Урок математики интегрированный с окружающим миром
план-конспект урока по математике (2 класс)

Киселёва Наталья Владимировна

Интегрированный урок математики с окружающим миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rayonnyy_konkursnyy_urok.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Урок математики во 2 классе

                                              «Вычисления в пределах 100»

       Интегрированный урок математики с окружающим миром по теме «Зима»

Подготовила учитель начальных классов: Киселёва Н.В.

2018г.

Цели деятельности учителя:

-совершенствовать вычислительные навыки в пределах 100;

-повторить и закрепить умения решать задачи;

-развивать логическое мышление, внимание уч-ся;

-обогащать словарный запас уч-ся предметной терминологией;

-продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал;

-формировать умения работать в паре, в группе;

-воспитывать культуру общения, самостоятельность, активность, интерес к урокам математики;

-расширять знания уч-ся о зимних изменениях в жизни животных, раскрыть некоторые доступные взаимосвязи между этими изменениями;

-формировать УУД:

Предметные: выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток; решать текстовые задачи в два действия; находить периметр фигуры, чертить ломаные линии.

Личностные: учебно – познавательная мотивация, самопределение, умение признавать собственные ошибки; оценивать собственные успехи в освоении вычислительных навыков, положительное отношение и интерес к урокам математики, окружающему миру.

Метапредметные:

регулятивные: саморегуляция, оценка, целеполагание, познавательная инициатива, оценка результата работы, осуществление контроля и самоконтроля;

познавательные: общеучебные универсальные действия, обобщение, умозаключение, построение логической цепи рассуждений, постановка учебной задачи совместно с учителем, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение речевых высказываний, поиск и выделение необходимой информации, рефлексия способов и условий действия, выделение существенного и несущественного в условии задачи, использование схем при решении текстовых задач;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, учёт разных мнений, формирование и аргументация своего мнения при обсуждении задания, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведением партнёра и своих собственных действий.

Цели использования ИКТ:

повысить мотивацию учащихся

включать в работу зрительные и слуховые каналы восприятия учащихся

организовать дифференцированную работу на уроке, рациональное использование наглядности

Оборудование: электронная презентация, интерактивная доска, проектор, раздаточный материал (листы для практических заданий, карточки с примерами, карточки с буквами).

Методы: частично-поисковый, проблемный, наглядные, практические, исследовательские, игровые, словесные (энциклопедические сведения).

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Вид урока: урок-презентация, урок - путешествие.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Технологии: проблемного обучения, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, исследовательская работа, игровые, личностно – ориентированного, дифференцированного обучения.

Планируемые результаты:

складывать и вычитать двузначные числа в пределах 100 с переходом через десяток (устно и письменно);

находить закономерность в примерах, выполнять вычисления по аналогии;

составлять задачи по краткой записи, анализировать условие задачи, выделять существенные данные.

                                                     ХОД УРОКА

  1. Создание эмоционального настроя. (Организационный момент)

Цель: создать общий настрой на работу, дать понять учащимся, что они значимы для учителя, вселить веру в их силы.

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Слайд 1.

Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях. Слайд 2.

           - Ребята, какое сейчас наступило время года? (зима)

- Закройте глаза и шёпотом произнесите «Зима…»

- Какое у вас возникло чувство?

- А мне радостно, я люблю зиму и приглашаю вас на прогулку по зимнему лесу.

  Посмотрите, какой необычный красивый зимний лес. Слайд 3.

Мы в лес за наукой сегодня пойдём.

Смекалку, фантазию нашу возьмём.

Дорогой с пути никуда не свернём,

Но, чтобы до леса скорее дойти,

Решим мы заданья у нас на пути.

  1. Актуализация знаний.

Цель: стимулирование мыслительной деятельности уч-ся.

А) Разгадайте загадки.

   - Сколько ранним утром глаз открывается у вас? (2)

   - Эта цифра так вкусна из двух бубликов она. (8)

   - Цифра 6 вниз головой стала цифрою другой. Можете проверить

 уже не 6, а? (9)

   - Отгадайте название сказки: возле леса на опушке, трое их живёт в избушке, там три стула, и три кружки, три кровати, три подушки. (Три медведя)

Б) Логическая закономерность.                                                                                                             -   Даны числа.  Установите закономерность и продолжите  ряд чисел: Слайд 4.

2, 4, 6,...,...,...

25, 20,15,...,...,... .

- Вот мы и справились с первыми заданиями.

  3.Целеполагание и мотивация. (Фронтальный устный счёт)

Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Сегодня мы отправимся с вами в путешествие. Но сначала предстоит выполнить математическую разминку. Слайд 5.

- Решите выражения и найдите их значения (можно использовать разные способы чтения выражений).

49-32=17                 44-22=22               35+30=65

90-80=10                 38-22=16               86-54=32

34+22=56                10+41=51              67-55=12

Молодцы, ребята!

