Конспект урока математики в 4 классе по теме: "Сложение и вычитание многозначных чисел" УМК "Планета Знаний"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Рубцова Ольга Александровна

Познавательные УУД:

 -  познакомить с алгоритмом письменного сложения и вычитания многозначных чисел; развивать вычислительные навыки  при выполнении сложения и вычитания шестизначных чисел в столбик.

Регулятивные УУД:

- учить планировать свои действия  при решении текстовых задач, выражений на порядок действий;  сравнении многозначных чисел; развивать логическое мышление.

Коммуникативные УУД:

- учить математически точно формулировать свои вопросы и ответы, строить речевые высказывания.

– формировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнера

Личностные УУД:

- воспитывать интерес к предмету, познавательную активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_skladyvaem_i_vychitaem_bolshie_chisla.docx32.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Складываем и вычитаем большие числа».

Цели: развивать универсальные учебные действия обучающихся.

Познавательные УУД:

 -  познакомить с алгоритмом письменного сложения и вычитания многозначных чисел; развивать вычислительные навыки  при выполнении сложения и вычитания шестизначных чисел в столбик.

Регулятивные УУД:

- учить планировать свои действия  при решении текстовых задач, выражений на порядок действий;  сравнении многозначных чисел; развивать логическое мышление.

Коммуникативные УУД:

- учить математически точно формулировать свои вопросы и ответы, строить речевые высказывания.

– формировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнера

Личностные УУД:

- воспитывать интерес к предмету, познавательную активность.

Оборудование: таблица разрядов и классов;  карточки для индивидуальной работы; ИКТ.

Ход урока:

  1. Вступление. Мотивация.

- Какой сегодня день?

- А знаете, что надо сделать, чтобы  на душе было тепло и светло, чтобы с удовольствием выполнять на уроке задания? Надо просто улыбнуться.

- Порадуйте своей улыбкой друг друга (в нашем классе сразу стало светлее!)  и с хорошим настроением приступим к работе.

2. Устный счёт

(Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний. Познавательные УУД: общеучебные.)

-А пока проверим вашу готовность к предстоящей работе.

Блиц-турнир «Горячая двадцатка».

  • как называются числа при сложении?
  • как называются числа при вычитании?
  • как называются числа при умножении? (множители, произведение)
  • как называются числа при делении? (делимое, делитель, частное)

-        как узнать на сколько одно число больше или меньше другого?

  • как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого?
  • что такое периметр?
  • как найти площадь?
  • что такое квадрат?
  • что такое прямоугольник?
  • Если к числу прибавить 0, то…(то число не изменится)?
  • Если из числа вычесть 0, то…(число не изменится)?
  • Разность двух одинаковых чисел равна…(0)
  • какое число получится при делении на 0?
  • сколько дней в году?
  • сколько кг в 1 т.?

- сколько ушей в классе у присутствующих? (шутка)

4.Закрепление вычислительного навыка

-Проверим, чья фирма умеет хорошо считать. Умение считать для фирм - это очень важно. Перед вами вот такие таблицы с номерами, с помощью этой таблицы вы должны будете оценить свою каждую работу по баллам.

-Итак, кто больше заработает на счет своего банка.

145000+38000 (183000)              335+665 (1000)            1263+135+137 (1535)

380000-163000 (217000)             974- 284 (690)              2324-1500+176 (1000)

(Тот, кто отвечает, получает дополнительный вопрос)

-Как называются числа при сложении? (слагаемые)

-Как называется результат сложения? (сумма)

- Как найти неизвестное слагаемое? (из суммы вычесть другое слагаемое)

-Как проверить сложение? ( вычитанием).

-Как называются числа при вычитании? ( уменьшаемое, вычитаемое, разность)

-Результат вычитания? (разность)

- Назови в своем примере уменьшаемое, вычитаемое. Как найти вычитаемое? (надо из уменьшаемого вычесть разность).

  1. Сообщение темы и целей урока

 (Коммуникативные УУД. Регулятивные УУД: действия по плану. Познавательные УУД: постановка и решение проблемы).

      - Ребята, кто из вас сформулирует тему урока? Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке? Каких целей постараемся достичь? (предположения обучающихся).

  1. Объяснение нового материала учителем на доске: 

( Познавательные, регулятивные УУД)

(главное – правильно записывать числа, чтобы единицы разрядов совпадали, вычислять начинаем с единиц)

                       

+16 765         _ 83 157

     3412             62043

-----------          ---------

  20 177            21 114

- Далее обучающиеся  самостоятельно выполняют сложение и вычитание по вариантам (I вариант – 2, 3 примеры на сложение и вычитание, II вариант – 4, 5 примеры),  объясняя свои действия. Работа по учебнику №1 с.36 (по одному ученику с каждого варианта – на доске по одному примеру на сложение и вычитание, остальные проверить с места).

(коммуникативные, регулятивные УУД)

Таблица разрядов и классов на доске (с переходом через разряды).

1 в.                                               2 в.

 +62 370      + 748 640                +649 804      + 804 500

   81 630             8 926                   506 379           96 725

-----------       -------------               ------------      ------------

 114 000         757 566                 1 156 183          901 225

_83 250            _ 16 371               _475 420         _ 731 845

       758               15 409                 194 396            641 751

-----------           -----------              ------------       --------------

  82 492                    962                  281 024              90 094

  1. –Молодцы! Вы хорошо справились с этим непростым заданием и вполне заслужили совершить небольшую виртуальную экскурсию в мир прекрасного, прежде чем мы перейдём к разбору и  решению задач.

