КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ"Деление с остатком. Приёмы нахождения частного и остатка".
план-конспект занятия по математике (3 класс) на тему

Дворникова Татьяна Тимофеевна

               Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики

в 3-б классе МБОУ «ПАРТИЗАНСКАЯ СОШ ИМЕНИ П.П. ПЕТРОВА».

 Учитель: Дворникова Т.Т.

Тема: Деление с остатком. Приёмы нахождения частного и остатка.

Тип урока:  изучение новых знаний и способов действий.

«Урок  путешествия в страну « Математики».

Цели деятельности учителя:

Создать условия для работы исследовательской лаборатории и закреплять умения:

-(выявление необходимости знаний таблицы умножения и деления),

-выполнения деления с остатком разными способами,

-решение текстовой задачи арифметическим способом,

-построение отрезка заданной длины,

- нахождение площади и периметра,

- перевод одних единиц длины в другие.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные (объём усвоения и уровень владения компетентностями):

-поймут необходимость знания таблицы умножения и деления в повседневной жизни;

-научатся выполнять деление с остатком разными способами;

- решать текстовую задачу арифметическим способом;

-строить отрезки заданной длины;

- переводить одни единицы в другие;

- находить площадь и периметр прямоугольника и квадрата.

- соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях.

результат деления с остатком;

Метапредметные -  (компоненты  культурно-компетентностного опыта приобретённая  компетентность)

-овладеют умения понимать учебную задачу урока;

- отвечать на вопросы учителя;

- обобщать собственные представления;

- слушать собеседника и вести диалог;

- оценить свои достижения на уроке;

- вступать в речевое общение;

- пользоваться учебником.

Личностные:

- понимать универсальность математических способов познания окружающего мира.

- мотивировать интерес к изучению предмета через практическую деятельность, развивать трудолюбие и целеустремленность;

-развивать умение адекватно относиться к осмыслению границ собственного знания и «незнания», развивать самооценку;

Технологии:

-технология деятельностного метода

-технология развития критического мышления

-технология проблемного обучения

- ИКТ

Оборудование:  экран -1, проектор -1, кроссворд, ребус-1, карточки с индивидуальными заданиями-22,   рисунки - много, музыкальные файлы.

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности. (Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изученного материала).

Перемена, перемена,

Можно бегать и играть,

Но нельзя и забывать,

Что когда звенит звонок,

Он зовёт всех на урок.

Нам опаздывать нельзя,

 Много дел у нас, друзья!

Приветствие гостей.

- Эпиграфом к нашему уроку я выбрала  строки —

 венгерского, швейцарского и американского математика:

Дьёрдь Пойа,  Джорджа  Полиа

Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому.

- Как вы понимаете эти слова? 

Всем удачи Вам, друзья,

В этот день желаю я.

С толком время провести,

Много знаний унести
.

- Я желаю вам удачи в открытии нового!

- Скажите, дети, к какому празднику мы готовимся?

- В эти дни я наблюдала, с каким огромным желанием вы тренируетесь ходить  в строю, с какой гордостью вы  примеряете пилотки. А давайте это сделаем и на нашем уроке путешествия в страну «Математики». (Одевают пилотки).

- А что же мы возьмём с собой в дорогу? (Хорошее настроение, дружбу, знания, уважение, умение сотрудничать, учебник).

- откроет наше путешествие решением кроссворда на привале «Устный счёт».

II.Актуализация знаний.

Устный счёт.

Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правил.

Кроссворд:

- Как называется геометрическая фигура. У которой все углы прямые, а стороны все равны?

- Когда мы сравниваем 2 числа,  на сколько одно больше другого, то, что надо сделать?

- В результате деления двух чисел, что получается?

- В результате сложения чисел что получается?

- Какой буквой, состоящей из трёх звуков обозначаем мы неизвестное число?

- Назвать ключевое слово. (квадрат, сумма, частное, неизвестно число  икс, математика).

- Перед вами весёлые  задания. Вам необходимо быстро решить их и найти ответы на доске.

1 группа:

Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40)

Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку?

