Урок математики в 1-м классе
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Пастухова Вера Викторовна

Урок математики в 1-м классе  Тема: " Перестановка слагаемых." 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perestanovka_slagaemykh-moy_k.docx45.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1-м классе

Тема: " Перестановка слагаемых."

Вид  урока: урок  изучения нового материала

Целевые  установки:

Планируемые цели для учителя:

  • в ходе практической работы и наблюдений знакомить с переместительным  свойством сложения;
  • закреплять знания состава чисел;
  • создавать условия для обучения решению задач.

Планируемые метапредметные  результаты:

Личностные: 

  • проявлять интерес к математике;
  • осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;
  • проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке;
  • учиться  совместно с учителем  обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • планировать свои действия  ориентироваться в своей системе знаний связи с поставленной задачей;
  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самооценку учебных действий;

Познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний;
  • ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию;
  • отличать новое от уже известного;  добывать новые знания;

Коммуникативные:

  • выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения по результату  исследования;
  • слушать и понимать речь других;
  • уметь работать в паре, группе;
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Планируемые предметные результаты.

Обучающиеся:

  • усвоение математического смысла одного из свойств действий сложения - переместительного (коммуникативного) свойства сложения (от перестановки мест слагаемых значение суммы не изменяется).
  • сумеют применить полученные знания на практике;
  • выполнять вычисления с числами 1, 2, 3, 4;
  • в результате практических действий и наблюдений решать задачи изученных видов, анализировать действия при решении задач;
  • смогут сотрудничать при групповой работе в парах, задавать вопросы, учитывать мнение одноклассников, отстаивать свою точку зрения;
  • выполнять задание в Рабочей тетради.

Оборудование урока:

  • персональный компьютер, мультимедиа-проектор;
  • карточки для работы в группах, рабочие тетради.

Методы: практический, проблемный, частично-поисковый, словесный.

Время реализации занятия: 45 минут.

Ресурсы урока:

Для учителя:

  • Рабочая программа
  • Учебник для первого класса. Авторы: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова
  • Компьютер, экран, мультимедийный  проектор

Для учащихся:

  • Учебник « Математика», часть 2, с 14
  • Рабочая тетрадь, часть 2, с 8.
  • Карточки для  индивидуальной работы, геометрические фигуры для работы в группах.

Ход  урока:

Этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Примечание

Слайд

Время

I этап.

Органи-

зацион-

ный момент

Здравствуйте ребята! Садитесь!

Громко прозвенел звонок —

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Начнём  урок  с хорошего настроения, как у нашего солнышка!!

Учащиеся  настраиваются  на работу.

Слайд

II этап.

Проведение минутки чистописания

Оформление  тетрадей.

III этап.

Диагности-ка  знаний и умений.

Устный счёт в виде фронтального опроса

IV этап

Изучение нового материала

 

 

V этап

Физкультминутка

VI этап

Закрепление нового материала.

1) Работа по учебнику.

2) Решение примеров с комментированием.

3) Решение задачи

4) Самостоятельная работа.

(дифференцированный подход).

VII  этап

Итог урока

VIII этап.

Рефлексия.

Открыли тетради. И перед тем как вы начнёте писать, я хочу задать вам несколько вопросов.

Посмотрите  на  доску и ответьте  мне на несколько вопросов:

  • Какое сегодня  число?
  • Из каких цифр состоит число 23?
  • Что можете сказать какой по счету месяц январь?
  •   Какой по счёту зимний месяц?

Открыли  тетради  и выполнили грамотную и аккуратную запись.

 -А теперь проведём  минутку  чистописания. Для чего нам нужны минутки чистописания?

Пропишем цифры 2 и 3 до конца строчки

 

Продолжим работу.

Посмотрите  внимательно  на  ряд  чисел  и продолжите  его:

1 вариант выполняет верхнюю строчку задания , второй вариант записывают задание нижней строчки.

  • Давайте проверим, правильно ли Вы выполнили задание?
  • Ещё одно задание  по числовому ряду.  Я   буду задавать вам вопросы на  математическом  языке, а вы будьте внимательны!

     –Увеличьте 5 на 4.

     –Первое слагаемое 2, второе слагаемое 3.Чему равна сумма?

     –Найдите сумму чисел 4 и 2.

     –Я задумала число, к нему прибавила 3 и получила 6. Какое число я задумала?

Проверьте себя.

- Поднимите руку, кто выполнил задание правильно?

