Конспект урока математики в 1 классе по теме "Образование чисел второго десятка"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Коваленко Татьяна Александровна

Конспект урока по теме "Образование чисел второго десятка". Цель урока - познакомить учащихся с образованием, особенностью чтения и порядком следования чисел второго десятка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovanie_chisel_vtorogo_desyatka.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Коваленко Татьяна Александровна

Предмет: математика

Тема: Образование чисел второго десятка.

Класс: 1

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика» под редакцией Ивашовой О. А. (УМК «Диалог»).

Время реализации занятия: 1 урок (35 минут)

Цель урока: познакомить учащихся с числами второго десятка (особенность чтения и порядок следования).

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Оборудование: интерактивная доска, магнитные карточки с числами от 11 до 20, магнитный пазл с изображением грифона, карточки на каждого ученика (4 вида), пособие «кирпичики» для демонстрации принципа образования чисел второго десятка (один-на-дцать и т.д.), магнитный грифончик, корзина с крашеными перепелиными яйцами («яйцами грифона»), цветные карандаши и клей (на каждого ученика), «кирпичик» с разгадкой тайны башни для каждого ребенка.

План проведения урока:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

Давайте поздороваемся с гостями.

Проверьте готовность к уроку..

II. Повторение пройденного материала.

Сегодня у нас необычный урок.

Учитель: Нам пришло видеосообщение. Давайте его посмотрим. Внимание на экран

Видео с ребенком (в костюме Греции):

«Привет, друзья! Я узнала, что в вашей стране существует цифровая башня, которая исполняет желания, а охраняют ее мифические существа из моей страны Греции. Я очень хочу, чтоб мои желания сбылись! А вы хотите, чтобы сбылись ваши? Тогда давайте побольше разузнаем про эту башню…

Вперед, друзья!»

Учитель: Какое интересное сообщение, правда? Ну что, попробуем найти эту башню и попытаться понять, в чем ее секрет? Как можно сделать так, чтоб наши желания сбылись?

Кто внимательно смотрел видео? Из какой страны нам пришло сообщение?

Дети: Из Греции (костюм).

Учитель: Наша гостья из Греции сказала, что башня эта существует у нас в стране. Кто знает, в какой стране мы живем?

Дети: В России.

Учитель: Верно. Но наша страна большая, в ней много городов. В каком же городе нам вести свои поиски.

Для того, чтобы получить название города, нужно расставить карточки на доске в порядке увеличения цифр на них (от 1 до 9).

Учитель: Что получилось?

Дети: Петербург.

Учитель: Верно! Оказывается, цифровая башня находится в нашем с вами городе!

Скажите, кто знает полное название нашего города?

Дети: Санкт-Петербург.

Учитель: Верно. А может кто-нибудь мне объяснит, почему слово Петербург у нас на доске написано с большой буквы?

Дети: Потому что это название города, имя собственное.

Числовой ряд закрывается. Учитель задает вопросы:

  1. Назови соседей числа 7 (6,8)
  2. Назови число, которое при счете следует за числом 3 (4)
  3. Назови число, которое при счете стоит перед числом 5 (4)
  4. Назови числа меньше 5 (1,2,3,4)
  5. Назови числа больше 4 (5,6,7,8,9)
  6. Назови соседей числа 8 (7,9)

Учитель: А помните, ребята, девочка в видеосообщении сказала, что какие-то мифические существа из ее страны охраняют эту башню. Давайте попробуем узнать, что это за существо?

Дети: Да!

Учитель: Для того, чтобы нам это узнать, нужно собрать пазл, но пазл не простой. Если мы правильно решим с вами все примеры и назовем компоненты, то нам откроется изображение таинственного существа, охраняющего башню желаний.

Пазл на магнитной доске. С обратной стороны 4 примера на повторение компонентов сложения (1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма, значение суммы).

Дети решают пример на части пазла, называют компоненты, переворачивают часть пазла и прикрепляют ее на доску.

Когда все части пазла перевернуты, дети соединяют картинку.

Учитель: Кто получился?

Дети: Грифон.

Учитель: Грифоны - мифические крылатые существа, с туловищем льва, головой орла. 

Учитель: Раз  мы с вами уже знаем, в каком городе находится башня, кто ее охраняет, я расскажу вам легенду этой башни.

