Разработка интегрированного урока с презентацией по математике в 4 классе по теме "Решение логических и шахматных задач"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Интегрированный урок по математике в 4 классе по программе Л.В. Занкова.

Тема: "Решение логических и шахматных задач".

 Цель: сравнение и решение логических и шахматных задач разными способами; развивать логическое, агоритмическое, пространственное мышление; учить работать в группе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 4 классе

МЕЙКЕ Елена Викторовна, учитель начальных классов

Интегрированный урок по математике и шахматам

Тема: «Решение логических и шахматных задач»

Цель: сравнение и решение логических и шахматных задач разными способами; развивать логическое, алгоритмическое, пространственное мышление;  учить работать в группе.

Развивать на уроке УУД:

Познавательные УУД - включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Регулятивные УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция; оценка, волевая саморегуляция.

Коммуникативные. УУД - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: действие смыслообразования; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Оборудование: большие листы ватмана (1/2), фломастеры, учебник математики, тетради на печатной основе для 4 класса, листочки в клетку, сигнальные карточки со знаками «!» и «?», одна шахматная демонстрационная доска с фигурами, двенадцать переносных шахматных досок с фигурами, презентация.

Ход урока:

1 слайд 

I.  Организация класса. 

а) - Сегодня на нашем уроке математики и шахмат много гостей. Поприветствуем их и поздороваемся.    

-Наш класс: - «Апельсин».  Мы как дольки апельсина.

                                                   Мы дружны и неделимы.

2 слайд

б) – На уроке мы работаем в группах.

- Напоминаю правила работы в группах.

1. Капитаны организуют работу  секретаря, контролёра,  критика и докладчика в группе.

2. Если у группы появляются вопросы по решению задачи, капитан поднимает знак «?».

3. Ответы не выкрикивать, при готовности группы капитан поднимает знак  «!».

4. Если группа дала неверный ответ, слово получает  другая группа.

5. Докладчик группы выходит к доске и громко рассказывает  вариант решения задачи своей группы.

II. Постановка проблемы.

а) - Прочитайте задачи.

3 слайд

- Сравните.

- Чем похожи задачи?

- Чем отличаются?

б) – Попробуйте назвать тему нашего урока.

4 слайд

 в) - Можно ли шахматную задачу назвать логической? 

- Предлагаю в практической - исследовательской работе найти точный ответ на этот вопрос.

III. Работа по теме урока.

а) Решение логической задачи.

5 слайд

1)  -Прочитайте первую задачу.

- Решите.

- Подумайте и обсудите её решение в своей группе.

- Обсуждение заканчиваем, когда поднимется первый сигнал «!» об окончании работы.

1щелчок

2 щелчок

2) – Послушаем варианты ваших решений задачи.

Докладчики выходят к доске с рисунками и рассказывают свой вариант решения задачи.

- Какая группа  нашла такой же вариант решения?

 - У какой группы другое решение?

3)  Работа с учебником.

6 слайд

- Откройте учебники на стр. 4.

В №247 прочитайте  третью часть задания.  

- Обсудите решения этих вариантов задачи в группах.

- Какое количество яблок можно разделить между двенадцатью детьми?

-  Какая группа готова рассказать свой вариант решения? (11яблок разделить нельзя, а 10 яблок можно: 6 яблок на половинки и 4 яблока на три части)

4) Вывод

- Каким способом мы смогли решить эту задачу? (с помощью рисунка)

- Сравните данные первой задачи и второй.

- Какое число яблок и детей может быть в следующей задаче? 5 яблок поделили между 6 мальчиками; 10 яблок – между 12 детьми.  Найдите закономерность. (15яблок и 18 детей)

- Молодцы.

Физминутка.

 «Руки-ноги»  По одному хлопку ученики поднимают руки (а  если они уже подняты, то руки опускают), по двум хлопкам встают (или, если ученики уже стояли, садятся).

б) Решение шахматных задач.

7 слайд

- Какая вторая задача? (шахматная)

1)  Задача № 1 (№79)

 8 слайд

- Решите её.

1щелчок

2 щелчок

Работают аналогично: обсуждают решение, докладчики у доски представляют вариант решения своей группы.

2) Задача №2 (№117)

9 слайд

1щелчок

2 щелчок

3) Задача №3.

10 слайд

1щелчок

2 щелчок

Физминутка.

Первая команда: «Все встали!»

Вторая команда — «Посмотрели на потолок»

Третья команда — «Тихо сели за парты, внимание к доске»

IV. Рефлексия.

11 слайд

- Что общего у логических и шахматных задач? (Логические задачи бывают однотипными, решаются по одному алгоритму, а есть  задачи  только с одним способом решения) 

- Чем отличаются задачи?

- Можно ли шахматную задачу назвать логической?

- Какие задачи вам интересней решать?

V.  Работа в тетрадях на печатной основе.

12 слайд

- Откройте тетради на странице 9, прочитайте задачу № 19.

- А эта задача логическая или шахматная?

- Почему?

- Подумайте и обсудите её решение в своей группе.

1щелчок

2 щелчок

13 слайд   (рисунок в тетради)

- Какая группа может предложить свой вариант решения?

VI.   Домашнее задание.

14 слайд

- Дома постарайтесь найти другие способы решения этой задачи (стр. 9, №19)

VII. Окончание урока.

15 слайд

- Вы все были дружными, активными, проявили ум и смекалку. Спасибо вам за работу.

1щелчок

2 щелчок

- Урок окончен.