Рабочая программа по математике для 4 класса по программе "Начальная школа 21 века"
рабочая программа (4 класс) по теме

Лаврентьева Наталья Николаевна

 Рабочая программа по математике для 4 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika.doc293 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Уемская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:                Утверждено:

Руководитель МО                Директор школы

________________                _______________О.В.Щукина

Протокол №_____                Приказ №_______

от «____»_________2013 г.                                                        от «____»__________ 2013 г.  

Рабочая программа

по математике

4 класс

на 2013 – 2014 учебный год

      Составитель:

      Лаврентьева Н.Н.,

      учитель начальных

      классов

п. Уемский

Приморского района

Архангельской области

2013

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе программы «Начальная школа XXI века». –  М.: Вентана – Граф, 2009 (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова), на основе авторской программы В.Н. Рудницкой. Программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.

Важнейшими целями обучения являются:

  • обеспечение разносторонней математической подготовки учащихся;
  • обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения;
  • овладение учащимися элементарной логической грамотностью, умениями применять сформированные на уроках математики общелогические понятия, приемы и способы действий при изучении других предметов;
  • создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.

Исходя из  целей, стоящих перед обучением, решаются следующие задачи:

  • обеспечение формирования у младших школьников самостоятельности мышления при овладении научными понятиями;
  • развитие творческой деятельности школьников;
  • воспитание у учащихся (на элементарном уровне) прогностического мышления, потребность предвидеть, интуитивно «почувствовать» результат решения математической задачи, а затем получить его теми или иными математическими методами;
  • обучение вслух читать тексты, представленные в учебнике или записанные на доске, на карточках и в тетрадях, понимать и объяснять прочитанное;
  • обучение младших школьников умению пользоваться измерительными и чертежными приборами и инструментами (линейкой, угольником, циркулем, транспортиром, комнатным и наружным термометром, весами, часами, микрокалькулятором).

В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определенным объемом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах. Однако постановка цели — подготовка к дальнейшему обучению не означает, что курс является пропедевтическим. Своеобразие обучения состоит в том, что именно на начальной ступени у учащихся должно начаться формирование элементов учебной деятельности.  На основе этой деятельности у ребенка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.

В связи с этим в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности  и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение математического опыта младших школьников за счет включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе; развитие интереса к занятиям математикой.

Программа содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание обучения. Понятийный аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура.

При выборе методов изложения программного материала приоритет отдается дедуктивным методам. Овладев обоими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных учебных задач.

Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 рабочих недели). В рамках данного учебного курса предусматривается проведение разных видов контроля знаний и умений учащихся.

Характеристика контрольно-измерительных материалов

(примерное распределение КИМ по четвертям):

КИМ

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Самостоятельные / проверочные работы

5

1

2

5

13

Контрольные работы

2

2

3

3

10

Итого:

7

3

5

8

23

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом "Начальная школа XXI века":

  • Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»,  руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2009.
  • Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика: 4 класс: учебник в 2 ч. – М.: Вента-Граф, 2011.
  • Рудницкая В. Н. Математика: 4класс: рабочая тетрадь в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  • Рудницкая В.Н. Математика в начальной школе: проверочные и контрольные работы. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  • Рудницкая В.Н. Математика в начальной школе: устные вычисления: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  • Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 4 класс: методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Содержание  программы 136 часов.

Множество целых неотрицательных чисел

Многозначное число; классы и разряды многозначного числа. Десятичная система записи чисел. Чтение и запись многозначных чисел.

Сведения из истории математики.

Римские цифры: I, V, X, L, С, D, М, запись даты римскими цифрами. Примеры вычислений с числами, записанными римскими цифрами.

Свойства арифметических действий.

Арифметические действия с многозначными числами.

Устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел.

Умножение и деление на однозначное число, на двузначное и на трехзначное число. Простейшие устные вычисления.

Решение арифметических задач разных видов, требующих выполнения 3—4 вычислений (в том числе содержащих зависимость между объемом работы, временем и производительностью труда).

Величины и их измерение.

Единицы массы: тонна и центнер. Обозначение: т, ц. Соотношение: 1т=10ц, 1т =1000кг, 1ц =100кг.