- Речь пойдет о Башне Грифонов (ее также называют Цифровой Башней). Она расположена в городе Санкт-Петербурге, на Васильевском острове. Охраняют башню грифоны, которые боятся солнечного света. Поэтому днем они прячутся в башне, а по ночам, невидимые, летают над городом. Кирпичи, из которых состоит башня, почти все пронумерованы. Самое загадочное состоит в том, что цифры на кирпичах башни постоянно меняются, они то появляются, то исчезают. Говорят, что в определенные моменты цифры выстраиваются в тот самый код счастья. И если человек окажется перед башней в счастливый момент, его желание сбудется!

III. ФИЗМИНУТКА (для глаз) 

Внимание на экран.

Учитель: Мы с вами уже хорошо потрудились. Давайте немного отдохнем. Посмотрите на летающего грифона, следите за его перемещением глазами.

Учитель: Куда прилетел грифон в конце видео?

Дети: Он прилетел к гнезду.

Учитель: Верно, ребята. Он ждет, когда же вылупятся из яиц его маленькие грифончики.

А сколько их будет? Давайте посчитаем вместе хором.

Дети: Один….

Учитель: Сколько насчитали яиц?

Дети: 10.

Учитель: Кто скажет как по-другому можно сказать «10 яиц»?

Дети: Десяток яиц.

Учитель: Верно! Я знаю, что вы уже умеете считать десятками? Умеете?

Дети: Да!

Учитель: Давайте посчитаем.

Внимание на экран. Карточки зеленого цвета.

IV. Постановка цели урока.    

Учитель: Молодцы! А теперь давайте вспомним легенду о башне грифонов.

В легенде о Цифровой Башне есть такие слова «Числа выстраиваются в правильном порядке, образуя код счастья». Мы с вами знаем числа до 10 (и порядок их следования). А как  же образуются числа после 10? В старину десяток называли «дцать». И сейчас мы узнаем, как же получаются числа после десяти. А помогут нам в этом разобраться кирпичики из нашей башни желаний.

Итак, вот он наш десяток. Давайте проверим, верно ли, что здесь 10 кирпичиков. Кто мне поможет?

Один ребенок пересчитывает 10 кубиков.

Учитель: Напишем на них «дцать» (т.е. десяток)

Если к одному десятку – дцать – добавить еще один кирпичик, то получим один на дцать.

Учитель: Какое число получилось? 

При образовании каждого числа параллельно на доску прикрепляются магнитные карточки с получившимся числом. В итоге на доске получается числовой ряд от 11 до 20.

Дети: Одиннадцать.

Учитель: Возьмем второй кирпичик. Положим на десять кубиков два кубика. Сколько получилось кубиков?

Дети: Двенадцать.

Учитель: Возьмем третий кубик, положим на наш десяток – дцать. Получили три-на-дцать.

Дети: Тринадцать.

Учитель: На доске у нас появился числовой ряд (от 11 до 20).

Давайте запишем его в ваши карточки (белого цвета)

Учитель: Начинаем записывать числовой ряд от красной точки, записываем в строчку, между числами пропускаем по одной клетке.

V. Работа по теме урока

Учитель: Дальше к нам на помощь прилетит маленький грифончик.

В нашем ряду каждое последующее число больше предыдущего на один. Если, например, к числу 11 мы прибавим 1, это значит, что наш грифон должен перелететь на одно число вправо, и мы окажемся на числе 12. Если к числу 12 прибавим 1, то грифончик перелетит на одно число вправо, и мы окажемся на числе…

Дети: 13

Учитель: Верно.

Давайте попробуем поиграть вместе с грифончиком.

Учитель: 

- Грифончик  перелетает с числа 15 на одно число вправо (т.е. мы к 15 прибавляем 1), оказываемся на числе 16.

- С числа 17 летим на одно число вправо – 18.

- Теперь будем лететь влево. Если грифончик с числа 18 перелетит на одно число влево, мы окажемся на числе 17. По-другому можно сказать, что из числа 18 мы вычли 1, получили 17.

- Кто хочет попробовать?

- С числа 13 грифон  летит на одно число влево, мы окажемся на числе 12.

- Как сказать по-другому?

- Мы от 13 отняли 1, получили 12.

- Снова будем прибавлять числа. Это значит, в какую сторону будем двигаться пол нашему числовому ряду вместе с грифончиком?

Дети: Вправо.

Учитель: Верно! Но теперь будем всегда начинать свое движение с числа 10.

- Итак, с числа 10 грифончик летит четыре числа влево.

Один, два, три, четыре. На каком числе оказываемся?

Дети: На числе 14.

