Ознакомление с задачей в два действия. 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Зурбаева Соелма Сергеевна

математика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Ознакомление с задачей в два действия.

Учитель: Зурбаева Соелма Сергеевна

Педагогическая цель: развивать умения применять изученные приемы вычислений, решать задачи изученных видов, подготовить к решению составных задач, развития умения сравнивать именованные числа, навыков устного счёта.

Планируемые результаты (предметные):  учащиеся научатся выполнять вычисления в пределах чисел второго десятка с опорой на знание нумерации; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.

    Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь выполнять контроль и самопроверку.

Коммуникативные: уметь рассуждать и анализировать условие задачи.

Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Личностные: проявляют положительное отношение к школе, к изучению математики.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Давайте улыбнемся друг другу, поприветствуем гостей своей улыбкой. А я вам желаю удачного урока!

  1. Актуализация знаний
  1. Минутка чистописания
  2. Устный счет.

На числовой линейке покажите число, которое:

- идет при счете после числа 15;

- стоит между числами 13 и 15

- стоит перед числом 14

- меньше числа 11 на 1

- больше числа 4 на 10

3. На доске даны примеры. С каждого ряда выходит ученик и решает один столбик. Каждому ответу соответствует своя буква. Как решите, получится одно слово.

№4

6 + 4 + 9 =                        12 – 2 -7 =                     9 + 1 + 6 =

16 – 6 – 7=                        8 + 2 + 7 =                    19 – 9 – 7 =                    

19       17        3     16

Ч          З         А     Д

17     3    16     3   16    3

З      А     Д     А   Ч     А

- Какое слово получилось? Прочитайте.

Так, о чем будем говорить сегодня на уроке?   (О задаче)

  1. Работа над задачами в группах.

Давайте вспомним правила работы в группе (на доске)

Говорим вежливо,

 называем собеседника по имени,

 говорим по очереди, не перебивая друг друга,

 внимательно слушаем,

 четко высказываем свое мнение,

 соблюдаем порядок на парте.

А теперь выполним задание в группе.

Вам необходимо найти задачи – ловушки, исправить ошибки и решить. Что значит  задача-ловушка?  

Давайте вспомним, из каких четырех частей состоит задача?

 (условие, вопрос, решение, ответ)

А в задаче-ловушке может быть пропущена какая-то часть.

(Каждая группа получает по 3 задаче). Время работы 3 минуты.

  • На горке играли 4 девочки и 5 мальчиков. В обед 6 детей ушли домой. Сколько всего детей играло в песочнице до обеда? ловушка
  • У Оли 5 кукол, а у Риты 4 куклы. Сколько всего кукол у девочек?
  • Когда мама поставила на подоконник 4 новых кактуса, всего их стало 14. Сколько кактусов было на подоконнике сначала?

Через 3 минуты детям предлагается продемонстрировать, что у них получилось.

  1. Самоопределение к деятельности.

- Послушайте задачу и придумайте к ней второй вопрос так, чтобы получилась цепочка задач. Схема к задаче на доске.

Витя на каникулах прочитал 8 сказок, а рассказов – на 3 больше. Сколько рассказов прочитал Витя?

( Ребята, придумайте второй вопрос к задаче.)  

Сколько всего сказок и рассказов прочитал Витя на каникулах?

- На какой вопрос будем отвечать сначала? Почему?

 (сначала надо узнать, сколько рассказов прочитал Витя, а потом мы сможем ответить на второй вопрос)

- Как ответ на вопрос первой задачи поможет решить вторую задачу?

 (мы узнаем, сколько  рассказов прочитал Витя и поставим это число в решение второй задачи)

Кто назовет  тему урока. Какая цель урока? О чем сегодня мы будем говорить на уроке?

  1. Работа по теме урока.

Решите устно:

1) На первой проволоке 10 шариков, а на второй на 3 шара меньше. Сколько шариков на второй проволоке?

2) На первой проволоке 10 шариков, а на второй 7. Сколько всего шаров на двух проволоках?

-Прочитайте внимательно эти задачи.

-Что в них общего?

-Подумайте, кто-нибудь из вас сможет составить из двух задач одну, с двумя вопросами? (Выслушиваю ответы детей.)

Открываю задачу, записанную на доске:

На первой проволоке 10 шаров, а на второй на 3 шара меньше. Сколько всего шаров на двух проволоках? Сколько шаров на второй проволоке?

-Прочитайте. В задаче два вопроса. Подумайте, на какой вопрос вы сможете ответить сначала, на первый или на второй?

-А без него можно узнать, сколько шаров на двух проволоках?

Стираю второй вопрос.

-Второй вопрос был в задаче дополнительным, облегчающим решение.

Теперь мы будем решать такие задачи без вопроса- помощника.

-Давайте вместе с вами её решим. (ученик у доски).

-Что нам известно в задаче?

-Что сказано про число шариков на второй проволоке?

-Повторите вопрос задачи. Как нам обозначить это в краткой записи? “}”.

-Какой вопрос в задаче будет главным?

-Можем ли мы на него ответить?( Нет.)

-А на какой вопрос можем?

На доске наборное полотно с шариками.

-Что мы знаем о шариках на второй проволоке?

