Конспект урока по математике 3 класс на тему "Сумма трёх и более слагаемых"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Цуканова Ольга Евгеньевна

Тема урока: Сумма трёх и более слагаемых.

Цель урока: организовать совместную деятельность с целью отработки навыков сложения трёх и более слагаемых

Задачи урока: научить сознательному применению переместительного и сочетательного свойств сложения, отработать умение находить периметр многоугольников, длину ломаной линии, используя свойства сложения через решение примеров и задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока34.4 КБ
Файл Презентация к уроку1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Урок математики, 3 класс

Тема урока. Сумма трёх и более слагаемых.

Цель урока: организовать совместную деятельность с целью отработки навыков сложения трёх и более слагаемых

Задачи урока: научить сознательному применению переместительного и сочетательного свойств сложения, отработать умение находить периметр многоугольников, длину ломаной линии, используя свойства сложения через решение примеров и задач.

УУД: Личностные:

- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить математическое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию.

- коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

Предметные:

  • Знать компоненты сложения, порядок выполнения примеров со скобками и без скобок.
  • Научиться находить значения выражений, где три и более слагаемых.
  • Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, сравнивать выражения на основе сочетательного свойства сложения, группировать действия удобным способом.
  • Знать, что переместительное и сочетательное свойства сложения дают возможность записывать  выражения, содержащие только сложение без скобок.
  • Уметь выполнять устные вычисления; объяснять решение; выполнять необходимые измерения и вычислять периметр прямоугольника разными способами.

Тип урока: открытие нового знания.

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная работа, работа в парах, группах, самостоятельная работа, работа с учеником.

Используемые методы:

Объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, проблемная ситуация.

Принципы обучения:

Наглядность, научность, доступность, активность, связь теории с практикой, комплексное решение задач образования, воспитание и развитие.

Используемые средства обучения:

- учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, ПК, проектор, презентация к уроку, чертёжные инструменты, листы формата А3, 8 фигур (многоугольники).

Конечный результат и система контроля.

Индивидуальный контроль учителя и самопроверка, самоконтроль.

Ход урока

 1.  Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Класс наш светлый и уютный,

Хорошо мы в нём живём.

Улыбнёмся же друг другу

И урок скорей начнём.

 

2.  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в  пробном учебном действии.

Устная разминка:

а) - Прочитайте числа: 24, 756, 200, 88, 391, 542, 817, 45, 420.

- На какие группы их можно разбить?  (круглые, чётные, нечётные,...)

б) - Устно продолжите ряды чисел, разгадав правило, по которому они записаны:

100, 90, 80, 70,...,...на доске

50, 100, 150, 200,...,...на доске

991, 981, 971, 961,...,...на доске

 

- А теперь послушайте загадку и определите тему урока.

Числа плюсом прибавляем

И ответ потом считаем.

Если «плюс», то, без сомнения,

Это действие - ... (сложение)  

- Тема урока «Сложение».

- Действительно, говорить на нашем уроке мы будем о сложении.

 - Я сейчас проведу блиц-опрос, и посмотрю, как вы ориентируетесь в этой теме.

Блиц-опрос

1.  Как называются компоненты действия сложения»? (1 слагаемое, 2 слагаемое)

2.  Как называется результат действия сложения? (сумма)

3.  Какое математическое действие является обратным действию сложения?

4.  Что записано на карточках? (выражения)

Слайд 3.

а+ b     a+(b+c)

b+a      (a+b)+c

5.  Какие вы видите выражения: числовые или буквенные? (буквенные)

6.  Какие свойства сложения вы знаете?

7.  Какая буквенная запись соответствует переместительному свойству, а какая сочетательному свойству сложения?

3. Формулировка темы и цели урока. Практическая работа.

Задание:

- Начертите ломаную линию в тетради по заданным параметрам: первое звено - 6 см, второе - 3 см, третье - 4 см, четвёртое - 7 см. Найдите длину ломаной линии. (Один ученик у доски) 6+3+4+7

- Можно ли по-другому вычислить длину ломаной?

- Как удобнее будет считать? 6+3+4+7=6+4+3+7

- Каким свойством сложения воспользовались?

- Вот мы и столкнулись с заданием, которое нам поможет уточнить тему урока и сформулировать цель урока.

