Тема: Деление с остатком
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Оюн Нина Донгаковна

Цель: закреплять прием деления с остатком, вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenie_s_ostatkom.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                    Оюн  Н. Д.

Тема:    Деление с остатком

Цель: закреплять прием деления с остатком, вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление с остатком и оформлять запись в столбик; моделировать прием деления с остатком с помощью схематических рисунков; читать, равенства, используя математическую терминологию; решать задачи изученных видов; анализировать, и делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Математический диктант

(Учитель читает высказывание. Если учащиеся согласны, они ставят знак +, если нет - знак —.)

1.  Чтобы разделить число 78 на 6, его нужно разложить на удобные слагаемые 60 и 18. (+)

2. 25 в 3 раза меньше, чем 75. (+)

3. Частное чисел 85 и 17 равно 5. (+)

4.48 больше 24 на 2. (-)

5.  Если произведение 96, а первый множитель 16, то второй множитель 6. (+)

6.  14 • 4 = 52. (-)

7. 82 : 2 = 41. (+)

8. Делитель 26, частное 2. Делимое 13. (—)

9.  Если 18 увеличить в 3 раза, получится 54. (+)

10. Если 96 уменьшить в 8 раз, получится 12. (+)

2.  Работа над задачами.  Решите задачи.

•   В классе 28 учеников. Одна восьмая класса занимается спортом. Сколько учеников занимается спортом?

•  Летние каникулы длятся одну четвертую года. Сколько месяцев длятся летние каникулы?

•   Возраст дочери 6 лет, что составляет одну пятую возраста мамы. Сколько лет маме?

3. Геометрический материал

-  На какие группы можно разделить углы? (Прямые — 1,2,3; острые — 2, 5, 6; тупые - 7, 8.)

III, Самоопределение к деятельности

Разделите числа на 2.

2.3,4,5,6,7,8,9.

(Учитель записывает примеры на доске, учащиеся — в тетради.)

2 : 2 = 1                                          6 : 2 = 3

3 : 2 = 1 (ост. 1)                              7 : 2 = 3 (ост. 1)

4 : 2 = 2                                           8 : 2 = 4

5 : 2 = 2(ост. 1)                                9 : 2 = 4 (ост. 1)

- Что вы заметили? (Либо числа делятся на 2 без остатка, либов остатке получается 1.)

- Разделите на 3 следующие числа.

21,22,23,24,25,26,27,28,29.

21 : 3 = 7                                        26 : 3 = 8 (ост. 2)

22 : 3 = 7 (ост.1)                             27 : 3 = 9

23 : 3 = 7 (ост. 2)

24 : 3 = 8                                        28 : 3 = 9 (ост. 1)

25 : 3 = 8 (ост. 1)                           29 : 3 = 9 (ост. 2)

-  Что вы заметили? (При делении на 3 в остатке получается 1 или 2.)

-  О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О том, как связаны между собой делитель и остаток.)

IV.  Работа по теме урока

Работа по учебнику

№1(с.27).

- Прочитайте примеры под цифрой 1. Объясните, что обозначает рисунок.

-  Выполните деление.

- Понаблюдайте, какие получились остатки.

- Как вы думаете, почему при делении на 2 в остатке может получиться только 0 или 1? (В ином случае деление можно выполнить еще раз.)

- Выполните задание 2.

-  Понаблюдайте, какие получились остатки.

—  Может ли при делении на 3 получиться остаток больше 2?

- Почему? (Остаток должен быть меньше делителя.)

—  Проверьте свои предположения. Прочитайте правило в рамке

V. Физкультминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись.

Поклонись и улыбнись.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№3(с.27).Прочитайте задачу. Выполним краткую запись.

Задача- 10 мин.

Уравнения — ?, по 5 мин.    25 мин.

—  Назовите все затраченное время.

—  Как узнать, сколько времени осталось на решение уравнения?

—  Как узнать, сколько уравнений решил ученик?

—  Запишите решение и ответ задачи.

(Один ученик работает у доски. Со слабоуспевающими детьми можно выполнить схематический чертеж.)

—  Что примем за целый отрезок? (25мин.)

