сколько углов?

- Сколько вершин?

 - Какой вывод мы можем сделать?

- Как называют такую фигуру?

(Слайд 12, 13)

- Сосчитай стороны и вершины многоугольника. - Как называются такие фигуры?

- Как назвать эти фигуры одним словом? Почему?

Дети слушают сказку.

Трое детей работают у доски. На прикреплённых квадратах дети рисуют свои предположения.

- Углов получится больше.

- 8.

- 8.

- 8.

- Многоугольник имеет одинаковое количество углов, сторон и вершин.

- Многоугольник, восьмиугольник.

- 5, 4. Пятиугольники, четырёхугольники.

- Многоугольники. Потому что четырёхугольники и пятиугольники – это многоугольники или геометрические фигуры.

П: Закрепление, анализ, синтез; умение группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

К: Участвовать в диалоге на уроке;

отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

слушать и понимать речь других.

Физминутка для коррекции зрения.(1 мин.)

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Выполняют физминутку.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4 мин.)

Цель:

1) тренировать способность

к самоконтролю

и самооценке.

(Слайд 14)

Работа по тетради. С. 20

Самостоятельная работа учащихся.

Нарисуйте столько геометрических фигур, сколько указано цифрой.

Проверка по эталону.

Ученики выполняют задание 2 (с. 20 тетради).

Один учащийся выполняет работу на интерактивной доске.

П: Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Р: Контроль, коррекция, оценка.

VII. Включение

в систему знаний

 и повторение (5 мин).

Цель:

1) включить новый способ действий

в систему знаний. 2) проверить умения  работать

действовать по алгоритму.

Работа в тетради с.20.

 – Как назвать все фигуры общим словом?

- Раскрась все пятиугольники синим цветом, а все треугольники красным.

Проверка по эталону.

Работа по учебнику с. 21(по сюжетной картинке)

- Рассмотрите рисунки слева и справа. Определите, какие схема и запись подходят к рисунку слева, а какие – к рисунку справа.

- Многоугольники, геометрические фигуры.

Дети работают в тетради.

Проверяют по эталону.

- К рисунку слева подходит запись 4 – 1, потому что на дереве сидело 4 божьих коровки, а одна улетела.

- К рисунку справа подходит запись 3 + 2, потому что, на цветке было 3 бабочки, к ним прилетели ещё 2.

П: выбор оснований  и критериев для сравнения, классификации объектов;

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

VIII. Рефлексия учебной деятельности

на уроке. (4 мин.)

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить собственную деятельность

на уроке;

3) зафиксировать неразрешенные затруднения,

если они есть,

как направления будущей учебной деятельности.

- Что узнали нового на уроке?

- Что особенно понравилось?

- Какие были трудности?

- Оцените, насколько вы поработали на уроке? Перед вами конвертик нарисуйте на нём зелёный многоугольник, если вам на уроке всё было понятно. Нарисуйте жёлтый многоугольник, если у вас возникло затруднение. Нарисуйте синий многоугольник, если вам было очень трудно. Обоснуйте оценку.

- Давайте составим букет из геометрических фигур, которые лежат в ваших конвертах.

1 ряд: возьмите отрезок и приклейте его к вазе на доске.

2 ряд: возьмите геометрическую фигуру без углов и приклейте её к отрезку в вазе.

3 ряд: возьмите многоугольник  и приклейте ваши листочки к нашему геометрическому букету.

- А пока дети составляют геометрический букет, наши гости составят такой же букет, только меньшего размера.

- Какой замечательный букет из геометрических фигур мы получили, глядя на ваш букет, можно сказать, что у вас очень хорошее настроение.

- Молодцы, ребята! Спасибо за работу!

Отвечают на вопросы. Рисуют и поднимают конвертики.

Составляют букет из геометрических фигур.

Р: Волевая саморегулятивация; оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 2 класс "Периметр многоугольника"

Урок разработан в соответствии с ФГОС, применялись современные образовательные технологии....

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Урок математики. 2 класс. Тема "Периметр многоугольника"

Урок математики. 2 класс. Тема "Периметр многоугольника"...

Технологическая карта урока математики 2 класс. Тема "Периметр многоугольника"

Технологическая карта урока математики 2 класс. Тема "Периметр многоугольника"...