Главные вкладки

    План-конспект занятия по математике (3 класс) на тему:
    КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ"Деление с остатком. Приёмы нахождения частного и остатка".

    Дворникова Татьяна Тимофеевна

                   Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок математики

    в 3-б классе МБОУ «ПАРТИЗАНСКАЯ СОШ ИМЕНИ П.П. ПЕТРОВА».

     Учитель: Дворникова Т.Т.

    Тема: Деление с остатком. Приёмы нахождения частного и остатка.

    Тип урока:  изучение новых знаний и способов действий.

    «Урок  путешествия в страну « Математики».

    Цели деятельности учителя:

    Создать условия для работы исследовательской лаборатории и закреплять умения:

    -(выявление необходимости знаний таблицы умножения и деления),

    -выполнения деления с остатком разными способами,

    -решение текстовой задачи арифметическим способом,

    -построение отрезка заданной длины,

    - нахождение площади и периметра,

    - перевод одних единиц длины в другие.

    Планируемые образовательные результаты.

    Предметные (объём усвоения и уровень владения компетентностями):

    -поймут необходимость знания таблицы умножения и деления в повседневной жизни;

    -научатся выполнять деление с остатком разными способами;

    - решать текстовую задачу арифметическим способом;

    -строить отрезки заданной длины;

    - переводить одни единицы в другие;

    - находить площадь и периметр прямоугольника и квадрата.

    - соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях.

    результат деления с остатком;

    Метапредметные -  (компоненты  культурно-компетентностного опыта приобретённая  компетентность)

    -овладеют умения понимать учебную задачу урока;

    - отвечать на вопросы учителя;

    - обобщать собственные представления;

    - слушать собеседника и вести диалог;

    - оценить свои достижения на уроке;

    - вступать в речевое общение;

    - пользоваться учебником.

    Личностные:

    - понимать универсальность математических способов познания окружающего мира.

    - мотивировать интерес к изучению предмета через практическую деятельность, развивать трудолюбие и целеустремленность;

    -развивать умение адекватно относиться к осмыслению границ собственного знания и «незнания», развивать самооценку;

    Технологии:

    -технология деятельностного метода

    -технология развития критического мышления

    -технология проблемного обучения

    - ИКТ

    Оборудование:  экран -1, проектор -1, кроссворд, ребус-1, карточки с индивидуальными заданиями-22,   рисунки - много, музыкальные файлы.

    Ход урока.

    1. Самоопределение к деятельности. (Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изученного материала).

    Перемена, перемена,

    Можно бегать и играть,

    Но нельзя и забывать,

    Что когда звенит звонок,

    Он зовёт всех на урок.

    Нам опаздывать нельзя,

     Много дел у нас, друзья!

    Приветствие гостей.

    - Эпиграфом к нашему уроку я выбрала  строки —

     венгерского, швейцарского и американского математика:

    Дьёрдь Пойа,  Джорджа  Полиа

    Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому.

    - Как вы понимаете эти слова? 

    Всем удачи Вам, друзья,

    В этот день желаю я.

    С толком время провести,

    Много знаний унести
    .

    - Я желаю вам удачи в открытии нового!

    - Скажите, дети, к какому празднику мы готовимся?

    - В эти дни я наблюдала, с каким огромным желанием вы тренируетесь ходить  в строю, с какой гордостью вы  примеряете пилотки. А давайте это сделаем и на нашем уроке путешествия в страну «Математики». (Одевают пилотки).

    - А что же мы возьмём с собой в дорогу? (Хорошее настроение, дружбу, знания, уважение, умение сотрудничать, учебник).

    - откроет наше путешествие решением кроссворда на привале «Устный счёт».

    II.Актуализация знаний.

    Устный счёт.

    Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правил.

    Кроссворд:

    - Как называется геометрическая фигура. У которой все углы прямые, а стороны все равны?

    - Когда мы сравниваем 2 числа,  на сколько одно больше другого, то, что надо сделать?

    - В результате деления двух чисел, что получается?

    - В результате сложения чисел что получается?

    - Какой буквой, состоящей из трёх звуков обозначаем мы неизвестное число?

    - Назвать ключевое слово. (квадрат, сумма, частное, неизвестно число  икс, математика).

    - Перед вами весёлые  задания. Вам необходимо быстро решить их и найти ответы на доске.

    1 группа:

    Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40)

    Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку?