 (54 : 9 = 6)

2 группа:

Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 = 36)

Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50)

3 группа:

-Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 2 таких тетради? (23 • 2 = 46)

-Продолжительность урока уменьшить в число дней недели без выходных. (40 : 5 = 8)

4 группа:

-У рыбы с усами3 зуба  умножить на число гномов у Белоснежки. 

(3 • 7 = 21)

-Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов. 

(50 : 10 = 5) 

5 группа

-Число попугаев в мультфильме умножить на порядковый номер самого короткого в году месяца.(33 • 2 = 66)

- Число дней в месяце с самым коротким названием увеличить на число выходных учебной недели. (31*2 =62) 

6 группа

- Количество сантиметров в 1 метре разделить на количество дециметров в одном метре? (100:100=1)

- Количество учеников в нашем классе увеличить на количество недель в одном  месяце? «22*4=88)

После весёлых примеров поиграем в математическое домино. 

- Переверните домино. Прочитайте что написано? При каком арифметическом действии мы применяем эту терминологию?

- Как найти делимое?

- Как найти делитель?

- Что получается в результате деления?

- А когда получается остаток при делении?

Как вы думаете,  какая тема нашего урока? (тема урока)

- При помощи чего мы выполняли деление с остатком на прошлом уроке?

(выставляли счётный материал, делали рисунки). 42 : 5

- А как вы думаете, этот приём удобен всегда?

Ребята мы оказались с вами на полосе препятствий

- Каким способом вы предлагаете  решить этот пример?

(обсуждение в группах)

 Какое самое большое число до 42 делится на 5?

А откуда вы знаете это число?

Какой получим ответ? Как убедиться  в правильности решения деления? (остаток меньше делителя)

Проверим: остаток меньше делителя?

III. Изучение нового материала

Например: 42: 5 (Делать рисунки для этих примеров трудно, да и очень долго.

Цель: научатся выполнять деление с остатком разными способами и использовать их при решении выражений и задач.

Дети пытаются разделить  пример путём подбора числа из таблицы умножения.

Надо составить такое правило, чтобы решать подобные примеры.

- Давайте попробуем составить такое правило. 
 

  • Построение проекта выхода из затруднения.  Решение  проблемной ситуации.  На стр.28, как выполнили деление?

Цель: организовать коммуникативное взаимодействии для выведения алгоритма деления с остатком.

Составление алгоритма:

Алгоритм деления с остатком.

  1. Находим наибольшее число до делимого, которое можно разделить на делитель без остатка.
  2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.
  3. Вычитаем из делимого  наибольшее число – это остаток.
  4. Проверяем, остаток должен быть < делителя.

  • Первичное закрепление.

Работа по учебнику. Стр. 28, №1  (3 примера  решают на доске, остальные сами). Кто поведёт работу? (№3 – дополнительно)

- Преодолели мы полосу препятствий? А теперь отдохнём.

 IV. Физкультминутка «Делай, как мы».

Закрепление знаний: Работа по уровням:

V. Закрепление изученного материала

(Практическая деятельность.)

Решение задач.

1. Стр. 28, №2.

- Как удобнее записать задачу кратко?

- заполнение таблицы и решение задачи.

Расход сахара на 1 стакан клюквы

Количество клюквы

Общий расход сахара

Брат

2 стакана

18 ст.

?

?

Сестра

6 ст.

?

(18+6)*2=48 (ст.)      18*2+6*2=48(ст.)

2.  стр. 28, №4(1,2)

15*6=90(мм)-9см

28:7=4(мм)

3. Самостоятельная работа. Найти площадь и периметр  фигур.

VI. Рефлексия деятельности.

Цель: оценить результаты учебной деятельности

1.Урок полезен, всё понятно. (зеленый кружок)

2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. (жёлтый кружок)

3.Ещё придётся потрудиться.
  Да, трудно всё-таки учиться!

IV. Домашнее задание. 

1 группа  - Придумать 6 примеров на деление с остатком

2 группа – Придумать 8 примеров на деление с остатком

1-2  группа  - стр. 28.№ 5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дьердь Пойа Джордж Полиа Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому. Путешествие в страну «Математика».

Слайд 2

Всем удачи Вам, друзья, В этот день желаю я. С толком время провести, Много знаний унести.

