Урок математики. Площадь прямоугольниика 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Машина Алия Вакильевна

Цель: - создание условий для личностной самореализации каждого ученика в процессе изучения темы «Площадь прямоугольника», формирование способностей к самостоятельному построению новых способов действий, развитию образовательных, коммуникативных, рефлексивных компетенций у участников образовательного процесса.

Задачи:

  • вовлекать учащихся в учебную деятельность;
  • формировать представление о единице измерения площади фигур – квадратный сантиметр;
  • организовать работу учащихся по нахождению правила вычисления площади прямоугольника;

·         закреплять знания таблицы умножения;

  • способствовать развитию критического мышления, совершенствованию вычислительных навыков, математическую речь, умение решать задачи;
  • формировать интерес к математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx996.31 КБ
Файл prilozhenie-_test.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7

153 510 Ивановская область, г.Кохма, ул.8 - Марта, д.1, тел. 55-14-92

Телефон для связи и Е- mail   (4932) 55-14-92    sch7-kohma@mail.ru

Конспект урока МАТЕМАТИКИ

в 3 классе на тему: «Площадь прямоугольника»

Педагог: Клопова  Алия  Вакильевна

Тема урока: Площадь прямоугольника

Тип урока: изучение нового материала

Цель: - создание условий для личностной самореализации каждого ученика в процессе изучения темы «Площадь прямоугольника», формирование способностей к самостоятельному построению новых способов действий, развитию образовательных, коммуникативных, рефлексивных компетенций у участников образовательного процесса.

Задачи:

  • вовлекать учащихся в учебную деятельность;
  • формировать представление о единице измерения площади фигур – квадратный сантиметр;
  • организовать работу учащихся по нахождению правила вычисления площади прямоугольника;
  • закреплять знания таблицы умножения;
  • способствовать развитию критического мышления, совершенствованию вычислительных навыков, математическую речь, умение решать задачи;
  • формировать интерес к математике.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • находить площадь фигуры, используя единицу измерения площади – квадратный сантиметр;
  • решать текстовые и геометрические задачи;
  • совершенствовать вычислительные навыки, умения решать уравнения, сравнивать.

Метапредметные:

  • принимать план действий для решения учебных задач и действовать ему;
  • понимать и строить модели математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
  • высказывать и обсуждать предположения, осуществлять самопроверку с помощью учебника.

Личностные:

  • проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения;
  • понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности;
  • анализировать свои действия и управлять ими.

Межпредметные связи: Технология, тема «Упаковка подарков», изготовление плоскостных изделий из бумаги, экономная разметка деталей, разметка заготовок деталей по шаблонам и с помощью разметочных инструментов. Русский язык, тема «Однокоренные слова», окружающий мир, тема «Космос».

Ресурсы урока: Учебник, ч.1, с.60-61; рабочая тетрадь; канцелярские принадлежности, рабочая программа; интерактивная доска, карточки с заданиями для работы в группах.

Ход урока

Формируемые УУД

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

                                              Мотивация познавательной деятельности

Цель:

- установить эмоционально доверительный контакт;

- создать благоприятную психологическую атмосферу;

- вовлекать учащихся в учебную деятельность.

Регулятивные УУД

(самоконтроль)

Коммуникативные УУД

Метапредметные УУД        

                   Эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте наших гостей!

- А сейчас возьмитесь за руки, покажите друг другу готовность работать дружно, сжимая ладонь соседа:

                                  Все за одного…

               

               

- Ребята, сегодня мы с вами будем работать в группах постоянного состава (вспоминаем правила работы в группах), в наш класс пришло необычное письмо (показываю письмо, зачитываю).

- Ведь мы с вами добрые детишки, поможем Прямоугольнику с планеты Прямоуголия!

- Что нужно, чтобы отправиться в космос?

- У нас он есть?

- Ребята, я предлагаю вам поработать конструкторами. Полина, возьми словарь Ожегова (с моего стола) и найди там определение слову конструктор.

Формирование команд

- Пока Полина работает со словарём, нам с вами нужно выбрать капитанов, которые сейчас выйдут ко мне, чтобы вытянуть название своего конструкторского бюро.

- Настя готовила дома проект по названиям ваших команд. Выходи к нам!

1 – «Вымпел» - советское, затем российское предприятие по разработке авиационного вооружения. Расположено в городе Москва.

2 – «Факел» - предприятие российской ракетно-космической промышленности, расположенное в г. Химки Московской области.

3 – «Радуга» - является одним из мировых лидеров в области создания высокоточного ракетного оружия. Расположено в городе Дубна.