     – Молодцы! Ушки вас не подвели. А теперь пускай помогут вам ваши глазки.

- Снеговик приготовил  вам задание – надо решить цепочку из примеров.

- Игра «Кто лишний?» 

 Почему перелётные птицы улетают в тёплые края.

А для зимующих птиц что страшнее всего зимой - холод или голод?

Для этого мы с вами сделали кормушки и подкармливаем их.

Вот я вчера шла по аллее и увидела знакомых мне детей, которые наблюдали  за птицами на кормушке. Там сидели: синица и 3 снегиря. Я спросила ребят, сколько же там пернатых? Они ответили. А как вы решили?

-Тут ребята устроили спор. Девочки утверждали, что верное решение  1+3, а  мальчики утверждали, что надо  3+1. Кто же прав?

Давай те рассмотрим вариант, которые предложили девочки.

Ск-ко синичек ?

А ск-ко снегирей?

Сколько всего птиц?

Как называется число 1, при сложении?

- Число3?

Число 4?

 А теперь рассмотрим решение, которое предложили мальчики.  3+1

Сколько было снегирей?

Сколько синичек?

А сколько всего птиц было?

А теперь назовём компоненты в этом выражении.

Что такое 3?1?4?

Посмотрите внимательно на примеры.

- Что произошло со слагаемыми?

Изменилось ли значение суммы?

-А можно ли  в  математике-  переставлять  местами слагаемые?

-Для нас это вопрос. Мы ещё не знаем.

Ребята посмотрите ещё раз на  на слайд и скажите с примерами на сложение или на вычитание будем сегодня работать?

 Что же стало со слагаемыми в этих примерах?

Кто мне может назвать тему нашего урока?

Что же нам надо выяснить на уроке?

 - Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. А что такое исследование?

Где можно найти значение этого слова?

-Значение этого слова выяснили.

Тогда начнём.

Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь

-И вам надо доказать можно ли переставлять слагаемые

Работаем в группах.

-Каждая группа получает кружочки,  кв двух цветов

1гр  - 3красных и 4 зеленых, 2гр группа –  2синих и 6 желтых

-Все группы работают по плану:

1.Составьте два примера на сложение, используя все данные вам  фигуры.

  2. Сравните результаты.

    3. Сделайте  вывод.

-Договоритесь между собой, кто будет отвечать.

Итак, коллеги, приступаем к работе. Помните о взаимопомощи.

-К какому общему выводу мы пришли?

- А теперь вернемся в класс.

Учебник стр14.

Рассмотрим первый рисунок.

 Кто изображен на картине.

Сколько флажков в одной руке, сколько в другой?

 Как узнать, сколько всего флажков?

 Прочитайте пример.

Посмотрите на второй рисунок. Что произошло?

 Как узнать, сколько всего флажков?

 Прочитайте пример.

Сравните примеры, объясните, что в них похоже и чем они отличаются.
Прочитаем правило в учебнике и проверим, верный ли сделали вывод.

Чтение правила в учебнике.

Совпадают ли наши правила?

Так  кто же  был прав - девочки или мальчики, которые мне рассказывали  про птичек на кормушке

 Учебник стр.14 №1.

– Рассмотрите рисунок.

Что изображено?

 Сколько красных точек на первой фишке домино?

Сколько синих?

Назовите пример.

– Как получили второй пример?

– Сколько всего точек на первой фишке? Как изменится сумма, если фишку перевернуть? 

– Объясните, как получили остальные примеры. Докажите, что ответы этих примеров будут одинаковые.

Предлагаю выполнить задание, которое записано на доске:

Найди и соедини пару.

4+5          6+2

4+3          5+4

2+6          3+4

         

 28+15     15+28

Можем ли мы решить последние два примера?

Почему?

А соединить их можем?

Почему?

По какому правилу можем соединить пару?

Решим задачу. Прочитайте.

Юля прочитай вслух.

- О ком говориться в задаче.

Что было в корзине у Маши?

Какие были яблоки?

Сколько было красных яблок?

А сколько зелёных?

Прочитайте вопрос задачи.

-Сможем мы на него ответить? -Как ?

-Запишите решение

-Ответили на поставленный вопрос.

    – Запишите ответ.

    – Молодцы !

 - А  я решила эту задачу другим способом. Кто догадался,  как еще можно решить эту задачу?

запишите в тетрадь.

Изменилось ли значение суммы при перестановки слагаемых?