- Тема урока: «Сложение трёх и более слагаемых»

- Цель: научиться находить значения выражений, где три и более слагаемых.

4. Изучение нового материала (работа в тройках)

Слайд 6.

- Рассмотрим картинку на стр. 84 учебника, она же есть и на слайде.

- Итак, давайте сначала разберемся, как ВОЛК  получил каждое выражение в цепочке, каким именно свойством сложения он пользовался каждый раз.

- Объясните, как получилось выражение 9+(4+6), каким свойством воспользовался ВОЛК?

(Сочетательным свойством сложения; в данном случае, чтобы к сумме 9 и 4 прибавить 6, можно к числу 9 прибавить сумму 4 и 6). Это и написал ВОЛК во второй строке.

- А как получилось выражение 9+(6+4)? Какое свойство использовалось? К каким числам оно применено?

(ВОЛК применил переместительное свойство сложения к числам 4 и 6, он их переставил и получил 6 и 4).

- Объясните, как получилось выражение (9+6) +4.

(К выражению 9+(6+4) ВОЛК применил сочетательное свойство сложения, только с «конца», переставив части формулировки свойства).

Теперь давайте проанализируем, что же у нас получилось. Какими способами можно найти значение выражения (9+4)+6?

  1. Сложить 9 и 4 и к результату прибавить 6.
  2. Сложить 4 и 6 и к числу 9 прибавить результат.
  3. Сложить 6 и 4 и к числу 9 прибавить результат.
  4. Сложить 9 и 6 и к результату прибавить 4.

- А теперь рассмотрим, как действовал ЗАЯЦ. Выражение (9+4)+6 представляет сумму 9+4 и 6. Какое первое слагаемое в этом выражении? (9+4).

- Какое второе? (6)

- На основании какого свойства получилось выражение 6+(9+4)?

( На основании переместительного свойства: слагаемые 9+4 и 6  ЗАЯЦ переставил).

- Объясните, как получилось выражение (6+9)+4?

- Объясните, как получилось выражение 4+(6+9)?

- Прочитайте текст в рубрике «Обрати внимание» на стр.84 учебника.

- Выражение, с которым мы работали, я запишу без скобок  9+4+6. Это выражение называют суммой трёх слагаемых.

- К какому выводу мы с вами пришли?

(Различные расстановки скобок не влияют на значение этого выражения. Перестановка любых чисел в сумме и их удачная группировка позволяют выбрать наиболее быстрый способ сложения)

 

 - Как в таком случае можно выполнять сложение? (В любом порядке)

5. Физкультминутка

Продолжение изучения нового материала

- Скажите, а так ли уж нам необходима эта тема?

- Где в повседневной жизни мы с ней сталкиваемся? (Дети рассуждают.)

- Давайте представим, что мы совершаем покупку в магазине. В магазине мы все видим этикетки, на которых написана цена товара, (на доске «ценники»)

25р.   45р.   72р.     28р.     64р.      36р.

- Все эти товары вам необходимо купить! Что вы скажете про их количество? (их много).

- За вами огромная очередь, продавец тоже спешит. Как вы будете считать стоимость своих покупок, чтобы не задерживать ни покупателей, ни продавца? У вас при себе есть только 300р. (Использовать сочетательное и переместительное свойство сложения.)

- В тетрадь запишите выражение, с помощью которого можно быстро узнать стоимость всего товара.

25+45+72+28+64+36=

70+100+100=270

- Так нужна ли в жизни наша сегодняшняя тема: сложение трех и более слагаемых?

6. Построение проекта выхода из затруднения. Самостоятельная работа.

- Перед вами – пример 1+2+3+4+5+6+7+8+9= (на слайде). Пример длинный. На его решение может уйти немало времени. Попробуйте, найти быстрое его решение, можете посоветоваться с соседом по парте.

1+2+3+4+5+6+7+8+9= (1+9)+(2+8)+(3+7)+(4+6)=40 (один ученик выходит к доске, все проверяют в тетради)

- К какому выводу вы пришли? ( Чтобы решить пример на сложение с большим количеством слагаемых, нужно слагаемые переставлять, пользуясь переместительным свойством и группировать их, пользуясь сочетательным свойством).

