Главные вкладки

    урок математики «Сумма трех и более слагаемых. Устные приемы вычисления» 4 класс
    план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

    Задачи:

    - закреплять знание нумерации многозначных чисел, умение сравнивать многозначные числа;

    - совершенствовать навыки решения задач;
    - развивать мыслительные операции, речь учащихся

    - воспитывать культуру общения и взаимодействия в коллективе.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл matematika_urok.odt35.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Математика

    Тема: «Сумма трех и более слагаемых. Устные приемы вычисления»

    Цель: Познакомить учащихся с приёмами  устного сложения трех и более слагаемых.

    Задачи:

    - закреплять знание нумерации многозначных чисел, умение сравнивать многозначные числа;

    - совершенствовать навыки решения задач;
    - развивать мыслительные операции, речь учащихся

    - воспитывать культуру общения и взаимодействия в коллективе.

    Знать, что переместительное и сочетательное свойства сложения дают возможность записывать  выражения, содержащие только сложение без скобок.

    Уметь, выполнять устные вычисления;

    объяснять решение;

    выполнять необходимые измерения и вычислять периметр прямоугольника разными способами.

    Ход урока:

    I. Организационный момент.

    1. - Мне очень приятно видеть ваши светящиеся глаза, значит, у вас хорошее настроение и нам вместе, сообща, удастся решить любые задачи.

    Разминка.

    - Какое сегодня число?

    - Какое число было вчера? Будет завтра?

    - Какой сейчас месяц? Какой он по счету в году?

    - Назовите зимние месяцы.

    2. Математический диктант (для всех уч-ся)

    - Можно пользоваться подсказкой на доске (разряды) или же выполнять задания самостоятельно.

    1) Запишите число, которое предшествует числу 700.                       699

    2) Запишите число, следующее за числом 289.                                   290

    3) Запишите соседей числа 249.                                                            248, 250

    4) Запишите число, содержащее 9 сотен 1десяток и 5 единиц.         915

    5) Запишите число, содержащее 8 сотен и 1 единицу.                       801

    6) Запишите число, содержащее 5 сотен и 8 десятков.                       580

    7) Запишите самое маленькое четырехзначное число.                       1000

    8) Запишите число большее 1 в 1000 раз.                                            1000

    9) Сколько сантиметров и миллиметров в 7 дм 3 мм?                       70 см 3 мм (703 мм)

    10) Разложите число 593 на сумму разрядных слагаемых.                500+90+3

    Взаимопроверка (поменялись тетрадями, сверили ответы с  доски)

    - Кто допустил 1 ошибку? - 2? -  3? и т.д.

    ( оценки 5, 4, 3..)

    Индивид. работа по карточкам. (Воронин С., Неупокоев Ж., Петров И., Вилков А.)

    Найди значения выражений:

    500+ 39=                320+71=                  407+ 52=

    621+47=                 542- 40=                  343- 23=

    442- 22=                 568- 64=                  787- 35=

    Сравни числа:

    445…500           382…823

    643…600           411…401

    125…251           807…887

    Самопроверка (ответы на доске)

    539         391           459                  <     <

    668         502           320                  >     >

    420         504           742                  <     <

    Резерв (задание на доске) Работа с геометрическим материалом

    Соедините точки отрезками так, чтобы всего получилось 6 отрезков.

    ( см. «Устный счет») стр.70

    II. Актуализация знаний.

    На доске

    5+ (38+45)

    - Прочитайте выражение на доске.

    - Какие числа, и в каком порядке в данном случае нужно складывать? (сначала выполняем действия в скобках, а затем по порядку) Ответы детей

    - Давайте выполним вычисления; кто – нибудь из вас может это сделать устно?

    Ответы детей

    III. Сообщение темы урока

    - Устно выполнять эти вычисления не так просто и быстро. А вот ВОЛК с ЗАЙЦЕМ знают секрет, который помогает им легко, быстро и даже устно находить значения таких выражений. Наша задача состоит в том, чтобы разгадать этот секрет.

    -Итак, тема нашего урока «Сложение трех и более слагаемых».

    IV. Изучение нового материала

    - Рассмотрим картинку на стр. 65 учебника.

    - Итак, давайте сначала разберемся, как ВОЛК  получил каждое выражение в цепочке, каким именно свойством сложения он пользовался каждый раз.

    - Объясните, как получилось выражение 9+ (4+6), каким свойством воспользовался ВОЛК?

    (Сочетательным свойством сложения; в данном случае, чтобы к сумме 9 и 4 прибавить 6, можно к числу 9 прибавить сумму 4 и 6). Это и написал ВОЛК во второй строке.

    - А как получилось выражение 9+(6+4)? Какое свойство использовалось? К каким числам оно применено?

    (ВОЛК применил переместительное свойство сложения к числам 4 и 6, он их переставил и получил 6 и 4).

