Календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по математике (2 класс) на тему

Бальчир Валерия Александровна

Календарно-тематическое планирование по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matem_poyasnit.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Математика» разработана на основе авторской программы для 2 класса В. Н. Рудницкой – М.: Вентана-Граф, 2009.

Программа рассчитана на 136 часов, 5 часов в неделю.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом «Начальная школа XXI века»:

Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика: учебник для 2 кл. в 2 частях – М.: Вента-Граф, 2009.

Рудницкая В. Н. Рабочие тетради «Математика» № 1, 2. 2 кл. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Дружим с математикой: коррекционно-развивающие тетради – М.: Вентана-Граф, 2010.

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова). – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольная работа.

В авторскую программу изменения не внесены.

            Важнейшими целями обучения во втором классе являются создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.

          Реализация в процессе обучения первой цели связана прежде всего с организацией работы по развитию мышления ребенка, формированием его творческой деятельности.

          В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определенным объемом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах. Однако постановка цели — подготовка к дальнейшему обучению — не означает, что курс является пропедевтическим. Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что именно на этой ступени у учащихся должно начаться формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.

           В связи с этим в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение математического опыта младших школьников за счет включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе; развитие интереса к занятиям математикой.

             Сформулированные принципы потребовали конструирования такой программы, которая содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание обучения. Понятийный аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура.

      Особенностью структурирования программы является раннее ознакомление учащихся с общими способами выполнения арифметических действий. При этом приоритет отдается письменным вычислениям. Устные вычисления ограничены лишь простыми случаями сложения, вычитания, умножения и деления, которые без затруднений выполняются учащимися в уме. Устные приемы вычислений часто выступают как частные случаи общих правил.

       Обучение письменным приемам сложения и вычитания начинается во 2 классе.

        Изучение величин распределено по темам программы таким образом, что формирование соответствующих умений производится в течение продолжительных интервалов времени.  Во втором классе вводится метр и рассматриваются важнейшие соотношения между изученными единицами длины.

         Понятие площади фигуры — более сложное. Однако его усвоение удается существенно облегчить и при этом добиться прочных знаний и умений благодаря организации большой подготовительной работы, начатой во 2 классе. Идея подхода заключается в том, чтобы научить учащихся, используя практические приемы, находить площадь фигуры, пересчитывая клетки, на которые она разбита.

          Во 2 классе, т. е. раньше, чем это делается традиционно, вводится правило нахождения площади прямоугольника. Такая методика позволяет добиться хороших результатов: с полным пониманием сути вопроса учащиеся осваивают понятие «площадь», не смешивая его с понятием «периметр», введенным ранее.

Программой предполагается некоторое расширение представлений младших школьников об измерении величин: в программу введено понятие о точном и приближенном значениях величины. Суть вопроса состоит в том, чтобы учащиеся понимали, что при измерениях с помощью различных бытовых приборов и инструментов всегда получается приближенный результат; поэтому измерить данную величину можно только с определенной точностью.

          Обучение решению арифметических задач с помощью составления равенств, содержащих буквы, ограничивается рассмотрением отдельных их видов, на которых иллюстрируется суть метода. Важной составляющей линии логического развития ребенка является обучение его действию классификации по заданным основаниям и проверка правильности выполнения задания.

          В программе четко просматривается линия развития геометрических представлений учащихся. Дети знакомятся с наиболее распространенными геометрическими фигурами (круг, многоугольник, отрезок, луч, прямая, куб, шар и др.), учатся их различать. Большое внимание уделяется взаимному расположению фигур на плоскости, а также формированию графических умений — построению отрезков, ломаных, окружностей, углов, многоугольников и решению практических задач (деление отрезка пополам, окружности на шесть равных частей и пр.).

       Большую роль в развитии пространственных представлений играет включение в программу понятия об осевой симметрии. Дети учатся находить на картинках и показывать пары симметричных точек, строить симметричные фигуры.

При выборе методов изложения программного материала приоритет отдается дедуктивным методам. Овладев общими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных учебных задач.

Математика (136 часов, 4 часа в неделю)

урока

Тема урока

Часы планового прохождения

Дата

проведения

Примечание

1 – 2.

Числа 10, 20, 30, …, 100

2

3 – 5.

Двузначные числа и их запись

3

6 – 8.

Луч и его обозначение

3

9 – 10.

Числовой луч

2

11.

Закрепление. Двузначные числа. Луч

1

12 – 13.

Метр. Соотношения между единицами длины

2

14.

Закрепление. Единицы длины

1

15 – 16.

Многоугольник и его элементы

2

17.

Контрольная работа №1

«Запись и сравнение двузначных чисел. Луч»

1

18 – 20.

Сложение и вычитание вида 26 + 2; 26 + 10

3

21 – 23.

Запись сложения столбиком

3

24 – 26.

Запись вычитания столбиком

3

27 – 29.

Сложение двузначных чисел (общий случай)

3

30.

Контрольная работа № 2

«Сложение  двузначных чисел»

1

31 – 32.

Вычитание двузначных чисел (общий случай)

2

33.

Закрепление. Вычитание двузначных чисел

1

34.

Контрольная работа № 3

«Сложение и вычитание двузначных чисел»

1

35 – 36.

Периметр многоугольника

2

37 – 39.

Окружность, её центр и радиус

3

40 – 41.

Взаимное расположение фигур на плоскости

2

42.

Умножение и деление на 2

1

43.

Половина числа

1

44.

Закрепление

1

45 – 46.

Умножение и деление на 3

2

47.