- Итак, мы пришли к выводу, что при сложении нескольких чисел их можно как угодно объединять в группы и переставлять (что переместительное и сочетательное свойство сложения позволяют сформулировать правило преображения сумм).

 

8. Самостоятельная работа. Работа в тетрадях на печатной основе

- Перед тем, как вы начнёте работать самостоятельно в тетради на печатной основе, проведём тест.

1.    Как называется свойство сложения, если числа меняются местами?
а) Переместительное
б) Сочетательное
2. Как называется свойство сложения: (а + б) + с = а + (б + с) ?
а) Переместительное
б) Сочетательное
3. Какой термин лишний?
а) Слагаемое
б) Множитель
в) Сумма

4.    Какое число лишнее?
а) 456
б) 76
в) 890
5.    Что не относится к единицам длины?
а
) Килограмм
б) Километр
в) Сантиметр
6. Как говорят про учеников, которые ответили на все вопросы  теста правильно?
а) Удальцы
б) Молодцы
в) Хитрецы

9. Рефлексия

Урок пора нам завершать.

Теперь должны мы вспомнить,

Что нового смогли узнать,

Что нужно нам запомнить.

- Какие математические свойства нам помогали на уроке находить сумму трёх и более слагаемых?

- Наш урок подходит к концу. Поделитесь своими впечатлениями.

(Дети проводят самооценку своей деятельности на уроке).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

24, 756, 200, 88, 391, 542, 817, 45, 420

Слайд 2

100, 90, 80, 70,...,... 50, 100, 150, 200,...,... 991, 981, 971, 961,...,...

Слайд 3

Тема урока «Сложение »

Слайд 4

Блиц-опрос

Слайд 5

а + b a+( b+c ) b + a ( a+b )+c

Слайд 6

Задание: Начертите ломаную линию в тетради по заданным параметрам: первое звено - 6 см, второе - 3 см, третье - 4 см, четвёртое - 7 см. Найдите длину ломаной линии.

Слайд 7

Тема урока: « Сложение трёх и более слагаемых » Цель : научиться находить значения выражений, где три и более слагаемых.

Слайд 8

(9+4)+6

Слайд 9

(9+4)+6 Сложить 9 и 4 и к результату прибавить 6.

Слайд 10

(9+4)+6 Сложить 4 и 6 и к числу 9 прибавить результат.

Слайд 11

(9+4)+6 Сложить 6 и 4 и к числу 9 прибавить результат.

Слайд 12

(9+4)+6 Сложить 9 и 6 и к результату прибавить 4.

Слайд 14

25р. 36р . 28р . 45р . 64р . 72р .

Слайд 15

1+2+3+4+5+6+7+8+9=

Слайд 16

Т ест 1. Как называется свойство сложения, если числа меняются местами? а) Переместительное б) Сочетательное 2 . Как называется свойство сложения: (а + б) + с = а + (б + с) ? а) Переместительное б) Сочетательное 3 . Какой термин лишний? а) Слагаемое б) Множитель в) Сумма 4.Какое число лишнее? а) 456 б) 76 в) 890 5.Что не относится к единицам длины? а) Килограмм б) Километр в) Сантиметр 6. Как говорят про учеников, которые ответили на все вопросы теста правильно? а) Удальцы б) Молодцы в) Хитрецы

Слайд 18

Урок пора нам завершать. Теперь должны мы вспомнить, Что нового смогли узнать, Что нужно нам запомнить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике по теме: "Связь между суммой и слагаемыми"

познакомить с взаимосвязью сложения и вычитания;  вывести правило нахождения неизвестного слагаемого;  закреплять умения решать примеры и задачи с использованием знаний таблицы сложения и вы...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"

Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....

Конспект урока по математике по теме " Связь между суммой и слагаемыми" 1 класс

Данный урок  по типу является уроком изучения новой темы...

Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)

Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...

Конспект урока по математике. Тема: "Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование умения решать задачи на нахождение третьего слагаемого, ознакомление с алгоритмом решения задач на нахождение третьего слагаемогоПланируемые результатыПредметны...

Конспект урока по математике Класс: 2 Математика (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (в 2 частях), Алышева Т.В.

Конспект урока по математикеКласс: 2   Математика (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (в 2 частях), Алышева Т.В.Тема: Компоненты вычитания. Вычитание вида: 16-2.Цели: ознакомле...