Скорость равномерного прямолинейного движения и ее единицы. Обозначения: км/ч, м/с, м/мин.

Точные и приближенные значения величины (с недостатком, с избытком). Измерения длины, массы, времени, площади с заданной точностью.

Алгебраическая пропедевтика.

Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы. Таблицы.

Равенства с буквой. Нахождение неизвестного числа, обозначенного буквой.

Логические понятия. Высказывания.

Высказывание и его значение (истина, ложь).

Составление высказываний и нахождение их значений.

Решение задач на перебор вариантов.

Геометрические понятия.

Многогранник. Вершины, ребра и грани многогранника.

Построение прямоугольников.

Взаимное расположение точек, отрезков, лучей, прямых, многоугольников, окружностей.

Треугольники и их виды. 

Виды углов.

Виды треугольников в зависимости от величины углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные).

Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние).

Практические работы. Ознакомление с моделями многогранников: показ и счет вершин, ребер и граней многоугольника. Склеивание моделей многогранников по их разверткам. Сопоставление фигур и разверток: выбор фигуры, имеющей соответствующую развертку, проверка правильности выбора. Сравнение углов наложением.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

называть:  

классы и разряды многозначных чисел;

сравнивать:

многозначные числа;

воспроизводить по памяти:

формулировки свойств арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительные свойства умножения относительно сложения и вычитания);

соотношения между единицами массы: 1 т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц;

применять:

правила порядка выполнения действий при вычислении значений выражений со скобками и без них, содержащих 3-4 арифметический действия;

правила поразрядного сложения и вычитания, а также алгоритмы умножения и деления при выполнении письменных расчётов с многозначными числами;

значение зависимости между скоростью, путём и временем движения для решения арифметических задач;

решать учебные и практические задачи:

читать и записывать многозначные числа в пределах миллиона;

выполнять несложные устные вычисления в пределах сотни, вычислять с большими числами, легко сводимыми к действиям в пределах 100;

выполнять четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение и деление) с многозначными числами в пределах миллиона (в том числе умножение и деление на однозначное, на двузначное число);

решать арифметические текстовые задачи разных видов.

владеть   компетенциями:

коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, компетенцией личностного саморазвития.


Наименование раздела программы

№ урока

Тема урока

Количество часов

Вид и форма контроля

Дата проведения (план)

Дата проведения (факт)

    1 четверть

Десятичная система счисления

Десятичная система счисления.

1

Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

1

Текущий

Сравнение десятичной системы с римской системой записи чисел.

1

Чтение и запись многозначных чисел

Разряды и классы многозначных чисел в пределах миллиарда.

1

Чтение многозначных чисел в пределах миллиарда.

1

Запись многозначных чисел в пределах миллиарда.

1

Текущий

Сравнение многозначных чисел

Поразрядное сравнение многозначных чисел.

1

Запись результатов сравнения с помощью знаков «<»или «>».

1

Многозначные числа. Проверочная работа по теме: «Нумерация многозначных чисел».

1

Проверочная

работа

Сложение многозначных чисел

Письменный приём сложения многозначных чисел (поразрядное сложение).

1

Письменные приёмы сложения многозначных чисел.

1

Текущий

Алгоритм письменного сложения многозначных чисел.

1

Отработка умений письменного сложения многозначных чисел.

1

Текущий

Вычитание многозначных чисел

Письменный приём вычитания многозначных чисел (поразрядное вычитание).

1

Алгоритм письменного вычитания многозначных чисел.

1

Отработка умений письменного вычитания многозначных чисел

1

Текущий

Проверочная  работа по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел».

1

Проверочная

работа

Построение прямоугольников

Построение прямоугольника на нелинованной бумаге.

1

Практическая

работа

Построение квадрата на нелинованной бумаге.

1

Закрепление навыков построения прямоугольников на нелинованной бумаге.

1

Контрольная работа №1 по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел»

1

Контрольный

Работа над ошибками.

1

Скорость

Понятие  скорости. Единицы измерения скорости

1

Нахождение скорости.