- Ребята, что мы с вами сейчас решали?

- Какие примеры (выражения)?

- Какие случаи сложения и вычитания вспомнили?

- Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока? Слайд 6.

- Какие цели вы поставите перед собой ? (повторить решение примеров на сложение и вычитание в пределах 100, а также закрепим умение решать задачи, в том числе и геометрические).

4.Создание  проблемной ситуации. Познавательная математическая цепочка. «Почему животные впадают в спячку?»

Цель: установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

Итак, мы с вами на зимней полянке.

Тихо в зимнем лесу. Деревья в снежном уборе. Некоторые животные впали в спячку. Почему животные впадают в спячку? (Ответы уч-ся)

Предлагаю решить цепочку примеров и убедиться в правильности ваших ответов.                  Слайд 7.

(На основе полученного результата решаем проблемную ситуацию)

Энциклопедические сведения.  

      Животные, впадающие в спячку, чаще всего употребляют растительную пищу и запасов на зиму не делают.

       А с приходом зимы растительная пища пропадает. Но животные накапливают за тёплое время года жир в своём теле.

        Так что, когда они долгое время не могут найти себе еду, то заползают в свои норы и засыпают. Они проводят так всю зиму, питаясь запасённым жиром.

       Когда животное находится в зимней спячке, его жизненная активность падает практически до нуля.

       Температура тела опускается до такого уровня, что животное становится чуть теплее окружающего воздуха.

        Вот почему животные расходуют свои пищевые запасы, накопленные в теле очень – очень медленно.

        Если температура в норе становится очень низкой, находящееся в спячке животное просыпается, зарывает себя глубже и засыпает снова.

     5.  Закрепление пройденного материала

      Цель: формирование умений строить математические модели реальных явлений.

  1. Решение задачи (фронтальная работа)  

– А все ли животные впадают в спячку? (нет)

– Отгадайте загадку:

Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам.

Он в шубке серенькой зимой и в рыжей шубке летом.

– Кто это? (Белка)

Слайд 8

- Посмотрите на краткую запись.

- О чём пойдёт речь в задаче? (о грибах и орехах)  

– Что известно в задаче? (Ск.белочка запасла грибов)

- Что неизвестно? (Ск.было орехов)

- Что обозначает фигурная скобка? (Ск.всего грибов и орехов запасла белочка?)

- Составьте текст - задачу по краткой записи.

- Сколько действий будет в этой задаче?

– Можем ли ответить на вопрос сразу? Почему? (не знаем сколько было орехов)

- Поставьте первый вопрос, на который будем находить ответ. (Сколько орехов запасла белочка?)

– Что значит на 6 больше? (это 10 да ещё 6)

– Каким действием мы найдём ответ на первый вопрос? (сложением). На второй вопрос? (сложением)

Решение задачи, запись учеником у доски, остальные в тетрадях.

1) 10 + 6 = 16 (шт.) – орехи

2) 10 + 16 =26 (шт.)  

Ответ: 26 грибов и орехов.

- Итак, мы с вами решили задачу.

Какие числа складывали? (складывали числа в пределах 100)

2). Геометрический материал (нахождение периметра фигуры)

      Работа в парах. На данном этапе уч-ся обдумывают проект будущих учебных (коммуникативных) действий.

Цель: исследовать путь объекта через нахождение периметра геометрической фигуры (треугольника), повторить свойства треугольника, формулу нахождения периметра треугольника.

Белка осенью запасает корм на зиму. Прячет грибы и орехи в кладовке, которые она устраивает на различных деревьях. Как -  то утром белочка решила позавтракать. На берёзе грибочки взяла, на сосне в кладовке шишки. Наша задача, узнать какой путь проделала белочка? Слайд 9

– Исследуйте весь путь белочки, если от ели до березки 15 м, от березы до сосны 4 м, а от сосны до ели 20 м (в парах исследуют путь белочки, находят чему он равен)

- Чему равен путь белочки? (39 м)

- Ребята, а когда вы находили этот путь, вы обратили вниманию на фигуру, которая у вас получилась?

- Как называется эта фигура? (треугольник)

-Давайте посмотрим и проверим верны ли ваши утверждения. (на экране появляется треугольник)

- Кто может доказать, что это треугольник?

- Итак, ребята, вы нашли путь белочки. А как по -  другому можно назвать путь белочки на языке математики? (периметр)

- Что такое периметр? (сумма всех сторон многоугольника)

- Выберите формулу, по которой вы находили периметр треугольника (P = a + b + c,                          P = a + b + a + b)

- Ребята, что помогла повторить нам белочка на данном этапе урока? (повторили решение задачи, вспомнили что такое периметр треугольника и как его находить)

  6. ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА («Гимнастика для глаз» Галкина И. А.) Слайд 10

Цель: способствовать повышению работоспособности, активности уч-ся, помочь преодолеть усталость и сонливость, обеспечить активный отдых организму в процессе определённой учебной деятельности.