     (54 : 9 = 6)

    2 группа:

    Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 = 36)

    Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50)

    3 группа:

    -Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 2 таких тетради? (23 • 2 = 46)

    -Продолжительность урока уменьшить в число дней недели без выходных. (40 : 5 = 8)

    4 группа:

    -У рыбы с усами3 зуба  умножить на число гномов у Белоснежки. 

    (3 • 7 = 21)

    -Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов. 

    (50 : 10 = 5) 

    5 группа

    -Число попугаев в мультфильме умножить на порядковый номер самого короткого в году месяца.(33 • 2 = 66)

    - Число дней в месяце с самым коротким названием увеличить на число выходных учебной недели. (31*2 =62) 

    6 группа

    - Количество сантиметров в 1 метре разделить на количество дециметров в одном метре? (100:100=1)

    - Количество учеников в нашем классе увеличить на количество недель в одном  месяце? «22*4=88)

    После весёлых примеров поиграем в математическое домино. 

    - Переверните домино. Прочитайте что написано? При каком арифметическом действии мы применяем эту терминологию?

    - Как найти делимое?

    - Как найти делитель?

    - Что получается в результате деления?

    - А когда получается остаток при делении?

    Как вы думаете,  какая тема нашего урока? (тема урока)

    - При помощи чего мы выполняли деление с остатком на прошлом уроке?

    (выставляли счётный материал, делали рисунки). 42 : 5

    - А как вы думаете, этот приём удобен всегда?

    Ребята мы оказались с вами на полосе препятствий

    - Каким способом вы предлагаете  решить этот пример?

    (обсуждение в группах)

     Какое самое большое число до 42 делится на 5?

    А откуда вы знаете это число?

    Какой получим ответ? Как убедиться  в правильности решения деления? (остаток меньше делителя)

    Проверим: остаток меньше делителя?

    III. Изучение нового материала

    Например: 42: 5 (Делать рисунки для этих примеров трудно, да и очень долго.

    Цель: научатся выполнять деление с остатком разными способами и использовать их при решении выражений и задач.

    Дети пытаются разделить  пример путём подбора числа из таблицы умножения.

    Надо составить такое правило, чтобы решать подобные примеры.

    - Давайте попробуем составить такое правило. 
     

    • Построение проекта выхода из затруднения.  Решение  проблемной ситуации.  На стр.28, как выполнили деление?

    Цель: организовать коммуникативное взаимодействии для выведения алгоритма деления с остатком.

    Составление алгоритма:

    Алгоритм деления с остатком.

    1. Находим наибольшее число до делимого, которое можно разделить на делитель без остатка.
    2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.
    3. Вычитаем из делимого  наибольшее число – это остаток.
    4. Проверяем, остаток должен быть < делителя.

    • Первичное закрепление.

    Работа по учебнику. Стр. 28, №1  (3 примера  решают на доске, остальные сами). Кто поведёт работу? (№3 – дополнительно)

    - Преодолели мы полосу препятствий? А теперь отдохнём.

     IV. Физкультминутка «Делай, как мы».

    Закрепление знаний: Работа по уровням:

    V. Закрепление изученного материала

    (Практическая деятельность.)

    Решение задач.

    1. Стр. 28, №2.

    - Как удобнее записать задачу кратко?

    - заполнение таблицы и решение задачи.

    Расход сахара на 1 стакан клюквы

    Количество клюквы

    Общий расход сахара

    Брат

    2 стакана

    18 ст.

    ?

    ?

    Сестра

    6 ст.

    ?

    (18+6)*2=48 (ст.)      18*2+6*2=48(ст.)

    2.  стр. 28, №4(1,2)

    15*6=90(мм)-9см

    28:7=4(мм)

    3. Самостоятельная работа. Найти площадь и периметр  фигур.

    VI. Рефлексия деятельности.

    Цель: оценить результаты учебной деятельности

    1.Урок полезен, всё понятно. (зеленый кружок)

    2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. (жёлтый кружок)

    3.Ещё придётся потрудиться.
      Да, трудно всё-таки учиться!

    IV. Домашнее задание. 

    1 группа  - Придумать 6 примеров на деление с остатком

    2 группа – Придумать 8 примеров на деление с остатком

    1-2  группа  - стр. 28.№ 5


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Дьердь Пойа Джордж Полиа Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому. Путешествие в страну «Математика».