4 – «Арсенал» - конструкторское бюро, образованное 21 ноября 1949 года. Ведёт свою историю с основанных Петром I в 1711 году «Пушечных литейных мастерских».

- Итак, с названиями конструкторских бюро мы определились. Но прежде чем начать работать, посмотрите на доску (слайд 1). Скажите, какими качествами должен обладать конструктор и для каких целей это ему необходимо?

C:\Users\Марат\Desktop\1.jpg

Слайд 2 с правильной информацией:

C:\Users\Марат\Desktop\0.jpg

- Молодцы, ребята! И, конечно же, конструкторам необходимо хорошее настроение. Я его вам желаю!

- Посмотрите, у вас на парте есть предметы. Что вы видите?

- Сгруппируйте данные фигуры.

- По какому признаку группировали?

- Какая фигура лишняя?

- Почему лишняя фигура именно пятиугольник?

- Сколько углов у пятиугольника?

- Пять! Да. И я желаю вам получать побольше пятерок!

- Конструируем летательный аппарат из оставшихся фигур!

Приветствуют учителя, друг друга и гостей.

Проговаривание:

                           …А один за всех.

Тогда и в деле будет успех

Работать дружно, шёпотом, распределить обязанности, показать готовность.

Ответы детей: летательный аппарат, ракета.

Ответы детей: нет.

Индивидуальная работа одного ученика.

Капитаны вытягивают карточки с названиями бюро-команд. Один ученик рассказывает по словарю о значении слова конструктор.

Проектная деятельность.

Примерный ответ: наблюдательность, внимательность, сообразительность, аккуратность и точность нужны настоящему конструктору для того, чтобы выполнять свою работу на отлично, ведь от работы конструктора зависит, как пройдёт полёт в открытый космос, зависит жизнь и безопасность людей.

Ответы детей: геометрические фигуры.

Группировка фигур: треугольники, четырёхугольники.

Ответы детей: по количеству углов.

Ответы детей: пятиугольник.

Ответы детей: все фигуры имеют пары, пятиугольник один.

Ответы детей: пять.

Конструируют аппарат.

                                             Актуализация знаний. Формулирование темы урока

Цель:

- сформировать тему и учебную задачу на основе создания проблемного вопроса;

- закреплять знания таблицы умножения;

- организовать работу учащихся по нахождению правила вычисления площади прямоугольника;

Познавательные УУД

Поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД

Осознание и выделение  того, что уже усвоено.

Общеучебные УУД

Умение работать с текстом. Анализировать и обобщать.

Метапредметные УУД

Формирование исследовательской деятельности. Умение проводить анализ, сравнение, обобщение.

- Молодцы, ребята!

- Раз мы конструкторское бюро, мы не можем отправиться в полёт, не убедившись, что не допустили ошибок, мы должны всё делать точно. Давайте повторим свойства геометрической фигуры, которая служит корпусом для нашей ракеты. Что это за главная фигура в ракете?

- Давайте повторим свойства прямоугольника.

- Давайте найдём периметр этого прямоугольника. Что такое периметр?

- По какой формуле находится периметр прямоугольника?

- Вычислим периметр нашего прямоугольника в группах. Капитан измеряет, все вычисляют. Не забывайте про правила работы в группах.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Чему равен периметр?

- У всех групп так?

- Теперь мы можем отправиться в полёт, чтобы помочь необычному человечку с планеты Прямоуголия.

- Итак, пристегнули ремни безопасности, идёт отсчёт времени, считаем вместе: 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск (видеозапись).

Устный счёт

- Посмотрите, на нашем пути возникло препятствие – метеориты. Давайте его разрешать.  Слайд 3:

 - Что получилось?

Слайд 4 с правильной информацией:

- Молодцы! Какая же тема у нашего урока?

- А разве мы не умеем находить площадь прямоугольника?

- Как?

- Ребята, а если брать настоящую деталь ракеты. Корпус ракеты занимает очень большое пространство, неужели настоящие конструкторы космических аппаратов используют палетку для определения площади?! Это неудобно.

- А может, есть более рациональный способ нахождения площади прямоугольника.

- Давайте поставим перед собой цель урока.

- Молодцы. Будем работать дружно, и у нас всё получится.

Исследование.

- А теперь давайте проведём исследование. Возьмите карандаш и линейку. Разделим прямоугольник-корпус нашей ракеты на квадраты площадью 1см2 и узнаем, сколько всего таких квадратов в нём уложилось.

- Что такое квадратный сантиметр?

- Сколько уложилось квадратов площадью 1 см2 по длине?

- Значит, какова площадь такой полоски?

- При ширине прямоугольника 4 см сколько раз в нём уложиться такая полоска?