—  Из каких частей он состоит? (Из времени, которое было затрачено на решение задачи и уравнений.)

—  Сколько времени ученик затратил на решение задачи? (10 мин.)

—  Сколько времени он затратил на решение уравнений? (Оставшуюся часть времени.)

—  Что еще известно в задаче? (На каждое уравнение ученик тратил 5мин.)

—  Что надо узнать? (Сколько раз по 5 содержится во второй части.)

1) 25-10=15 (мин.) уравнения

2) 15:5= 3 (урав.)

Ответ: 3 уравнения  решил.

№2 (с. 27). Прочитайте задачи.

- Как найти число, если известна доля от этого числа? (Умножить значение одной доли на количество долей.)

- Запишите решения и ответы задач самостоятельно. (Два ученика работают на откидной доске. Проверка.)

Всего парников-?

1/5- 12 парников

12•5=60 (пар.)

Ответ: всего 60 парников  в хозяйстве.

С 1 – по 8 кг.

60 пар. - ? кг.

По 8•60=480 (кг.) огурцов собрал фермер.

Ответ: 480 кг. огурцов собрали из 60 парников.

№4 (с. 27)

92:46=                24:8•7=             20+3•4=             28+64-14=

44:11=                36:6•8=             80-5:5=              75-32-20=

60:12=                42:7•3=             40-26:2=             16+76-36=

2. Выполнение задания в рабочей тетради

№83 (с. 32). ( Самостоятельное  выполнение.  Взаимопроверка.)

В 1 коробке карандашей

Количество коробок

Всего карандашей

По 6 к.

? и ? остаток

20 к.        

20:6=3 (ост.2)

Ответ: 3 коробки (остаток 2 )

№ 86 с.33

 х:15=3                у•5=80                96:х=4

х=15•3                 у=80:5                х=96:4

х=45                    у=16                    х=24

Проверка:           Проверка:           Проверка:

45:15=3               16•5=80              96:24=4

3=3                       80=80                 4=4

№ 84 с.32

Реши вычисления в столбик

27+38         46+15=             59+23=               73-14=             63-28=

   

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 27). Работа в парах. Проверка.)

-  Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

- Какой вычислительный прием мы закрепляли сегодня на уроке?

-  Что нового вы узнали?

- Почему остаток не может быть больше делителя?

- Кто хорошо понял тему и может объяснить ее товарищам?

Домашнее задание

Учебник: № 5 (с. 27). Рабочая тетрадь: № 88 (с. 34).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в третьем классе по теме «Деление чисел с остатком»

Урок разработан в соответствии с развивающей системой Л. В. Занкова....

Конспект урока по математике по теме: "Деление нацело и деление с остатком", 4 класс.

Урок составлен по УМК "Перспективная начальная школа". Автор учебника: А.Л.Чекин....

Конспект урока по теме "Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме: "Деление с остатком""

Конспект урока по математике в 4 классе по УМК "Перспективная начальная школа". Урок-закрепление темы с использованием карт самоконтроля...

«Использование психолого - педагогических технологий проектирования УУД в рамках урочной деятельности начальной школы» на примере темы"Деление числа с остатком" 3 класс по учебному комплекту математика УМК "Школа России"

Зачётная работа проект "Использование психолого-педагогических технологий проектирования УУД в рамках урочной деятельности" представлен уроком математики в 3 классе. Конспект урока  с использован...

Конспект урока математики в 3 классе на тему "Контрольная работа по теме "Деление с остатком""

Предмет: МатематикаКласс: 3Тема урока: Контрольная работа по теме «Деление с остатком»Цели урока: проверить усвоение приема деления с остатком и его проверку, умение решать задачи, находить долю числа...

УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ "ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ. ПРОВЕРКА ДЕЛЕНИЯ С ОСТАТКОМ".

Математика 3 класс. Тема: «Деление с остатком». Данное занятие может использоваться на разных ступенях обучения: при изучении, закреплении материала по теме.Для достижения поставленных цел...

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ"Деление с остатком. Приёмы нахождения частного и остатка".

             Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом, наблюдается логическое соответствие межд...