Прочитайте задачу №6 на стр. 36, запомните числа, которые встретятся вам в условии задачи. (Презентация о крупнейших музеях России мирового уровня на интерактивной доске). Краткий рассказ учителя.

 (Познавательные, личностные УУД).

- На Дворцовой площади в самом центре Санкт-Петербурга расположен один из самых известных музеев не только в Северной столице, но и во всём мире. Он обладает огромной коллекцией картин и является одним из самых посещаемых музеев мира. А сколько экспонатов насчитывает коллекция музея,  мы  узнали из текста задачи (около 3 000 000). Если рассматривать каждую картину или экспонат (скульптуру, предметы прикладного искусства и др. произведения искусства) по 1 минуте, то потребуется 8 лет, чтобы осмотреть всю коллекцию! Для осмотра всех экспозиций необходимо пройти  20 км по залам Дворцов, т.к. музейный комплекс состоит из 5-ти зданий.  В единый комплекс входят Малый и Большой Эрмитаж, Эрмитажный театр, Новый Эрмитаж и самый известный из них – Зимний Дворец (на рисунке в учебнике и на слайде).

 -Далее мы побываем в Русском музее Санкт-Петербурга, который был основан по Указу императора Николая II ( портрет которого вы видите на экране, находится в одном из залов музея) и стал первым в России Государственным музеем русского изобразительного искусства.  Музей расположен в Михайловском  дворце. Сначала собрание музея насчитывало 1880 произведений живописи, скульптуры, графики и древнерусского искусства.  А сколько экспонатов в Русском музее сегодня? (узнали из условия задачи -  396 670 единиц хранения).

 - И, наконец, мы побываем в Государственной Третьяковской галерее, настоящей гордости России, расположенной в центре столицы нашей Родины – Москве, в бывшем доме братьев Третьяковых. Сначала это было частное, т.е. личное, собрание картин, а в конце 19 века передано в дар Москве для всеобщего обозрения.

- А в нашем родном городе Ульяновске можно совершить настоящие (не виртуальные) экскурсии в Ульяновский Областной Художественный Музей, Музей современного изобразительного искусства имени А.А.Пластова,  и Ульяновский Областной Краеведческий Музей им. И.А. Гончарова  и тоже встретиться с прекрасным.

6.Разбор и решение текстовой задачи из учебника, с. 36 №6 (1 ученик работает у доски, запись решения по действиям в столбик, с пояснением)

( Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

В Эрмитаже – 3 000 000 экспонатов

В Русском музее – 396 670 экспонатов

В Третьяковской галерее - ?, на 290 500 эксп. меньше, чем в Русском музее

Всего - ? экспонатов в 3-х музеях.

  1.  _ 396 670

     290 500

               106 170(экс.) – в Третьяковской галерее.

  1.    3 000 000

+    396 670

                106 170

             3 502 840(экс.) – всего.

Ответ: 3 502 840 экспонатов хранится в трёх музеях.

7. Физкультминутка.

8. Решение задачи выражением ( Регулятивные, коммуникативные УУД). 

(Прочитайте условие задачи №8 на стр. 37 (жужжащее чтение), затем 1 ученик  у доски с объяснением)

16 художников – по 6 картин каждый / в 3-х залах

В 1 зале - ?  картин.

6 . 16 : 3=32

Ответ: 32 картины в одном зале.

9. Парная работа

(Познавательные (общеучебные), коммуникативные (формулирование математически точных ответов), регулятивные (действие по плану, контроль и оценка)УУД).

Сравнение выражений № 7, СТР. 37:

I РЯД – 2 выражение

II  – 3 выражение (стр. 37 №7)

Проверка работы:

1 вариант

12 630 421 – 400 000 * 5 630 421 + 8 000 000 (меньше, на 1 400 000)

2 вариант

224 650 – 5 000 * 115 650 + 100 000 (больше, на 4 000)

 10. Повторение порядка действий в выражениях со скобками, №5 стр. 36 (2 столбик) по вариантам.

(регулятивные, познавательные УУД).

1 вариант

 361 487 – (120 500 + 85 539) = 361 487 + 206 039 = 567 526

2 вариант

117 214 – (537 621 – 446 800) = 117 214 – 90 821 = 26 393

11. Самостоятельная (индивидуальная) работа по карточкам (3 -  с заданиями повышенной сложности, 3 – на проверку вычислительных навыков по теме).

(Личностные, познавательные, регулятивные УУД).

  • . Программированный опрос.

Ответьте на вопросы программированного опроса самостоятельно. Если утверждение истинно, вы в карточке ставите плюс в соответствующей колонке, если ложно - минус.

(карточка ученика)

1

2

3

4

5

6

7

8

-

-

+

-

+

-

+

-

(презентация)

  1. 440+200=600
  2. 2км=200м
  3. 18 месяцев = 1год 6 месяцев
  4. 120*4= 840
  5. 4+5 –числовое выражение
  6. 150+х=260

Х=260-150

Х=111

  1. 300*10= 3000

5 кг400г-4кг 100г= 1 кг 200г  

12.  Итоги урока.

(Коммуникативные УУД, регулятивные УУД).

– Что нового узнали на уроке?

-  Чему учились сегодня?

 – Какая была цель урока?

- Достигли ли мы цели?

 - Что особенно запомнилось и заинтересовало?

– А что вызвало затруднения?

- Оцените свою работу на уроке (оценки с комментированием…)

13.  Домашнее задание:  с. 36 №, №3, 4; *№9-10(дополнительно по выбору)

(Познавательные, регулятивные УУД).

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8