- Догадались, как посчитать сколько квадратов площадью 1 см2 уложиться во всём этом прямоугольнике? Как?

- Молодцы! Что мы сейчас сделали?

- Прочитаем вывод в учебнике и сравним его с нашим выводом.

Вывешиваю формулу нахождения площади прямоугольника: S = a . b

- Нам нужно набраться сил для дальнейшего полёта.

Физкультминутка.

В путешествие  летали,

Очень сильно мы устали.

Отдых наш - физкультминутка.

Занимай свои места:

Шаг на месте. – Левой, правой!

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз, два, раз, два!

И под ноги не смотрите

Раз, два, раз, два!

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите,

Раз, два, раз, два!

Опустили руки вниз.

И на место садись!

- Продолжаем полёт, нам нужно помочь нашему новому знакомому.

Ответы детей: прямоугольник.

Ответы детей: все углы прямые, противоположные стороны равны.

Ответы детей: это сумма длин всех сторон.

Ответы детей: P = (a + b) . 2 (на доске формула)

Записывают число, классная работа, вычисляют периметр.

Ответы детей: 14 см. 

Показывают готовность группы.

Отсчёт времени, выполняем движения.

Решают примеры на табличное умножение.

Ответы детей: тема нашего урока «Площадь прямоугольника».

Ответы детей: умеем.

Ответы детей: с помощью палетки или расчерчиваем фигуру на квадратные сантиметры.

Ответы детей: найти более рациональный способ вычисления площади прямоугольника.

Проводят исследование под руководством учителя.

Ответы детей: единица измерения площади.

Ответы детей: по длине уложилось 3 квадрата площадью 1 см2 .

Ответы детей: площадь такой полоски 3 см2 .

Ответы детей: 4 раза.

Ответы детей (исследование): 3 . 4 = 12 (см2 ). Ответ: площадь прямоугольника 12 см2 .

Ответы детей: нашли более рациональный, инновационный способ вычисления площади.

Читаем вывод в учебнике.

Выполняют движения.

Организация познавательной деятельности

Цель:

- формировать представление о единице измерения площади фигур – квадратный сантиметр;

- способствовать развитию критического мышления, совершенствованию вычислительных навыков, математическую речь, умение решать задачи;

- формировать интерес к математике.

Познавательные УУД

Выделение необходимой информации  

Регулятивные УУД

Осознание и выделение  того, что уже усвоено.

Практическая работа.

- Ребята, а тем временем мы прилетели на планету Прямоуголия. И встречает нас тут наш знакомый Прямоугольник, который просит нас ему помочь: ему нужно сконструировать из пяти деталей прямоход, чтобы общая его площадь составляла 46 см2 .

Помогите ему это сделать.

- Ребята, у вас на партах лежит конверт с деталями для прямохода.

-Сколько там деталей?

- Сколько вас в группах?

- Значит, каждый вычисляет площадь одной из фигур, капитан распределит обязанности.

- Что затем нам нужно сделать?

- А какие там детали?

- Знаем формулу для вычисления площади прямоугольника?

- Вычисляйте. Звучит космическая музыка.

- Что у вас получилось?

- А какое условие было в задаче Прямоугольника?

- Какая фигура лишняя?

- Представляйте свою работу.

- Молодцы - Соберите прямоход.

, ребята! Мы помогли Прямоугольнику. Получаем от него подарок. Что за подарок, узнаем попозже. Прощаемся с Прямоугольником. Возвращаемся в класс.

Индивидуальная работа.

- Мы с вами совершили путешествие на планету Прямоуголию, помогли Прямоугольнику сконструировать прямоход. А какую цель ставили на урок?

- Мы её достигли?

- Сейчас мы с вами проверим свои знания, ответим на вопросы теста. Ответы можно отмечать галочкой прямо в тексте теста (приложение 1).

- Давайте проведём проверку по эталону (на доске вписываю в «БЛАНК» правильные ответы).

- Оцените себя и сдайте мне листы с тестом. Запись на доске для самооценки:

0 ошибок –  отметка «5»;

1 ошибка – отметка «4»;

2 ошибки – отметка «3»;

3 и более ошибок – отметка «2».

Задание читает один из учеников.

Ответы детей: 6 деталей-геометрических фигур.

Ответы детей: по 6 человек в каждой группе.

Ответы детей: сложить площади фигур между собой.

Ответы детей: прямоугольники.

Ответы детей: да, S = a . b

Вычисляют площади фигур.

Ответы детей: S1 = 14 см2, S2 = 14 см2 , S3  = 8 см2 , S4  = 10  см2, S5  = 12 см2, S6  = 6 см2

Ответы детей: площадь всего прямохода не должна превышать 46 см2 .