Учитель: Это значит, что, если мы к 10 прибавим 4, то получим число?

Дети: 14.

Учитель: Верно. Теперь вы.

- Начинаем с 10. Грифон перелетает на 6 чисел вправо.

- Перелетает на 2 числа вправо.

- На 9 чисел вправо.

Учитель: Теперь посмотрите на числовой ряд, который вы записали в ваши карточки.

Приготовьте цветные карандаши.

Синим карандашом подчеркните соседей числа 12.

Какие числа вы подчеркнули?

Дети: 11, 13.

Учитель: Возьмите зеленый карандаш и подчеркните соседей числа 19.

Какие числа подчеркнули?

Дети: 18 и 20.

Учитель: Красным карандашом обведите число, которое при счете следует за числом 15

Какое число обвели?

Дети: 16.

Учитель: Желтым цветом обведите число, которое на 1 меньше, чем 18.

Какое число обвели?

Дети: 17.

Учитель: Молодцы!

Учитель: Теперь посмотрите на экран.

Попробуем с вами составить рассказ по картинке.

Учитель: Кто это?

Дети: Грифончики

Учитель: Что они делают?

Дети: Играют в мяч.

Учитель: Сколько их?

Дети: 13.

ВЫЛЕТАЕТ ГРИФОНЧИК.

Учитель: Что произошло?

Дети: Прибежал еще один грифончик.

Учитель: Сколько грифончиков стало?

Дети: 14.

Учитель: Давайте попробуем составить выражение.

Дети: 13 + 1 = 14  

Возьмите желтую карточку, впишите выражение под картинкой с грифоном.

Учитель: Попробуем составить еще один рассказ: в гнезде было… сколько яиц?

Дети: 14

Учитель: Что произошло?

Дети: Из одного яйца вылупился грифончик.

Учитель: Сколько яиц осталось в гнезде?

Дети: 13.

Учитель: Составим выражение.

Дети: 14 - 1 = 13

Впишите выражение под картинкой с яйцом.

- Молодцы!!

Учитель: Отложите в сторону желтые карточки, возьмите синие карточки.

Некоторые числа в записи выражений стерлись. Давайте попробуем их восстановить. …

На доске у меня записаны те же самые выражения. Будем работать вместе. А поможет нам грифончик.

10 + … = 14

Учитель: Какое число нужно прибавить к 10, чтобы получилось 14? Подумайте.

Дети: 4

Учитель: Верно, давайте его впишем в наше выражение.

- Прочитайте выражение, которое у нас получилось.

14 = … + 4

Учитель: У нас должно с вами получиться число 14. Что нужно прибавить к 4, чтобы получить 14?

Дети: 10

Учитель: Верно, давайте впишем число 10 в наше выражение.

- Кто прочитает, что получилось?

Учитель: Молодцы!

Теперь откройте, пожалуйста,  учебники на стр. 106 посмотрите на задание 5. Числа с нашей башни вдруг пропали!

Давайте скорее их восстановим, ведь разгадка тайны башни уже так близко!

Выполняем задание №5.

Задание выполняется устно.

VI. ФИЗМИНУТКА .

Давайте немного отдохнем.

Встаньте, пожалуйста.

- А сейчас мы с вами узнаем, как в Греции выражают свою радость, а как – грустное настроение.

Сейчас мы будем слушать музыку. Если она веселая, как будем показывать? Так. Если грустная – так.

Под музыку дети выполняют движения, потом музыка ускоряется.

VII. Первичное закрепление материала.

Учитель: А сейчас мы с вами немного поиграем. Я раздам каждому небольшой сувенир – яйцо грифона.

Внимательно посмотрите на ваши сувенирчики, на некоторых из них вы видите числа. У кого число 12?

Выходи к нам. А теперь я позову к доске соседей этого числа.

Учитель: Какие числа являются соседями числа 12?

Дети: 11, 13.

Учитель: Верно. У кого числа 11 и 13. Выходите к нам, займите правильно свои места рядом с числом 12.

Учитель: Молодцы. У кого число 15?

- Теперь к  нам выйдут соседи этого числа. (14, 16)

- Теперь пусть к нам выйдет, тот у кого число 17 и число, следующее за ним при счете (18).

Молодцы!

Учитель: Осталось всего одно задание, если вы правильно ответите на все вопросы в игре «Верю - не верю», то получите кирпичик из башни желаний!

Игра «Верю - не верю» (по числовому ряду).

1. Верно ли, что соседями числа 17 являются числа 18 и 16?

