Конспект урока по математике в 1 классе «Сравнение чисел»
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Тема               Сравнение чисел

Цели  1) Научить детей сравнивать числа, выражая результат сравнения

              словами «больше» и «меньше»; сформулировать правила сравнения чисел;

              практиковать в решении примеров.

 2) Развивать наблюдательность; прививать навыки самостоятельной  деятельности;

       интереса к предмету.

            3) Воспитывать положительные качества.

Оборудование: учебник «Математика 1 класс» №2 и рабочая тетрадь №2

                           автор В.Н. Рудницкая; фишки; карточки; геометрические фигуры; наглядность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sravnenie.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике

в 1 классе

«Сравнение чисел»

 подготовила

учитель начальных классов

Бурдина Ирина Александровна

Тема               Сравнение чисел

Цели  1) Научить детей сравнивать числа, выражая результат сравнения

              словами «больше» и «меньше»; сформулировать правила сравнения чисел;

              практиковать в решении примеров.

 2) Развивать наблюдательность; прививать навыки самостоятельной  деятельности;

       интереса к предмету.

            3) Воспитывать положительные качества.

Оборудование: учебник «Математика 1 класс» №2 и рабочая тетрадь №2

                           автор В.Н. Рудницкая; фишки; карточки; геометрические фигуры; наглядность.

Ход урока

  1. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Даром время не теряем

И работать начинаем.

  1. Создание психологического комфорта на уроке.

Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечных лучей, запахи весны.  Я желаю вам хорошего настроения, успеха и приглашаю всех на урок  математики. Сегодня мы будем работать с числами, учиться сравнивать их, выражая результат сравнения словами «больше» и «меньше»; будем развивать наблюдательность и навыки самостоятельной деятельности; воспитывать интерес к предмету и положительные качества.

  1. Основная часть урока.

1)  Мотивация учебной деятельности.  Воспроизведение опорных знаний учащихся.

-  В некотором царстве, в Математическом государстве жила была маленькая принцесса Математика.  Принцесса очень любила всех жителей, и жители платили ей тем же. Каждого жителя принцесса звала по имени, только вот имена были необычные, как их звали вы уже знаете. (Открывается доска и появляются написанные в беспорядке числа от 0 до 20).

- Что такое перед вами?  Это числа.

а) Устный счёт.

Прямой и обратный счёт.

- Давайте чётко и громко назовём каждого из них в прямом порядке от 0 до 10, теперь в обратном порядке от 10 до 0. Назовём каждого в прямом порядке от 11 до 20, а теперь в обратном порядке от 20 и до 11.

- Молодцы, всех жителей назвали правильно. А теперь от однозначных чисел проведите стрелки в овал, от чисел, оканчивающихся нулём, проведите стрелки в круг, от двузначных чисел – в полукруг.

Один ученик работает у доски, остальные в приготовленных карточках.

- Какие числа попали сразу в две фигуры? Почему?

Состав чисел.

- Числа в математическом государстве живут в домиках. Давайте заселим домики.  (Повторяем состав чисел).

- Из чисел в математическом государстве составляют числовые выражения. Найдите значения числовых выражений, закройте фишками примеры с ответом  4. Выражение называйте громко и чётко.

6  - 2

13 – 9

11 - 8

14 - 10

2 + 3

12 - 7

4 + 0

8 - 4

10 - 6

2 + 2

9 - 3

1 + 5

Работа с геометрическим материалом.

- Принцесса Математика живёт во дворце. Как вы думаете,  из чего он построен?  Из геометрических фигур. Из каких? Назовите и покажите.

- Какую фигуру загадала принцесса, если эта фигура – не круг и находится справа от треугольника.

- Какая фигура находится в верхней строке справа? (круг)

- Какая фигура находится в нижней строке слева? ( квадрат)

- Сколько вы видите на рисунке многоугольников?  Давайте составим задачу, сколько и чего потребовалось, чтобы построить дворец. Вспомним, что задача – это текст,  в котором есть условие и вопрос. Про условие помнят все, а про вопрос, почему то забывают.