    Слайд 2

    Всем удачи Вам, друзья, В этот день желаю я. С толком время провести, Много знаний унести.

    Слайд 3

    Устный счёт: «Весёлые задачи»

    Слайд 4

    К В А Д Р А Т В Ы Ч Е С Т Ь С У М М А Ч А С Т Н О Е И К С М А Т Е М А Т И К А

    Слайд 5

    Тема урока: Деление с остатком. Приёмы деления с остатком.

    Слайд 6

    ЦЕЛИ Развивать умение выполнять деление с остатком. Строить отрезки и находить их длину. Решать простые и составные задачи.

    Слайд 7

    При делении с остатком, подбирается наибольшее до делимого число, которое делится на делитель.

    Слайд 8

    остаток всегда меньше делителя

    Слайд 9

    Алгоритм деления с остатком. Находим наибольшее число до делимого, которое можно разделить на делитель без остатка. Данное число делим на делитель. Это значение частного. Вычитаем из делимого наибольшее число – это остаток. Проверяем, остаток должен быть < делителя.

    Слайд 10

    1 уровень: выпишите и решите только те выражения, в которых деление выполняется с остатком. 15 : 6 = 2 (ост. 3) 23 : 3= 7(ост.2) 10 : 3 = 3 (ост. 1) 2 уровень: соедините выражение с результатами действий. 8 : 3 3(ост.3) 11 : 4 2 (ост.1) 9 : 4 2 (ост.2) 15 : 4 2 (ост. 3)

    Слайд 11

    Задачкино Расход сахара на 1 стакан клюквы Количество клюквы Общий расход сахара Брат 2 стакана 18 ст. ? ? Сестра 6 ст. ?

    Слайд 12

    6 (ост.1)

    Слайд 13

    1-ый способ (18+6 )*2=48 (ст.) 2-ой способ 18*2+6*2=48(ст .) Проверка

    Слайд 14

    стр. 28, №4(1,2) 15*6=90(мм)-9см 28:7=4(мм)

    Слайд 15

    42 кв.см 18 кв. см 72 кв. см 28кв.см Найти площадь фигур

    Слайд 16

    ЦЕЛИ Строить отрезки и находить их длину. Решать простые и составные задачи. Развивать умение выполнять деление с остатком.

    Слайд 17

    1.Урок полезен, всё понятно. (зеленый кружок) 2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. (жёлтый кружок) 3.Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться! ( красный кружок)

    Слайд 18

    Поставьте знаки «+» - да, «-» - нет. 1.Новая тема мне понятна. 2.Я хорошо понял(а) алгоритм. 3.Я знаю, как пользоваться алгоритмом. 4.Я сумею найти частное и остаток. 5.В самостоятельной работе у меня всё получилось. 6.Я понял (а) алгоритм деление с остатком, но в самостоятельной работе допустил ошибки. 7.Я доволен () своей работой на уроке. 8.На уроке я учился(ась)учиться.

    Слайд 19

    Домашнее задание 2 группа Придумать 10 примеров на деление с остатком 1 и 2 группа стр. 28, задача №5 1 группа Придумать 6 примеров на деление с остатком


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку математики по теме " Деление с остатком" (закрепление), 3 класс

    Презентация помогает сделать урок.более ярким, наглядным. Работает " по щелчку"....

    Урок математики по теме "Деление с остатком"

    Представлена разработка урока с презентацией....

    Конспект урока математики по теме: «Деление на трехзначное число с остатком»

    Конспект урока  математики по теме: «Деление на трехзначное  число с остатком» (II вид, 5 класс 2 отделение)...

    Дидактический материал с разным видом помощи обучения на уроках математики по теме «Деление с остатком».

       В данной работе представлен дидактический материал в виде обучающих  карточек разного уровня сложности по теме  «Деление с остатком». Это создаёт возможность построения д...

    Конспект урока математики по теме "Ознакомление с письменным приёмом вычитания двузначных чисел с переходом через десяток. Примеры вида 52 – 24".

    Данный материал содержит конспект урока математики  по новой теме "Примеры вида 52-24" в форме деловой игры "Строители"....

    УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ "ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ. ПРОВЕРКА ДЕЛЕНИЯ С ОСТАТКОМ".

    Математика 3 класс. Тема: «Деление с остатком». Данное занятие может использоваться на разных ступенях обучения: при изучении, закреплении материала по теме.Для достижения поставленных цел...