Слайд 3

Устный счёт: «Весёлые задачи»

Слайд 4

К В А Д Р А Т В Ы Ч Е С Т Ь С У М М А Ч А С Т Н О Е И К С М А Т Е М А Т И К А

Слайд 5

Тема урока: Деление с остатком. Приёмы деления с остатком.

Слайд 6

ЦЕЛИ Развивать умение выполнять деление с остатком. Строить отрезки и находить их длину. Решать простые и составные задачи.

Слайд 7

При делении с остатком, подбирается наибольшее до делимого число, которое делится на делитель.

Слайд 8

остаток всегда меньше делителя

Слайд 9

Алгоритм деления с остатком. Находим наибольшее число до делимого, которое можно разделить на делитель без остатка. Данное число делим на делитель. Это значение частного. Вычитаем из делимого наибольшее число – это остаток. Проверяем, остаток должен быть < делителя.

Слайд 10

1 уровень: выпишите и решите только те выражения, в которых деление выполняется с остатком. 15 : 6 = 2 (ост. 3) 23 : 3= 7(ост.2) 10 : 3 = 3 (ост. 1) 2 уровень: соедините выражение с результатами действий. 8 : 3 3(ост.3) 11 : 4 2 (ост.1) 9 : 4 2 (ост.2) 15 : 4 2 (ост. 3)

Слайд 11

Задачкино Расход сахара на 1 стакан клюквы Количество клюквы Общий расход сахара Брат 2 стакана 18 ст. ? ? Сестра 6 ст. ?

Слайд 12

6 (ост.1)

Слайд 13

1-ый способ (18+6 )*2=48 (ст.) 2-ой способ 18*2+6*2=48(ст .) Проверка

Слайд 14

стр. 28, №4(1,2) 15*6=90(мм)-9см 28:7=4(мм)

Слайд 15

42 кв.см 18 кв. см 72 кв. см 28кв.см Найти площадь фигур

Слайд 16

ЦЕЛИ Строить отрезки и находить их длину. Решать простые и составные задачи. Развивать умение выполнять деление с остатком.

Слайд 17

1.Урок полезен, всё понятно. (зеленый кружок) 2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. (жёлтый кружок) 3.Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться! ( красный кружок)

Слайд 18

Поставьте знаки «+» - да, «-» - нет. 1.Новая тема мне понятна. 2.Я хорошо понял(а) алгоритм. 3.Я знаю, как пользоваться алгоритмом. 4.Я сумею найти частное и остаток. 5.В самостоятельной работе у меня всё получилось. 6.Я понял (а) алгоритм деление с остатком, но в самостоятельной работе допустил ошибки. 7.Я доволен () своей работой на уроке. 8.На уроке я учился(ась)учиться.

Слайд 19

Домашнее задание 2 группа Придумать 10 примеров на деление с остатком 1 и 2 группа стр. 28, задача №5 1 группа Придумать 6 примеров на деление с остатком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме: «Деление на трехзначное число с остатком»

Конспект урока  математики по теме: «Деление на трехзначное  число с остатком» (II вид, 5 класс 2 отделение)...

Конспект урока математики по теме "Ознакомление с письменным приёмом вычитания двузначных чисел с переходом через десяток. Примеры вида 52 – 24".

Данный материал содержит конспект урока математики  по новой теме "Примеры вида 52-24" в форме деловой игры "Строители"....

Конспект урока математики по теме: «Деление суммы на число» 3 класс УМК «Школа России»

Конспект урока математики по теме: "Деление суммы на число" 3 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока математики по теме «Деление с остатком»

Конспект урока математики по теме «Деление с остатком». УМК «Школа России». 3 класс....

Конспект урока математики по теме «Деление с остатком».

Конспект урока математики по теме «Деление с остатком». УМК «Школа России». 3 класс....

Конспект урока математики по теме "Деление с остатком", 2 класс

Конспект урока математики по теме "Деление с остатком", 2 класс...

Конспект урока математики по теме "Деление с остатком"

Цель урока: обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком и научить применять полученные знания на практике.Планируемые результаты:Предметные: научатся:Использовать алгоритм деления с остатком...