Ответы детей: третья фигура с площадью 8 см2 .

Собирают прямоход (на отдельном листе клеят детали, конструируют прямоход).

Выходят капитаны.

Ответы детей: найти более рациональный способ вычисления площади прямоугольника

Ответы детей: да.

Отвечают на вопросы теста.

Самопроверка по эталону на доске.

Самооценка. Сдают подписанные листы.

                                                           Подведение итогов.  Рефлексия

Цель:

- выстроить смысловую цепочку работы над новым материалом;

- оценить свою работу на уроке;

- оценить настроение после урока.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

- Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Пригодятся ли вам знания, приобретённые на сегодняшнем уроке?

- Что нового узнали на уроке?

- Я думаю, что наш новый друг Прямоугольник очень рад, что мы посетили его и помогли ему.

- Ребята, Прямоугольник за нашу работу подарил нам космические яблоки настроения.

- Оцените свою работу с помощью яблок, которые находятся у вас на краю парты. Зелёное яблоко – я считаю, что сделал всё «на отлично», красное – я сделал почти всё, буду стараться работать лучше, подойду к учителю и мы решим проблему:

C:\Users\Марат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок.bmp

- Молодцы! Я довольна тем, как вы работали на уроке.

- Запишем домашнее задание: с. 61 №4 в учебнике (заранее на доске).

- Спасибо вам за работу! Давайте встанем, улыбнёмся друг другу и нашим гостям, и выйдем на перемену. Отдыхайте!

Ответы детей, высказывают своё мнение о работе на уроке.

Приём «Яблоня»: на доске плакат с изображением яблони. Детям до начала урока  раздают яблоки зелёного и красного цвета. Он приклеивать их на яблоню: зелёное – я считаю, что сделал всё «на отлично», красное – я сделал почти всё, буду стараться работать лучше, подойду к учителю и мы решим проблему.

Записывают домашнее задание.

Диагностика достижения планируемых результатов: тест по пройденному материалу.

Дополнительные творческие задания (если останется время): начертить прямоугольник со сторонами 6 см и 3 см. Вычислить его площадь. Отрезком разделить прямоугольник на 2 равных треугольника и вычислить площадь каждого.



Предварительный просмотр:

ФИ_____________________________________________________________

Тест

  1. Какая из предложенных формул является формулой нахождения периметра прямоугольника?

   а) P = (a + b) . 2

   б) P = (a + b)

  1. Какая из предложенных формул является формулой нахождения площади прямоугольника?

   а) S = a . b

   б) S = a + b

  1. Каков периметр прямоугольника, если а = 4, в = 5?

   а) Р = 25 см

   б) Р = 18 см

   в) Р = 1 см

  1. Какова площадь прямоугольника, если а = 5 см, в = 6 см?

   а) S = 3 см2

   б) S = 11 см2

   в) S = 30 см2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе УМК "Школа России". Тема «Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр. Решение задач на нахождение площади»

Методическая разработка урока математики с приложениями в виде карточек, индивидуального оценочного листа и авторской  презентации  в  4 классе по программе «Школа России». Раздел «Числ...

Технологическая карта урока "математика" ПНШ 3 класс «Измерение площади с помощью палетки. Поупражняемся в измерении площадей и повторим пройденное»

Технологическая карта урока«Измерение площади с помощью палетки. Поупражняемся в измерении площадей и повторим пройденное»  Предмет: «Математика»Класс: 3Тема урока: «Измерение площади ...

Урок математики в 3 классе по теме "Площадь фигуры. Единицы площади".

Урок составлен по комплекту учебников "Перспектива". Соответствует ФГОС НОО....

Урок математики во 2 классе по теме "Площадь фигуры. Единицы площади".

Учащиеся знакомятся с нахождением площади фигуры, с единицами её измерения....

Конспект открытого урока математики в 3 классе "Площадь.Единицы площади."

Конспект открытого урока по математике !Площадь.Единицы площади" по программе "Школа России"...

Карточки (раздаточный материал) к уроку математики в 3 классе (УМК Школа России) по теме "Площадь. Единицы площади.

Карточки (раздаточный материал) к уроку математики в 3 классе (УМК Школа России) по теме "Площадь. Единицы площади."Учащиеся научатся сравнивать площади фигур способом наложения; решать зада...

Урок математики в 3 классе. УМК «Школа России». Тема: Площадь. Единицы площади

Цель: Способствовать развитию умений определять площади разных фигур с помощью наложения, сравнивать фигуры по площади, познакомить с единицей измерения площади - квадратным сантиметром сод...