Технологическая карта урока по математике 2 класс Текстовые задачи. Ознакомление с задачами в два действия
план-конспект урока по математике (2 класс)

Проскурякова Светлана Валентиновна

Знакомство с составными задачами, состоящими из простых задач на нахождение

числа на несколько единиц меньше, больше данного и на нахождение суммы; развитие умений применять изученные приемы вычислений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет

Математика

Учитель

Проскурякова С.В.

Школа, класс

МОУ «Дубровская СОШ»  2

Раздел программы

Тема урока

Текстовые задачи

Ознакомление с задачами в два действия

Тип урока

Открытие нового знания

Цель изучения (целевые установки урока):

Знакомство с составными задачами, состоящими из простых задач на нахождение

числа на несколько единиц меньше, больше данного и на нахождение суммы; развитие умений применять изученные приемы вычислений.

Содержание обучения на уроке

 (по ФРП учебного предмета)

Планируемые результаты

(по ФРП учебного предмета)

Программное содержание

Формируемые УУД

Личностные

Метапредметные

Предметные

Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой модели. План решения задачи в два действия, выбор соответствующих плану арифметических действий. Запись решения и ответа задачи. Решение текстовых

задач на применение смысла арифметического действия (сложение, вычитание, умножение, деление). Расчётные задачи на увеличение или уменьшение величины на несколько единиц или в несколько раз. Запись ответа к задаче и его проверка (формулирование, проверка на достоверность, следование плану, соответствие поставленному вопросу).

распределять (классифицировать) объекты (числа, величины, геометрические фигуры, текстовые задачи в одно действие) на группы;

вести поиск различных решений задачи (расчётной, с геометрическим содержанием);

составлять текстовую задачу с заданным отношением (готовым решением) по образцу;

находить с помощью учителя причину возникшей ошибки или затруднения

стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей; применять правила совместной деятельности со сверстниками

Познавательные:

представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.

Решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу (краткая запись, рисунок, таблица или другая модель), планировать ход решения текстовой задачи в два действия, оформлять его в виде арифметического действия или действий, записывать ответ.

Коммуникативные:

создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида – описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);

Регулятивные:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

Материально-техническое обеспечение урока

Презентация, лесенка успеха, учебник УМК «Школа России»

Учебно-методическая литература

ЦОР  РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4139/start/301840/

Ход урока:

Этап 1. Мотивация к учебной деятельности

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Образовательный результат

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Улыбнитесь друг другу.

-Каким вы видите наш урок?

-А какие вы должны быть на уроке?

Настроить детей на работу

Слушают учителя, настраиваются на работу

Обсуждают каким должен быть урок.

Предполагают какими они должны быть на уроке.

Регулятивные:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

На доске даны схемы

- Выберите схему к задаче:

У Оли 5 кукол, а у Риты 4 куклы. Сколько всего кукол у девочек?

- Почему вы выбрали именно эту схему?

- Вспомните, как найти целое.

- Решите задачу устно. Сформулируйте ответ.

 –  Подберите схему к следующей задаче и решите задачу:        

Мама сшила 4 большие наволочки, а маленьких на 3 больше. Сколько больших наволочек сшила мама?

- Что неизвестно было в этой задаче?  

- Как вы понимаете на 3 больше?

- А измените задачу так, чтобы она решалась действием вычитания.

 - Подберите схему к этой задаче.

- Ребята, как называются задачи с которыми мы работали?

-Почему?

- А сейчас я предлагаю решить следующую задачу.

На первой проволоке 10 шариков, а на второй на 3 шара меньше. Сколько шариков на второй проволоке?

- Поднимите руку те, кто не смог решить задачу?

- Кто задачу решил, какой результат вы получили в задаче?

- У вас получились разные результаты.

- Кто сможет обосновать свой результат в решении данной задачи?

- С чем вы встретились?

- Почему?

Задает вопросы

Просит изменить условие задачи

Предлагает проблемную ситуацию

Дети подбирают схему (поднимают веер с номером нужной схемы)

Отвечают на вопросы

(Потому что в задаче неизвестно целое)

(Чтобы найти целое, надо сложить части)

Решают задачу (Надо к пяти прибавить четыре, получится девять), формулируют ответ (9 кукол у девочек)

Дети подбирают схему (поднимают веер с номером нужной схемы)

Отвечают на поставленные вопросы:

ольшее)

(Это значит столько же да еще 3)

Решают задачу устно. 

(Мама сшила 4 большие наволочки, а маленьких на 3 меньше. Сколько маленьких наволочек сшила мама?)

Подбирают схему

 (Простые)

(Достаточно понять, что неизвестно, применить правило, записать решение, выполнить вычисление и ответ готов. В решении всего одно действие)

Решают задачу

(7, 13,…)

Обосновывают свой результат.