-Ребята, берегите зрение, чаще делайте упражнения для глаз.

  7. Самостоятельная работа. Решение примеров в столбик (по вариантам). Найди и исправь ошибки.

Цель: направить сознание уч-ся на собственную деятельность.

Найти и записать только те примеры, в которых допущены ошибки.

Самоконтроль. Слайд 11.

- Проверьте правильность выполнения задания.

Самооценка работы на этапе.

- У кого всё правильно поставьте «+»

- У кого одна ошибка поставьте «!»

- У кого две, и более ошибок поставьте «?»

Итак, какие умения вы закрепили, выполняя это задание?

  9. Дифференцированная работа в группах (по карточкам).

     Цель: организовать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

 Мы с вами на зимней полянке, продолжаем нашу прогулку. Слайд 12.

- Следующее задание будем выполнять в группах. Вам нужно будет решить примеры. (Ответы выстраиваются в порядке возрастания и прочитывается слово).

Примеры записаны на карточках и на отдельных карточках даются ответы, нужно подобрать правильный ответ.

Задание для 1 группы.

У 33 + 3=

С 40 + 2=

П 50 + 5=

Е 48 + 20=              

Х 70 – 1=

Задание для 2 группы.

 У 84 – 70=

 С 60 – 35=

 П 57 – 30=

 Е 41 + 9=    

 Х 100 – 16=          

Задание для 3 группы.

У –  разность чисел 13 и 7 равна…

С – уменьшаемое 18, вычитаемое  – 2. Найти разность…

П – 30 увеличить на 10 получится…

Е – 65 уменьшить на 2 получится…

Х – сумма чисел 30 и 60 равна…

 1 группа – какое слово у вас получилось? (Успех)

 2 группа – какое слово получилось у вас? (Успех)

 3 группа – какое слово получилось у вас? (Успех)

Вопрос для каждой группы.

- Кто обратил внимание, как расположены полученные результаты? (в порядке возрастания)

- А теперь переверните карточки с ответами обратной стороной и прочитайте слово, которое у вас получилось.

_ А что такое успех?

- Молодцы! Вас всех ждёт успех!

10. Итог урока. Задание на закрепление.

      Цель: организовать самостоятельное выполнение задания учащимися, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном.

– Ребята, подходит к концу наше путешествие.  Нам пора возвращаться. А чтобы мы не сбились с пути, давайте начертим маршрут. А какой маршрут нам подскажет ещё один лесной житель. Отгадайте кто это?

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

 Слайд 13. Начертите ломаную из 3 звеньев, так чтобы длина первого звена была равна 3 см, а каждое следующее звено было на 1 см длиннее предыдущего. Найдите длину ломаной.

Работают самостоятельно.

Проверка на экране. Слайд 14.

11. Итог урока.

      - Ребята, куда мы с вами сегодня путешествовали?

      - Кого мы встретили на зимней полянке?

      - Какие задания вам больше всего понравились?

      - Какие трудности вы испытали?

        Рефлексия.

- А сейчас посмотрите на экран и выберите для себя одну понравившуюся фразу, которую вам хотелось бы продолжить. Слайд 15.

Что я получил(а) от этого урока?

Мне больше всего удалось…

Мне было интересно…

Что меня удивило?

Сегодня на уроке я научился(лась)…

Мне было трудно…

Наши лесные зверушки и я благодарим вас за работу на уроке. Слайд 16.

И попрощаться с нами прилетела сорока и что - то принесла с собой. Слайд 17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по математике интегрированный с окружающим миром на тему: «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»

Урок-путешествие по математике интегрированный с окружающим миром на тему: «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» Цель:Развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространённым профессиям ...

Урок математики, интегрированный с окружающим миром, в 3 классе "Решение уравнений вида х+6=9; х-6=9; Х 3=27;х:6=5" (УМК "Школа 2100")

Тема: Решение уравнений вида х+6=9; х-6=9; Х 3=27;х:6=5Цели: - учить решать уравнения вида х+6=9; х-6=9; х 3=27; х:6=5;           - закреплять работу ...

Интегрированный урок ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ и ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 1 классе Тема урока: Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г`].

Конспект интегрированного урока обучения грамоте и окружающего мира для 1 класса по программе "Школа России". Тема " Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г`]. На уроке учащиес...

Урок математики с элементами окружающего мира

Урок-путешествие по морским глубинам...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ И ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ. 2 класс. Тема "ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ КРАСОТЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"

Урок объединяе темы трёх предметов:Изобразительное искусство: линия как средство выражения, характер линий.Окружающий мир: живая и неживая природа.Православная культура: красота рукотворная и нерукотв...

Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).

Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....