 -Откройте рабочие тетради на стр.8.№3. Запиши   такое число, чтобы получилось верное равенство.

1столбик выполняет:

Артём, Даша;

Настя М, Настя М.;

Яна;

2 столбик:

Софья, Дима;

Тарас, Карина;

Юля, Денис.

  Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте:  

если пример решили правильно, то ставим +, если нет -

 А теперь давайте подведём итоги:

-Какая тема нашего урока?

Какую цель мы ставили в начале урока?

Смогли мы доказать, что от перестановки слагаемых, сумма не меняется.

И теперь я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке.

Поднимите:

красный кружок, кому было на уроке легко и всё понятно.

жёлтый – если что-то не понял на уроке, и надо поработать дополнительно.

зелёный -   кому было трудно на уроке, и надо подойти к учителю за помощью.

-Урок окончен. Спасибо за работу!

из цифры 2 и 3.

Первый

Второй

Далее самостоятельно выполняют запись в тетради.

Дети пишут и проверяют  записи

 

9

5

6

3

Все звери, а лишняя -птица

Зимующие, а лишняя  птица, которая улетает в тёплые края

Варианты ответов.

1

3

4

1слагаемое

2слагаемое

Значение суммы

3

1

4

1слаг.,2слаг, значение суммы

Они поменялись местами

Нет

Ответы детей: да, нет.

На сложения

-Перестановка слагаемых

-Можно ли переставлять местами слагаемые

В словаре Ожегова

У нас получились примеры….  

Мы заметили, что от перестановки слагаемых сумма….

Наш вывод:

От перестановки слагаемых сумма не изменяется

Один ученик читает

Да

Девочки и мальчики

Фишки домино и примеры

3

2

3+2=5

Перевернули фишку

Сумма не изменится

-Нет. Мы не решали такие примеры.

-Да

-О перестановки слагаемых результат сложения не изменяется

О Маше?

Яблоки

Красные и зелёные

Сложением

Так как спрашивается, сколько всего яблок  в корзине.

4+3=7

Да

Ответ: 7(я).

3+4=7

Нет

Здесь прослеживается  связь с другими предметами (русский язык)

Проведение  минутки чистописания мотивирует  учащихся на  аккуратное  ведение  записей в тетради,  приучает к определённому порядку и настраивает на работу, кроме того, можно  по ходу повторить знания из натурального ряда чисел.

Самопроверка.

Ученики проговаривают пример и называют ответ

Здесь прослеживается  связь с другими предметами (окружающий мир)

Дети  высказывают своё мнение.

Хорошо читающий ученик находит по словарю и читает значение слова- исследовать

Дети работают в группах. Один ученик отчитывается  о работе группы по плану.

Выполняют задание с объяснением  у доски

Задачу  записывают в тетрадь.

Решают самостоятельно примеры в рабочих тетрадях

Выполняют взаимопроверку

Дети дают самооценку своей работе.

Слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

на слайде

1+3

3+1

на слайде синицы 1, затем 3 снегиря.

компоненты на слайде появляются

слайд

слайд

Слайд  с планом действий

Слайд с планом действий

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики во 2-ом классе ( математика, литература)

                            Урок математики. 2-ой класс. Учитель: Игошина Л.М. ГОУ СОШ № 1108Тема урока: "Сложение и в...

Урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"

Урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)" Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”,  понятиях “ос...

Урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"

Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”,  понятиях “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. ...

Урок математики в 1, 3 классе- комплекте. Тема урока в 1 классе:«Закрепление знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10» Тема урока в 3 классе: "Приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление"

На уроке ребята отправились в новогоднее путешествие, где познакомились с Дедами Морозами разных стран и узнали, как празднуют Новый год в других частях планеты. За время путешествия закрепили на...

Конспект урока математики в 1 "А" классе. Урок – путешествие "Сложение и вычитание в пределах 10. Решение задач". Учитель начальных классов Гуагова З.Р.

Конспект урока математики в 1 классеУрок – путешествие по математике в 1 классеКласс: 1 «А»Учитель: Гуагова З.Р.Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Форма: урок – путеш...

Открытый урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"

Открытый урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"...

Методическая разработка урока математики для 3- А класса по теме: « Профориентация учащихся. Математика в нашей жизни. ( Путешествие в торговый центр.)»

В данной методической разработке рассмотрены современные подходы к проведению урока математике. Урок направлен на закрепление изученного материала по теме «Единицы (меры) стоимости»,...