- Чтобы построить дворец, принцессе понадобилось 6 многоугольников и 2 круга. Сколько всего фигур понадобилось?

- Каким действием будем  решать задачу?  Почему? Надо узнать число всех фигур.

- Запишите решение задачи. Прочитайте это выражение. К шести прибавить два получится восемь.

- Кто знает другой способ? Сумма чисел шести и двух равна восьми.

- Дайте название каждому числу в этом выражении, поставьте карточки со словами «слагаемое», «слагаемое», «сумма».

- Вы, наверное, устали, а теперь все дружно встали.

б) Физминутка.

Сколько ягодок у нас,

Столько и подпрыгнем раз. Пять.

Сколько видите грибков,

Столько – головой кивков.  Два.

Сколько черепах в округе,

Столько раз поднимем руки.  Четыре.

Сколько видим пташек здесь,

Столько надо бы присесть. Три.

А лягушка здесь одна,

Работать всем велит она.

2)  Сообщение темы урока. Введение материала с учётом закономерностей процесса познания, возрастных особенностей.

а) Формулирование первого правила сравнения чисел.

- В Математическом государстве очень уважают правила и всегда их соблюдают.  И каждый раз, когда принцесса объявляет о новом правиле, этот день становится праздником. Вот и сегодня все жители ждут нового правила.

Пришла пора с ним познакомиться.

- Откройте учебник на 74 странице. Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы.

- Пересчитайте красные шары. Сколько их?   3

- Пересчитайте синие шары.  Сколько их?  4

- Каких шаров меньше?  Почему? Потому что три называют при счёте раньше четырёх. Каких шаров больше? Почему?  Потому что четыре называют при счёте позже трёх.

- Пересчитайте белок. Сколько их?   5

- Пересчитайте лис.  Сколько их?  3

- Каких зверей  меньше? Почему?  Потому что 3 называют при счёте раньше пяти.  Каких зверей больше?  Почему?  Потому что при счёте 5 называют позже трёх.

- Пересчитайте курочек. Сколько их?   4

- Пересчитайте цыплят.  Сколько их?  9

- Каких птиц  меньше? Почему?  Потому что 4 называют при счёте раньше девяти.  Каких птиц больше?  Почему?  Потому что при счёте 9 называют позже четырёх.

- Какой можно сделать вывод?

- Числа можно сравнивать и без рисунков. Из двух чисел меньше будет то, которое при счёте называется раньше, и больше то, которое называется позже.

 Послушаем первое правило принцессы.

Первое правило.

- Я принцесса математического государства, повелеваю помнить и применять такое правило:

Числа можно сравнивать и без рисунков. Из двух чисел меньше то число, которое называют при счёте раньше, а больше то число, которое называют при счёте позже.

(На доске появляется лист формата А4, на котором напечатано правило).

- Это правило, ребята, находится в учебнике на 74 странице в рубрике «Это важно знать».

- Выполнив задание первое, мы закрепим первое правило принцессы.

- Какое число больше: 13 или 19, 20 или 15, 5 или 8? Объясните свой выбор.

- Какое число меньше: 11 или 14, 13 или 9, 17 или 20? Объясните свой выбор.

- В  учебнике  на странице 75, посмотрите  на верхний рисунок и ответьте на вопрос: кто больше набрал огурцов: Петя или Маша? Объясните свой выбор.

В корзине лежат 15 лимонов и 7 апельсинов. Чего меньше: апельсинов или лимонов? Объясните свой выбор.

- В каком слове больше букв?  МАТЕМАТИКА  (10)     РИСОВАНИЕ  (9)

- В каком из этих слов больше одинаковых букв?

- Знаете ли вы, какое число самое большое?  

- Какое бы большее число вы не называли, всегда можно назвать следующее, которое  при счёте идёт за этим числом, а значит, будет больше. Самого большого числа не существует.

- А самое маленькое? Для вас, мои маленькие первоклассники, самое маленькое число – это нуль.

б) Физминутка

Это – правая рука, это – левая рука,

Справа – шумная дубрава, слева – быстрая река…

Обернулись мы, и вот стало всё наоборот.

Слева – шумная дубрава, справа – быстрая река.