2. Верно ли, что число 15 при счете следует за числом 14?

3. Верно ли, что перед числом 12 при счете следует число 10? ( Нет, 11)

4. Верно ли, что соседями числа 13 являются числа 11 и 14? ( Нет, 12 и 14)

5. Верно ли, что число 18 предшествует числу 19?

VIII. Итог урока.

Учитель: Ребята! Вы такие молодцы! Вы и с этим заданием справились! Каждый получает по кирпичику из нашей башни, внутри которого вы найдете разгадку тайны башни, найдете ответ на вопрос, где же нам искать счастье и как получить исполнение желаний!

Соедините числа в кольцах в порядке возрастания.

Учитель: А теперь прочитайте слова в том порядке, как вы соединили кольца. Что получилось?

Дети: Человек сам кузнец своего счастья.

Учитель: Что означает « кузнец своего счастья»? Как вы понимаете это выражение?

Счастье каждого человека в его руках. То есть, если мы просто чего-то желаем, но ничего для этого не делаем, у нас может это получиться?

Дети: Нет.

Учитель: Конечно. Если человек ничего не будет делать для осуществления своего желания, то оно вряд ли сбудется.

- В предложении есть слово «кузнец». Кто это?

Кузне́ц — мастер, занимающийся обработкой металла. Как думаете, легкая у кузнеца работа?

Нет. Это нелегкий труд. Вот потому и сказано так в нашем послании, что добиваться осуществления своего желания очень нелегко. Но без труда ничего не получится.

Учитель: Ребята, а посмотрите на кольца, которые вы соединяли в карточке. Как вы думаете, почему они разного цвета? На что они похожи?

- 5 колец – символ олимпиады (5 континентов). Ребята, кто вспомнит, а когда Олимпиада была в нашей стране? И где?

В Сочи, в 2014 году.

Учитель: А кто знает, в какой стране много лет назад впервые прошли Олимпийские игры?

Дети: В Греции.

IX. Рефлексия.

Учитель: Ребята, вы сегодня очень хорошо работали. На своих столах вы видите конверты, откройте их, пожалуйста.

Внутри вы найдете карточку с башней и 2 маленькие фигурки: мальчика и девочку. Мальчики возьмут фигурку мальчика, девочки – девочки.

На карточке вы видите башню, к которой ведут ступеньки. Возьмите клей.

Если вам на уроке сегодня было все понятно, наклейте свою фигурку на самую верхнюю ступеньку, возле башни. Если было трудно и что-то осталось непонятным, приклейте фигурку внизу. Если было понятно, но не все, приклейте фигурку где-нибудь посередине лесенки, чем ближе к башне, тем интересней вам было.

Поднимите карточки, у кого фигурка мальчика/девочки оказалась на самом верху?

А у кого фигурка где-то на середине лестницы?

- Я надеюсь, что вам понравился урок.

Вы очень старались, мне было приятно с вами работать. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики 3 класс "Вычитание трехзначных чисел с переходом через десяток".

Предлагаю конспект урока математики в 3 классе по теме " Вычитание трехзначных чисел с преходом через десяток". Урок составлен по программе Занкова. Цели урока :формирование у учащихся умения вычитать...

Конспект урока математики 4 класс "Деление круглых чисел"

Тема: «Деление круглых чисел» Цель: Сформировать способность к делению круглых чисел Задачи: Личностные: повышать интерес к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия; умение отстаивать собст...

Конспект урока математики "Дециметр. Сложение и вычитание чисел второго десятка"

Урок математики в 1 классе.Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)Цель урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изу...

Конспект урока математики 3 класс «Увеличение (уменьшение) чисел в 10, 100 раз» УМК «Школа России»

Конспект урока математики 3 класс «Увеличение (уменьшение) чисел в 10, 100 раз» УМК «Школа России»...

Конспект урока математики. 1 класс. Тема "Сложение чисел с переходом через десяток", УМК "Перспекива"

Конспект представлен в виде технологической карты с подробным описанием всех этапов урока....

Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Вычитание чисел". УМК "Перспективная начальная школа 21 века".

Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Вычитание чисел". УМК "Перспективная начальная школа 21 века"....

Конспект урока математики 2 класс. " Поразрядное вычитание чисел без перехода через разряд". УМК "Перспективная Начальная Школа"

Цели деятельности учителя: формирование умений выполнять поразрядное вычитание чисел без перехода через разряд; совершенствование вычислительных навыков; создание условий для формирования умений решат...