(с затруднением)

(с такими задачами мы не встречались, не умеем решать)

Познавательные:

представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.

Коммуникативные:

создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида –рассуждение (к примеру, при решении задачи)

Этап 3. Выявление места и причины затруднения.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Какую задачу вам нужно было решить?

- Кто повторит условие задачи?

- Почему вы не смогли решить задачу, не смогли обосновать правильность своего решения?

- Каких знаний у вас нет?  

Выявление причины затруднения

Повторяют условие задачи

Рассуждают

(Мы никогда не решали такие задачи, мы не знаем, как решать подобные задачи)

Личностные:

стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей;

Этап 4. Построение проекта выхода из затруднения.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Тогда какую цель вы поставите перед собой?  

- Сформулируем тему урока.

- Значит, чтобы  цель достигнуть,  нам надо построить схему к задаче и найти способ решения, составить план решения.

Настроить детей на поиск решения

Ставят цель урока

(Узнать, как решать такие задачи, как называются такие задачи)

(Решение задач в два действия)

Личностные:

стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей;

Этап 5. Реализация построенного проекта.

1) На первой проволоке 10 шариков, а на второй на 3 шара меньше. Сколько шариков на второй проволоке?

2) На первой проволоке 10 шариков, а на второй 7. Сколько всего шаров на двух проволоках?

Image6361

Прочитайте внимательно эти задачи.

-Что в них общего?

- Кто-нибудь сможет составить из двух задач одну, с двумя вопросами?

На первой проволоке 10 шаров, а на второй на 3 шара меньше. Сколько всего шаров на двух проволоках? Сколько шаров на второй проволоке?

- В задаче два вопроса. Подумайте, на какой вопрос вы сможете ответить сначала, на первый или на второй?

-А без него можно узнать, сколько шаров на двух проволоках?

-Второй вопрос был в задаче дополнительным, облегчающим решение.

- Теперь мы будем решать такие задачи без вопроса- помощника.

-Давайте вместе с вами её решим.

-Что нам известно в задаче?

-Повторите вопрос задачи. Как нам обозначить это в схеме (краткой записи)?

-Какой вопрос в задаче будет главным? -Можем ли мы сразу на него ответить?

-А на какой вопрос можем?

На доске наборное полотно с шариками.

Image6362

Что мы знаем о шариках на второй проволоке?

-Что значит на 3 меньше?

-Где находятся шарики на второй проволоке? (по рисунку).

-Как узнать сколько их?

-Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? Как?

- Мы получили ответ на вопрос задачи? Значит можно записать ответ.

- Составим вместе план решения задачи.

- Ребята,  мы решили эту задачу, какой мы можем сделать вывод?

-Задачи в два действия называются составными.

Ставлю учебную задачу

Открываю задачу, записанную на доске

Задаю вопросы

Стираю облегчающий вопрос

Даю новое понятие «составные»

Отвечают на вопросы

Составляют задачу

(на второй)

(нет)

(облегчающим)

Один ученик работает у доски, остальные в тетради

Повторяют вопрос, составляют схему по задаче

(Сколько всего шаров на двух проволоках? нет)

(Сколько шаров на второй проволоке?)

(что их на 3 меньше)

(это значит столько же сколько и на первой, но без 3)

(10-3=7(ш))

(да, 10 +7=17(ш))

(Да)

(Сначала нам нужно узнать, сколько шаров на второй проволоке, а потом всего на двух проволоках )

(сегодня мы рассмотрели задачу, в которой нельзя ответить на поставленный вопрос одним действием, т. к. для этого не хватает известных данных)

Предметные:

Решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу (краткая запись, рисунок, таблица или другая модель), планировать ход решения текстовой задачи в два действия, оформлять его в виде арифметического действия или действий, записывать ответ.

Этап 6. Первичное закрепление во внешней речи.

- Я предлагаю вам поработать в парах.

На экране дана схема:

Image6363

-Составьте задачу по схеме и решите её.

-Повторим план решения задачи.

-О чём говорят два знака вопроса?

-Какой вопрос главный?

-Что мы можем узнать сначала? Каким действием?

-Теперь можем ответить на главный вопрос задачи? Как?

- Запишите решение задачи самостоятельно.

Ставлю учебную задачу

Рассматривают схему и составляют задачу в паре

(Серёжа нарисовал 8 зелёных квадратов, а жёлтых – на четыре квадрата больше. Сколько всего квадратов нарисовал Серёжа?)

(Первый знак вопроса говорит о том, что желтых неизвестно сколько, но сказано, что на 4 больше.)

(Второй знак вопроса главный)

(Сначала нам нужно узнать, сколько желтых квадратов нарисовал Сережа.