Неужели стала правой моя левая рука?

в) Формулирование второго правила сравнения чисел.

- Положите перед собой линейки.

- А теперь, посмотрите на шкалу линейки. Какое число написано на шкале линейки левее: 5 или 9? Какое из этих чисел написано правее?

- Назовите все числа, которые написаны справа от числа нуль. Есть ли числа, которые написаны слева от числа нуль?

- Назовите числа, которые расположены левее числа 7. (0,1,2,3,4,5,6).

- Эти числа меньше числа семь, потому что расположены левее числа 7.

- Найдите числа 3 и 6; число 3 меньше 6. Так как 3 распложено левее.

- Какое число меньше: 7 или 9, 11 или 15, 18 или 20 и почему?

- Назовите числа, которые расположены правее числа 7. Эти числа больше числа 7, потому что расположены правее.

- Найдите на шкале линейки числа 12 и 16.  Какое из них расположено правее? Какое левее? Какое из этих чисел больше,  и какое меньше?

- Какой можно сделать вывод?

- Из двух чисел меньше то, которое на шкале линейки левее, и больше то, которое правее.

 Послушаем второе правило принцессы.

Второе правило.

- Я принцесса математического государства, повелеваю помнить и применять такое правило:

Числа можно сравнивать с помощью шкалы линейки. Из двух чисел меньше то число, которое на шкале линейки написано левее, а больше то число, которое написано правее. Левее нуля на шкале линейки нет ни одного числа. Поэтому нуль меньше любого другого числа, а любое число больше нуля.

(На доске появляется лист формата А4, на котором напечатано правило).

- Это правило, ребята, находится в учебнике на 76 странице в рубрике «Это важно знать».

- Выполнив задание одиннадцатое, мы закрепим второе  правило принцессы.

Сравни числа по шкале линейки:  11 и 8, 15 и 13, 19 и 20, 16 и 18.

3) Самостоятельная работа. Проверка восприятия детьми нового материала.

а) Работа в маленьких тетрадях

- Откройте свои маленькие тетради, в них записаны в две строки пары чисел. Их нужно сравнить. Возьмите в руки красный карандаш и подчеркните им  большее число в каждой паре на первой строке.

5 и 9, 3 и 2, 6 и 12, 9 и 6, 14 и 8

Возьмите в руки синий карандаш и подчеркните им  меньшее число в каждой паре на второй строке.

8 и 2, 7 и 10, 15 и 13, 11 и 19

б) Дифференцированная работа в рабочих тетрадях на печатной основе

Работа строится с учётом индивидуального подхода. Рабочая тетрадь №2, страница 58.

IV. Итог урока

- Праздник в математическом государстве состоялся, новые правила объявлены и будут применяться на практике, в  жизни. Мы с правилами принцессы познакомились, исполняли их на уроке, надеюсь и впредь будем исполнять и не ошибаться.

- Что нового вы сегодня узнали о числах?

- Какие открытия сделали для себя при изучении математики?

Сформулировали правила сравнения чисел.

- Для чего нужны эти правила?

- С каким настроением уходите с урока?

- Наш урок окончен. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по математике 1 класс "Сравнение чисел"

Тема урока «Сравнение чисел». 1 класс «Начальная школа 21 века»Тип урока: освоение новых знаний.Цели:1. Сформировать способность к сравнению чисел.2. Совершенствовать вычислительные навыки.3. Развиват...

Конспект урока по математике на тему: "Сравнение именованных чисел" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Сравнение именованных чисел" 1 класс...

Конспект урока по математике, 3 класс. УМК Школа России. "Сравнение трёхзначных чисел"

Цель: познакомить с приемами сравнения трёхзначных чисел; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов...

Конспект урока по математике 1 класса "Прибавление чисел 7, 8, 9"

Разработка конспекта урока поматематике для 1 класса по теме "Прибавление чисел 7, 8, 9" по УМК "Начальная школа 21 века" (Н.Ф. Виноградова)...

Конспект урока по математике 1 класс "Сравнение чисел. Результат сравнения"

Сформировать ценностное  отношение к совместной познавательной деятельности по сравнению  чисел....