1

Текущий

Упражнение в решении задач на нахождение скорости

1

Задачи на движение

Задачи   на движение. Нахождение скорости.  

1

Задачи   на движение. Нахождение расстояния.  

1

Текущий

Задачи   на движение. Нахождение  времени.  

1

Упражнения в решении задач на движение. Проверочная работа по теме: «Задачи на движение»

1

Проверочная

работа

Координатный угол

Координатный  угол, координаты точки. 

1

Итоговая контрольная работа  №2 за 1 четверть

1

Контрольный

Работа над ошибками

1

      

 2 четверть      

Графики. Диаграммы. Таблицы.

Графики, диаграммы, таблицы.  Чтение. 

1

Построение простейших графиков, таблиц.

1

Практическая

работа

Переместительное свойство сложения и умножения

Переместительное  свойство сложения.

1

Переместительное  свойство умножения

1

Сочетательное  свойство сложения и умножения

Сочетательное свойство сложения

1

Сочетательное свойство умножения.

1

Сочетательное свойство сложения и умножения.

1

Текущий

Многогранник

Понятие о многогранниках.

1

Вершины, ребра и грани многогранника

1

Распределительное свойство умножения

Распределительное свойство умножения относительно сложения.

1

Распределительное свойство умножения относительно вычитания. 

1

Текущий

Умножение на 1000,

10 000, 100 000

Умножение на 1000, 10 000, 100 000.

1

Упражнения  в умножении на 1000, 10 000, 100 000

1

 Решение задач. Закрепление умножения на 1000, 10 000, 100 000.

1

Контрольная работа №3 по теме: «Свойства арифметических действий, умножение на 1000,10000,100000». 

1

Контрольный

Коррекция знаний по теме контрольной работы.

1

Тонна, центнер

Единицы массы: тонна, центнер, их обозначение: т, ц.

1

Соотношение единиц массы.

1

Текущий

Решение задач с использованием единиц массы.

1

Задачи на движение

Задачи на движение в противоположных направлениях из одной точки.

1

Задачи на движение в противоположных направлениях из двух точек.

1

Упражнение в решении задач на движение в противоположных направлениях

1

Текущий

Задачи на встречное  движение в противоположных направлениях

1

Упражнение в решении задач на встречное  движение в противоположных направлениях 

1

Упражнение в решении задач  на движение. Проверочная работа по теме: «Решение задач на движение»

1

Проверочная

работа

Контрольная работа №4 за первое полугодие.

1

Контрольный

Работа над ошибками

1

Умножение многозначного числа на однозначное

Умножение  многозначного числа  на однозначное.

1

Умножение вида 1258 х 7, 4040 х 9.

1

Упражнение в умножении многозначного числа на однозначное число.

1

Текущий

Умножение многозначного на двузначное

Алгоритм умножения многозначного числа на двузначное  число.

    1

Умножение вида:516 х52; 407х25

1

3 четверть

Умножение многозначного на двузначное

Умножение  вида 358х90.

1

Упражнение в умножении многозначного числа на двузначное.

1

Закрепление умножения  многозначного числа на двузначное число.

1

Текущий

Умножение многозначного числа на трёхзначное

Алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное.

1

Умножение многозначного числа на трёхзначное вида 207x503.

1

Развёрнутые и упрощённые записи умножения.

1

Упражнение в умножении многозначного числа на трехзначное. Решение задач.

1

Закрепление  навыка умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное.

1

Задачи на движение в одном направлении

Задачи на движение в одном направлении.

1

Упражнение в решении задач на движение в одном направлении из одной точки.

1

Упражнение в решении задач на движение в одном направлении из двух точек.

1

текущий

Контрольная работа №5 по теме «Письменные приёмы умножения чисел».

1

Контрольный

Решение задач изученных видов

1

Логические понятия

Высказывания. Истинные и ложные высказывания.

1

Высказывания со словами «неверно, что».

1

Составные высказывания. Логическая связка «или»

1

Составные высказывания

Составные высказывания. Логическая связка «и».

1

Составные высказывания. Логическая связка «если, то».

1

Упражнение в составлении сложных высказываний.

1

Текущий

Проверочная работа по теме «Высказывания». Знакомство с задачами на перебор вариантов.