-Что значит на 3 меньше? (их 10 без 3).

-Где находятся шарики на второй проволоке? (за полоской).

-Как узнать сколько их?

1) 10 – 3 = 7(ш.)

-Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? Как?

2) 10 + 7 = 17(ш).

-Решение этой задачи можно записать числовым выражением:

-Смотрим на второе действие: 10 было в задаче? (было), пишем 10+.

-А 7 было в задаче? (нет). Как мы её нашли? 10 – 3. Записываем:

10 + (10 – 3) = 17

Вывод: сегодня мы рассмотрели задачу, в которой нельзя ответить на поставленный вопрос одним действием, т. к. для этого не хватает известных данных.

-Задачи в два действия называются составными.

  1. Физкультминутка.
  2. Закрепление изученного материала.

Первичная проверка понимания нового материала.

Решение задачи из учебника. ( Математика. М. И. Моро. С. И. Волкова. С. В. Степанова.), стр.62 № 2.

“В одном ящике 8 кг яблок, а в другом – на 2 кг больше. Сколько всего килограммов яблок в этих ящиках?”.

Ученик решает у доски с объяснением.

-Что обозначает число 8?

-В выражении 8 + 10 = 18 что обозначает число 10, а что – 8 + 10?

Закрепление изученного материала.

На наборном полотне показано условие задачи:

-Составьте задачу по рисунку и решите её.

(Например: Серёжа нарисовал 8 зелёных квадратов, а жёлтых – на четыре квадрата больше. Сколько всего квадратов нарисовал Серёжа?).

-Составим вместе план решения задачи.

-О чём говорят два знака вопроса?

-Какой вопрос главный?

-Что мы можем узнать сначала? Каким действием?

-Теперь можем ответить на главный вопрос задачи? Как?

-Мы составили план решения. Запишите решение задачи самостоятельно.

(Два ученика записывают решение задачи у доски.) Проверка с объяснением.

№ 3стр 62

  1. Рефлексия

Задания с электронного приложения

-Молодцы, вы все хорошо потрудились на уроке.

  1. Подведение итогов урока

Какие задачи мы решали на уроке?

Кто понял, как решается цепочка задач?

Чему мы учились на уроке?

Поднимите солнышко кому понравился урок и кто понял решение задач в два действия.

Самоанализ урока.

Урок математики по теме «Ознакомление с задачей в два действия».

Педагогическая цель: развивать умения применять изученные приемы вычислений, решать задачи изученных видов, подготовить к решению составных задач, развития умения сравнивать именованные числа, навыков устного счёта.

Были поставлены цели на формирование у обучающихся универсальных   учебных    действий:

  • личностных: самоопределение, смыслообразование;
  • познавательных: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;
  • регулятивных: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
  • коммуникативных: речевая деятельность, навыки сотрудничества

     В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.

Так личностные  УУД  формируются  во время организационного момента (самоопределение)  и постановке проблемы (смыслообразование), а так же при обобщении и систематизации знаний.

Познавательные  УУД  формируются в ходе беседы, а так же при подготовке ответов с  использованием  наглядных  средств;  при постановке проблемы, подведении итогов  урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)

Регулятивные УУД  формируются  при работе в парах, подведении итогов каждого задания (самооценка), подведении итогов урока, рефлексии

Коммуникативные УУД  - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в  парах.

К  здоровьесберегающим технологиям относятся: проведение физминутки.

В ходе работы применялись разнообразные:

  • формы работы: индивидуальная, фронтальная,  работа в парах;
  • методы: наглядно-образный метод: презентация, словесный - беседа, опрос;

На протяжении всего урока обучающиеся были активны, работали с интересом. В конце урока  проведена рефлексия учебной деятельности, были обсуждены планируемые результаты обучения. Поставленные цели были достигнуты.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока математики в 1 классе "Ознакомление с задачей в два действия».

Предмет: математика.Класс: 1Программа: «Школа России»Тема урока: «Ознакомление с задачей в два действия».Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: научить решать задачи в дв...

Открытый урок по математике 1 класс Тема:: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЗАДАЧЕЙ В ДВА ДЕЙСТВИЯ»

Познакомить с составными задачами состоящих из простых задач....

Технологическая карта урока математики на тему «Ознакомление с задачей в два действия» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: знакомство с составными задачами, состоящими из простых задач на нахождениечисла на несколько единиц меньше данного и на нахождение суммы; развитие умений применять изу...

Презентация урока математики "Ознакомление с задачей в два действия"

Урок для первоклашек с подробным делением материала для знакомства с темой урока. Каждый слайд содержит задания познавательного характера, что позволит вызвать интерес детей к изучению темы, удержать ...

Конспект урока математики «Ознакомление с задачами в два действия» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о составных задачах, состоящими из простых задач на нахождениечисла на несколько единиц меньше данного и на нахождение суммы; развитие умений применять и...

Технологическая карта урока по математике 2 класс Текстовые задачи. Ознакомление с задачами в два действия

Знакомство с составными задачами, состоящими из простых задач на нахождениечисла на несколько единиц меньше, больше данного и на нахождение суммы; развитие умений применять изученные приемы вычислений...