Занятие "Умники и умницы"
план-конспект занятия по математике (2 класс) на тему

Доктугу Эллада Дармажаповна

Разработка занятия внеурочной деятельности по математике для 2 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Концентрация внимания.

Цель: Развитие концентрации внимания. Логически – поисковые задачи.

           Развитие зоркости и внимания. Лабиринты. Графические диктанты

Планируемые результаты:

Регулятивные:   Формирование общей способности искать и находить новые  решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. 

Познавательные: Различать, называть объекты государственной символики; анализировать информацию учебника; формулировать выводы из изученного; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свой достижения.

Коммуникативные: Ставить вопросы и обращаться за помощью.

Личностные результаты:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве

Оборудование:  карточки из приложения № 2.

Ход занятия

1. «Мозговая гимнастика»

Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны  в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

•Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает  устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной  плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем   обеими руками.

  «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

«Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

2. Разминка

  • Назовите всегда твёрдые согласные звуки, ([ш], [ж], [Ц])
  • Вспомните названия компонентов при сложении. (Слагаемое, слагаемое, сумма.)
  • У Миши 3 пары варежек. Сколько варежек на левую руку? (3.)
  • Во дворе куры. У всех кур 10 ног. Сколько кур во дворе? (5.)
  • В люстре 7 лампочек, 5 из них перегорели. Сколько лампочек надо заменить? (5.)

Кто это? Что это?

  • Самый смешной артист цирка. (Клоун.)
  • Воздушное пространство, где летают птицы. (Небо.)
  • Вытянутый круг. (Овал.)
  • Надутая домашняя птица. (Индюк.)
  • Цепочка верблюдов, движущаяся в пустыне. (Караван.)

3. Развитие концентрации внимания

Задание № 1. Игра «Внимание». С данной игры будет начинаться почти каждое занятие, так как умение запомнить увиденное и точно воспроизвести, подмечая детали, очень важно и пригодится на всех занятиях.

Можно порекомендовать предварительно изобразить очертания фигуры рукой в воздухе и только потом перенести изображение на бумагу.

Сначала в течение 5 секунд (на счёт: один, два, три, четыре, пять - про себя) взрослый показывает две карточки из приложения № 2. Установка: запомните как можно точнее увиденные изображения и зарисуйте в первых двух рамках. Дети «рисуют» каждую фигуру в воздухе, а затем - на бумаге. Аналогично проводится работа (1 двумя другими карточками. Затем обязательно следует Проверка и исправление ошибок, если они допущены.

Задание № 2. Перед выполнением этого задания попросите детей сесть прямо, руки сцепить в «замочек» за спиной  стула. Установка: не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют цифрам и прочитайте слова. Ответ: бабочка, колодец

Задание  3. Сосчитайте зонтики. Проверка: сколько зонтиков на рисунке? Как проверить, что никакой зонтик не пропустили при счёте и не сосчитали дважды? (Пронумеровать или отмечать каким-либо знаком при счёте.) Ответ: 8 зонтиков.

Задание 4. Посмотрите на квадрат. В одной из клети сидит бабочка. Я вам буду рассказывать, как она нам двигается, а вы не прикасаясь рукой к таблице, лишь  следя глазами, должны узнать, в какую клетку она перелетела. И  нарисовать её там. Каждый раз бабочка начинает свой путь из исходной клетки. Итак, путь первый: 1 клетка вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх- рисуем бабочку.

- Все справились? Кто не успел? Старайтесь!

Путь второй:  

2

1

3

2 клетки вправо, 2 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 вправо, 3 вверх –рисуем бабочку

Путь третий: 1 влево, 1 вверх, 2 вправо, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 2 вниз- рисуем бабочку.

4. Весёлая переменка

А сейчас отдохнём. Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это же время правой рукой делайте круговые движения по животу. Действия выполняйте одновременно.

  1. Логически-поисковые задания

Задание №5. В очереди за мороженым стоит 13 человек. Федя стоит седьмым от начала очереди. Каким по счёту он стоит от конца очереди? Ответ: седьмым.

Задание М 6. Лестница состоит из 15 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине лестницы? Ответ: на восьмую.

Задание № 7. Игра «Прочитай анаграмму». Такие задания встречались ребятам в 1 классе. Назывались они: «Отгадай зашифрованное слово». Это задание способствует не только развитию умения «играть» со словом, расшифровывая анаграммы, но и учит обобщать, анализировать, сопоставлять, наблюдать и так далее.

СПРАВКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

АНАГРАММА - (греч. апа...пере...+ gramma буква) - слово или словосочетание, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово, например: «мука» - «кума». (Словарь русского языка в 4 томах. - М.: Русский язык, 1984.)