Треть числа

1

48.

Закрепление

1

49.

Контрольная работа № 4 «Умножение и деление на 2 и 3»

1

50 – 51.

Умножение и деление на 4

2

52.

Четверть числа

1

53.

Закрепление

1

54 – 55.

Умножение и деление на 5

2

56.

Пятая часть числа

1

57 – 58.

Контрольная работа № 5

2

59 – 60.

Умножение и деление на 6

2

61 – 62.

Шестая часть числа

2

63 – 64.

Закрепление

2

65.

Контрольная работа № 6  

«Периметр фигуры»

1

66 – 67.

Площадь фигуры

2

68 – 69.

Единицы площади

2

70 – 71.

Умножение и деление на 7

2

72 – 73.

Седьмая часть числа

2

74.

Закрепление

1

75 – 76.

Умножение и деление на 8

2

77 – 78.

Восьмая часть числа

2

79.

Закрепление

1

80.

Контрольная работа № 7 «Табличные случаи умножения и деления»

1

81 – 82.

Умножение и деление на 9

2

83 – 84.

Девятая часть числа

2

85.

Закрепление

1

86 – 89.

Решение задач на кратное сравнение

4

90.

Контрольная работа № 8 «Решение задач на кратное сравнение»

1

91 – 95.

Решение задач на уменьшение и увеличение в несколько раз

5

96.

Закрепление

1

97.

Контрольная работа № 9

Итоговая

1

98 – 100.

Нахождение нескольких долей числа

3

101.

Закрепление

1

102 – 104.

Название чисел в записях действий

3

105 – 107.

Числовые выражения

3

108 – 109.

Составление числовых выражений

2

110.

Закрепление

1

111.

Контрольная работа № 10

«Числовые выражения»

1

112.

Угол

1

113.

Прямой угол

1

114 – 115.

Прямоугольник

2

116.

Квадрат

1

117 – 118.

Свойства прямоугольника

2

119.

Контрольная работа № 11

«Углы»

1

120 – 121.

Площадь прямоугольника

2

122.

Закрепление

1

123 – 124.

Повторение

2

125

Контрольная работа № 12 «Решение задач»

1

126 – 136.

Резервные уроки

Контрольная работа № 13 (административная)

11

Содержание программы

Элементы арифметики

Сложение и вычитание в пределах 100

Чтение и запись двузначных чисел цифрами.

Числовой луч. Сравнение чисел с использованием числового луча.

Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел (двузначных и однозначных чисел) с помощью цветных палочек Кюизенера.

Поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел, в том числе с применением микрокалькулятора.

Таблица умножения однозначных чисел

Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления.

Доля числа. Нахождение одной или нескольких долей данного числа.

Умножение и деление с 0 и 1. Свойство умножения: умножать числа можно в любом порядке.

Отношения «меньше в ...» и «больше в ...». Решение задач на увеличение или уменьшение числа в несколько раз.

Выражения

Названия компонентов действий сложения, вычитания, умножения и деления.

    Числовое выражение и его значение. Числовые выражения, содержащие скобки. Нахождение значений числовых выражений. Составление числовых выражений.

Величины

Единица длины метр и ее обозначение: м. Соотношения между единицами длины (1 м = 100 см, 1 дм = 10 см, I м = 10 дм). Сведения из истории математики: старинные русские меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая саженъ) и массы (пуд).

Периметр многоугольника и его вычисление. Правило вычисления площади прямоугольника (квадрата).

Практические способы нахождения площадей фигур, единицы площади: квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный метр и их обозначения (дм2, см2, м2).

Геометрические понятия

Луч, его изображение и обозначение. Принадлежность точки лучу.

Взаимное расположение на плоскости лучей и отрезков.

Многоугольник и его элементы: вершины, стороны, углы. Окружность; радиус и центр окружности. Построение окружности с помощью циркуля. Взаимное расположение фигур на плоскости.

Угол. Прямой и непрямой углы.

Прямоугольник (квадрат), Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника.

Практические работы. Определение вида угла (прямой, непрямой), нахождение прямоугольника среди данных четырехугольников с помощью модели прямого угла.

Формы и средства контроля:

I

II

III

IV

Всего

Контрольная  работа

3

3

3

4

13

Перечень учебно-методических средств обучения:

1. Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика: учебник для 2 кл. в 2 частях – М.: Вента-Граф, 2009.

2. Рудницкая В. Н. Рабочие тетради «Математика» № 1, 2. 2 кл. – М.: Вентана-Граф, 2010.

3. Дружим с математикой: коррекционно-развивающие тетради – М.: Вентана-Граф, 2010.

     Литература основная:

1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова). – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2008.

2.  Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В.  Математика: 2 класс: Методика обучения. - М.: Вентана-Графф, 2008.

3.  Рудницкая В.Н. Математика: 2 класс: Дидактические материалы. – В 2 ч. - М.: Вентана-Графф, 2009.

        Литература дополнительная:

1.  Учим математику с увлечением. 1-4 кл / Авт.-сост. А.В. Кочергина, Л.И. Гайдина .- М. : 5 за знания, 2007.

2.Математика для начальных классов. 1 – 4 / Авт. – сост. А.С. Лисовский. – М.: Просвещение , 2008.

3. Максимова Т.Н. Сборник текстовых задач по математике: 2 класс. – М.: ВАКО, 2010.

4 Олимпиадные задания.2 -4 класс: Математика /Авт. – сост. Г.В. Раицкая. 3 – е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,. 2009.

Оборудование и приборы: ПК, медиапроектор, диски с обучающими программами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....