8 + 4 = 12 желтых квардратов)

(8+ 12= 20 квадратов всего)

Два ученика записывают решение задачи у доски. Проверка с объяснением.

Личностные:

применять правила совместной деятельности со сверстниками 

Предметные:

Решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу (краткая запись, рисунок, таблица или другая модель), планировать ход решения текстовой задачи в два действия, оформлять его в виде арифметического действия или действий, записывать ответ.

Этап 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Хотите проверить научились вы решать составную задачу или нет?

- Решите задачу самостоятельно (на экране)

В одном ящике 8 кг яблок, а в другом – на 2 кг больше. Сколько всего килограммов яблок в этих ящиках?

- Проверьте по подробному образцу правильность своего решения.

- Возьмите ручку зелёного цвета. Поставьте себе знак вопроса или +.

- Те, кто поставил знак вопроса, найдите место своей ошибки.

- Кто нашёл свою ошибку, поднимите руку.

- Кто неверно выбрал действие, ошибся в ходе решения? Вы поняли причину свой ошибки?  

-Поднимите руку те, кто из вас не ошибся в ходе решения, но допустил вычислительную ошибку? Над чем вам надо поработать? - Кто выполнил всё правильно? Поднимите руку.

- Вы все, ребята, молодцы! Можно ещё потренироваться в решении, чтобы ошибка не повторилась.

Решают задачу

Сверка с образцом

Нахождение ошибок

(Потренироваться в  вычислениях)

Регулятивные:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Предметные:

Решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу (краткая запись, рисунок, таблица или другая модель), планировать ход решения текстовой задачи в два действия, оформлять его в виде арифметического действия или действий, записывать ответ.

Этап 8. Включение в систему знаний и повторение.

- Давайте устно решим. Какова сумма чисел 6 и 10?

- Что значит сумма?

- Идем дальше, какова сумма 10 и 9?

- Какова будет разность чисел 17 и 7? 18 и 10?

- Что значит разность?

- Теперь я предлагаю выполнить задание  по рядам. Первый ряд – первый столбик, второй ряд – второй столбик, третий ряд – третий столбик.

8+2+7            9+1+6              6+4+9

12-2-7           19-9-8              16-6-7

- Сверьте себя с экраном. Поставьте рядом плюсик, если все верно решено и минус, если не верно.

Предлагаю задания на те, случаи, которые вызывают затруднения.

Отработка вычислительных навыков

Сверка с образцом

Регулятивные:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Этап 9. Рефлексия учебной деятельности.

- Итак, какая была тема сегодняшнего урока?

- Какие цели мы ставили перед собой?

- Мы достигли их?

-Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце нашего путешествия. Если вы хорошо усвоили все пройденные знания и научились их применять, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы усвоили знания, но вам еще нужна помощь и у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Ну а если тема сегодняшнего занятия вам была непонятной, поставьте себя на нижнюю ступеньку. Кто поставил себя на верхнюю ступеньку? Кто на среднюю? Кто на нижнюю? Спасибо за урок! Мне очень приятно было с вами поработать.

Отвечают на вопросы

Учащиеся показывают свои результаты на «лестнице успеха».

Личностные:

применять правила совместной деятельности со сверстниками 

Критерии достижения планируемых результатов

Лестница успеха

По каким признакам (критериям) учитель может оценить, что изменилось в учебном поведении учеников; какие «приращения» имеют место в знаниях, умения и навыках, компетенциях, результатах и способах действия (образовательные результаты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике для 1 класса по теме "Решение задач в два действия"

Урок объяснения нового материала с использованием презентации....

Технологическая карта урока по математике, 1 класс "Составляем и решаем задачи"

Разработка урока по математике длоя 1 класса "Составляем и решаем задачи"...

Технологическая карта урока по математике (1 класс) по теме "Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами)".

В материале представлена технологическая карта урока по математике для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....

Технологическая карта урока по математике на тему Задачи и загадки" 1 класс

УМК "Перспективная начальная школа"  Технологическая карта урока по математике на тему "Задачи и загадки" 1 класс...

Технологическая карта урока по математике "Решение текстовых задач" для 1 класса

Данный урок проходил на семинаре на базе начальной школы (школа № 100 Калининскийф район)...

Технологическая карта урока по математике Учитель Тотикова И.Х. ГКОУ школа-интернат РСО-Алания Тема урока: «Решение задач в два действия.»

Задачи:       -Ввести термины, связанные с понятием "задача",учить последовательности решения задач в два действия;- Развивать мышление, вычислительный навык, в...

Технологическая карта урока по математике на тему "Решение уравнений и задач" - 3 класс

Тема урока: «Решение уравнений и задач.» Тип урока: общеметодологической направленности Цель урока: закрепление полученных знаний, умений и навыков. Задачи урока Планир...