1

Проверочная

работа

Задачи на перебор вариантов

Составление таблицы возможностей.

1

Практическое решение задач способом перебора вариантов.

1

Деление суммы на число

Деление суммы на число.

1

Решение задач с применением правила  деления суммы на число.

1

Текущий

Деление на 1000,10000.

Свойство деления. Деление на 1000,10000.

1

Сокращение частного.

1

Деление на однозначное число

Деление на однозначное число. Алгоритм деления.

1

Автоматизация навыка деления на однозначное число.

1

Решение задач. Упражнение в делении на однозначное число.

1

Закрепление навыка деления на однозначное число.

1

Текущий

Контрольная работа №6 по теме: «Деление многозначного числа на однозначное. Деление на 10,100,1000…»

1

Контрольный

Решение примеров изученных видов

1

Деление на двузначное число

Деление на двузначное число. Алгоритм деления.

1

Упражнение в делении на двузначное число. 

1

Закрепление навыка деления на двузначное число Проверочная  работа по теме: «Деление на двузначное число».

1

Проверочная

работа

Автоматизация навыка деления многозначного числа на двузначное.

1

Итоговая контрольная работа №7 за 3 четверть.

1

Контрольный

Коррекция знаний по теме контрольной работы.

1

Деление на трёхзначное число

Деление на трёхзначное число. Алгоритм деления.

1

Порядок действий. Деление на трёхзначное число.

1

4 четверть

Деление на трёхзначное число

Автоматизация навыка деления на трёхзначное число.

1

Закрепление навыка  деления на  трёхзначное число.

1

Текущий

Деление отрезка на 2,4,8 равных частей

 Деление отрезка на 2,4,8 равных частей с помощью циркуля и линейки.

1

Практическая

работа

Решение практических задач, связанных с делением отрезка на две части.

1

Текущий

Нахождение неизвестного числа

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: Х+5=7

1

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: Хх5=15

1

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: Х-5=7

1

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: Х:5= 15

1

Решение задач с помощью равенств.

Проверочная работа по теме: «Деление на трёхзначное число».

1

Проверочная

работа

Угол и его обозначение.

Угол и его обозначение.

1

Единицы величины угла. Измерение величины угла. 

1

Сравнение углов наложением.

1

Практическая

работа

Виды углов.

1

Нахождение на чертеже  каждый вид угла.

1

Нахождение неизвестного числа

Нахождение  неизвестного числа в равенствах вида:8+Х= 16 

1

Нахождение  неизвестного числа в равенствах вида:8хХ=16

1

Нахождение  неизвестного числа в равенствах вида:8- Х=2

1

Нахождение  неизвестного числа в равенствах вида:8:Х=2

1

Виды треугольников

Виды треугольников.

1

Текущий

Определение вида  треугольника.

1

Контрольная работа №8 по теме: «Нахождение  неизвестных компонентов, виды углов и треугольников».

1

Контрольный

Коррекция знаний по теме контрольной работы.

1

Точное и приближённое значение величины.

Точное и приближённое значение величины.

1

Приближённое значение величины. 

1

Решение задач на нахождение приближённой величины.

1

Контрольная работа №9 по теме:  «Письменные приёмы вычислений. Решение задач ».

1

Контрольный

Коррекция знаний по теме контрольной работы.

1

Построение отрезка равного данному

Построение отрезка равного данному с помощью циркуля и линейки.

1

Практическая

работа

Упражнения в построение отрезков.

1

Практическая

работа

Итоговая контрольная работа№ 10

1

Контрольный

Коррекция знаний.

1

Урок обобщение.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС

Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС и рассматривает: планируемые результаты по математике, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, мате...

Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....

Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" 2020-2021 учебный год

Рабочая программа  по математике 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" 2020-2021 учебный год...

рабочая программа по математике 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе авторской программы ....

Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Начальная школа XXI века""

Рабочая программа по математике составлена на основе Примерной программы начального общего образования по математике и авторской программы В.Н.Рудницкой (Сборник программ УМК "Начальная школа XXI века...

Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"....

Рабочая программа по математике 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС

Рабочая программа по математике 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...