А) Какое слово получилось? (ЁЛД - ЛЁД) Как вы думаете, с каким из трёх слов: «камень», «вода», «песок», может быть связано слово «лёд»? (Со словом вода, так как лёд - это замёрзшая вода.) Какой значок стоит около слова «вода»? (Квадратик.) Следовательно, раз около слова «вода» стоит значок «квадратик», а лёд - это замёрзшая вода, то около слова «лёд» мы тоже нарисуем «квадратик».

Б) Решение: зашифровано слово «врач», он работает в больнице, следовательно, рисуем значок «квадратик».

Задание № 8. Замените одну из согласных в слове буквой «Н» и получите новые слова. Вспомните, как мы отличаем гласные от согласных? Ответ: лён, слон, сон, сын, рана, сено, нора, ноль, мина.

СПРАВКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Есть звуки гласные, а есть согласные. Если воздуху приходится прорываться через преграды, которые устраивают губы, зубы, а иногда и нос, то образуются согласные. Согласные никак нельзя пропеть, они не похожи на музыкальные тоны, это скорее шумы. Названы они, надо прямо сказать, не очень удачно. Но языки всего мира не очень любят отказываться от уже придуманных названий. По мнению изобретателей слона «согласный», его предназначение состоит не в «соглашательстве» с гласным, а в том, что согласный можно произнести только с гласным. Сосед - тот, кто сидит с со-седом. Согласный звук - тот, который обязательно должен произноситься рядом со-гласным. Все согласные звуки немножко похожи друг на друга. Чтобы произнести их, нужно рот закрыть (хоть чуточку, а нужно). Из-за этого шум получается. Но шумят согласные по-разному. (В. Волина. «Весёлая грамматика». - М.: Знание, 1995.)

  1. Коррегирующая гимнастика для глаз

«Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средний линии лица, медленно приближать палец, не сводя с наго глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.

Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

«Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и  вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша.

«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

7. Логические задачи на развитие аналитических способностей

и способности рассуждать

Задание № 9. Ребятам встречались такие задания в 1 классе. Они направлены на развитие способности рассуждать, то есть в понимании отношений между данными, приведёнными в условии задачи. Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени. Лиза, Галя и Нина жили в разных домах. Дом № 1 - высокий каменный, № 2 - высокий деревянный, № 3 - невысокий каменный. В каких домах жили девочки, если Галя и Нина жили в высоком, а Нина и Лиза - в каменном? Ответ: Галя - в высоком деревян ном, Нина - в высоком каменном, Лиза - в невысоком каменном.

Задание №10. Найди закономерность, впиши номер нужной фигуры. Они направлены на развитие способности ребёнка анализировать, то есть разбирать условие задачи и требований к нему, выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Способность анализировать проявляется в возможности выделить в явлении разные стороны, в умении вычленять в предмете конкретные особенности. Посмотрите на рисунок. В нём две части: левая - в прямоугольнике и правая. Вы должны внимательно рассмотреть все рисунки н левой части, нарисованные по определённому плану, и подумать, какой рисунок из правой части надо поместить в пустой прямоугольник. Ответ: № 5.

8. Итог. Рефлексия.

- Какое задание вам понравилось?

- Справились ли вы со всеми заданиями?

- Оцените свою работу с помощью смайликов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Умники и умницы" по теме: "Здоровый образ жизни"

Игра "Умники и умницы" в рамках Недели начальной школы по теме: "Здоровый образ жизни"...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме "Встреча со сказкой"

Конспект внеклассного мероприятия по чтению в форме интеллектуальной игры "УМНИКИ И УМНИЦЫ", по теме "В мире сказок"для учащихся 2-4 класса.  Игра проходит в три этапа: пролог(отборочный тур...

Сценарий праздника "Умники и умницы."

Данное мероприятие проведено на городском уровне для отличников учёбы и победителей городской олимпиады. Задания, предлагаемые участникам мероприятия, раширяют кругозор предметных знаний, развивают по...

Конкурс " Умники и умницы" (презентация)

Познавательный конкурс для учащихся 3-4 классов....

Программа "Умникам и умницам" 1, 2 класс (На основе программы О.Холодовой "Юным умникам и умницам")

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования при работе  с учащимися 1, 2 класса, внедряющих ФГОС начального общего образования....

Математический КВН "Умники и Умницы" для младших школьников. Презентация к познавательной игре "Умники и Умницы"

Математический КВН "Умники и Умницы", проведен в форме познавательной игры. Цель мероприятия, показать внеклассную работу по ФГОС - системно-деятельностный подход в нчальной школе....

Внеклассное мероприятие по математике "Умницы и умницы"

Цели мероприятия: развитие математических способностей учащихся,...