    - Объясните, как получилось выражение (9+6) +4.

    ( К выражению 9+(6+4) ВОЛК применил сочетательное свойство сложения, только с «конца», переставив части формулировки свойства).

    Теперь давайте проанализируем, что же у нас получилось. Какими способами можно найти значение выражения (9+4)+6?

    1. Сложить 9 и 4 и к результату прибавить 6.
    2. Сложить 4 и 6 и к числу 9 прибавить результат.
    3. Сложить 6 и 4 и к числу 9 прибавить результат.
    4. Сложить 9 и 6 и к результату прибавить 4.

    - А теперь рассмотрим, как действовал ЗАЯЦ. Выражение (9+4)+6 представляет сумму 9+4 и 6. Какое первое слагаемое в этом выражении? (9+4).

    - Какое второе? (6)

    - На основании какого свойства получилось выражение 6+(9+4)?

    ( На основании переместительного свойства: слагаемые 9+4 и 6  ЗАЯЦ переставил).

    -Объясните, как получилось выражение (6+9)+4?

    - Объясните, как получилось выражение 4+(6+9)?

    - Прочитайте текс в рубрике «Обрати внимание» на стр.65 учебника.

    - Выражение, с которым мы работали, я запишу без скобок  9+4+6. Это выражение называют суммой трёх слагаемых.

    - К какому выводу мы с вами пришли?

    (Различные расстановки скобок не влияют на значение этого выражения. Перестановка любых чисел в сумме и их удачная группировка позволяют выбрать наиболее быстрый способ сложения)

     

     - Как в таком случае можно выполнять сложение?

    ( В любом порядке)

    Физкультминутка

    V. Закрепление нового материала.

    1. Тетрадь стр.37 № 125 (фронт. работа)

    Тетрадь стр.38 № 126, 127  (фронт. работа)

    2. Учебник стр. 65 № 286 устно, с комментированием.

    (Рассмотрим выражение 36+25+64. Оно содержит только сложение. В выражении, содержащем только сложение, вычисления можно выполнять в любом порядке. Сначала удобно найти сумму 36 и 64. Затем к полученному результату прибавим 25.)

    и т.д.

    стр.66 № 289., самост. работа (решить разными способами), проверка

    - Прочитайте задание. Что необходимо сделать?

    - Как найти периметр четырёхугольника?

    (Сложить все стороны)

    1 способ.

    4+2+7+3=

    2 способ.

    7+3+4+2= 16 см)

    - Какой способ удобнее? Какие свойства использовали?

    Стр. 67 №296

    - Прочитайте текст. Является ли он задачей?

    - Докажите.

    Анализ задачи, самостоятельное решение (1 ученик у доски), проверка.

    Карточка – помощница слабым ученикам

    ………………………………………………………………………………………………

                                Цена                        Количество                   Стоимость

    Дима                  ? руб.                        7 шт.                               14 руб.

                        одинаковая                

    Олег                   ? руб.                        5 шт.                                ? руб.

    ………………………………………………………………………………………………….

    VI.  Домашнее задание (по выбору)

    1.У. стр.66 №291

    2. Т. Стр. 39 № 133.

    VII.  Итог на рефлексивной основе .  

    - Наш урок подходит к концу. Молодцы все хорошо и активно работали.

     

    - Что нового узнали на уроке? (уч. Стр.65)

    - Что вам понравилось на уроке?

    - Где возникали трудности?

    - У кого не получалось так, как хотелось бы?

    - Чья работа на уроке вам понравилась?                       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сложение трех и более слагаемых

    Разработка урока по математике в 3 классе по прграмме "Начальная школа XXI века"...

    УМК "Начальная школа 21 века". Урок математики «Сумма трех и более слагаемых. Устные приемы вычисления». 3 класс

    Цель:Познакомить учащихся с приёмами  устного сложения трех и более слагаемых.Задачи: - закреплять знание нумерации многозначных чисел, умение сравнивать многозначные числа;- совершенствовать нав...

    программа "Школа XXI" века Сумма трех и более слагаемых 3 класс

    программа "Школа XXI" века  Сумма трех и более слагаемых 3 класс...

    сумма трёх и более слагаемых

    презентация по математике 3 класс тема, задачи, тесты...

    Конспект урока по математике "Устные приемы вычислений в пределах 1000" 3 класс

    Урок математики в 3 классе в рамках муниципального   конкурса "Учитель года"...

    Урок математики "Прооизведение трех и более множителей" ("Начальная школа XXI века" 3 класс)

    Урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения. Тип урока - урок овладения новыми знаниями. Широко применяются разнообразные формы и виды работы....

    «Сумма трех и более слагаемых»

    Цель: Познакомить учащихся с приёмами  устного сложения трех и более слагаемых.Задачи:Образовательные: - закреплять знание нумерации многозначных чисел, умение сравнивать многозначные числа; сове...